Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и их природа. Виды и уровни развития способностей.





Способности -совокупность индивидуально – психологических свойств личности, которые определяют скорость и успешность овладения какой либо деятельностью и совершенствования в ней.

Способности характеризуются 3 ключевыми признаками: 1)они являются индивидуально – психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого;

2)способности – это лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности;

3) способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики, определяющие динамику приобретения нового опыта, приобретения новых ЗУН.

В психологии на природу способностей человека существуют разные позиции, которые условно можно рассматривать в рамках 3 подходов:

1.Подход: Способности определяются генотипом. Некоторые учёные считают что способности врожденны и предаются по наследству.

2.Подход: Способности зависят от воспитания. Данный подход заключается в том, что развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия.

3.Подход: Способности развиваются в ходе жизни с учётом природных задатков. У каждого человека есть врождённые способности, или природные задатки.

Задатки- морфологические и функциональные особенности человека, характеристики нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок, так и создание благоприятных условий. Для обеспечения последнего следует учитывать возрастную сензитивность – присуще определённому возрастному периоду, оптимальное сочетание условий для развития определённых психических свойств и процессов.

Виды и уровни способностей:

1. Общие способности- индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие успешность выполнения различных видов деятельности. Уровень общих способностей определяется теми психологическими качествами индивида, которые отвечают требованиям разных видов деятельности. В качестве основного условия высокого уровня общих способностей рассматриваются интеллект человека.

2. Специальные способности – индивидуально – психологич особенности, обуславливающие успешность выполнения определённого вида деятельности. К таким способностям можно отнести: технические, математические, литературные, музыкальные и др. Можно выделить также теоритические и практические способности. Учебные и творческие (гениальность, талант, одарённость) способности. Способности к общению и предметно – деятельностные.

Одарённость – единство общих способностей человека, обуславливающие диапозон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности.

Талант – высшая ступень развития способностей личности к определённой деятельности, проявляющаяся в своеобразии, оригинальности и эффективности подхода к решению задач и выполнению требований.

Гениальность – высший уровень развитьия различных способностей личности, чья деятельность повлияла на различные аспекты жизни общества, ход истории.

 

21. Взгляд Л.С.Выготского на проблему соотношения обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития». Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка Выготский сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития обусловлен изменением уровня развития обобщений. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку.

Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование». Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка. Динамика изменений в зоне ближайшего развития ребенка вскры­вает сложные взаимосвязи между развитием и обучением.

Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня.

23. Понятие «деятельность». Сущность и характеристика основных видов деятельности. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. В игре огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

22.Понятие «Движущие силы психического развития».

Психическое развитие- закономерное изменение психических процессов и свойств во времени выражающееся в их количественных и качественных и структурных преобразованиях.

Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития.Факторы психического развития-основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.

когда анализирует причины психического развития, использует не только понятия факторы, но и понятие движущие силы развития иногда они рассматриваются как синонимы, иногда как разные понятия, движущие силы развития определяются как необходимые длительно действующие причины скачивающие функционирование и прогресс. в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины а только наиболее существенные и длительно действующие.

Выделяют две группы факторов психического развития: биологические и социальные.

Биологические факторы делятся на две группы: наследственные и врожденные.

Наследственный фактор включает те особенности, которые определяются по наследству особенности строения нервной системы и органов чувств и т.д. Носителями наследственной информации являются гены.

Врожденные особенности- могут определяться своеобразием внутреутробного развития проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием болезней, экологической ситуации, других условиях.

Социальной факторами принято понимать влияние микро и макро среды.

Микро среду образует ближайшего окружения или другими словами различные контактная группа (семья друзья родственники).

Макро среда определяется теми политическими,экономическими, культурными национальными и другими процессами, которые характерны для данного общества. Собственная активность личности то есть его психическое развитие зависит от своего желания быть активным или пассивным субъектом жизнедеятельности.

В жизни человека существуют различные противоречия между социальным и биологическим, между “хочу” и “. Именно основные противоречия возраста часто рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка.

Важнейшей действующей силой развития ребенка выступает противоречие между его актуальность и потенциальным уровнем развития. в основе разрешения этого противоречия лежат сотрудничества ребенка со взрослым определяющих зона ближайшего развития.

Зона ближайшего развития - имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии окружающих людей

 

Date: 2016-11-17; view: 1117; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию