Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возвращение из ссылки. Триадологические споры
С 257 г. в ливийском Пентаполе распространялось учение Савеллия, отрицавшего троичность Лиц в Боге. Несмотря на то что свт. Дионисий в это время был занят спором о крещении еретиков и находился в изгнании, он устно и письменно боролся против савеллианства. По возвращении святителя ок. 262 г. в Александрии им был созван Собор против Савеллия, отлучивший последнего от Церкви[40]. В одном из посланий свт. Дионисий, определяя различие между Отцом и Сыном, употребил не совсем удачные выражения, которые подали повод к обвинению его самого в отрицании божества Сына: «Сын Божий есть произведение и сотворен, и Он не собственен Ему по естеству, но чужд Ему по сущности; Отец по отношению к Сыну - то же, что делатель к виноградной лозе и судостроитель к ладье, и, как произведение, Сын не был, пока не получил бытия» [41]. Изречения св. Дионисий оказались соблазнительными для некоторых членов Александрийской Церкви, которые, не спросив у него разъяснений, обвинили его перед свт. Дионисием Римским в том, что он отделяет Сына от Отца; отрицает вечность Сына, думая, что Бог не всегда был Отцом, что не всегда был Сын, а напротив, Бог был без Слова, и Самого Сына не было, пока не получил бытия; называя Отца, не именует Сына, и называя Сына, не именует Отца; отвергает термин «единосущный» в отношении к Сыну; Сына называет творением Отца. По инициативе свт. Дионисия Римского был созван Римский Собор, осудивший заблуждение, приписываемое Дионисию Великому. Римский епископ написал Александрийской Церкви послание по поводу савеллианства и способов исправления его заблуждений, против рассекающих Единоначалие на три силы, на три Божества и отдельные Ипостаси. Послание сохранилось в извлечениях у свт. Афанасия. В этом послании свт. Дионисий Римский не упомянул имени свт. Дионисия Александрийского, но отдельно написал ему, сообщив, в чем его обвиняют, и, вероятно, прося разъяснений. В защиту своего православия св. Дионисий написал послание к свт. Дионисию Римскому, а также книги «Обличение и оправдание», в которых объяснял смысл употребляемых им в прежних посланиях сравнений и образов, доказывал свое согласие с церковным учением. Спор об изречениях Дионисия Великого не закончился при его жизни: в IV в. ариане и аномеи ссылались на них для подтверждения своих учений. По этому поводу свт. Афанасий Великий написал сочинение «О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними» (Περ Διονυσίου τοῦ ἐπισκόπου ᾿Αλεξανδρείας, ὅτι κα αὐτὸς κατὰ τῆς ἀρειανῆς αἱρέσεως ἐφρόνει ὡς ἡ ἐν Νικαίᾳ σύνοδος, κα μάτην αὐτὸν συκοφαντοῦσιν οἱ ᾿Αρειομανῖται ὡς ὁμόδοξον αυτῶν), в котором защищал православие свт. Дионисия. Напротив, свт. Василий Великий в письме к философу Максиму рассматривал свт. Дионисия как вдохновителя аномейства («онпочти первый снабдил людей семенами этого нечестия» ), однако полагал, что причиной этому было «не лукавое его намерение, а сильное желание оспорить Савеллия». Свт. Василий уподобляет Дионисия Великого садовнику, который, желая распрямить согнутое растение, перегибает стебель в противоположную сторону: доказав, что Отец и Сын не одно и то же в подлежащем (τῷ ὑποκειμένῳ), он утверждает не только инаковость ипостаси (τερότητα τῶν ὑποστάσεων), но и различие сущности (οὐσίας διαφορὰν), ослабление силы (δυνάμεως ὕφεσιν) и изменение славы (δόξης παραλλαγήν)[42]. Впрочем, это письмо было написано свт. Василием в то время, когда он не был знаком с сочинением свт. Афанасия. Позднее в трактате «О Святом Духе», защищаясь от обвинения в неправославном учении о Св. Духе, он упоминает Дионисия Великого в числе мужей, «заслуживающих доверия и по своей древности, и возвышающихся над нынешними людьми точностью своих познаний», «признанных согласными в правом мнении о благочестии»[43]. В качестве доказательства свт. Василий приводит заключительное славословие Св. Троице из кн. «Обличение и оправдание» и два изречения из середины этого трактата с ясными указаниями на троичность Лиц в Боге. В 262 г. в Александрии возникла междоусобица, разделившая жителей города на две партии. Последовавшая за ней гражданская война помешала христианам собраться на Пасху - свт. Дионисий был вынужден сообщаться с паствой только письменно[44]. Вскоре к бедствиям гражданской войны присоединились голод и свирепствовавшая бубонная чума, христиане под руководством своего епископа несли заботы о лечении больных, о погребении умерших, в то время как язычники, боясь заразы, бросали тех и других на произвол судьбы. Описание этих бедствий святитель дал в своих посланиях. В 264 г. епископы, собравшиеся на Соборе в Антиохии для осуждения ереси Павла Самосатского, приглашали свт. Дионисия на Собор. Однако по старости и слабости здоровья он отклонил приглашение и свое мнение о лжеучении Павла Самосатского изложил письменно. Блж. Иероним сообщает, что послание против Павла Самосатского свт. Дионисий написал уже на смертном одре[45]. Вскоре после этого свт. Дионисий скончался на 12-м году правления Галлиена[46], т. е. в конце 264 или в начале 265 г., после 17-летнего управления Александрийской Церковью. Уже современниками он был назван Великим [47] и был первым в истории Церкви удостоен этого имени. Свт. Афанасий Великий прославляет его как «учителя кафолической Церкви»[48], свт. Василий Великий усваивает ему канонический авторитет[49]. Почитание Информация о свт Дионисии, содержащаяся в греческих синаксарях, несколько расходится с данными других источников. Св. Дионисий почитается вместе с восемью учениками, из которых по именам известны диаконы Фавст, Гаий, Евсевий, Херимон, а также Петр и Павел. В синаксарях сообщается, что святитель за проповедь христианской веры подвергся преследованиям со стороны Эмилиана, был арестован и сослан вместе с учениками в Ливию. После того как Эмилиану донесли, что и в ссылке свт. Дионисий продолжает проповедь, он был сослан в более отдаленное место, где прожил 12 лет, до самой кончины, терпя лишения. Об учениках известно, что они приняли мученическую кончину при различных (неизвестных) обстоятельствах. В греческой Церкви память свт. Дионисия и его учеников - 3 октября, в некоторых синаксарях – 4 / 17 и 5 / 18 октября, в Римском Мартирологе - 3, 17 и 19 октября, в календаре Коптской церкви, где св. Дионисий - один из самых почитаемых святых,- 14 сентябре. В эфиопском синаксаре - 14 сентября, 9 марта (этот день назван днем кончины святителя). Основным источником жизнеописания свт. Дионисия являются сочинения Евсевия Кесарийского - «Церковная история»[50] и «Евангельское приуготовление»[51], в которых приведены обстоятельные выдержки из трактатов и посланий Дионисия Великого. Сведения Евсевия дополняются свидетельствами и цитатами, приводимыми святителями Афанасием Великим[52] и Василием Великим[53]. Блж. Иероним Стридонский сообщает не много нового по сравнению с Евсевием[54]. Из более поздних источников сведения о святителе дополняют Стефан Гобар[55], «Восточная хроника»[56], арабо-яковитский Александрийский синаксарь[57]. Date: 2016-11-17; view: 320; Нарушение авторских прав |