Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преподобный Дамиан Печерский
Память 5 / 18 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых Дамиан был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу "Повести временных лет", он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием святым елеем. В Житии преподобного Феодосия, тогдашнего игумена Киево-Печерского, сообщается, что Дамиан ревностно «подражааше житию и съмерению» святого игумена. Многие знавшие Дамиана свидетельствовали автору Жития «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Дамиана в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы»[58]. Перед кончиной святому явился ангел в образе преподобного Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В Житии святого Феодосия приводится молитва Дамиана, в которой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с Феодосием и после смерти. Преподобный Феодосий с некоторыми насельниками монастыря были при больном до самой его кончины. Тело Дамиана погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах. Почитание Рассказ о Дамиане помещен среди рассказов о других Киево-Печерских подвижниках в "Повести временных лет" под 6582 (1074[59]/1075) годом в статье о кончине игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. О Дамиане (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии преподобного Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном преподобным Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития преподобного Антония Печерского конца XI века[60]. Рассказ о Дамиане входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV веков[61]. Отдельное житие преподобного Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польском языке в издании патерика[62]. В «Анфологионе» (Киев, 1619), имя Дамиан указано с памятью 5 / 18 октября, что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в монастыре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Печерским, составленного в 1643 года по благословению Киевского миторолита святителя Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом, Дамиан как целитель воспевается вместе с преподобным Агапитом, врачом безмездным[63]. Имя Дамиана включено под 5 октября в «Полуустав» (Киев, 1643) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина)[64]. В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645-1647 годах, Дамиан упоминается в ряду других Киево-Печерских святых[65]. Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, было установлено в 1684-1690 годах, при архимандрите Варлааме (Ясинском), а их общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода от 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные Московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми[66]. Иконография Наиболее раннее сохранившееся изображение Дамиана находится в Радзивиловской летописи конца XV века[67] в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 годом. Здесь изображено успения святого, у одра которого стоят преподобный игумен Феодосий Киево-Печерский с братией. Дамиан представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, как и преподобный Феодосий[68]. Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика[69] с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Дамиана в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды монастыря и Ближних пещер. Внизу - сюжет с ангелом, склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Дамиану (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство»[70]. На гравюре для издания Патерика 1702 года работы Леонтия Тарасевича фигура Дамиана помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии. К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике конца XVIII века: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь»[71]. В сводном подлиннике XVIII века Г. Д. Филимонова под 5 / 18 октября о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка»[72]. Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут также под 5 / 18 октября в тексте рукописи XVIII века, принадлежавшей С. Т. Большакову[73]. Единоличное изображение Дамиана имеется на иконе 1840-х годов у раки святого в Ближних пещерах работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской Лавры, - вполоборота вправо, в монашеской мантии и красной епитрахили, с ниспадающими на плечи темными волосами и окладистой бородой с проседью, руки сложены крестообразно на груди, в левой - четки. На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» (1643-1676) работы мастера Акима[74], в аллегорической форме прославляющей Киево-Печерскую обитель и ее святых, уподобленных святителям Русской Православной Церкви, а также на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1660-х годов[75] погрудное изображение Дамиана наряду с другими преподобными Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции[76]. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 года письма игумена Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале[77] Дамиан изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском», в левой части иконы в 3-м ряду 1-м справа (вблизи престола Богородицы), с надписью на нимбе: «прпд Дамианъ». Он представлен вполоборота вправо, руки сложены на груди, в мантии и парамане с красным Голгофским крестом, на голове клобук, борода с проседью[78]. В изображениях Собора Киево-Печерских святых Дамиан, как правило, предстоит в левой группе святых за преподобным Антонием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах[79]. Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре конца XVIII - начала XIX века[80]. На иконе 1-й половины XIX века предположительно из мастерской Киево-Печерской Лавры[81] оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дамiанъ ц.» На иконе 2-й половины XIX века[82] Дамиан (по надписи: «Домiянъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер[83] В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 года из мастерской А. Абрамова[84], на хромолитографии 1894 года Киево-Печерской Лавры[85] - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева. В росписи 1870-х годов интерьера Московского храма Христа Спасителя поясной образ Дамиана находился в западной части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской Лавры»[86]. В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской Лавре он включен в группу подвижников XI века[87], как и в росписи 1898 года на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) конца 1920-х - начала 1930-х годов и начала 1950-х годов[88] преподобный Дамиан - в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер[89]. Date: 2016-11-17; view: 458; Нарушение авторских прав |