Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарь
Адаптивный спорт — спорт для лиц с ограниченными возможностями. Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. К документам в прикладной социологии относятся, в первую очередь, различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают теле-, кино- и фотоматериалы, а также звуковые записи. Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование прессовое — это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности. Анкетирование раздаточное — предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Валеологическое воспитание — формирование здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни. Внешний анализ документов — это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Так, зная истинное положение дел в соответствующей сфере жизни общества, конкретных областях, районах страны, будучи знакомым с деятельностью трудовых коллективов, исследователь легко обнаружит тенденциозность в освещении проблем, поднимаемых некоторыми авторами документов. Внутренний анализ документов — это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена. Институционализация — процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы. Интервью свободное — отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как правило, при определении проблемы исследования, уточнении ее конкретного содержания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Интервью фокусированное — используется, как правило, при сборе мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондент при этом уже заранее ознакомляется с предметом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.). Вопросы подготавливаются заранее. Их перечень обязателен, но последовательность и формулировка могут корректироваться. Интервью формализованное (стандартизированное) — самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. Исследование аналитическое — самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Исследование описательное — более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще используется для получения как можно более полной, всесторонней информации о состоянии дел в анализируемом подразделении (спортивном обществе, команде, коллективе физической культуры). Исследование разведывательное (пилотажное) — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии, т.е. методических документах, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (анкеты, бланки интервью, опросные листы; карточки для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и пр.). Культура — совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Личность — устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности. Массовый спорт — спорт, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеют место, но в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации. Метод социологического исследования — это способ построения и обоснования системы знания. Методика социологического исследования — это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфи-
ческой предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала. Методология — учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности, общей стратегии научного поиска, позволяющей определить наиболее общие подходы к изучению объекта. Наблюдение в социологии — это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной информации — всегда непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений. Образ жизни — совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (их поведение, нормы и ценности, которые определяют образец жизни данного конкретного общества) — собирательное понятие. Образование — социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями. Общество — социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем — культуры и социальной системы. От других социальных образований — групп, общностей, организаций — общество отличается длительностью существования и самодостаточностью, т. е. оно обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития. Общественное — понятие, которое используется, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, культурной, политической. Объект КСИ — под этим термином, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть общности, группы, процессы, явления и т.д. Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Олимпийское воспитание — это освоение ценностей физической культуры в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциала. Олимпийский спорт — спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма. Олимпийская культура — это специфическая философия жизни, включающая духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал, в результате чего возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры. Программа КСИ — теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике изучения объекта и предмета анализа. Профессиональный спорт — спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся материальным источником существования спортсменов. Процедура социологического исследования — это последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных политических, биологических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта. Социальное — совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Социальный институт — совокупность норм, предписаний и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социология — научное, т.е. базирующееся на определенных эмпирических и логико-методологических приемах, изучение общества и его структурных механизмов, обеспечивающих его функционирование и развитие. Социология прикладная — раздел социологии, нацеленный на изучение практически важных для общества социальных проблем и процессов. Ее задача заключается в выработке практических рекомендаций, используемых «заказчиком» (организацией или учреждением) для совершенствования его деятельности и устранения дисфункций. Спорт — уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. Спортивная карьера — многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие спортивные достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Спортивная культура — составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека. Социологическое исследование — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Стиль жизни — способ жизнедеятельности отдельного индивида. Техника социологического исследования — это совокупность специальных приемов, цель которых — наиболее рациональное использование того или иного метода. Физическая культура — совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека. Физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культуры личности. Ценность — социально приобретенный элемент структуры личности, выступает как фиксированное, устойчивое представление о желаемом. Ценностные ориентации личности — выражают соотнесенность господствующих в обществе культурных символов и ценностей со структурой личности, основополагающими жизненными ориентациями, установками, потребностями. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Глава I. Основные понятия и категории социологии............................................... 5 Социология как наука об обществе......................................................... 5 Определение социологии как науки.................................................. 5 Социология в системе социальных наук......................................... 6 Научный статус социологии: объект, предмет и методы........... 8 Структура социологии......................................................................... 10 Функции социологии............................................................................ 11 Общество как специфический объект познания и основная категория социологии.......................................................................... 12 Что такое общество. Понятие общества......................................... 12 Социальные и социетальные системы............................................ 14 Общество как социетальная система............................................... 15 Общество и индивид............................................................................. 17 Государство................................... 18 Гражданское общество........................................................................ 18 Типология обществ................................................................................ 19 Эволюция общества.............................................................................. 21 Глава II. Социология физической культуры и спорта как наука, ее место в системе наук..................................................................... 23 Введение в социологию физической культуры и спорта.................. 23 Общее представление о социологии физической культуры и спорта.............................................................................................. 23 Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина.................................................................... 26 Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта»......................................................................... 27 Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития............................ 32 Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта............................ 32 Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук................... 36 Исторические аспекты развития социологии спорта.................. 37 Глава III. Социологическая концепция физической культуры и спорта....44 Физическая культура и спорт в системе современного социума..................................................................................................... 44 Физическая культура и спорт как социальный институт.......... 44 Социальные функции физической культуры................................. 46 Специфические функции спорта....................................................... 48 Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека................................................................. 50 Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества..................................................................... 53 Социокультурное содержание физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью................................ 55 Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности... 55 Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта............ 59 Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта 69 Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта..................................................................... 75 Социологические характеристики физической культуры и спорта, их основные различия и пути интеграции................... 78 Историко-культурологические предпосылки возникновения спорта и физической культуры................................................... 78 Социальная природа спорта и физической культуры................ 80 Спорт и физическая культура — самостоятельные социальные феномены: функциональные различия и методологические несовпадения............................................. 83 Изменение векторов взаимоотношений спорта и физического воспитания, пути его интеграции................... 85 Глава IV. Социологические проблемы физической культуры............................... 90 Проблемы социального и биологического в физической культуре личности.................................................................................. 90 Природа человека с позиции соотношения социального—биологического................................................... 90 О естественной природе и социальной сущности человека..... 93 Методологический анализ биосоциальной проблемы развития физической культуры................................................... 95 Система движущих сил физической культуры в современном обществе...................................................................... 97 Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры........................................ 97 Исторический характер физической культуры,............................... ее изменения на различных этапах развития общества...... 99 Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры в современном обществе................... 101 Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре........................................................................................... 108 Глава V. Социологические проблемы спортивной деятельности........................ 122 Социологические проблемы спорта высших достижений и современного олимпийского движения..................................... 122
Отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения... 122 Социальные противоречия, определяющие кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений........... 125 Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений...................... 127 Спорт высших достижений в XXI в.: социологический прогноз развития........................................................ 129 Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры............................ 131 Понятие и отличительные черты спортивной карьеры........ 131 Основные противоречия, обусловливающие кризисы спортивной карьеры.................................................... 133 Особенности социальной адаптации спортсменок.............. 137 Спорт и социализация личности..................................... 148 Понятие личности в социологии....................................... 148 Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности............................................. 149 Социализация спортсмена.......................................... 152 Социальная ответственность спортсмена........................... 156 Date: 2016-11-17; view: 573; Нарушение авторских прав |