Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 75 page





П. Протагор испытывает Сократа (338с-348е). Вызванный Протагором, Сократ демонстрирует свое умение рассуждать о поэзии. Он разрешает смысловую несогласованность в тексте Симонида, показывая свое владение всем антуражем софистических приемов интерпретации текста. Победоносно завершив испытание и язвительно заметив, что рассужде-


652 ПТОЛЕМЕЙ АЛЬ-ГАРИБ

ния о поэзии хороши, когда надо скрыть недостаток собственных мыслей, он предлагает вернуться к прерванному разговору о добродетели.

III. Сократ испытывает Протагора и других софистов (349а-362а). Цель третьей «пробы» - показать, 1) что все софисты имеют о добродетели то же представление, что и толпа, и поэтому ничему не могут учить; 2) что их мысль содержит внутреннее противоречие. Сократ демонстрирует, что признавая самой лучшей вещью знание, все софисты на самом деле считают благом удовольствие. Он демонстрирует им абсурдность выводов, к которым приводит эта посылка, но не может заставить их переосмыслить ее (345е-355а; 358а; 360а). В то же время он показывает, что даже «правильный» с точки зрения удовольствия поступок зависит от знания, которым является «искусство мерить удовольствие и страдание» (356-357Ь).

Возвращаясь к начатому в первой части диалога разговору, Сократ доказывает, что мужество тождественно прочим частям добродетели, будучи «мудростью в том, что страшно и не страшно». Это доказательство основано на ряде, в т. ч. некорректных, посылок, опровергнуть которые его собеседники, со своей стороны, не в состоянии (ср. «Лахет» 197е-199е). Т. обр., Сократ достигает сразу двух целей: показывает единство добродетели и неспособность софистов к логическому мышлению.

Рус. пер. В. Н. Карпова (1863), А. Добиаша (1890), Вл. Соловьева (1903).

Текст: Platonis Protagoras, - Piatonis opera. Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxf., 1903 (repr. 1968); переводы и комм.: на англ.: Plato's Protagoras. Tr. by Jowett, rev. M. Ostwald, introd. G. Vlastos, Indnp.; N. Y., 1956; Guthrie W. К. C. (ed.). Plato, Protagoras and Meno. Harmondsworth, 1956; Plato. Protagoras. Tr. and comm. by С. С W. Taylor. Oxf., 1976; на нем.: Platon. Protagoras. Hrsg. u. erklart von W. Nestle, mit Erg. von H. Hofmann. Stuttg., 19788; Piaton. Die grossen Dialoge. Ubertr. von R. Rufener. Einf., Erl. und Literaturhinweise von Th. A. Szlezak. Münch.; Z., 1991; Piaton. Protagoras. Eingel., ubers. und erl. v. B. Manuwald. Gott., 2006; на франц.: Platon. Protagoras. Près, et trad, par F. Ildefonse. P., 1997 (с обширн. библ.); на рус: Платон. Протагор. Пер. Вл. С. Соловьева, комм. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990, с. 418^76, 781-796.

Лит.: Bodin L. Lire le Protagoras: introduction a la méthode dialectique de Protagoras. P., 1975; Goldberg L. A commentary on Plato's Protagoras. N. Y., 1983; Stokes M. C. Plato's Socratic conversations: drama and dialectic in three dialogues. L., 1986; Plato's Protagoras. Proceedings of the third Symposium Platonicum Pragense. Ed. by A. Havlicek. Prague, 2003; Трубецкой С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственной мысли, - ВопрФП 58, 1901, с. 207-228; Соловьев Вл. С. «Протагор» Платона в связи с развитием его нравственного учения, - Творения Платона. Т. И. М., 1903, с. 374-395. См. также общ. лит. к ст. Платон.

Е. Д. МАТУСОВА

ПТОЛЕМЕЙ (Πτολεμαίος) аль-Гариб (предположительно 4-5 вв. н. э.), составитель биографии Аристотеля и каталога его сочинений, известный по арабским источникам. Аль-Кифти в своем «Словаре философов» сообщает, что «Птолемей-аль-Гариб» («неизвестный Птолемей») - это греческий философ, которого не следует путать с Птолемеем, автором «Альмагеста», а также что его сочинение было адресовано некоему «Галлу» (возможно, тождествен Галлу, брату имп. Юлиана).

Сочинение П. было известно неоплатоникам (ср. Elias. In Cat. 107,13, где он именуется «Филадельфом», Olymp. Proleg. 13,14, Jo. Philop. In An. Post. 36, 4), к нему восходят сохранившиеся анонимные жизнеописания Аристотеля, известные как Vita Marciana, Vita Vulgata (обе на греч.) и Vita Latina (все


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ 653

5 в. н. э.), сирийские жизнеописания Аристотеля и арабская биографическая традиция (Ибн ан-Надим, аль-Кифти, аль-Мубашшир, Усайбия), знавшая перевод П., выполненный, вероятно, Исхаком ибн Хунайном (кон. 9 в.). Арабский текст каталога опирается на более ранний сирийский перевод, выполненный уже непосредственно с греческого оригинала. Этим оригиналом, согласно сообщениею самого П. во вступительной части к своей работе, был каталог Андроника Родосского, включавший ок. 1000 названий сочинений Аристотеля и Теофраста. Каталог (πίναξ) Π. представляет собой сокращение каталога Андроника примерно в десять раз, если судить только по количеству упоминаемых названий произведений. У П. перечислены почти все дошедшие до нас произведения Аристотеля под известными сегодня названиями и с указанием традиционного количества книг (в отличие от названий, указанных в каталоге Гермиппа, приведенного у Диогена Лаэртия в книге пятой). В каталоге П. нет только «Поэтики» и «Метафизики».

По отвергнутой ныне гипотезе некоторых ученых (W. Christ, J. Lippert), П. аль-Гариб тождествен Птолемею Хенну (1-я пол. 1 в. н. э.), о котором мало что известно; возможно он, в свою очередь, тождествен Птолемею, упоминаемому у Порфирия (см. V. Plot. 20, 49, вместе с перипатетиком Аммонием назван ученейшим мужем своего времени) и Секста Эмпирика (Adv. math. I 60, полемика с Дионисием Фракийским в связи с определением грамматики). По мнению Дюринга, отождествление П. аль-Гариба и Птолемея Хенна недопустимо, и автор биографии - гораздо более поздний александрийский неоплатоник.

Лит.: Moraux P. Les Listes anciennes des ouvrages d'Aristote. Louvain, 1951; During I. Aristotle in the Ancient Biographical Tradition. Göteb., 1957: 208-211; 221-224; 241-246; 469^76; Idem. Ptolemy's Vita Aristotelis rediscovered, - Palmer R. В., Hamerton-Kelly R. (edd.). Philomathes: Studies and Essays in the Humanities in memory of Philip Merlan. The Hague, 1971, p. 264-269; Plezia M. De Ptolemaei Vita Aristotelis, - Wiesner J. (hrsg.). Aristoteles Werk und Wirkung. Bd. 1. В.; Ν. Υ., 1985, S. 1-11; Gutas D. The spurios and authentic in the Arabic Lives of Aristotle, - Kraye J. (ed.). Pseudo-Aristotle in the Middle Ages. L., 1986, p. 15-36.

M. А. СОЛОПОВА

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (Πτολεμαίος о Κλαύδιος, ΆλεξανΒρενς) (ок. 100- 170 н. э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения созданы во времена правления имп. Антонина Пия (138-161).

Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включавший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хронологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономический трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», * Αποτελεσματικά, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (Υποθέσεις των πλανωμένων) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (Γεωγραφική ύφήγησις) в 8-ми кн. (кн. 4—8-я сохр. не полностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также авторский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству


654 ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

Симпликия, П. написал также «Об элементах» (Περί των στοιχείων, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (Περί διαστάσεως, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In Ε. Ν. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).

Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Античности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), комментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокнижие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены).

«Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального греческого названия трактата: ή ματεματικη σύνταξις («Математическое сочинение»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н. э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретическими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. приводит ряд аргументов - как чисто теоретических, так и основанных на наблюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосновавшего гелиоцентризм.

Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сферической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжительности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. - описание свойств и характеристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9-13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающихся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработанная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).

Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» ÇΑποτελεσματικά), которое ранее считалось названием отдельного произведением, и отказываются от заголовка Τετράβιβλος. Первые две книги руководства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги - влиянию звезд на отдельных людей и составлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология).


ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ 655

Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5-6 вв.).

«Гармоника» (Αρμονικά) П., посвященная теории музыки (исследование звуков и их сочетаний и т. п.), - наиболее обстоятельная из всех известных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшественников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий - пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).

Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (Περί κριτηρίου καΐ ηγεμονικού, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет интерес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1-12 Lammert) содержится обзор познавательных способностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2—6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи, в их общепринятом значении, и только после того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя необычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Берлинский 2006). Во 2-й части (13-16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию различных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в своем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. Π утверждает, что тело и душа взаимодействуют в едином организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души получает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полученные данные в форму представления (φαντασία) и передает уму. Ум воспринимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления И суждения (την 8ιανοητικην και κριτικην ενεργειαν). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (та πάθη), но не судит о вещах (τα υποκείμενα), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заключена память, начало действия и понимания (13, 7—17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суждения (το κρινόμενον), инструмент (το 8с' ου κρίνεται), способ суждения (το ω κρίνεται) и цель вынесения суждения (ου ένεκεν ή κρίσις). Напр., предмет суждения - некая величина, инструмент - единица измерения (локоть или фут), способ измерения - наложение или сопоставление, цель - размер величины.

«Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местопо-


656 САЛЛЮСТИЙ

ложение 8000 пунктов на планете описано географическими координатами: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. - еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк - Америку.

Соч.: Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia. Ed. J. L. Heiberg. Vol. I—III. Lpz., 1898-1903, 19612; 1) Ptolemy s Almagest. Tr. and annot. by G. J. Toomer. L., 1984; Клавдий Птолемей. Альмагест. Пер. И. H. Веселовского. M., 1998; 2) «Гармоника»: During I. (ed.). Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios. Göteb., 1930. N. Y.; L., 1980; Barker A. Greek Musical Writings. Vol. 2. Harmonie and Acoustic Theory. Camb., 1989; 3) Hübner W. (ed.). Claudii Ptolemaei Opera. Vol. Ill, 1. 'АпотеХеи^атша. Stuttg., 1998 (ВТ); Клавдий Птолемей. Математический трактат, или Четверокнижие, I—II. Пер. Ю. А. Данилова, -Знание за пределами науки. Сост. И. Т. Касавин. М., 1996, с. 92-133; 4) «О критерии»: De judicandi facultate et animi prineipatu. Ed. F. Lammert, - Claudii Ptolemaei Opera... Vol. III, 2, 19612, p. 3-25; Claudius Ptolemy. On the Kriterion and Hegemonikon. Ed. by Liverpool-Manchester seminar on ancient Greek Philosophy (text and transi.), - Huby P., Neale G. (edd.). The Criterion of Truth: Essays in Honour of G. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179-230.

Античные комментарии 1) к «Альмагесту»: Rome A. (ed.). Commentaries de Pappus et de Théon d'Alexandrie sur Γ Almageste. T. 1-2. 1936; 2) к «Гармонике»: During I. (hrsg.). Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Göteb., 1932. 1980; 3) к «Введению в Четверокнижие»: Porphyrii Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei. Ed. A. Boer, S. Weinstock. Brux., 1940, p. 187-228 (CCAG V, 4).

Лит.: Long A. A. Ptolemy «On the Criterion»: An Epistemology for the Practicing Scientist, - Dillon J., Long A. (edd.). The Question of «Eclecticism». L., 1988, p. 176-207; Jones A. Ptolemy's First Commentator, - TAPhS 80, 1990; Barker A. Reason and perception in Ptolemy's «Harmonics», - Harmonia Mundi. Ed. by R. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 115 ел.; Idem. Ptolemy's Pythagoreans, Archytas, and Plato's conception of mathematics, - Phronesis 39, 2, 1994, p. 113-135; Pingree D. The Teaching of the «Almagest» in Late Antiquity, -Apeiron 27,4, 1994, p. 75-98; Берлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 297-306 (гл. VI, § 3: «Эпикур о второй стадии возникновения языка и учение Птолемея»).

М. А. СОЛОПОВА

САЛЛЮСТИЙ (Σαλλούσηος) (сер. 4 в. н. э.), философ-неоплатоник, представитель Пергамской школы. Предположительно тождествен «Салютию» (Σαλούηος), упоминаемому Евнапием из Сард (V. Soph. VII5,9,1-2 Giangr.); вероятный адресат сочинений имп. Юлиана «К Царю Гелиосу» и «Утешение к себе самому по поводу отъезда Саллюстия».

Известен как автор трактата «О богах и о мире» (De deis et mundus, название дано в 16 в. первым издателем текста), написанного, вероятно, в год смерти имп. Юлиана (363) и представляющего собой сводку основных тем платонической философии, с особым вниманием к систематизации языческой мифологии, методам символической и аллегорической экзегезы. Трактат состоит из 32 небольших глав. После вступления, посвященно-


СЕКСТ ЭМПИРИК 657

го вопросу о необходимых для слушателя данных вопросов качествах, автор излагает темы: о бестелесности и неизменности богов; необходимости искать внутренний глубокий смысл в посвященных богам мифах, в связи с чем дает классификацию различных видов мифов (мифы бывают теологические, физические, психические, материальные и смешанные - согласно тем сторонам божественной сущности, о которых они повествуют); далее говорит о первопричине (Благе), после чего излагает классификацию богов, восходящую к Ямвлиху.

Классификация богов (Sallust. De deis 10-11). Все боги делятся на внутрикосмических (εγκόσμιοι) и надкосмических (ύπερκόσμιοι). Над-космические боги распределены по трем чинам (τάξεις): созидающие сущности, ум и души. Внутрикосмические (12 олимпийских богов) распределены по четырем чинам: боги-миросозидатели (Зевс, Посейдон, Гефест), боги одушевляющие (Деметра, Гера, Артемида), боги-согласователи (Аполлон, Афродита, Гермес) и боги-стражи (Гестия, Афина, Apec). С. демонстрирует, что эта классификация традиционна, указывая на известые из культа атрибуты тех или иных божеств (лира Аполлона, доспехи Афины и т. п.). В космосе С. насчитывает соответственно количеству богов 12 космических сфер (сопоставляя их четырем элементам, сферам планет и целокупному Небу-Урану, объединяющему всех богов).

Главы De deis 13-17 посвящены природе и устроению мира, традиционным доказательствам его неуничтожимости (по «Тимею» Платона), здесь же говорится об уме, о душе и ее бессмертии, о судьбе и Промысле. Заключительная часть трактата (главы 18-33) посвящена вопросам практической философии: о добродетели и пороке, о государственном устройстве, о природе зла; специальное внимание (в духе послеямвлиховского платонизма) уделено вопросу о почитании богов, религиозных обязанностях и жертвоприношениях.

Соч.: Saloustios. Des dieux et du monde. Ed. G. Rochefort. P., 1960, p. 2-25; Sallustius. Concerning the Gods and the Universe. With proleg. and tr. by A. D. Nock. Oxf., 1932, 19632. Рус. пер.: Саллюстия-философа книга о богах и о мире. Пер. Ю. А. Шичалина, — Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995, с. 105— 120.

Лит.: Лосев, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М, 1988, с. 331-358.

М. А. СОЛОПОВА

СЕКСТ ЭМПИРИК (Σεξτος 6 εμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения - «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 хн.) - являются важным источником по истории античной философии, и основным -по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой - противоположные речи (Orat. 21).

В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ύττοτυττώσεις -«Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εις τα


658 СЕКСТ ЭМПИРИК

Πυρρώνβυα νποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] - надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» - положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда - воздержание от суждений (эпохе), отсюда - невозмутимость (Pyrrh. I 1-30); далее С. суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (способы) осуществления эпохе, - 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31-186); дает толкование основных выражений скептического словаря - «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187-209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210-241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα («догматы»)), излагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. 2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п. - III1-167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить -III 168-279).

Книги VII-IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений», - ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII—VIII), «Против физиков» (IX-X) и «Против этиков» (XI), - но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии - здесь С. приводит ценнейший док-сографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. math. VII48-260). Книги I-VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам - грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат С.

С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 Kühn: Μψόδοτος 6 εμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема - практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С, «скептик из человеколюбия (διά το φιλάνθρωπος eîvai) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill 280).


СЕМЬ МУДРЕЦОВ 659

Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распространение во второй пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.

Соч.: Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1-2. Lipsiae, 1912-1914; Sextos Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1-4, 1933-1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913); Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1-2. М., 1975-1976.

Лит.: Janacek К. Sextus Empiricus' Sceptical Methods. Prague, 1972; Oberti M. M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus' Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979; House D. K. The life of Sextus Empiricus, - CQ 30, 1980, p. 227-238; Stough С Sextus Empiricus on Non-Assertion, - Phronesis 29, 1984, p. 137-164; Allen J. V. Sextus Empiricus' Investigation of Sign-inference. Princ, 1988; Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, - Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145-175; Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, - ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582-2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, - Ibid. 37, 1, p. 646-690; Giannantoni G. (éd.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992; Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Conflict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст. Скептицизм

М. А. СОЛОПОВА

СЕКСТИЙ КВИНТ (Quintus Sextius) (род. ок. 70 до н. э.), основатель небольшой эклектической философской школы (Рим), к которой принадлежали: Сотион (один из учителей Сенеки - Ер. 49, 2 и др.), грамматик Луций Крассиций (Suet. De gramm. 18), философствующий ритор Папирий Фабиан (его тоже слушал Сенека - Ер. 11, 4), а также сын С. (Sen. Ер. 98, 13) и др. Учение «новой школы» (Sen. Nat. qu. VII 32, 2) сочетало стоическую моралистику (Sen. Ер. 59, 7; 64, 5) с элементами пифагорейской традиции (ее пропагандировал Сотион): аскетикой в духе «Золотых стихов» (каждодневный отчет перед самим собой), отказом от мясоедения, теорией переселении душ (Sen. De ira III 36, 1; Ер. 108, 17-18; 20) и, видимо, специальными медицинскими интересами. «Школа» быстро исчезла; однако попытка С, который «писал по-гречески, а думал по-римски» (Sen. Ер. 59, 7), создать на базе стоицизма «римскую» («romani roboris secta» - Sen. Nat. qu. VII 32, 2 cp. Ep. 64,2 ел.) философию, простую, практически применимую, способствующую здоровому образу жизни, оказала влияние на Сенеку (возможно, и на Музония Руфа) и римскую политическую и культурную элиту 1 в. н. э.

Date: 2016-11-17; view: 231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию