Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Философия Классической Греции. Поворот к человеку в философии софистов и Сократа.





Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. Софисты (от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»): широком смысле — древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком — философская школа, представители которой (в основном греки 5—4 вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги. Учителя этой школы назывались софистами, «специалистами по мудрости». В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать.

К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами (софизмы – рогатый софизм) и понятиями для доказательства или опровержения чего-либо. «Софист» часто принимается в презрительном варианте значения слова.

Сократ (родился ок. 469 г. до н. э.— умер ок. 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ. Его учение знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Сократ был сыном каменотёса и повитухи. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как принял свою смерть. Обстоятельства казни вкупе с её процессом, были подробно описаны Платоном в его диалоге, целиком посвящённом последнему дню Сократа. Сократа характеризует разнообразная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме бесед. О взглядах Сократа можно судить по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Платон, к примеру, изображает Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого предположительно излагаются и собственные мысли Платона. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Его деятельность — поворотный момент античной философии. Он обратил внимание философов на значение человеческой личности. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Сократ выступал против софистов, в то же время в своих взглядах продолжал некоторые идеи софистов. По Сократу, философия должна заниматься нравственными качествами человека и сущностью знания.

Основа его философии – разработка ведения диалога, спора, которую называли тогда диалектикой.

Подбирая вопросы, Сократ выяснял слабые знания противника. Метод вопросов Сократа, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии», важнейшей целью которой было направление мысли человека на более глубокое и содержательное знание о предмете спора. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Кроме иронии Сократ использует в своем методе и майевтику (повивальное искусство. Рождение истины такой же сложный процесс, как и рождение ребенка, поэтому и назван майевтикой) - по Сократу, истинное знание не передается, оно именно рождается в споре. Сам Сократ занят в диалоге тем, что помогает духовному рождению мысли.

Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

 

 

 

3 вопрос. Классический этап древнегреческой философии:

Date: 2016-11-17; view: 592; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию