Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическая часть программы





Методическая часть программы включает сведения, касающие­ся организации и проведения социологического исследования: обоснование статистического объекта исследования (исследуемой совокупности), методы, этапы и логическую структуру основного инструментария.

Обоснование статистического объекта исследования. Большин­ство социологических исследований, включающих изучение всех элементов объекта, носит не сплошной, а выборочный харак­тер. Совокупность элементов объекта социологического иссле­дования, подлежащая непосредственному изучению, называет­ся выборкой.

Метод выборочного наблюдения возник и развивался в рамках математической статистики и наиболее разработан применитель­но к социально-экономическим исследованиям. Сущность его со­стоит в том, что он дает возможность сделать заключение о харак­тере распределения изучаемых признаков во всей совокупности социальных объектов в соответствии с предметом социологичес­кого исследования, где рассматривается только некоторая часть этой совокупности.

Для изучения малоисследованной социальной проблемы необ­ходимо отобрать такую часть элементов наблюдения, которая бу­дет представлять исследуемый объект в целом.

Чаще всего на практике наблюдается определенное противоре­чие между необходимостью иметь максимально полное и точное представление о структуре изучаемого социального явления и, как правило, отсутствием необходимой информации.


 




Все множество социальных объектов, которые являются пред­метом изучения в пределах, очерченных программой социологи­ческого исследования и территориально-производственными гра­ницами, образует генеральную совокупность.

По размерам генеральная совокупность может быть предельно широкой, средней и сравнительно малой. Обязательным требовани­ем является необходимость в каждом исследовании четко огово­рить пространственные и временные границы генеральной сово­купности.

Часть социальных объектов генеральной совокупности, высту­пающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью.

Выборочная совокупность — непосредственный объект изуче­ния в конкретном социологическом исследовании и представляет собой микромодель генеральной совокупности.

Репрезентативностью называется свойство выборочной сово­купности воспроизводить характеристики генеральной совокупно­сти. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой напе­ред заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изу­чаемых признаков с их действительным распределением в гене­ральной совокупности или, если использовать язык статистики,-найти оценки параметров генеральной совокупности.

Ошибками репрезентативности называют отклонение статисти­ческой структуры выборки от структуры соответствующей гене­ральной совокупности.

Существуют различные методы формирования выборочной совокупности. Различают выборки вероятностные и целенаправ­ленные.

Модель вероятностной (случайной) выборки связана с поняти­ем вероятности, широко используемым во многих отраслях соци­альной науки. В самом общем случае вероятность некоторого ожи­даемого события есть отношение числа всех возможных событий к числу ожидаемых. При этом общее число событий должно быть достаточно большим (статистически значимым). При использова­нии вероятностной выборки для каждого элемента генеральной совокупности создается равная вероятность попасть в выборку. Та­кая ситуация имеет место лишь тогда, когда элементы генераль­ной совокупности распределены в ней равномерно.

В прикладной социологии широко применяются методы соб­ственно случайного отбора, которые достигаются при помощи, например, такой операции: все элементы генеральной совокупно­сти пофамильно или посредством кода (числового номера) зано­сятся на карточки. Последние перемешиваются в ящике, где и про­изводится отбор нужного количества респондентов (участников со­циологического исследования). Важно, чтобы карточки были пе-


ремешаны тщательно, сохраняя таким образом равновероятность отбора респондентов. Данный метод можно успешно применять только для генеральных совокупностей, насчитывающих не более 800 — 1000 единиц.

При увеличении числа единиц этот метод становится весьма трудоемким, и тогда удобнее применять метод механической вы­борки. В общем виде принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в еди­ный список и из него через равные интервалы отбирается соответ­ствующее число респондентов. Шаг отбора (А) определяется по формуле:


где N — величина генеральной совокупности, an — величина вы­борочной совокупности. Отбор может осуществляться с начала или с конца алфавитного списка. В качестве таких списков для отбора респондентов успешно могут быть использованы карточки, блан­ки учета в отделах кадров, табели в цехах, карточки учета в обще­ственных организациях, спортивных ведомствах и др.

Достаточно удобный и точный метод — это метод серийной вы­борки. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокуп­ность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии от­дельно. При этом число отбираемых из серии респондентов про­порционально общему числу элементов в ней. На практике до­вольно часто приходится применять так называемый метод гнездо­вой выборки, предполагающий отбор в качестве единиц исследова­ния не отдельных респондентов, а группы или коллективы с пос­ледующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп, занимающихся спортом в спортивном обществе, в каждой из которых занимается по 15 человек, на основе случайной выборки отобрано 30 групп. В этом случае опросу подлежит 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна (представительна), если состав групп в максимальной степени схож. Списки или кар­точки в этом случае составляются только для групп, каждая из которых представляет целую единицу отбора.

Наряду с вероятностными выборками в социологических ис­следованиях применяются также и целенаправленные выборки, к которым неприменимы правила теории вероятности. Они осуще­ствляются при помощи следующих методов: стихийной выборки, основного массива и квотной выборки.

Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читате­лей журнала или газеты. В данном случае нельзя заранее предопре­делить структуру массива респондентов, возвративших анкеты. Это


очень затрудняет оценку репрезентативности выборки, поэтому полученные выводы распространяются, как правило, лишь на оп­рошенную часть.

Метод основного массива удобнее применять в разведыватель­ных исследованиях, и он охватывает 60—70% представителей ге­неральной совокупности.

Наиболее точным, широко применяемым, в частности в опро­сах общественного мнения, является метод квотной выборки. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов гене­ральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные значения — параметров квоты. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. При большем числе «фикси­рованных» признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким.

По форме реализации выборки могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми. Методы, изложенные выше, представляют собой примеры одноступенчатых выборок. Многоступенчатые вы­борки осуществляются в несколько этапов путем применения на-каждом из них единого или различных методов.

Определение объема выборочной совокупности требует такой ве­личины выборки, которая, с одной стороны, должна быть стати­стически значимой, а с другой стороны, — экономной, т. е. в не­котором смысле оптимальной. Математически доказано, что кри­терием оптимальности величины выборки являются числовые зна­чения контрольных признаков элементов генеральной совокупно­сти, а точнее — их дисперсия (разброс). Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности требуется.


Когда информация о признаках элементов генеральной сово­купности отсутствует, исключается возможность определения объе­ма выборочной совокупности при помощи формул. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов-практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборка объемом 100—250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 чело­век, достаточный объем выборочной совокупности — не менее 500 человек, если же величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то — 10% ее состава (но не больше 2000 — 2500 человек). Это гарантирует наиболее достоверные результаты исследования.

Методы исследования. К основным методам сбора первичной социологической информации относятся: наблюдение, анализ до­кументов, интервьюирование, анкетирование, экспертные оцен­ки и метод социального эксперимента.


Наблюдение — метод сбора первичной социологической инфор­мации путем прямой и непосредственной регистрации исследова­телем событий и условий, в которых они имеют место. Проводится сбор по определенной программе: либо со «стороны» (невключен-ное наблюдение), либо способом активного включения в изучае­мые общности и действия (включенное наблюдение), или же пу­тем прямого инициирования социальных действий (стимулирую­щее наблюдение).

Существуют еще структурированное и не структурированное наблюдения. Структурированное {формализованное) наблюдение предполагает жесткую форму регистрации частоты и систематич­ности определенных событий и условий деятельности по разрабо­танной заранее программе. Не структурированное (не формализо­ванное) наблюдение может носить эпизодический характер, со­гласно составленному плану.

Наблюдение — хороший метод при осуществлении разведыва­тельного плана исследования, цель которого — формулировка ги­потез для дальнейшей, более систематической проверки другими методами (анализом документов и опросами).

Анализ документов. В качестве документов выступают официаль­ные и неофициальные тексты (например, карточки персонального учета или письма читателей газеты), аудиовизуальные тексты (маг­нитофонные записи обсуждения какого-либо вопроса, видеозаписи, телепрограммы), многообразные тексты средств массовой информа­ции — газет, радио, телевидения. Помимо так называемых наличных документов, социолог может анализировать целевые документы в соответствии с программой исследования (например, предлагает написать сочинение на заданную тему, изложить свои впечатления от некоторого мероприятия, в свободной форме высказать свое мнение об определенных событиях или условиях деятельности).


Наряду с традиционным анализом документов, представляю­щим собой цепочку умственных, логических построений, направ­ленных на выявление сути анализируемого материала, применяет­ся и особый способ качественно-количественного анализа тек­стов — контент-анализ.

Официальные документы — хороший источник информации о социально-нормативных требованиях организаций и общностей. Личные и неофициальные документы чаще используются для по­лучения сведений о событиях и условиях деятельности, нежели об оценках и мотивации.

Опросные методы многообразны и универсальны в том смысле, что позволяют регистрировать условия деятельности, потребнос­тей и мотивов субъектов деятельности. Выделяют устный опрос (интервью) и письменный (анкетирование).

В интервью допускается достаточно свободное развитие опроса по некоторому плану с уточнением и модифицированными фор-


 




мулировками вопросов, причем реакции опрашиваемого не ог­раничиваются рамками заранее предусмотренных вариантов от­вета. В анкетах чаще всего используют вопросы с уже предусмот­ренными вариантами возможных ответов, которые выявляются при проведении пилотажного (пробного) опроса на небольших груп­пах, представляющих типичную аудиторию опрашиваемых. Опро­сы-молнии (зондажные) содержат несколько относительно простых пунктов, а глубокие интервью или аналитические анкетные опросы могут быть достаточно объемными по содержанию и длительности.

Основные требования к опросу: четкость программы беседы, отвечающая целям исследования, перевод программных вопросов на обыденный язык респондентов (опрашиваемых), логико-пси­хологическая комфортность опроса, т. е. понятная опрашиваемому их последовательность, смысл и форма выражения ответа.

Используют различные техники контроля надежности получае­мых сведений: контрольные вопросы, вопросы на компетентность (знание предмета), «ловушки», например просьба высказать отно­шение к ряду событий, в числе которых вымышленное. Анкеты тех, кто попадает в «ловушки», бракуются.

Любая методика, использующая тот или иной метод, должна быть обоснована со стороны надежности получаемой с ее помо­щью информации.

Кроме перечисленных методов сбора информации, широко при­меняется и метод социального эксперимента, источником инфор­мации в котором выступают уже названные приемы получения первичных данных.

Основным средством обработки собранного статистического ма­териала в социологических исследованиях являются компьютер­ные программы, с помощью которых осуществляются первичная и большинство видов вторичной обработки информации. Приме­няемым в исследовании методам обработки и анализа социологи­ческой информации дается необходимая характеристика.

С определенной долей условности обработку можно разделить на первичную и вторичную. Под первичной понимается обработка, исходной информацией для которой служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования (так называемая первичная информация: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.п.). Примером первичной обработки являются та­булирование, расчет многомерных распределений признаков, клас­сификация и пр. Вторичная обработка — преобразование данных первичной обработки, т.е. получение показателей, рассчитывае­мых по частотам, группированным данным, кластерам и т.д. (на­пример, средние, меры рассеяния, связи, показатели значимос­ти). Ко вторичной обработке можно также отнести методы графи­ческого представления данных, исходной информацией для кото­рых служат проценты, таблицы, индексы.


С точки зрения применения технических средств можно выде­лить обработку ручную и с использованием компьютерных программ. Ручная обработка используется в качестве первичной при неболь­ших массивах информации (от нескольких десятков до 100 анкет) и относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичная обра­ботка при этом проводится с помощью компьютеров. Примером исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Организационно-технический план исследования. Современное со­циологическое исследование основывается на детальном разделе­нии труда, поскольку количество вычленяемых операций или от­дельных видов работы достаточно велико. Для упорядочивания ос­новных этапов работы необходим рабочий организационно-техни­ческий план. Он составляется в соответствии с программой и указа­нием календарных сроков, материальных и людских затрат, необ­ходимых для достижения конечных целей исследования и включа­ет в себя несколько этапов, например:

1. Разработку программы и основного инструментария исследо­вания.

2. Проведение пилотажного исследования методов и техники сбора информации.

3. Проведение полевого обследования (массовый сбор данных на объекте).

4. Подготовку первичной информации для обработки.

5. Математическую обработку полученной первичной социоло­гической информации.

6. Анализ полученных данных.

7. Изложение результатов исследования.

8. Подготовку выводов и практических рекомендаций.
Логическая структура инструментария. Логическая структура

инструментария дает представление о содержании анкеты или интервью, показывает, на выявление каких характеристик пред­мета исследования направлен тот или иной блок вопросов, поря­док расположения вопросов в инструментарии, наличие в анкете или интервью функционально-психологических, контрольных воп­росов и вопросов-фильтров.

Сам инструментарий прилагается к программе в качестве само­стоятельного документа.







Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию