Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






вопрос. Ведущие греческие медицинские школы.





В античный период развитие медицины происходит в связи со значительными сдвигами в осмыслении основ мироздания, человека, здоровья и болезни. Древнегреческая философия и медицина в своём развитии очень многое заимствовали из философско-мистического подхода в древнекитайской и древнеиндийской культуры, сохранив за собой западное своеобразие - ориентацию на добродетель, нравственность и всеобщее благо. На этой основе философски понимались жизненные начала человека, складывалась медицинская реальность космического порядка в соответствии с представлением о функционировании космоса как целого организма.

Таким образом, в доклассический период в Древней Греции медицина со всеми существующими в ней онтологическими представлениями практически не отличается от таковой в предыдущие эпохи и выстраивается на основе мифологии. Врачевание сочетает доминирующие ритуально-магические приёмы с эмпирическими.

В классическом периоде в древнегреческой медицине происходит её дифференцирование, окончательно оформившееся к эпохе средневековья: медицина делится на собственно медицину и хирургию как низшую форму, с другой стороны, институты, формирующие мировоззрение, разделяются на формирующие философию, религию и магию. В рамках этих систем медицина дифференцируется на светскую, религиозную и магическую. Светская медицинская школа формируется на основе осознанной взаимосвязи между философией и медициной. Мировоззренческой базой стала натурфилософия Фалеса, Гераклита, Левкиппа, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Например учение о первоначалах (элементов), из которых состоят все вещества - огня, воздуха, воды и земли (см. рис. 6):

- оогонь(сухой и тёплый)

4. Земля(сухая и 2. Воздух(влажный

тёплая) и тёплый

3. Вода (влажная и холодная)

Рис.6. – Элементы – первоначала Аристотеля

 

Медицина в Древней Греции формировалась в виде медицинских школ, наиболее известными из которых были Кротонская, Книдская, Сицилийская и Косская.

Кротонская школа достигла расцвета в VI в.д.н.э. э. Выдающимся представителем был врач Алкмеон (конец VI - начало V д.н.э.) Его взгляды на сущность организма и природу болезни выражались в ряде следующих положений: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького и т. д.; 3) здоровым человек является до тех пор, пока его вышеперечисленные элементы ведут себя «демократически». Если один из них устанавливает монархию, человек заболевает (термин Алкмеона); 4) противоположное излечивается противоположным. Алкмеон первым из европейцев писал о головном мозге как органе мышления и сознания, поставив под сомнение бессмертие души в вопросах познания он отрицал познаваемость мира (агностицизм).

В рамках Книдской школы медицины возникло гуморальное учение о природе болезни, в соответствии с которым считалось,что физиологические отправления организма человека определяются состоянием четырёх телесных соков (кровь, слизь, светлая и чёрная желчь). Здоровье же – результа их равновесия-кразы. Болезнь развивается в результате нарушенного равновесия - дефицита или избытка той или иной жидкости -дискразии. Данная теория преобладала в Европе до XIX в.(рис.6).

Другим крупным направлением Книдской школы медицины является теория солидарной паталогии, созданная Асклепидом на базе атомистического учения Левкипия, Демокрита и Эпикура. В ней утверждалось, что организм состоит из атомов, образующих «поры», а болезнь возникает вследствие изменения величины «пор», т.е. плотности атомов (их сужения или расширения). Лечение болезней осуществляется мероприятиями, нормализующими размеры «пор».

Видным представителем Сицилийской школы медицины был Эмпедокл из Акраганта (ок. 490-430 гг. до н.э.). Он утверждал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Они неизменны, непорываемы и неразрушаемы, не могут превращаться из одного в другой и лишь механически смешиваются. Многообразие мира, в том числе живых организмов есть результат пропорций этого смешения. Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Динамические явления окружающего мира он объяснял антагонизмом Любви и Вражды. При господстве Любви все стихии смешиваются между собой. Господство Вражды ведёт к их дифференциации. При этом Эмпедокл был врачом магического типа, демонстрировавшим чудесные исцеления и воздействия на явления природы.

Косская школа представлена Гиппократом (ок.460-ок.370 гг. д.н.э.).

Основываясь на гуморальной теории, он считал источником жизни «тонкое эфирное» начало – пневму В изучении болезни и здоровья врачами Книдской школы указывалось их зависимость от того, как именно в человеческом теле смешаны жидкости – кровь, слизь и желчь. Здоровье по Гиппократу – это соразмерность этих частей «во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными». Им создана теория темпераментов, влияния внешних факторов на телесно-психический склад народов. Сформулирован ряд важнейших методологических принципов: причинности, целостности, активности живого, единства организма и среды, психологического единства, связи и равновесия (эукаразии) гуморальных элементов.

В целом, от Гиппократа – теоретика и практика прикладной медицины – можно вести начало медицины как науки и патогенетического объяснения болезни. Именно в это время медицине придаётся статус теоретической науки, несмотря на сильное влияние натурфилософии. Продуктивно используется дедуктивный метод, означающий движение познания от очевидных положений к частным выводам.

Платон (427-347гг.д.н.э.) развивает представления о природе человека и болезни, излагая и их в «Тимее». Жизнь понимается им как процесс динамического равновесия процессов синтеза и распада, подчиняющийся определённым ритмам. Состояние тела отражает состояние души, которая является источником жизни. Мозг является местом расположения рассудка. Причины болезни делятся Платоном на отдалённые и непосредственные, (отдаленные он ставит в зависимость от нарушения взаимоотношений души и тела) в этих взаимоотношениях и состоит жизнь по Платону. В основу лечения им предлагается полагать принцип зависимости частей организма от организма как целого, и первоочерёдного лечения души путём обрядов и религиозных песнопений. Вершина и систематизатор философии Древней Греции Аристотель (384-322гг. д.н.э.) как врач и естествоиспытатель в качестве сущности болезни признавал недостаток природной теплоты и возникающее в связи с ним «несварение» продукта. Несварение в различных частях тела вызывают различные проявления болезни.. Душа человека рассматривается как начало, неотделимое от тела. Чувства находятся под влиянием направленной мысли, а сама мысль может быть направлена как на уменьшение боли, так и на усиление удовольствия.

Жёлтая желчь

огонь

тепло

Кровь Земля

Воздух чёрная желчь

Огонь вода холод

Флегма

Рис.7 Иерархия форм субстанций от минералов до человека (по Аристотелю).

Медицинская школа Галена – йатрофилософская («йатрос»-врач). По его мнению, врач должен владеть основными разделами философии и использовать их на практике. Философию и её принципы Гален считал основой теоретической и практической медицины. Лучший врач, по его мнению, в то же время и философ.

Во взглядах на организм как на материальный объект Гален объединил солидарную и гуморальную теории. Болезнь и здоровье он рассматривал через призму переходных состояний, не противоставляя их друг другу. Главной характеристикой системы Галена стало сочетание логического метода с практическим экспериментом. В развитие античной медицины на базе греко-римской цивилизации прирост медицинских знаний был очень низким. Происходит сужение арсенала эмпирических методов лечения. Происходит деградация «магической» и религиозной медицины на основе придания им статуса суеверий.

В период Средневековья господствовала религиозная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии.

К началу средневековья в Европе религиозное христианское мировоззрение превратилось в господствующую идеологию, которая регламентировала методологическую базу частных наук. Светская медицина также находилась под контролем христианской доктрины и соответствующих административных институтов. Магическая медицина оставалась независимой, приобретя статус нелегальной. Она выступала противником религиозной идеологии и медицины.

Христианское понимание жизни болезни и смерти сводится к тому, что эти состояния имеют сверхъестественное начало и основание.

Вместе с этим христианство разграничивает болезни на психические и телесные по механизму их возникновения и их роли в земной и загробной жизни. С точки зрения христианства душа бессмертна, независима от тела и не подвержена собственно болезням, которые могут случаться только с телесным субстратом человека. Поэтому нарушение психики рассматриваются как одержимость дьяволом, являющаяся наказанием за наследственные грехи. С другой стороны, болезни психики могут развиваться как попытка человека уйти от ответственности перед Богом, что приумножает его греховность и вину. Патогенное сверхъестественное влияние может реализоваться непосредственно или опосредовано через воздействие на организм природных сил. В первом случае лечение болезни может быть специфически религиозным; во втором допускается участие разрешённых форм материального воздействия. Эта область и является в средние века сферой деятельности светской медицины.

 

Date: 2016-11-17; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию