Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Димилитаризация и нейтрализация. Безъядерные зоны. Движение неприсоединения.





 

Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.
Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.
При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.
При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.
Объем демилитаризации определяется в каждом случае конкретным договором. В нем, в частности, может содержаться общее указание на запрет использовать определенную территорию в военных целях, что по существу служит показателем полной демилитаризации.
Демилитаризация отличается от разоружения тем, что обычно применяется к определенной территории, тогда как разоружение — к государству в целом как к субъекту международного права. Если демилитаризация территории означает запрет иметь на ней определенные объекты, вооружения и вооруженные силы, то разоружение запрещает государству (полностью или частично) иметь вооруженные силы и вооружения не только в пределах определенной территории, но и вообще где бы то ни было.
Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.
Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет — это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории.
Нейтрализация не обязывает государство оставаться нейтральным в случае возникновения военных действий, но из театра военных действий должна быть исключена нейтрализованная территория.
Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.
Обычно демилитаризация и нейтрализация применяются совместно. Они дополняют друг друга. Демилитаризованная территория гарантируется от нападения нейтрализацией, которая, в свою очередь, подкрепляется демилитаризацией, т. с. отсутствием военных объектов, мо1ущих послужить причиной или поводом для нападения.
В практике международных отношений демилитаризации и нейтрализации подвергались пограничные зоны, международные проливы и каналы, острова, а также отдельные города.
Так, в соответствии с Соглашением между США и Великобританией от 28—29 апреля 1817 г. демилитаризованная пограничная зона была установлена на Великих озерах, по которым проходит государственная граница США и Канады. Создание пограничных демилитаризованных зон предусматривалось также Договором между Перу и Колумбией от 20 сентября 1829 г. и Договором между Боливией и Перу от 20 августа 1831 г. Соглашение между Швецией и Норвегией от 26 октября 1905 г. создавало по обе стороны их государственной границы демилитаризованные и нейтрализованные зоны шириной около 25 км.
Обычно пограничные демилитаризованные зоны устанавливаются равной ширины по обе стороны границы, но известны и иные случаи. Так, на основании ст. 42—44 и ст. 180 Версальского договора 1919 г. была создана демилитаризованная зона лишь на территории Германии шириной 50 км к востоку от Рейна с целью предупреждения германской агрессии.
Вопрос о демилитаризации границ был предметом рассмотрения в Лиге Наций. В 1923 г. при обсуждении проекта договора о взаимной помощи представитель Великобритании предложил создать под эгидой Лиги Наций демилитаризованные зоны на границах всех государств — участников договора с целью предотвратить агрессию и облегчить ее определение. Однако проект договора о взаимной помощи лишь рекомендовал установить такие зоны. Женевский протокол о мирном разрешении международных споров 1924 г. также рекомендовал создавать такие зоны. Аналогичные рекомендации были сделаны Лигой Наций в 1928 г.
На Московской конференции по разоружению 1922 г. советское правительство предлагало создать подобные зоны.
По Мирному договору между Россией и Эстонией от 2 февраля 1920 г. на границах обоих государств были созданы временные демилитаризованные зоны. Мирный договор между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 г. и Соглашение от 1 июня 1922 г. также устанавливали демилитаризованные зоны на границах обоих государств. Подобная зона была создана на советско-турецкой границе в соответствии с Договором между РСФСР и Турцией 1921 г. Такие же зоны устанавливались и на границах других государств в период между Первой и Второй мировыми войнами и после Второй мировой войны. Например, по Мирному договору 1947 г. с Италией на ее территории вдоль границы с Францией и Югославией были созданы частично демилитаризованные зоны.
Временные и полностью демилитаризованные зоны шириной до 10 км создаются вдоль временных демаркационных линий, устанавливаемых при заключении перемирия между воюющими сторонами. Подобная практика известна давно.
После Второй мировой войны установление демилитаризованных зон предусматривалось соглашениями: между Египтом и Израилем от 24 февраля 1949 г., Сирией и Израилем от 20 июня 1949 г., Иорданией и Израилем от 3 апреля 1949 г. Подобные же зоны были установлены в соответствии с Соглашением о перемирии в Корее от 27 июня 1953 г. и Женевскими соглашениями о прекращении военных действий во Вьетнаме от 21 июля 1954 г.
Демилитаризации и нейтрализации неоднократно подвергались международные водные пути, такие как проливы и каналы, с целью обеспечить свободу и безопасность судоходства по ним. По Договору между Аргентиной и Чили от 23 июля 1881 г. нейтрализованным навсегда был объявлен Магелланов пролив. В нем запрещалось также создавать военные укрепления, которые могли бы помешать свободе судоходства. По Лозаннской конвенции 1923 г. демилитаризованными были объявлены Черноморские проливы вплоть до 1936 г., когда режим проливов был изменен конвенцией, подписанной в Монтрё.
В соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 г. Суэцкий канал считается нейтрализованным, поскольку он по существу изымается из театра военных действий, и частично демилитаризованным, поскольку в его зоне запрещено возводить укрепления, которые могли бы помешать свободе судоходства.
Согласно Договору между США и Панамой 1977 г. (ст. 1) Панамский канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтрализованным.
Демилитаризации и нейтрализации подвергались и отдельные острова, имеющие большое международное и стратегическое значение, в частности Аландские острова и остров Шпицберген.
Вопрос о демилитаризации Аландских островов имеет большую историю, которая начинается с 1856 г., когда острова впервые были демилитаризованы. В настоящее время Аландские острова полностью демилитаризованы на основании Мирного договора между СССР и Финляндией, заключенного в 1947 г. В этой связи интересно отметить, что от лиц, постоянно проживающих на островах, не требуют отбывания воинской повинности. Вместо этого они могут поступать на лоцманскую или маячную службу или в другие гражданские органы Аландских островов.
На основании многостороннего Парижского договора от 9 февраля 1920 г. был демилитаризован и нейтрализован Шпицберген, над которым был установлен суверенитет Норвегии. Советский Союз присоединился к договору в 1935 г.
Демилитаризация и нейтрализация применялись также к вольным городам. На основании Венских договоров 1815 г. был нейтрализован вольный город Краков1. После Первой мировой войны был демилитаризован вольный город Данциг. По Договору между Францией, Англией и Испанией, заключенному в Париже 18 декабря 1923 г., был демилитаризован и нейтрализован город Танжер с прилегающей зоной.
После Второй мировой войны Договор с Италией 1947 г. предусматривал образование свободной территории Триест, которая должна была быть демилитаризована и нейтрализована.
В конце 50-х годов вопрос о демилитаризованном и нейтрализованном вольном городе возник в связи с германской проблемой. Ввиду специфических обстоятельств, которые сложились в Берлине после Второй мировой войны, в 1958 г. был образован демилитаризованный и нейтрализованный вольный город Западный Берлин.
Характерным примером демилитаризованной зоны является Антарктика, которая согласно ст. 1 Договора об Антарктике 1959 г. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.
Исключительно важный вид демилитаризованных и нейтрализованных зон отражен в международных договорах о создании так называемых безъядерных зон в различных районах мира.
Безъядерная зона является частично демилитаризованной, поскольку на ее территории ни под каким видом не должно быть ядерного оружия и установок для его обслуживания. С этой целью государства, входящие в безъядерную зону, берут на себя обязательства не производить, не ввозить для собственных целей и не разрешать размещения на своей территории ядерного оружия всех типов, а также установок для его обслуживания. Другие государства, не входящие в состав зоны, обязываются не иметь ядерного оружия и установок для его обслуживания на вооружении своих войск, находящихся на территории безъядерной зоны, и ни под каким видом не передавать такового правительствам или каким-либо органам на территории государств, входящих в зону.
Безъядерная зона представляет собой частично нейтрализованную зону, поскольку она изымается из сферы применения ядерного оружия в случае возникновения военного конфликта. В этих целях государства, располагающие ядерным оружием, принимают обязательства не использовать его против территории зоны или каких-либо объектов на ней.
В настоящее время к числу безъядерных зон относятся, в частности, Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.) и южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.).
В апреле 2003 г. Казахстан обратился в ООН с предложением объявить Центральную Азию безъядерной зоной.

 

Движение неприсоединения — международное объединение развивающихся государств, в основу политики которого положено неучастие в военно-политических блоках. На начало 90-х гг. в нем принимали участие 102 государства и национально-освободительных движения (Организация освобождения Палестины (ООП) и Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). У его истоков стояли видные политические и государственные деятели. Одним из них был премьер-министр Индии Дж. Неру. Свое нынешнее название Движение неприсоединения получило на 3-й конференции в Лусаке в 1970 г.; возникновение его относится к концу 40-х — началу 50-х гг., когда после окончания второй мировой войны развернулось национально-освободительное движение народов колоний (см. Колониализм). Организационно оформилось в сентябре 1961 г. на 1-й конференции неприсоединившихся стран в Белграде; в ней приняли участие представители 25 стран. Конференции созываются регулярно — раз в три года (1973 г. — Алжир; 1976 г. — Коломбо; 1979 г. — Гавана; 1983 г. — Дели; 1986 г. — Хараре; 1989 г. — Белград).

На конференциях вырабатываются и принимаются основные программные документы Движения, в которых записываются его цели и принципы, направленные на борьбу против империализма и колониализма, на укрепление позиций стран неприсоединения.

В период между конференциями страна, проводившая последнюю конференцию, выполняет координационные функции, осуществляет связь между странами и представляет Движение на международной арене. В это же время проводятся конференции министров иностранных дел, на которых обсуждаются важнейшие проблемы текущего момента и согласовываются позиции стран. Этим же вопросам посвящены и ежегодные, созываемые накануне открытия сессий Генеральной Ассамблеи ООН совещания глав делегаций и министров иностранных дел.

Для решения текущих и других вопросов образовываются специализированные органы. Решения на всех уровнях носят рекомендательный характер.

Движение неприсоединения не имеет Устава, бюджета; его штаб-квартирой является столица страны, в которой проходила последняя конференция глав государств и правительств.

Надо отметить, что если вначале Движение в основном занималось внутренними проблемами участвующих в нем стран, то в последние годы оно все больше и больше уделяет внимания важнейшим вопросам современных международных отношений. Так, на конференции в Хараре рассматривались такие вопросы, как борьба с гонкой вооружений, проблемы разоружения. Белградская конференция показала, что участники Движения неприсоединения идут в ногу со временем, выступив за участие в широком международном диалоге для решения актуальных проблем современности. На этой конференции были приняты специальные резолюции по проблемам экологии, борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Большой интерес проявляет Движение неприсоединения и к поиску новых подходов к перестройке международного экономического сотрудничества на основе справедливых и демократических принципов.

Движение неприсоединения играет всевозрастающую роль в деятельности ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН страны Движения выступают с различными предложениями и вносят проекты резолюций по ряду вопросов.

 

Date: 2016-11-17; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию