Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное творчество





Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на второй ступени обучения являются занятия, в ходе которых у дошкольников формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития

По мере формирования представлений детей об окружающей действительности, приобретения ими игрового и изобразительного опыта акцент на обучение их самостоятельной изобразительной деятельности усиливается. Дети учатся передавать связное содержание по мотивам художественных произведений и на основе своего собственного опыта, совершенствуют свои операционально- технические навыки.

У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, укрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения.

Данный раздел программы на второй ступени обучения детей с ТНР, как и на первой ступени, ориентирует взрослых участников образовательного процесса на понимание того, что, являясь универсальной способностью человека как представителя рода, способность к эстетической деятельности на элементарном уровне не требует целенаправленного обучения. Задача педагогов — создать соответствующую возрастным особенностям детей, их предпочтениям среду для занятий изобразительной деятельностью. При создании такой среды следует учитывать, что кроме общечеловеческих характеристик каждая культура имеет специфические особенности, которые могут стимулировать эстетическое развитие детей, в том числе и развитие изобразительной деятельности. В этой среде должно быть максимально полно и разнообразно представлены (с учетом национально-регионального компонента) произведения декоративно-прикладного искусства: глиняные изделия, игрушки из дерева, соломы, ткани, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда). Эти предметы необходимо использовать в игровой деятельности, при ознакомлении с окружающим миром и в процессе развития речи детей.

Основное внимание в этот период, как и на первой ступени обучения, обращается на закрепление у детей ощущений удовольствия и радости, которые доставляют человеку гармония цвета, красота рисунка или поделки.

Организуя работу по данному разделу программы необходимо понимать, что эстетическое развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности предполагает живое обобщенное мировосприятие, эмоциональное познание окружающей действительности, ощущение радости, возникающей в процессе творчества.

На второй ступени обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи.

Обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель по подгруппам (пять-шесть человек) в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей должно поощряться. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, в музыкальные занятия, в занятия по формированию элементарных математических представлений и др. Тематика детских рисунков должна отражать содержание лексических тем, которые осваивают дети на занятиях с логопедом.

Следует обратить внимание на то, что на этой ступени обучения решаются конкретные изобразительные задачи (нарисовать, слепить, сделать аппликацию). Для этого требуются определенные условия: наличие постоянного места и необходимого материала, проработка организационных вопросов, так как большинство детей требуют поддержки со стороны взрослого, даже если эта поддержка состоит в одобрении выбранного ребенком вида занятия и замысла, который он будет реализовать.

На второй ступени обучения вводится сюжетное рисование: дети учатся в одном рисунке изображать нескольких предметов объединяя их общим содержанием, располагая их соответствующим образом на листе: на полосе в один ряд (фризовое расположение), по всему листу и т. д. Дети осваивают способы включения в рисунок разных цветов и оттенков для передачи настроения в сюжетной картинке.

Педагогические ориентиры:

¾ формировать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

¾ развивать художественно-творческие способности детей;

¾ развивать художественный вкус детей, их интерес к изобразительному искусству;

¾ закреплять представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага краски, мел, пластилин, глина и др.);

—развивать стремление детей изображать реальные предметы, помогать им устанавливать сходство изображений с предметами («Посмотри! На что похоже? Чем отличается?»);

¾ закреплять умения детей пользоваться карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками и др.;

¾ учить детей рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, а также сочетать прямые и наклонные линии;

¾ учить детей рисовать округлые линии и изображения предков округлой формы;

¾ продолжать знакомить детей с основными цветами и их оттенками: оранжевым, коричневым, фиолетовым, серым, голубым;

¾ знакомить детей с насыщенностью цвета (светлый — темный);

¾ формировать у детей пространственные представления: ближе, дальше, верх, низ, середина;

¾ формировать представления детей о величине и ее параметрах (большой — маленький, больше — меньше, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче);

¾ учить детей ориентироваться на плоскости листа (низ, середина, верх);

¾ закреплять умение детей раскрашивать красками поверхность листа;

¾ учить детей закрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

¾ закреплять умение детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;

¾ закреплять умение детей рисовать кистью приемами примакивания и касания листа бумаги кончиком кисти;

¾ знакомить детей с приемами декоративного рисования;

¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

¾ совершенствовать умение детей работать с клеем при выполнении аппликаций из готовых форм;

¾ закреплять умение детей составлять изображение путем названия готовых форм.

¾ учить детей приемам рваной аппликации;

¾ продолжать учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

¾ учить детей соотносить части реального предмета и его изображения, показывать и называть их, передавать в изображении целостный образ предмета;

¾ учить детей сравнивать выполненное изображение с натурой или образцом, постепенно подводя к пониманию оценки;

¾ учить детей сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

¾ знакомить детей с декоративным искусством (жостовская, хохломская, городецкая роспись), народными игрушками (дымковская, каргопольская филимоновская, богородская), керамическими изделиями, с малыми скульптурными формами;

¾ знакомить детей с произведениями живописи.

Основное содержание

Рисование.

Предметное рисование. Сравнение и дифференциация предметов по различным признакам (подобрать по образцу, разложить на две группы по двум образцам и т. п.).

Соотнесение формы предмета с эталоном и называние ее: круглый (похож на шар), овальный (похож на яйцо), квадратный.

Закрепление и дифференциация цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный), использование цвета в процессе рисования, передача в рисунке основных цветов времен года (зимы, лета, осени).

Развитие пространственных представлений. Моделирование изменяющихся отношений между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции. Отражение пространственных отношений в речи: близко — далеко, ближе — дальше, рядом, около, вверх — вниз, внизу — наверху, с этой (правой) стороны, с другой (левой) стороны, в середине (в центре), по бокам.

Развитие представлений о величине, сравнение предметов, употребление сравнительной степени прилагательных (большой - маленький, больше — меньше, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче, широки узкий, шире — уже).

Обследование предметов перед рисованием в определенной последовательности (с помощью взрослого).

Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («Что получилось») и по заданию (мяч, яблоко, лента).

Закрашивание листа бумаги кистями разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для последующего выполнения аппликации или рисунка («Листопад», Звезды на небе», «Салют», «Цветы на лугу» и др.).

Рисование восковым мелком и акварелью. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, тампонами из поролона, губкой), на котором предварительно выполнены рисунки восковым мелком или свечой (картинки с сюрпризом: «Грибы», «Дерево», «Кошка», «Матрешка», «Неваляшка», «Плавают уточки», «Снеговик» и др.).

Рисование плодов (помидоров, яблок, слив и др.), снеговика, неваляшки на пористой бумаге красками «от центра» Дополнение рисунка мелкими деталями с помощью фломастера.

Рисование предметов округлой формы (шаров, бус, обручей, сушек) с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения. Включение этих изображений в сюжет («Мячи в сетке», «Сушки на шпагате», «У мамы красивые бусы», «Шары на елке» и др.).

Рисование предметов угловатой формы с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также предметов с сочетанием круглой и угловатой формы (тележка, автобус и др.).

Рисование красками приемами примакивания (трава, заборок, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки», «Салют»), составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.

Рисование красками, фломастером, карандашом предметов, различающихся по величине («Мама с дочкой гуляют», «Это я и папа»). Дорисовывание заданного изображения по своему желанию.

Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров) и расположению (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»

Рисование с натуры (пирамиды из трех-пяти колец, неваляшки колобка, грибка и др.) после предварительного зрительно-двигательного обследования. Повторение изображения по памяти.

Рисование различных деревьев или нескольких изображений одного и того же дерева с использованием разных приемов (листья — мазки, которые накладываются друг на друга: кисть плашмя — примакивание). Если ребенок освоил прием касания, то он может рисовать не мазками, а точками.

Рисование леса, в котором растут разные деревья. Дорисовывание изображений людей или наклеивание их фигурок на рисунок (самостоятельно или с помощью взрослого).

Рисование разных видов человеческого жилища: шалаша, деревенского дома с длинным и коротким забором, городского дома. Дорисовывание во всех случаях людей (под деревом, рядом с домом ит. д.) или наклеивание их фигурок на рисунок (самостоятельно или с помощью взрослого).

Рисование разных машин на городской улице, на шоссе Рисование машины: на основе «базовой» модели создавать разные варианты, например, микроавтобус, маршрутное такси; «скорая помощь» имеют одну основу; КАМаз легко преобразуется в подъемный кран, автоэвакуатор и пр. («Мы ждем, когда загорится зеленый свет», «По дороге едут разные машины», «Это наша улица. Она называется «Бассейная»), Рисование с натуры предметов (модели, игрушки), сочетающих разные формы: машины для перевозки грузов (грузовик с открытым кузовом, мебельный фургон, фургон для перевозки продуктов), для перевозки пассажиров (автобус, троллейбус, трамвай) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Практические упражнения, направленные на узнавание и получение с помощью смешивания красок всех цветов спектра в их последовательности (как в радуге), получение светлого оттенка путем прибавления белого цвета. Развитие представлений о «грустных» и «веселых» красках Экспериментирование с красками и творческие опыты по поиску и созданию красивых цветосочетаний.

Дорисовывание незаконченных рисунков (дорисовывать недостающие детали). Закрепление на операционно-техническом уровне способов работы с гуашью. Знакомство с рисованием акварелью, восковыми мелками и простым графитным карандашом.

Создание композиций с использованием приемов раскрашивания (после обведения шаблонов или готового контура). Обучение точности движения: соблюдение правила — не выходить за контур, следить за размахом руки, не отрывать кисть или карандаш от бумаги.

Закрашивание карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений (в том числе и простых сюжетных) по показу взрослого и самостоятельно. Требования к работе не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги, ждать, пока высохнет краска, не смазывать рисунок, самостоятельно промывать кисть, вытирать ее тряпочкой и т. д.

Обрисовывание ладоней и всего тела каждого ребенка. Последующее совместное дополнение получившихся контуров деталями Раскрашивание. Сравнение с подобными изображениями, выполненными на первой ступени обучения.

Рисование открыток к празднику 8 Марта: ветка мимозы, цветущая ветка яблони (листья — примакиванием, цветы - касанием концом кисти). Чтобы точки получились более крупными, кисть можно заменить ватной палочкой. Для некоторых детей можно заранее нарисовать ветку, а может быть и листья. Работа должна быть посильной и приносить детям радость.

Дорисовывание недостающих элементов в рисунках: ягодок на ветке, частей тела животных (уши, носы, лапы, хвосты), листьев на деревьях, элементов домов (окна, двери), узоры на ковриках, тарелках и т. д.

Заштриховка карандашами контурных изображений разных объектов по показу взрослого и самостоятельно.

Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки. Ассоциирование их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.).

Рисование цифр 1, 2, 3 по точкам, трафаретам, на песке (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»)

Сюжетное рисование. Соединение в одном рисунке изображений нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Практические упражнения в расположении изображений предметов на листе: на полоске в один ряд (фризовое расположение), по всему листу. Включение в рисунок разныхцветов,оттенков. Обучение способам передачи настроения в сюжетной картинке.

Сюжетное рисование по содержанию лексических тем, которые осваивают дети на занятиях с логопедом (интеграция с логопедической работой).

Сюжетное рисование несложного связного содержания по представлению после наблюдений и беседы («В детский сад привезли продукты», «В магазин привезли продукты», «К детском саду подъехала машина, привезла песок», «Около веранды грибок с песочницей», «Около дома стоит автобус», «Папа привез Олю в детский сад», «Птицы прилетели к кормушке», «Снежная баба около елки», «У магазина посадили березу» и др.).

Сюжетное рисование красками (по представлению, без показа, но с дозированной помощью) на темы «Осень» (в огороде, в лесу, у дома, в парке), «Весна», «Зима», «Новогодняя елка».

Создание коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года (уметь передавать основные цвета, осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»).

Создание композиций с помощью штампов («Белочки готовятся к зиме», «В саду созрели яблоки и груши», «Ежи собирают грибы на поляне», «Зоопарк», «Коврики», «На грядках выросли овощи», «Праздник у зверей» и др.).

Коллективное рисование: «Играем зимой (летом)», «Наши праздники» и др.

Рассматривание детских цветных рисунков через кодоскоп.

Создание тематических (по временам года) альбомов из детских работ по литературным произведениям: «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел», «Лиса и кувшин», «Лисичка- сестричка и волк», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Три медведя», «Три поросенка», «У солнышка в гостях», «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев), «Не мешайте мне трудиться» (Е. Благининна), «Утренние лучи» (К. Ушинский), «На прогулку» (О. Кригер), «Маша обедает» (С. Капутикян), «Два котенка», «Кошкин дом», «Тихая сказка» (С. Маршак) и др.

Декоративное рисование. Составление по образцу узоров в полоске, квадрате, круге, овале. Анализ образца и точное его воспроизведение.

Знакомство детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре в квадрате, круге, многоугольнике (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»). Создание декоративных рисунков по принципу симметрии (переносить узор с одной стороны объекта на другую («Бабочки», «Варежка», «Красивое платье», «Украсим новогоднюю елку»).

Развитие у детей чувства ритма. Практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками) (интеграция с разделом «Музыка»).

Выполнение работ типа «Салфетки для украшения игровых толков, под вазу, карандашницу», «Раскрашивание готовых контурных рисунков» (цветов, плодов, одежды для бумажных кукол). Рисование с сохранением равномерности размаха руки и нажима, направления штрихов при закрашивании частей рисунка.

Рассматривание дымковской игрушки. Знакомство с основными элементами дымковской росписи. Выполнение элементов росписи в полоске.

Выполнение декоративных узоров с чередованием элементов женские украшения, роспись на предметах посуды и одежды и др.)

Лепка. Сравнение предметов (шар, яйцо, огурец и др.) с предметами эталонной формы. Употребление в речи выражения « Похож на ….». Развитие у детей восприятия формы и величины предметов, обучение их различению сходных форм (яйцо и шар, яйцо и лимон, шар и яблоко; (интеграция с образовательной областью Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Соотнесение величины кусков глины (заранее подготовленных взрослым) с размерами частей предмета, сравнение их, объяснение своих действий (У снеговика внизу самый большой снежный ком — надо взять самый большой кусок глины) с помощью взрослого и самостоятельно.

Иллюстрирование содержания сказок с помощью пластилина новых (глиняных) фигурок (вместе со взрослым) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Игры и игровые упражнения на узнавание различных фигурок (мишки, зайки, белки и др.) на ощупь с объяснением, последующим рассматриванием и повторным узнаванием на ощупь (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Анализ объектов перед лепкой с помощью взрослого (обследование методом ощупывания двумя руками под зрительным контролем).

Лепка из цветного теста предметов округлой формы по подражанию взрослому и по представлению (яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из трех колец, самолет, неваляшка, снеговик).

Лепка предметов округлой формы на основе предварительного обследования (яйцо, яблоко, арбуз, апельсин) по подражанию взрослому или по образцу.

Лепка из пластилина, пата и другого пластичного материала цифр 1, 2, 3 (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Конструктивная лепка (от частей к целому) из цветного теста, пластилина и глины (пирамидка из колец или шаров, снеговик, неваляшка, животные, самолет и др.) по подражанию и по образцу. Лепка знакомых предметов по представлению.

Лепка из глины и пластилина объектов, отличающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка).

Лепка с использованием приемов защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан). Лепка объектов для игры «Магазин» из плотного цветного теста способами раскатываниякруговыми движениями (конфеты-шарики, виноград, сливы, вишенки, яблочки) и раскатывания параллельными или прямыми движениями (морковка, шоколадные батончики, бананы, огурцы.)

Лепка знакомых предметов (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки) по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности. Лепка посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение детей приемам сглаживания поверхности посуды, овладение техникой создания устойчивости предмета. Работа со стекой.

Лепка знакомых предметов по словесному заданию (по предъявлению). После лепки выполняются графические изображения этих объектов (карандашом или фломастером без раскрашивания). Сопоставление вылепленных предметов и рисунков.

Рассматривание и обыгрывание изделий художественных промыслов.

Лепка из глины различных предметов после наблюдения и обследования (фрукты, овощи), знакомых предметов по представлению (по заданию и собственному выбору). Передача особенностей формы предметов, сравнение ее с основной формой-эталоном.

Лепка из глины скульптурным способом фигурок людей и животных для создания сюжетной композиции по содержанию сказок для последующего обыгрывания.

Раскрашивание изделий из глины, использование их в игре (с помощью взрослого и самостоятельно) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

В процессе создания поделок парами учить детей договариваться о распределении операций и последовательности их выполнения (с помощью взрослого) (интеграция с образовательной областью «Социально–коммуникативное развитие» — раздел «Труд»),

Лепка из куска глины или пластилина предметов более сложной формы по представлению и с натуры (птица, конь, кукла, козлик) по типу народных глиняных игрушек. Формирование умения обрабатывать поверхность поделки пальцами и стекой, украшать ее рельефом (на завершающем этапе обучения на второй ступени).

Аппликация. Выполнение заданий по образцу и словесной индукции. Закрепление представлений о цвете, форме, величине: выбор предметов по образцу, группировка по двум образцам в соответствии с самостоятельно выделенным признаком. Упражнения на чередование предметов, раскладывание мозаики по образцу (чередование 1:1, 2:2, 2:1 и др.).

Составление узоров по образцу в полоске без наклеивания, постепенное увеличение количества элементов (осенних плодов, листьев, праздничных флажков, шаров и т. д.).

Составление узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ (бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков и одуванчиков, тарелка с узором, салфетка с узором).

Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой половины на правую (бабочка, украшенная елка, платье и др. верхней части в нижнюю (шарфик, полотенце и др.).

Составление узора в полоске и в круге по образцу (лес — большие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елочная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на веткеразнойформы и др.).

Предметная аппликация на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Построим дом из трех этажей, «Слепим снежную бабу», «Соберем пирамидку, башенку» и др.

Сюжетная аппликация из готовых деталей («Дети на прогулке», «Дети осенью в лесу». «Дети слепили снежную бабу», «У дома сад», «Улица» и др.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Самостоятельный выбор детьми изображений (помощь педагога при создании композиции).

Предметная аппликация с использованием приема рваной аппликации.

Аппликация по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фрагментов («Машина привезла продукты» «Мальчики и девочки гуляют», «Собака бежит» и др.).

Создание (с помощью взрослого) сюжетной композиции по собственному желанию с использованием приема «подвижной аппликации». Последующее рассказывание сюжета и рисование его (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Совместное рассматривание с детьми декоративной вышивки росписи, отделки на платье и фартуке и т. п., выкладывание из природного материала, шнурков и т. п. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах» «Труд»).

Вырезание полосок детскими ножницами (с помощью взрослого и самостоятельно). Наклеивание их (салфетка, лодочка на реке и др.). Вырезание круглых и овальных форм, составление и наклеивание изображения из нескольких частей (цветы, ягоды, ветки деревьев и др.) (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»),

Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации («Белочка собирает орешки», «В небе летят птицы», Зайчики играют на полянке», «Цветные шарики на празднике» и др.)

Изготовление книжки-самоделки по сюжетам сказок («Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» -раздел «Труд»).

Составление сюжетных композиций, располагая предметы на одной линии, на всей плоскости листа. Коллективная аппликация по сюжетам сказок, рассказов, детских фильмов.

 

Музыка

На второй ступени обучения в рамках образовательной области «Музыка» детей учат эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Дети учатся распознавать, настроение музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Музыкальный руководитель вместе с детьми анализирует музыкальную форму двух- и трехчастных произведений, объясняет им, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый и др.). В ходе музыкальных занятий дети учатся различать музыку, изображающую, например, какое-то движение (скачущую лошадь, мчащийся поезд) или состояние природы светлое утро, восход солнца, морской прибой и др. Особое внимание детей обращают на то, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. На музыкальных занятиях дети продолжают знакомиться и учатся использовать звуковые сенсорные предэталоны.

На музыкальных занятиях детей учат использовать элементарные вокальные приемы и чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов.

Педагог побуждает детей переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, поощряет попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

В этот период происходит активная интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и логопедической работы. Музыкальные, физкультурные и логопедические занятия имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений у детей с ТНР: четких и точных движений, выполняемых в определенном, темпе и ритме; удержания двигательной программы при выполнении последовательно и одновременно организованных движений. Значимыми для детей с ТНР остаются упражнения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного). Эти упражнения целесообразно включать в различные интегрированные занятия с использованием музыки.

Большое внимание в этот период, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, уделяется обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами. Музыкальные инструменты могут использоваться специалистами и на разных занятиях: во время рисования, в словесных играх, в играх с природным материалом, в играх, направленных на двигательное развитие. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком, звуком и словом и т. п.

Музыкальные занятия на этой ступени обучения проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. При необходимости в этих занятиях может принимать участие учитель-логопед. Элементы музыкально-ритмических занятий используются на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми. Содержание логопедических и музыкальных занятий ряду направлений работы на второй ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязано. Это сосредоточение на звуке, определение местонахождения источника звука, обучение сравнению контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей играет важную роль в развитии слухового восприятия детей: восприятия звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием музыкальных инструментов, развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. д.

Педагогические ориентиры:

¾ продолжать воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

¾ развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем строении с помощью музыки;

¾ развивать у дошкольников музыкальный слух: интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты;

¾ развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков;

¾ учить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах;

¾ развивать чувство ритма, серийность движений;

¾ учить детей элементам танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

¾ учить детей связывать знакомые мелодии с образами животных: зайца, медведя, лошадки и др.;

¾ учить детей различать музыку: марш, пляску, колыбельную;

¾ расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

¾ продолжать учить детей выполнять танцевальные движения: поднимать одновременно обе руки, опускать, убирать руки за спину махать над головой одной рукой;

¾ стимулировать желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

¾ учить детей выделять вступление, начинать петь по сигналу музыкального руководителя;

¾ учить детей петь по возможности все слова песни или поддать взрослому;

¾ учить детей передавать в песне простые мелодии, подражая интонации взрослого;

— продолжать знакомить детей с игрой на некоторых детей музыкальных инструментах (триоле, свирели, металлофоне, маракасах) для коллективного исполнения.

 

Основное содержание

Date: 2016-11-17; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию