Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжет четвертый: единственный шанс Японии.





К началу весны 1942 года стратегическая обстановка на Тихом океане была сложной для всех участвующих в «игре» сторон.

Британская Империя проиграла войну и утратила все возможности сохранить свою позицию на «мировой шахматной доске»; падение Сингапура было знаковым событием, предвещающим ее гибель. Но Великобритания оставалась значительной политической и военной силой, она продолжала сражаться против стран «Оси», и от исхода этого сражения зависело как минимум то, какую форму обретет послевоенный процесс деколонизации.

С потерей Малайи оперативное положение Великобритании резко ухудшилось. Прежде всего, ее корабли были отброшены не только из Тихого, но и из восточного сектора Индийского океана. Далее, японские войска, контролирующие Индонезию и Малаккский полуостров, создавали угрозы одновременно Австралии и Бирме. Поскольку зимой 1942 года англичане понесли серьезное поражение еще и в Киренаике, Великобритании перешла к обороне на всех фронтах, и ее стратегия на 1942 год носила чисто негативный характер.

Весной 1942 года Королевские Военно-воздушные силы нанесли первый массированный удар по территории Германии. В ночь на 30 мая 1046 бомбардировщиков разрушили 600 акров площади Кельна — мрачный рекорд, который продержался почти два года. Позднее самолеты «Соединения 1000» обрушились на Эссен и Бремен.

Налеты привели к серьезным потерям среди гражданского населения, но никакого военного значения не имели. Это понимали и сами англичане: подсчитав потери по итогам трех рейдов (116 четырехмоторных бомбардировщиков), они расформировали «Соединение 1000» и вернулись к более традиционным схемам использования стратегической авиации.

Соединенные Штаты Америки реализовали основную идею своего стратегического плана (использование японского флота и немецкой армии для разрушения Британской империи), но запредельно дорогой ценой. Флот США утратил господство на Тихом океане, мировая система коммуникаций, непременное условие высокой эффективности американской экономики, начала разваливаться. Связь между Западным побережьем Америки и Австралией была поставлена под угрозу, а само это побережье находилось под угрозой рейдов японских авианосных соединений. Создалась непосредственная угроза Аляске, Алеутским островам, Панамскому каналу.

Ф. Рузвельт понимал, что он уже обеспечил своей стране безусловное преимущество в «эндшпиле» мировой войны. Но на доске еще стояла позиция «миттельшпиля» — и, называя вещи своими именами, положение США на Тихом океане было безрадостным.

Пока что американское руководство сменило командование Тихоокеанского флота, поручив этот важнейший пост человеку, никогда в жизни не стоявшему на палубе авианосца, — подводнику Чарльзу Нимицу. Под его спокойным и ненавязчивым управлением флот провел свои первые успешные операции — рейды против Кваджелейна и Рабаула. Американские ударные соединения использовали тактику «кусай и беги», малоэффективную, но безопасную. В эти рейды никто не вкладывал стратегического содержания — важно было поднять настроение людей. Однако в дальнейшем окажется, что набеги американских авианосцев на оборонительный периметр противника имели далеко идущие последствия.

Япония полностью выполнила свой план войны. За 90 дней непрерывного наступления она овладела оборудованными базами и аэродромами в Сингапуре, Давао, Маниле, Кендари, Рабауле, Кавиенге. В руки островной империи перешли Филиппинские острова, Малайя, Индонезия, целый ряд тихоокеанских архипелагов. Объединенный флот захватил господство в западном секторе Великого океана и создал стратегические угрозы Аляске, Гавайским островам, Австралии, Индии.

И при всех этих успехах Япония ни на шаг не приблизилась к цели войны — к обеспечению безопасности метрополии и бесперебойному снабжению ее нефтью. Более того, оказалось, что за Империю теперь трудно даже сформулировать позитивную стратегию. Страна Восходящего Солнца уже получила больше, чем рассчитывала сохранить после войны. Она была бы только рада обменять захваченные земли на мир с США и новый союз с Великобританией (выгодный обеим сторонам) — но после Перл-Харбора, ни о каком компромиссном мире не могло быть и речи. Япония была принуждена продолжать войну, в которой она уже не могла ставить перед собой сколько-нибудь разумные цели.

В марте завершился окончательный захват Голландской Ост — Индии — была занята Ява. В последний день месяца японские крейсера обстреляли остров Рождества и высадили на нем десант. Десантники захватили несколько десятков пленных и полный транспорт фосфатов — после чего с разочарованием убедились, что почвы острова непригодны для строительства аэродрома. Операцию пришлось свернуть, а гарнизон эвакуировать. Это был первый за всю войну случай совершенно непрофессиональной работы разведывательного отдела Главного морского штаба.

В конце марта были оккупированы Андаманские острова, позднее, уже в июне, заняты расположенные рядом Никобарские острова. Собственно, захват этой позиции преследовал сугубо вспомогательные цели — прикрывая с запада Сингапур и Малаккский полуостров, она составляла последнее звено оборонительного периметра.

В рождественские дни 1941 года состоялась межсоюзническая конференция «Аркадия», на которой было принято решение об объединении военных усилий США, Великобритании и СССР против Германии. Фронт в Европе признавался главным, ресурсы для Тихого океана должны были выделяться по «остаточному принципу». Это означало, что Соединенные Штаты не окажут Японской империи любезности в форме содействия в организации генерального морского сражения в Западном секторе Тихого океана. В рамках «операций первого этапа», то есть действий против Малайи, Филиппин и Индонезии, новую стратегию «англоговорящих народов» можно было только приветствовать. Однако она естественным образом превращала локальную «войну за нефть» в мировую войну на уничтожение, к которой Япония не была готова и которую толком не планировала. По сути, Ф. Рузвельт «пропускал ход» на Тихом океане, предоставляя И. Ямамото «атаковать под угрозой потери достигнутого преимущества».

Командующий Объединенным флотом знал, что с 1943 года в США начнут вступать в строй тяжелые авианосцы серии «Эссекс», легкие авианосцы типа «Индепенденс» (в спешном порядке переоборудуемые из почти законченных постройкой легких крейсеров типа «Кливленд»), линейные крейсера «Аляска» и «Гуам», тяжелые крейсера проекта «Балтимор». Линкоры типа «Саут Дакота» уже находились в стадии достройки; их завершение полностью компенсировало урон, нанесенный флоту США в Перл-Харборе. А вслед за «Дакотами» со стапелей должны были сойти «Айовы».

Японский флот тоже должен был пополниться кораблями, но далеко не в таком количестве. В постройке находились линкоры «Мусаси» и «Синано» и авианосец «Тайхо».

Таким образом, японцам было необходимо добиться победы в 1942 году.

Со своей стороны США должны были учитывать возможность быстрого крушения Восточного фронта. Это поставило бы под удар весь замысел Ф. Рузвельта, основанный на поддержании «баланса» сражений в Европе и на Тихом Океане.

При любом «раскладе» победителей и побежденных Соединенные Штаты Америки стратегически проигрывали, если до очередного «Версаля» они не успеют проявить себя важнейшим в экономическом и военном отношении участником коалиции. Чтобы сыграть намеченную роль в послевоенном регулировании, вооруженные силы США должны были принять активное участие в войне в Европе, исключив при этом Великобританию и Советский Союз из числа актеров войны на Дальнем Востоке. Ф. Рузвельт предпочел бы, чтобы решающие события на обоих ТВД разыгрались бы в 1943–1944 годах, но он должен был иметь запасной план на тот случай, если вермахт в 1941 году повторит судьбу Великой Армии Наполеона 1812 года. Противоположная версия — победа Германии под Москвой или на Волге и выход СССР из войны — после Перл-Харбора и потери Филиппин представляла собой опасность другого рода. В конце концов, при всем неоспоримом моральном, экономическом и политическом превосходстве антигитлеровской коалиции она могла и проиграть. Вероятность такого исхода событий была не слишком велика — но она существовала, и прежде всего потому, что над Америкой все еще нависала «тень» экономического кризиса 1929 года. В ином, нежели Великобритания или Советский Союз, смысле, но США также шли к победе по единственному пути над пропастью поражения.

Таким образом, Рузвельт тоже остро нуждался во впечатляющей победе на Тихом океане в 1942 году.

Сложившаяся оперативная ситуация привела стороны к грандиозному генеральному морскому сражению, ставшему закономерным итогом «столкновения стратегий» и очень интересной «вступительной игры».

Президент Рузвельт (решение об операции принимал именно он) сделал первый «ход», организовав неожиданный налет на территорию японской метрополии. Проблема заключалась в том, что в тот момент Штаты еще не имели стратегического бомбардировщика, способного «достать» Японию, использование же против Токио авианосных соединений было — при реальном радиусе действия палубного бомбардировщика «Доунтлесс» около 200 миль — чистым самоубийством.

Полковник ВВС США Д. Дулиттл предложил нанести удар, разместив на авианосцах тяжелые армейские бомбардировщики В-25 «Митчелл». Двухмоторные самолеты не могли приземлиться на палубу, поэтому, отбомбившись, они должны были тянуть до аэродромов Китая либо садиться в СССР и интернироваться. Более того, до взлета всех «Митчеллов» подъем истребителей был невозможен, поэтому авианосец «Хорнет» с самолетами Дулиттла сопровождал еще один авианосец — «Энтерпрайз», обеспечивавший воздушное прикрытие. Совершенно безумная операция, обрекающая на гибель несколько бомбардировщиков (скорее всего вместе с экипажами) и вдобавок ставящая под удар два ценнейших корабля — ради совершенно абстрактной цели.

Рейд Дулиттла, состоявшийся 18 апреля 1942 года, не причинил серьезного ущерба японским городам края Канто, но инициировал длинную цепочку событий, которые в конечном итоге привели к столкновению главных сил Объединенного флота Японии и Тихоокеанского флота США.

Весной 1942 года японское морское командование предприняло ряд действий, направленных на достижение мирного соглашения между Россией и Германией. Однако эта инициатива не была услышана ни по одну, ни по другую сторону фронта. В СССР справедливо полагали, что Германия должна признать себя побежденной. Что же касается Рейха, то по мере того, как ужасы «русской зимы» оставались позади и армии, растянутые на огромном фронте от Крыма до Мурманска, вновь обретали боеспособность, высшее руководство гитлеровского Рейха все более склонялось к идее решить все проблемы Восточного фронта новым наступлением.

Отпала последняя возможность ограничить размах войны.

Весной 1942 года штаб Объединенного флота столкнулся с той же проблемой превращения выигранного сражения в выигранную войну, которую безуспешно пыталось разрешить гитлеровское руководство на втором месяце «войны ОКХ».

Недостатка в предложениях не было.

Аналитики М. Гэнды склонялись к тому, чтобы нанести удар по самому слабому звену неприятельской коалиции — которым, несомненно, была Англия. Предполагалось захватить Цейлон, уничтожить британский Восточный флот или отбросить его в Средиземное море, создав угрозу Индии с юга. Эта операция органически включала в себя уже наметившееся продолжение Малайской кампании — 15‑я армия Йиды (в действительности армейский корпус без средств усиления) с последних чисел декабря 1941 года начала проникновение в Бирму; разгромив в январе–феврале противостоящие английские части, Йида 8 марта, в день капитуляции Явы, вошел в пустой Рангун, создав тем самым сильное давление на Индию с востока. Операция согласовывалась с намерениями немецкого командования в кампании 1942 года, о чем М. Гэнда не знал, но догадывался, и представляла собой естественное развитие той «разведки боем», которую авианосцы Нагумо провели в начале апреля в Бенгальском заливе.

К недостаткам «цейлонского варианта» можно было отнести то обстоятельство, что Тихоокеанскому флоту США предоставлялась свобода действий, а сама операция в Индийском океане в известной мере «затенялась» остающейся на фланге Австралией: опираясь на Перт и Порт — Дарвин, союзники могли причинить определенные неприятности если не авианосцам Нагумо, то танкерам поддержки и транспортам флота вторжения. Кроме того, план Гэнды слишком многого требовал от Армии.

Здесь была первая «вилка» войны на Дальнем Востоке. Нагумо в точности выполнил поставленную перед ним задачу — парализовал судоходство в Бенгальском заливе, разрушил портовые сооружения Коломбо и Тринкомали, потопил все британские боевые корабли, попавшие в оперативный радиус его авиаразведки (то есть старый авианосец «Гермес», крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир», эсминец «Тенедос» из состава эскадры Филипса и пару вспомогательных судов) и вернулся в метрополию. Командующий Восточным флотом Великобритании адмирал Соммервилл от боя уклонился, отступив к Мальдивским островам.

В принципе ничего не мешало Нагумо распространить операцию к западу от меридиана Коломбо (проблемы со снабжением кораблей горючим были вполне разрешимы). В этом случае он неминуемо уничтожал бы Восточный флот — в распоряжении Соммервилла было два отличных авианосца, но с совершенно негодными авиагруппами; для пяти авианосцев Нагумо («Ката» был на ремонте в Метрополии) эти корабли были законной добычей.

Обеспечив господство на море и дозаправившись, Нагумо имел возможность атаковать британские нефтяные промыслы в Персидском заливе. В общеимперском масштабе это было не столь уж значимо — как уже говорилось, в 1942 году Персидский залив еще не стал «мировой бензоколонкой». Но вот 8‑я британская армия, действующая в Киренаике, снабжалась горючим из Абадана через Аден. В принципе, в пределах возможности Ударного авианосного соединения был и рейд в Красное море с нанесением воздушных ударов по Александрии и Суэцу. Чисто случайно рейд Нагумо в Индийский океан совпал с тяжелым поражением англичан в Северной Африке. В этих условиях психологические последствия таких ударов могли быть чудовищными — вплоть до краха британской обороны в Египте и прорыва Роммеля в дружественный Рейху Ирак…

Тем временем Ямамото прорабатывал различные схемы развертывания против Алеут и Аляски: если никаких надежд на «ограниченную войну» не осталось, следовало перенести боевые действия на самый уязвимый пункт Американской империи. Ямамото понимал, что как только США теряют господство на море, Аляска становится территорией с отрицательной связностью, и удерживать ее в рамках складывающейся «позиционной игры» на Тихом океане американцам будет очень трудно.

В свою очередь, Главный Морской штаб к середине марта разработал «теорию о первостепенной стратегической важности Австралии», рассматривающую «пятый континент» как плацдарм, «который противник может использовать, чтобы подготовить и осуществить контрнаступление против голландской Ост — Индии».

Соответственно, МГШ планировал длинную многоступенчатую операцию, в ходе которой предполагалось сначала захватить Порт — Морсби на южном побережье Новой Гвинеи и Восточные Соломоновы острова, затем полностью изолировать Австралию от США, установив контроль над Фиджи, Самоа, Новыми Гебридами, а заодно и Кокосовыми островами. На последнем этапе должна была состояться десантная операция против собственно Австралии, причем выбор направления главного удара — Перт, Дарвин или Таунсвилл — предоставлялся командованию Объединенного флота.

Кроме того, никто пока что не отменил довоенную доктрину, предусматривающую переход к обороне на захваченных территориях.

В результате возникновения нескольких альтернативных и многообещающих планов высшие военные руководители Японской империи к началу апреля 1942 года оказались в состоянии клинча: МГШ был не в состоянии добиться одобрения своей собственной схемы боевых действий, но он мог воспрепятствовать принятию альтернативного варианта.

В этих условиях был неизбежен торг между командующими, сопровождающийся бесконечной потерей времени (опять–таки по образу и подобию «Барбароссы»).

Рейд Дулиттла, поставивший под угрозу безопасность императора, дал Ямамото возможность настоять на претворении в жизнь его собственного плана, получившего в своей первой конфигурации название М 1. Этот план включал в себя все осмысленное, что было в алеутском, австралийском и цейлонском вариантах развертывания, но подчинял частные операции логике генерального сражения с неприятельским флотом в Центральном секторе Тихого океана. Спусковым механизмом такого сражения должен был стать захват атолла Мидуэй, находящегося в центре условного «треугольника», образованного Перл-Харбором, Уэйком и Датч-Харбором на Алеутских островах.

По плану Гэнды первоначально подготавливалась операция на Алеутах — в рамках предварительных проработок по «Северному варианту». Наблюдатели на Атту и Кыску должны были обязательно увидеть авианосцы, в роли которых выступали «Рюдзе» и «Дзуйхо». Нимицу давалось трое суток, чтобы прореагировать. В идеальном случае он сразу же отправлял на север авианосное соединение.

Тогда события развивались бы максимально благоприятно. Вражеские авианосцы прошли бы ровно полдороги к Датч-Харбору к тому моменту, когда самолеты Нагумо атаковали бы Мидуэй. Гэнда планировал с размахом, понимая, что нельзя быть достаточно сильным в решающем пункте: шесть авианосцев и две штурмовки аэродромов и оборонительных сооружений Мидуэя. Потом — высадка СМДЧ. Предполагалось, что один или два батальона морской пехоты капитулируют сразу, если же нет — десантники раздавят их, потому что им будет приказано захватить аэродром во чтобы то ни стало и невзирая, ни на какие потери. Так действовали саперы Ямаситы в Кота — Бару и парашютисты Одзавы в Палембанге.

Далее на аэродром Мидуэя перебрасывалась базовая авиация, лагуну атолла занимали «летающие лодки» (все доставлялось на борту авианосцев Нагумо). С этого момента Гэнда отсчитывал время «главной операции». Последний шанс — флот против флота. Для обеих сторон.

Ямамото видел начало предстоящего сражения в самой выгодной для японского флота редакции. Противник обречен «действовать по обстановке», постоянно отставая в темпе. Сначала — шесть авианосцев против одного заштатного аэродрома. Потом — те же шесть авианосцев плюс базовые самолеты против соединений Хэлси и Флетчера, которые, скорее всего, еще и будут подходить не одновременно. И лишь когда американцы, оценив выдвинутое положение кораблей Нагумо (авианосцы должны будут в ходе операции переместиться к востоку от Мидуэя), бросят против них линейные силы, в бой с решающим эффектом вступят линкоры Объединенного Флота.

Ямамото не сказал Гэнде, что всего этого едва ли окажется достаточным для выигрыша сражения. Достаточно и того, что неприятельский флот будет принужден к возвращению в Перл-Харбор, подобно тому, как 28 июля 1904 года пришлось вернуться в Порт — Артур русским броненосцам.

Захват Мидуэя создавал на Тихоокеанском ТВД совершенно новую ситуацию. Американский флот обрекался на пассивность, что в реальных условиях плохо складывающейся войны должно было послужить причиной упадка духа противника. Между тем давление на севере (Алеуты, Датч-Харбор, Аляска) и на юге (Восточные Соломоновы острова, Новая Гвинея) нарастало бы.

Обострилась бы и обстановка у Гавайских островов. Базируя подводные лодки и крейсера на Мидузе, Ямамото блокировал бы Оаху, постепенно привязывая к земле — из–за недостатка горючего — авиацию и флот противника.

С середины июля он стал бы прощупывать оборону Перл-Харбора, используя американский метод «кусай и беги»: авианосцы подходят ночью, наносят удар на рассвете и сразу возвращаются на Мидуэй. К концу месяца Нимиц начнет получать донесения о концентрации у Мидуэя десантных транспортов, быстроходных эсминцев, тяжелых транспортных летающих лодок. Одновременно японские авианосцы неожиданно исчезнут с якорной стоянки на Мидуэе: будет организована радиоигра, которая убедит противника, что они оттянуты к Уэйку, чтобы с решающим эффектом неожиданно вступить в игру. И вот когда оперативное напряжение в центральном секторе Тихого океана станет нестерпимым, когда «флот вторжения» будет чудиться американским наблюдателям «в любой рыбацкой лайбе, показавшейся на горизонте», когда Император выступит по Токийскому радио с торжественным призывом к миру, который американцам придется интерпретировать как объявление о начале операции, тогда соединение Нагумо покинет Трук и направится к северному побережью Австралии.

Новый удар по Дарвину, сопровождающийся выходом в море транспортного соединения Второго Флота, привлечет внимание противника к пятому континенту и окончательно дезориентирует его. А корабли Нагумо пройдут Зондским проливом и во второй и последний в этой войне, раз направятся к Цейлону.

Речь шла не о набеге — о полном вытеснении английского флота из Индийского океана, об оккупации Ланки, о блокаде западной Индии. И на этот раз у Нагумо был бы прямой приказ атаковать Аден и Абадан. После захвата Коломбо эта операция уже не стала бы ни фантастической, ни даже просто рискованной.

Ямамото не загадывал, окажется ли этих средств достаточно для капитуляции Великобритании. Это не имело бы отныне значения — английская позиция в Индийском океане все равно разваливалась полностью, остатки вражеского флота отбрасывались в Красное, если не в Средиземное море, а огромный меч, острием которого было соединение Нагумо, начинал решающее обратное движение…

Авианосцы возвращались тем же маршрутом: Батавия — северная или северо–восточная Австралия (в зависимости от контекста, созданного Четвертым флотом) — Рабаул — Трук — Уэйк — Мидуэй. Эта перегруппировка предполагалась медленной: следовало дать американцам время втянуться в затяжные бои на Алеутском направлении. (Контрнаступление на севере было для Нимица практически неизбежным ввиду очевидной необходимости демонстрировать гибнущему союзнику хоть какие–то активные действия — при том, что наличие японских сил на Мидуэе препятствовало развертыванию американского флота к западу от меридиана Перл-Харбора).

К началу второго года войны блокада Гавайских островов должна была вступить в завершающую фазу. Ямамото не мог предвидеть, что будет планировать противник — запоздалую и безнадежную попытку вернуть Мидуэй или прорыв ядра своего Тихоокеанского флота в Сан — Диего. И в том, и в другом случае Нимица ждал разгром, возвращение флота в Перл-Харбор и бесславная гибель там остатков корабельных соединений. А на Западном побережье США в это время спешно снаряжалась бы очередная Вторая Тихоокеанская эскадра.

МГШ санкционировал операцию — при условии, что еще до атаки атолла Мидуэй Объединенный флот окажет помощь местному командованию в Рабауле, которое вне всякой связи с замыслами Токио пришло к выводу о желательности захвата Порта — Морсби. И Ямамото, в рамках плана, которого демонстрация давления на Австралию была необходима, согласился поддержать эту операцию 5‑й дивизией авианосцев, временно изъятой из соединения Нагумо.

В свою очередь Ч. Нимиц, получивший по агентурным каналам сообщение о том, что после рейда в Индийский океан японские авианосцы настоятельно нуждаются в ремонте (что было правдой), решил, что Тихоокеанский флот имеет возможность воспрепятствовать явно наметившимся активным действиям легких сил противника против южного побережья Новой Гвинеи и при везении, может быть, «поймать» пару–тройку японских крейсеров. В этой логике ударный авианосец «Лексингтон», накануне вернувшийся в Перл-Харбор для переоборудования, был срочно направлен обратно — в Южные моря, где уже оперировал АВУ «Йорктаун». Развитие маневра японской 5‑й дивизии авианосцев и американских 16‑го и 17‑го оперативных соединений с неизбежностью вело к первому в историю сражению авианосных флотов. Оно состоялось 7–8 мая 1942 года в Коралловом море.

Началось с того, что вице–адмиралу Иноуэ Сигееси, на которого было возложено общее руководство семью корабельными соединениями, действующими в районе Новой Гвинеи, пришла в голову мысль, что два тяжелых авианосца как нельзя лучше подходят для того, чтобы доставить с Тру–ка в Рабаул 9 (!) истребителей. Контр–адмиралы Такага и Хаара запросили Токио. Пока шли переговоры, 5‑я дивизия авианосцев вертелась по квадрату со стороной 100 миль.

Силы, предназначенные для захвата Порт — Морсби и острова Тулаги, состояли из следующих кораблей:

• Транспортное соединение Порт — Морсби: 12 транспортов с десантниками и армейскими частями;

• Ударное соединение Порт — Морсби контр–адмирала Кадзиоки в составе легкого крейсера, шести новых эсминцев и одного устаревшего, классифицированного как минный заградитель, осуществляющее непосредственное прикрытие транспортов;

• Соединение вторжения Тулаги контр–адмирала Сима: транспорт, два эсминца, два минных заградителя;

• Соединение поддержки и Главные силы контр–адмирала Гото: в районе острова Нью — Джорджия (к западу от Ту–лаги) маневрировали тяжелые крейсера «Аоба», «Кунигаса», «Како» и «Фурутака» (собственно Соединение поддержки), далее к северо–западу находился легкий авианосец «Сехо» и прикрывающий его эсминец (группа «Сехо»);

• Соединение прикрытия: два легких крейсера, три канонерских лодки и база гидросамолетов (поддержка десантной операции);

• Ударное авианосное соединение: 5‑я дивизия авианосцев, то есть «Секаку», «Дзуйкаку», тяжелые крейсера «Хагуро» и «Миоко» и шесть эсминцев эскорта.

В это время Ф. Флетчер, объединивший под своим командованием 16‑е и 17‑е оперативные соединения, занимался дозаправкой авианосцев в море. Рассчитанные точки приема топлива у «Йорктауна» и «Лексингтона» были разные, поэтому корабельные группы действовали порознь; 4 мая предполагалось объединить их усилия с англо–австралийской крейсерской эскадрой.

Но 3 мая группа контр–адмирала Симы без помех оккупировала Тулаги, сутками раньше эвакуированный австралийцами. Флетчер об этом не узнал, но вечером перехватил сообщение о вражеских кораблях в гавани Тулаги, которое австралийский самолет–наблюдатель передал в Таунсвилл.

Флетчер, поддерживая режим радиомолчания, повернул на сближение с противником. Оба соединения начали быстро удаляться друг от друга, поскольку адмирал Фитч на «Лексингтоне» ничего об атаке Тулаги не знал. Флетчер, правда, отправил в точку рандеву обоих соединений танкер «Неошо» со свежей информацией.

Утром 4‑го мая самолеты с «Йорктауна» без предварительной разведки атаковали Тулаги. Если бы 5‑я дивизия авианосцев действовала по первоначальному плану, эта ошибка Флетчера стала бы для «Йорктауна» последней — он был бы атакован и наверняка потоплен. Но «Секаку» и «Дзуйкаку» все еще маневрировали значительно севернее.

Между тем японское командование в Рабауле еще не знало о том, что корабли Симы атакованы американской палубной авиацией, поэтому Соединение вторжения начало движение согласно графику операции. Теперь отставание 5‑й дивизии стало уже просто опасным: японские транспорта шли прямо под удар с воздуха.

Лишь ночью Иноуэ убедился, что складывается критическая ситуация, и приказал Авианосному соединению полным ходом следовать в Коралловое море. Флетчер же утром повернул на юг и на следующий день без особых приключений встретился с группой «Лексингтона».

К исходу 6 мая оперативный баланс оставался нулевым: японские и американские авианосцы так и не обнаружили друг друга, хотя временами сближались на 100 миль. К вечеру американский командующий знал как минимум курс и скорость японского Транспортного соединения. Хара и Такага, как ни странно, не знали даже этого. Пятая дивизия авианосцев обошла, Восточные Соломоновы острова с юга и вошла в Коралловое море, чтобы при любом раскладе оказаться между противником и своими транспортами.

Эти дни в северной части Кораллового моря сложились необычные погодные условия, оказавшие огромное влияние на ход сражения — то есть в какой–то мере и на всю последующую историю войны. Вследствие столкновения холодного и теплого атмосферных фронтов к югу от Восточных Соломоновых островов возникла устойчивая, с резко очерченными границами, обширная зона плохой погоды, вытянутая в широтном направлении. Внутри нее низкие, тяжелые, насыщенные дождевыми зарядами тучи почти касались воды, скрывая корабли от всякого наблюдения. По другую сторону почти вертикальной облачной стены с прозрачного неба сияло ясное солнце.

Соединение Флетчера первым — около часа ночи 7 мая — попало в облачную зону. Американские авианосцы всю ночь шли на запад–северо–запад, пытаясь отыскать обнаруженные накануне десантные транспорта. Незадолго до рассвета Флетчер выделил английские крейсера и эсминец «Фаррагут» в отдельную группу под командованием английского адмирала Крейса, которому была поставлена задача перехватить противника у южного выхода из пролива Жомар.

Авианосцы Такаги продолжали крейсировать к востоку от архипелага Луизиады. В 1:15 был совершен очередной поворот на юг. Этим маршрутом 5‑я дивизия следовала до рассвета.

В 7:30 утра 7 мая самолет–разведчик передал на «Дзуйкаку», что далеко на юге обнаружил авианосец и крейсер. Хара немедленно поднял палубную авиацию, которая около 10 утра атаковала противника — им оказались танкер «Неошо» и эсминец «Симе». Они были потоплены, но этот воздушный удар стоил японцам шести самолетов и пяти часов времени.

В 9:50 летчики «Лексингтона», поднятые для атаки Соединения прикрытия (легкие крейсера «Тацута» и «Тенрю») обнаружила всего в 90 милях от своего авианосца группу «Сехо». Легкий авианосец получил семь торпед и около 13 бомб. Через четыре минуты после начала атаки он опрокинулся и затонул. 17‑е оперативное соединение одержало первую неоспоримую победу в Тихоокеанской войне.

К полудню Хара пришел к выводу, что неуловимые американские авианосцы прячутся в зоне плохой погоды, но лишь в 16:30 сумел поднять в воздух авиагруппу — слишком много времени было потеряно из–за «Неошо». Пока японские пилоты искали противника среди дождевых шквалов, зашло солнце. Такахаси, командир ударной группы, приказал возвращаться.

На пути назад его самолеты были внезапно атакованы палубными истребителями. Уходя из–под удара, японские летчики окончательно потеряли ориентировку: перед измученными пилотами все время возникали миражи кораблей, которые исчезали, стоило подойти ближе. Наконец, обнаружив реальный авианосец, самолет Такахаси пошел на посадку. Уже над палубой корабля по огромной надстройке с широченной дымовой трубой он опознал «Лексингтон» и понял, что группа пытается сесть на американский корабль. Увы, к этому моменту группа Такахаси уже сбросила свои бомбы и торпеды в море.

Теперь обе стороны понимали, что противник находится где–то рядом. Увы, опытных пилотов у адмирала Такаги больше не было — из группы Такахаси вернулись на свой корабль только четыре смертельно усталых экипажа.

Свои разведчики Хара поднял еще до рассвета. Сразу после восхода солнца в воздух ушла ударная авиагруппа. Ей было приказано развернуться широким веером, найти и уничтожить авианосцы противника. Хара понимал, что за вчерашний день американцы получили перевес в палубной авиации.

Противники поменялись местами: 17‑е оперативное соединение вышло из зоны плохой погоды, а японские авианосцы оказались на ее кромке. В 7:22 лейтенант Смит, отыскав «окно» в облачности, обнаружил «Секаку» и «Дзуйкаку». Тремя минутами позже старшина Канно Кедзо идентифицировал «Лексингтон» и «Йорктаун». Оба командующих знали, что они обнаружены. Счет пошел на минуты.

Ударные авиагруппы двигались встречными курсами, но американцы шли на малой высоте, японцы же — над облаками, поэтому воздушного боя не случилось. В 9:20 самолеты Такахаси развернулись для звездного налета на американские корабли, и через 10 минут оба авианосца горели. «Лексингтон» пострадал очень сильно, «Йорктаун» же отделался одним попаданием и вскоре уже мог принимать самолеты.

Американские пилоты продемонстрировали довольно слабую боевую подготовку. Атака была не скоординирована, часть самолетов вообще не смогла найти японские авианосцы, несмотря на непрерывный и подробный «репортаж» с самолета Смита. В результате «Дзуйкаку», вовремя попавший в дождевой шквал, вообще избежал попаданий, а «Секаку» получил несколько бомб и на какое-то лишился возможности принимать самолеты.

Наступил очередной кризис сражения в Коралловом море. Около часа дня на «Лексингтоне» произошел взрыв паров бензина, пожары вышли из–под контроля. «Йорктаун» принял остатки обеих авиагрупп. Подсчитав оставшиеся самолеты, Флетчер отказался от новой атаки.

Аналогичное решение принял и Хара, получив приказ Иноуэ: операция по овладению Порт — Морсби отменялась, авианосцам было приказано следовать на Трук. Ночью, получив первые донесения от 5‑й дивизии, Ямамото отменит приказ Иноуэ и потребует от «Дзуйкаку» любой ценой найти и добить поврежденный авианосец противника. «Дзуйкаку» вновь поворачивает на юг и развивает максимальную скорость, с утра на предел дальности уходят его самолеты–разведчики.

Но все это уже никому не нужно. В 8 часов вечера 8 мая «Лексингтон» пошел ко дну. Уже с утра следующего 17‑е оперативное соединение на полном ходу отходило к Перл-Харбору.

«Йорктаун» вернется вовремя.

Первые сведения о готовящейся операции MI американцы получили в середине мая. Как уже говорилось выше, американцы достаточно свободно читали японские шифры. Система автоматического шифрования, принятая в Японии, представляла собой, по сути, две механические пишущие машинки, соединенные «черным ящиком». Если на одной из них набивали исходный текст, то вторая печатала шифрованный, и наоборот. Задолго до войны американская разведка получила такой «черный ящик» в свои руки, после чего работа криптографов сводилась к определению текущих настроек системы. Другое дело, что не всегда это удавалось сделать вовремя.

Даже не расколов код полностью, криптографы смогли сообщить, что на этот раз речь идет о генеральном сражении в Центральном секторе Тихого океана. В этот момент в Перл-Харборе находилось только два авианосца: «Саратога», получившая случайную торпеду, ремонтировалась на Западном побережье, а у «Йорктауна» после бегства из Кораллового моря «сели» котлы, корабль нуждался в доковом ремонте, длительность которого специалисты определяли в три месяца.

Логика генерального сражения означала, что Ямамото атакует цель, которую Нимиц не сможет не защищать. Речь, таким образом, могла идти об атолле Мидуэй, Алеутских островах и Аляске или о Западном побережья США. Вашингтонские аналитики склонялись к последнему варианту, и навсегда останется загадкой Второй Мировой войны, почему Ч. Нимиц без малейших колебаний принял версию начальника криптографического отдела флота Д. Рочфорта и настоял на сосредоточении всех сил в районе атолла Мидуэй. К первым числам июня на острове была развернуты два поисковых радиолокатора, а также целая воздушная армия:

• 221‑я эскадрилья истребителей (21 «Буффало», 7 «Уайлдкэтов»),

• 240‑я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (34 «Доунтлессов»),

• 8‑я эскадрилья торпедоносцев (6 «Эвенджеров»),

• 7‑й авиакорпус (4 В-26 и 17 В-17),

• 30 летающих лодок «Каталина».

Оборона атолла была возложена на три крепостных батальона морской пехоты, пять танков, 10 полевых, 16 зенитных орудий и 60 пулеметов. При всем желании разместить на двух маленьких островах больше войск и техники было невозможно.

«Йорктаун» встал в док только 27 мая. Нимиц разыграл свой главный козырь — великолепную организацию производства. На корабль было переведено 1400 рабочих, которым была объяснена ситуация и которых попросили закончить ремонт авианосца за 48 часов. Не хватало электроэнергии для сварки, но Нимиц созвонился с промышленниками, и те отключили от источников почти всех остальных потребителей, объяснив ситуацию грозовыми дождями.

Ввиду болезни Хэлси возглавить 16‑е оперативное соединение предстояло Спрюэнсу, никогда ранее не командовавшего авианосцами. 1‑е ОС было главной ударной силой. Нимиц выдвинул его к северо–западу от Мидуэя: маневрируя в этом районе, авианосцы Спрюэнса естественным образом оказывались на фланге ударного соединения Нагумо, которое, по расчетам Рочфорта, должно было подойти к Мидуэю с северо–востока. Кроме того, расположение 16‑го ОС давало возможность совершить при необходимости быстрый маневр в сторону Алеут и прикрыть Западное побережье — если, конечно, японские авианосцы не обойдут Мидуэй и Гавайи с юга «Мы все–таки будем надеяться, что они этого не сделают», — ответил Спрюэнс на вопрос одного из своих летчиков.

Семнадцатое соединение запаздывало, но Рочфорт утверждал, что «Йорктаун» присоединится к «Хорнету» и «Энтерпрайзу» одновременно с приближением к Мидуэю главных сил Нагумо.

Развертывание японского флота началось 20 мая: в этот день транспортные суда вышли из портов Метрополии к Марианским островам, а в бухте Оминато, что на северной оконечности Хонсю, бросили якоря первые корабли 5‑го экспедиционного флота Хосугая. Сосредоточение оперативных соединений и боевых групп продолжалось до 25‑го числа.

Для операции MI было выделено три района сосредоточения.

• Транспорта «Соединения вторжения Мидуэй» базировались на Сайпан. Там же располагалась тральная группа и группа гидроавиаразведки («Читосе» и «Камикава — Мару»), эсминцы непосредственного охранения, танкеры и суда обеспечения.

• В том же секторе Тихого океана сосредоточилось «Соединение ближнего прикрытия» адмирала Куриты — четыре тяжелых крейсера класса «Могами» перешли к острову Гуам.

• На севере, в Оминато, были собраны силы, предназначенные для вторжения на Алеуты. Основу их составляло «Второе мобильное соединение» адмирала Какуты в составе авианосцев «Рюдзе» и «Дзунье» в сопровождении тяжелых крейсеров «Майя» и «Такао».

• Прикрытие операции обеспечивало «Северное соединение» (ТКР «Нати»), само же десантирование возлагалось на соединения «Атту» и «Кыска», вместе насчитывающие три легких крейсера и семь эсминцев.

• Наконец, во Внутреннем Японском море ждали приказа главные силы Флота.

Первыми, еще до завершающей штабной игры, вышли в море подводные лодки. Согласно плану, десять из них обеспечивали развертывание на севере, еще десять — образовывали завесу между Перл-Харбором и Мидуэем. Предполагалось, что они выйдут на позиции за сутки до начала сражения и будут информировать Ямамото обо всех передвижениях американских «Task Forses».

Затем наступил черед авианосцев Какуты. 25 мая «Рюдзе» и «Дзунье» прошли Сангарский пролив и направились строго на восток — к точке, делящей пополам отрезок «Мидуэй — Датч — Харбор». Этот маршрут маскировал оперативные замыслы японцев; кроме того, вплоть до 2 июня оставалась возможность повернуть «Второе мобильное» не на север, а на юг — к атоллу Мидуэй.

Необходимость в подобном маневре могла возникнуть, если, вопреки всем ожиданиям, противник сосредоточит свои авианосцы в окрестностях Мидуэя. Хотя это считалось маловероятным (разведка указывала, что «Энтерпрайз» и «Хорнет» находятся в районе Соломоновых островов, а «Саратога» ремонтируется в Сан — Диего; «Йорктаун» полагали потопленным или тяжело поврежденным), Гэнда предусмотрел и такой вариант.

Окончательное решение должно было приниматься на основании данных авиаразведки. В критические дни между выходом японского флота из своих баз и атакой атолла Мидуэй в задачу «летающих лодок» с Кваджелейна входило взятие под наблюдение Перл-Харбора. Дозаправлять разведчики предполагалось в районе рифов Френч — Фригейт, для чего в этот район были высланы три подводные лодки (операция «К»).

Поворот «Второго мобильного соединения» на юг считался аварийным маневром, который мог быть осуществлен, если операция «К» зафиксирует выход американского флота из Перл-Харбора. Только в этом случае предполагалось нарушить радиомолчание и информировать Нагумо и Какуту о назревающем кризисе.

27 мая Оминато покидали десантные силы. Соединение «Адду» направлялось непосредственно к цели, остальные же корабли — к острову Парамушир, чтобы, после того, как «Рюдзе» и «Дзунье» отвлекут внимание противника в южном направлении, спокойно подойти к архипелагу с запада.

Днем раньше подняли якоря авианосцы 1‑й и 2‑й дивизий: «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю». Как всегда, их сопровождали линкоры «Харуна» и «Кирисима», а также «Тоне» с «Тикумой». Разумеется, маршрут Нагумо не вел прямо на Мидуэй: пройдя пролив Бунго, корабли повернули на юго–восток, создавая иллюзию движения к Гуаму и далее — в Южные моря (или, например, — к Гавайям, обходя их с юга). Обозначив этот маневр, авианосное соединение легло на генеральный курс, ведущий все в тот же условный пункт на полпути между Мидуэем и Датч — Харбором.

28 мая пришли в движение линейные корабли Объединенного флота.

«Алеутское соединение поддержки» включало 4 старых линкора («Исе», «Хьюга», «Фусо», «Ямаширо»), 2 легких крейсера и 12 эсминцев. Ему надлежало создать позиционный барьер к северо–востоку от Мидуэя, перехватить и уничтожить американские линейные силы, если таковые будут отправлены к Алеутам.

Вице–адмирал Такаси Широ следовал за авианосцами Нагумо. Лишь в середине дня 3 июня его корабли должны были свернуть к северу.

Тем же маршрутом, отставая от «Акаги» на 300 миль, шли главные силы адмирала Ямамото: новые линкоры «Ямато», «Муцу», «Нагато». Непосредственную воздушную разведку в интересах этого соединения осуществлял устаревший авианосец «Хосе». 3 июня им предстояло повернуть на юг, чтобы срезать угол и выйти непосредственно к Мидуэю, имея 1‑ю и 2‑ю дивизии авианосцев на своем левом фланге.

«Хией», «Конго», «Текай», «Атаго», «Миоко», «Хагуро» проследовали на восток–юго–восток: Кондо сосредотачивал весь Второй экспедиционный флот к юго–западу от Мидуэя.

С составом этой группы связана небольшая загадка. Большинство исследователей включает в нее легкий авианосец «Дзуйхо» — в то время как другие указывают, что «Дзуйхо» не выходил в море до начала июня 1942 года, а затем был передан во «Второе мобильное соединение» Какуты.

Наиболее правдоподобная версия состоит в том, что корабль был исключен из операции уже на стадии развертывания — после того, как его имя было внесено во все штатные расписания. Причиной такого неожиданного решения могло стать расследование обстоятельств гибели в Коралловом море однотипного «Сехо», но, скорее всего, Кондо был не удовлетворен уровнем подготовки авиагруппы. Когда десятью днями позже «Дзуйхо» будет привлечен к участию в Алеутской операции, окажется, что его пилоты могут совершать взлетно–посадочные операции лишь в идеальную погоду.

Транспорта вышли с Сайпана 27 мая, тральщики к этому времени уже прибыли на Уэйк. Крейсера Куриты, 28 мая покинувшие Гуам, заняли свое место — в сорока к северу от «Соединения вторжения Мидуэй». Вслед за ними шли гидроавианосцы «Читосе» и «Камикава — Мару».

Первого июня были приведены в повышенную боевую готовность воздушные силы на Джалуите, Кваджелейне и острове Уэйк.

Первые столкновения генерального сражения на Тихом океане произошли в районе Алеутских островов. Авианосцы Кокуты продвигались на север сквозь тяжелый и плотный туман, который не могли разогнать даже сильные порывы ветра. Шел ледяной дождь.

Группа самолетов с «Дзунье» не смогла пробиться сквозь шторм и целиком вернулась на авианосец. Бомбардировщики с «Рюдзе» вышли на цель и отбомбились по-пустому Датч — Харбору. После повторной бомбардировки, 3 июня, японцы захватили господство в воздухе над западными Алеутами. Датч — Харбор, а отчасти и Аляску, охватила паника.

В тот же день, 3 июня 1942 года в 9:40 утра по времени Мидуэя американская «Каталина» обнаружила в 500 милях от острова японское транспортное соединение. Вечером его безрезультатно бомбили «летающие крепости», ночью — гидросамолеты с привешенными под правой плоскостью торпедами. Особых проблем это не создало: танкер «Акебоно — Мару» получил торпеду, но остался в строю.

Непрерывные сообщения о контактах в западной полусфере склонили Флетчера к мысли, что японские авианосцы все–таки находятся к западу от Мидуэя. Все сомнения, однако, были разрешены прямым приказом Нимица. Командующий Тихоокеанским флотом уверенно сообщил:

«Обнаруженные гидросамолетами с Мидуэя корабли — это неударное, повторяю, неударное соединение противника. Авианосцы вице–адмирала Нагумо нанесут удар на рассвете 4 июня и подойдут с севера».

Сообщения с транспортов вызвали тревогу в походном штабе Объединенного флота на линкоре «Ямато». Слишком далеко обнаружили американцы транспортное соединение, слишком быстро среагировали. Какое–то время обсуждался вопрос, не нарушить ли радиомолчание, чтобы сообщить последние новости для Нагумо. Возобладала, однако, точка зрения, что лучше не демаскировать линейные корабли включением передатчика. К тому же посчитали, что Нагумо находится даже ближе к «Дзинцу» и наверняка перехватил донесение с крейсера.

Но соединение Нагумо шло через зону плохой погоды, а дальность приема устаревших радиостанций на «Акаги» в дождь была близка к нулю. Первая и вторая дивизии авианосцев («Секаку» находился на ремонте, а «Дзуйкаку» был оставлен во Внутреннем Японском море — не то из–за потерь в авиагруппе, не то в качестве «наказания» за недостаточную активность в сражении 8 мая) продолжали идти вперед, ничего не зная о многочисленных контактах японских транспортов с «Каталинами».

Однако японцы лишь подозревали, что противнику что–то стало известно. Операция М 1 обеспечивалась, среди прочего, действиями завесы подводных лодок, которые в случае выхода из Перл-Харбора американского флота должны были нарушить радиомолчание и передать сообщение на флагман Объединенного флота. Дополнительно предполагалось провести доразведку «Жемчужной Гавани» с гидросамолетов, заправляемых от подводной лодки (операция «К»). Однако операция «К» сорвалась, поскольку американские эсминцы по стечению обстоятельств занимались учениями в точке дозаправки гидросамолетов. О провале операции «К» на «Ямато» знали. Однако там не знали, что подводные лодки «завесы» молчат не потому, что американский флот все еще находится в Перл-Харборе, а из–за опоздания с развертыванием. По различным причинам ни одна субмарина не прибыла на место вовремя. В результате 16‑е и 17‑е оперативные соединения прошли через линию наблюдения незамеченными!

По мере продвижения на юго–запад погода улучшалась, и в 4:30 утра Нагумо без особых проблем выпустил в небо «первую волну» самолетов, предназначенную для атаки аэродромов Мидуэя. Одновременно с «Тоне» и «Тикумы» были подняты разведчики. Эта рутинная операция прошла не совсем гладко: два самолета задержались с вылетом на полчаса из–за технических неполадок. Никто не обратил на это внимания.

Разведка велась для проформы, кораблей противника никто не ожидал, тем более что радиостанции «Ямато» молчали — а это означало, что японские оперативные соединения еще не обнаружены противником. Тем не менее, чувство опасности подсказало Нагумо или Гэнде оставить в резерве половину самолетов с самыми опытными пилотами.

В 5:10 4 июня на «Энтерпрайзе» перехватили донесение с разведывательной «Каталины»: замечен японский самолет. В 5:30 лейтенант У. Чейз, игнорируя все инструкции, доложил открытым текстом: «Много самолетов идет к Мидуэю, пеленг 320, дистанция 150». А в 5:34 лейтенант Г. Эдди сообщил об обнаружении четырех неприятельских авианосцев.

Простенькая одноходовая ловушка, сооруженная Нимицем на основании данных криптоанализа, захлопнулась. 16‑е оперативное соединение развернулось против ветра, и начало подъем самолетов. «Йорктаун» пока еще следовал прежним курсом: Флетчер решил сначала принять на палубу разведчики.

Радиолокаторы Мидуэя обнаружили противника за 74 километра. Невероятным напряжением сил американцы успели за 15 минут поднять в воздух все находящиеся на аэродроме самолеты.

В 6:25 американские истребители неожиданно атаковали строй японских палубных самолетов. Им удалось сбить два бомбардировщика, но это было все: на уничтожение «Буффало» и «Уайлдкетов» японские «Зеро» потратили только две минуты.

Теперь аэродромы Мидуэя были пусты, и атака потеряла смысл. В 7:00 командир атакующей волны Томонага информировал Нагумо, что внезапность не достигнута, и необходим второй налет на сооружения Мидуэя.

Пятью минутами позже базовая авиация в количестве 10 самолетов бомбила корабли авианосного соединения. Попаданий не было, домой вернулись всего 3 самолета.

В 7:45. Нагумо приказал перевооружить самолеты, подготовленные к удару по американским кораблям, бомбами вместо торпед. А в 7:55 гидросамолет с «Тоне» передал:

«Десять надводных кораблей, очевидно, противника по пеленгу 10, дистанция 240 миль от Мидуэя, курс 150, скорость больше 20 узлов».

Это донесение было расшифровано в 7.55 и передано на «Акаги» с пометкой «6:28».

В тот момент Нагумо даже не обратил внимания на это донесение. Лишь через 15 минут он приказал оставить торпеды на тех самолетах, на которых их еще не успели заменить бомбами. Примерно в это время японские авианосцы были атакованы пикирующими бомбардировщиками «Доунтлесс», подошедшими с юго–востока. Восемь американских самолетов было сбито, попаданий в корабли не было.

Нагумо запросил разведчик, что, собственно, за корабли он видит. «Пять крейсеров и столько же эсминцев», — ответил пилот.

Теперь стало ясно, что опасность исходит от Мидуэя. Но корабли Нагумо много маневрировали, отбивая атаки, они потеряли строй. Нужно было консолидировать ордер. Этому, однако, помешала очередная атака: «Доунтлессы» и «Летающие крепости» В-17.

Устаревшие «Виндикэйторы» даже не дошли до авианосцев. Их командир атаковал ближайший обнаруженный корабль противника, которым оказался линейный крейсер «Харуна». Попаданий не было.

В 8:20, почти через час после первого донесения, пилот разведчика с крейсера «Тоне» неожиданно передал: «Соединение противника замыкает корабль, похожий на авианосец».

К этому времени уже все на «Акаги» осознали кризисный характер ситуации — хотя никто не имел представления о причинах кризиса. Еще был шанс быстро поднять в воздух самолеты «второй волны», уже не обращая внимания, вооружены они бомбами или торпедами. Но к этому времени самолеты Томонаги уже час кружились над своими кораблями, непрерывно отбивающими воздушные атаки, и у них кончалось горючее. Нагумо приказал опустить подготовленные к взлету самолеты на ангарную палубу и вновь перевооружить их, а за это время дозаправить истребители сопровождения. В 8:37 корабли 1‑й и 2‑й дивизий развернулись против ветра и всего за 15 минут приняли «первую волну».

В 9:17 Нагумо круто повернул на восток–северо–восток и увеличил скорость. К этому моменту все командиры авианосцев доложили о том, что их авиагруппы готовы к взлету.

Теперь противников разделяло около 200 миль. Резкий поворот Нагумо к северу не был отслежен американцами: самолеты Спрюэнса безуспешно искали вражеские авианосцы на юго–восточных курсах. Одна эскадрилья пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» вернулась домой, вторая совершила посадку на полосу Мидуэя (два «Доунтлесса» упали в лагуну). Все десять истребителей, выработав горючее, сели на воду.

Никто и никогда не узнает, как и почему б-я эскадрилья торпедоносцев с авианосца «Хорнет», следовавшая тем же курсом, что и пикировщики, оказалась намного севернее. Она лишилась всякого прикрытия, но вышла прямо на корабли охранения соединения Нагумо. Тем временем в 9:20 сначала эсминец прикрытия, а затем «Тоне» начали ставить дымовую завесу. «Акаги» выпустил в воздух истребители–перехватчики. 15 медлительных американских торпедоносцев слишком далеко — в десяти милях от цели — легли на боевой курс. Около пятидесяти «Зеро» атаковали их с пикирования, и в течение нескольких минут американская группа была истреблена.

В 9:36 зенитные орудия «Акаги» прекратили огонь. Но буквально через минуту с правого борта появились идущие низко над водой торпедоносцы с «Энтерпрайза». Они тоже шли без прикрытия, но все же семь самолетов смогли сбросить торпеды. «Кага» блистательно совершил маневр уклонения. Вновь — ни одного попадания; десять «девастейторов» уничтожены.

Следующая группа «Девастейторов» вышли на цель после 10 часов утра. Десять из двенадцати машин было сбито, лишь четырем или пяти удалось сбросить торпеды — не то по «Хирю», не то по «Сорю».

К этому времени строй ударного соединения опять распался, дистанция между кораблями возросла до нескольких миль. Нагумо уже понимал, что против него действуют, по крайней мере, два авианосца противника, и считал минуты, оставшиеся до взлета ударной волны. Перевооружение и дозаправка закончены, самолеты подняты на полетные палубы, но непрестанные маневры уклонения не дают авианосцам возможности развернуться против ветра. Последние десять минут они не могли даже заменять самолеты воздушного патруля.

В 10:20 когда «Зеро» еще добивали последние торпедоносцы, Нагумо отдал своим эскадрильям приказ «взлетать по мере готовности». Четырьмя минутами позже первый торпедоносец «Акаги» оторвался от взлетной палубы. Взлетные интервалы были сокращены до минимума через пять минут все самолеты ударной волны должны были оказаться в воздухе.

Первоначальный замысел операции был настолько удачен, а подготовка летчиков «флота Гэнды» настолько высока, что даже в это мгновение — за одну минуту до разгрома, — при всех сделанных ошибках и неточных ходах, при полном провале японской разведки и блестящей работе американских криптографов, все шансы оставались на стороне соединения Нагумо. По сути, он уже захватил господство в воздухе. «Непотопляемый авианосец» Мидуэя выведен из строя; «Хорнет» почти полностью, а «Йорктаун» и «Энтерпрайз» наполовину истратили свои авиагруппы, не добившись ни малейшего результата.

У Спрюэнса и Флетчера оставался только один козырь — три неполные эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Всего 49 машин, из которых 3 совершило вынужденную посадку из–за неисправностей мотора, а четыре остались без бомб, ввиду несанкционированного срабатывания бомбосбрасывателей. Из оставшихся машин 16 несли половинную бомбовую нагрузку. Между 9:50 и 10:00 были все основания предполагать, что, по крайней мере, две из этих эскадрилий вернутся на авианосцы, не обнаружив противника. Самолеты «Энтерпрайза» уже расходовали неприкосновенный запас горючего. В течение ближайших минут они должны были или обнаружить противника, или повернуть домой.

И тут в ситуацию вновь вмешалась фортуна — а может быть, закономерность. Она воплотилась в одиночный японский эсминец, атаковавший американскую подводную лодку. Капитан третьего ранга Маккулски предположил, что этот корабль направляется к основным силам Нагумо, и последовал в ту же сторону. Предположение было ошибочным — но оно вывело американца на цель. В 10:20 Маккулски открытым текстом сообщил по радио местоположение японских авианосцев.

В воздухе не было ни одного японского истребителя — патруль еще не успел вернуться в зону ожидания после уничтожения торпедоносцев. Молчали и зенитные орудия. Радаров на японских кораблях не было, а сигнальщики то ли были увлечены зрелищем воздушного боя на малых высотах, то ли просто не разглядели американские самолеты — так уж получилось, что одна эскадрилья подходила со стороны солнца, а две другие прятались в сгустившейся облачности.

«Доунтлессы» атаковали с вертикального пикирования. Им никто не мешал. Обычно, вне всякой зависимости от полученных летчиками приказов, в подобных случаях все пилоты выбирают одну и ту же цель — самый крупный вражеский корабль. Так произошло и на этот раз — однако в облаках две эскадрильи потеряли ориентацию, и вышли вместо «Акаги» на «Кага» и «Сорю».

Авианосцы Нагумо получили не так уж много попаданий — «Секаку» в Коралловом море пострадал куда сильнее. Но их летные палубы были заставлены заправленными и снаряженными самолетами, повсюду струились заправочные шланги. Бомбы, которые экстренно снимали, чтобы заменить их торпедами, не успели отправить в боевые погреба, и они открыто лежали между подготовленными к взлету машинами». В течение нескольких минут «Акаги», «Кага» и «Сорю» были полностью охвачены огнем. На «Акаги» раскаленный, лишенный кислорода воздух с палубы вентиляторами затянуло в машинное отделение. Все, кто там находились, погибли.

«Хирю», державшийся чуть в стороне, остался невредим. Казалось, не все потеряно: один «Хирю» против одного авианосца противника, а пожары ведь можно потушить…

Авиагруппа «Хирю» выполнила взлет за 4 минуты. Командир 2‑й дивизии Ямагути просто сказал своим экипажам: «Вы — это все, что осталось от Первого воздушного флота».

И неполная авиагруппа «Хирю» прошла зонную противовоздушную оборону, выстроенную американцами. Хотя из 18 бомбардировщиков до цели добрались только семь машин, «Йорктаун» получил три попадания. Авианосец горел. Наспех отремонтированные котлы вновь вышли из строя, корабль давал не более 6 узлов, и ни о каких взлетно–посадочных операциях не могло быть и речь.

Когда остатки авиагруппы «Хирю» (три «Зеро» и пять «Вэлов») вернулись на свой авианосец, на его палубу совершил посадку разведчик, давным-давно запущенный с «Сорю». Усталый пилот доложил: «Вышло из строя радио, вынужден был вернуться. Три авианосца противника: «Хор–нет», «Энтерпрайз», «Йорктаун»».

Ямагути продолжал безнадежную попытку боя одного авианосца с тремя, более крупными и защищенными. В 13:30 он поднял в воздух свои последние самолеты — 6 истребителей и 10 торпедоносцев. Пилоты имели приказ атаковать только неповрежденные корабли.

Вновь американцев выручило их поразительное умение бороться за живучесть. На «Йорктауне» потушили пожары, корабль вновь давал 18 узлов хода. И авиагруппа «Хирю» приняла его за неповрежденный корабль. Летчики «Хирю» прорвались сквозь истребительный заслон, выставленный «Энтерпрайзом», и поразили «Йорктаун» двумя торпедами.

Р. Спрюэнс бросил в бой последнее, что у него было — две неполных эскадрильи «Доунтлессов» без истребительного прикрытия. Командующий американским флотом надеялся, что у японцев тоже кончились истребители.

Ямагути назначил на 17:15 взлет третьей волны, надеясь, что сумерки дадут его летчикам хоть какой–то шанс выжить. Но вновь, как и утром, подъем самолетов запоздал, и подготовленные к взлету машины стали пищей для огня. Полоса удач Спрюэнса продолжалась: в 17:03 АВУ «Хирю» получил четыре попадания.

Тем временем в 19:13 затонул «Сорю», в 19:25 — «Кага». «Хирю» боролся за жизнь почти до полуночи. В 23:58 произошел сильный внутренний взрыв, пожары вновь вышли из–под контроля. Крен составил 15 градусов, турбины остановились. В 02:13 Ямагути собрал уцелевшую команду на полетной палубе: «Я один несу ответственность за гибель «Хирю» и «Сорю», — сказал он. — Я остаюсь на корабле, а вам приказываю покинуть его и продолжать верно, служить его величеству императору».

Командующий 2‑й дивизии авианосцев и командир «Хирю» совершили сеппуку. Чуть позже, в 04:55 был затоплен лишенный хода «Акаги».

Тем временем уже в темноте Ямамото попытался достать авианосцы противника броском тяжелых крейсеров соединения Кондо. Возможно, Хэлси, фанатик авианосцев, и попался бы в эту ловушку — но Спрюэнс всю жизнь служил на крейсерах и представлял, что могут сделать тяжелые крейсера типа «Могами» с прикрытием его авианосцев, да и с самими авианосцами. Не обращая внимание на почти открытые обвинения в нерешительности, Р. Спрюэнс на полном ходу вывел корабли из–под возможного удара.

На следующий день для американцев сражение сменилось обыденной «боевой работой» по уничтожению оставшихся без воздушного прикрытия японских кораблей. Больших успехов они не достигли, но тяжелый крейсер «Микума», ночью столкнувшийся со своим систершипом «Могами», был потоплен, а сам «Могами» получил 5 авиационных бомб, лишился носовой оконечности, но дошел до Трука.

Соотношение потерь было катастрофическим для Японской империи. В боях 4 июня и при отступлении 5 июня японцы потеряли 4 авианосца и тяжелый крейсер «Микума», еще один тяжелый крейсер и 2 эсминца были тяжело повреждены. Этой ценой они смогли потопить только один авианосец и один эсминец неприятеля. Соединение Нагумо потеряло все свои самолеты — 377 штатных и 36, хранившихся в разобранном виде на «Акаги» и предназначенных для переброски на захваченные аэродромы Мидуэя. При этом в сражении Нагумо потерял только 54 самолета — остальные 259 машин пошли на дно вместе с потопленными авианосцами.

Спрюэнс и Флетчер потеряли 151 самолет. Из них 14 утонуло вместе с «Йорктауном» — 2 пикировщика и 2 торпедоносца первой волны (то есть все, что от нее осталось) и 10 «Доунтлессов» резерва; остальные успели перелететь на «Энтерпрайз» и далее принимали участие в сражении вместе с его авиагруппой; еще 137 потеряно в воздушных боях.

4 июня 1942 года в 10:25 по времени двенадцатого пояса к западу от Гринвича Япония проиграла войну на Тихом океане. Разговор о новой стратегии Объединенного флота — «стратегии поражения», обусловившей послевоенное «японское экономическое чудо», а в известном смысле и постиндустриальный рывок 1990‑х годов — тема отдельной книги, основным содержанием которой должно стать не прошлое, а настоящее и будущее.

Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию