Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учащихся 6-го класса





Учащиеся должны знать:

- названия и авторов изученных произведений;

- событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

- основные признаки понятий: портрет, пейзаж, аллегория, гипербола, олицетворение, эпитет, метафора, тема и идея, сюжет и композиция художественного произведения, способы выражения авторского отношения к героям.

Учащиеся должны уметь:

- воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем, и словесно воспроизводить их;

- выделять эпизоды в изучаемом произведении и определять их значимость для характеристики героев;

- выделять основные эпизоды в художественном произведении и комментировать их;

- находить в тексте изучаемого произведения изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в контексте;

- характеризовать героя изучаемого произведения, выражая собственное отношение к нему;

- правильно, бегло читать вслух художественные, научно-популярные и публицистические тексты;

- выразительно читать художественные произведения;

- читать монологическую речь персонажа, проявляя свое отношение к нему.

7 класс (52 часа в год; 1,5 часа в неделю)

  Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Человек – главный объект изоб-ражения в художественной лите-ратуре. Личность автора, его труд, миропонимание и отношение к изоб-ражаемым героям.     ФОЛЬКЛОР И ХУДОЖЕ-СТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Русские былины(4 ч.) «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былинахнрав-ственных критериеврусского народа. Отражение в них общенародных пред-ставлений о героизме и народных героях.Сказители и собиратели уст-ного народного творчества. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».Героическое содержание и патриотический смысл былины. Бо- Опираясь на опыт изучения литературы в предыдущих классах, объяснет, что главным объектом изображения в художественном произведении является человек; с ним связаны события, предметы, природа; приводит примеры проявления авторского отношения к изображае-мым героям (из произведений, изученных в 5-6 классах).   Рассказывает о том, что былины – это произведения устного народного твор-чества, повествующие о героях – бога-тырях и их подвигах; отмечает осо-бенности исполнения сказителями русских былин.   Знаетсодержание былины, пере-сказываетблизко к тексту отрывок, пове-ствующий о единоборстве Ильи Муромца
гатырская сила и моральное прево-сходство Ильи Муромца над Соловьем Разбойником. Чувство собственного достоинства, справедливость и беско-рыстие героя.   «Вольга и Микула Селяни-нович».Мирный труд пахаря как самое важное дело на земле. Крестьянская работа – источник здо-ровья, силы, независимости и достоин-ства человека. Воин-защитник родины и крестьянин-труженик – главные герои народного эпоса.     Выразительное чтение былин (былинных стихов).     Теоретические сведения. Поня-тие о былине, о былинном стихе. Ги-пербола и постоянные эпитеты.     Контекст изучения. Русские былины и украинские народные думы. Былины в изобразительном ис-кусстве (В. Васнецов, И. Репин), музы-ке (Н. Римский-Корсаков). «Задонщина» (отрывок) (2 ч.) «Задонщина» - памятник лите-ратуры ХIV века. Описание Куликов-ской битвы, героизма русских воинов. Близость произведения к устному на-родному творчеству (былинное изоб-ражение героев и событий).     Контекст изучения. Куликовская битва как историческое событие и ее изображение в повести «Задонщина». ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Джонатан СВИФТ,«Гулливер в стране лилипутов»(4 ч.) Краткие сведения об известном английском писателе ХVIII века. Сатирическое изображение страны Лилипутии. Смысл противопо-ставления Гулливера лилипутам. Осмеяние невежества, самодурства, спеси. Роль фантастических элементов и приключенческого мотива в развитии сюжета.     Теоретические сведения. Поня-тие о сатире.   Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение ком- ментированию отрывков из романа Дж. Свифта «Путешествия Гулли-вера», содержащих приемы сатириче-ского изображения страны Лилипутии (под руководством учителя). Роберт БЕРНС, «Честная бедность»(1 ч.) Краткие сведения о выдающемся шотландском поэте ХVIII века. Представление народа о спра-ведливости и честности, воплощенные в стихотворении “Честная бедность”. Близость его к народной песне.     Александр Сергеевич ПУШКИН, «Узник», «Станционный смотритель»(4 ч.) Сведения о жизни и творчестве поэта. «Узник».Вольнолюбивый ха-рактер стихотворения. Выражение в нем стремления к свободе, к простору. Метафорический смысл названия стихотворения «Узник».   Теоретические сведения. Лири-ческое стихотворение (закрепление знаний).Пафос художественного про-изведения.     «Станционный смотритель».Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Про-буждение человеческого достоинства и чувства протеста. Драматизм судьбы героини. Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга. Гуманизм повести. Лиризм, краткость и художественная точность пушкинской прозы. Теоретические сведения. По-весть (закрепление знаний).Компо-зиция художественного произведения (обогащение знаний: значение образа рассказчика в повести).   Развитие творческой дея-тельности и речи. Обучение уст-ному ответу на проблемный вопрос.   Михаил Юрьевич ЛЕР-МОНТОВ, «Тучи», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оп-ричника и удалого купца Калаш-никова» (3 ч.) Сведения о поэте.     «Тучи».Чувство одиночества, тоска изгнанника по родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интона-ции.   «Песня про…купца Ка-лашникова».Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значения для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кире-беевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого досто-инства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображае-мому. Язык поэмы. Теоретические сведения. Поэма. Фольклорные элементы в литературе. Контекст изучения. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества (фольклорные элементы), оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Развитие творческой дея-тельности и речи. Обучение веде-нию диалога в процессе обсуждения проблемного задания (на материале изученного произведения, например: «Мог ли Калашников сказать царю, что убил Кирибеевича непреднаме-ренно и тем самым сохранить себе жизнь и доброе имя?»). Николай Васильевич ГОГОЛЬ, «Тарас Бульба»(главы из повести) (4 ч.) Сведения о писателе; его связь с Украиной.       Патриотический пафос повести «Тарас Бульба». Героика подвигов. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Удаль, самоотверженность Тараса и его спо-движников. Сопоставление Остапа и Андрия, смысл этого сопоставления. Эмоциональная напряженность пове-ствования. Живописность и лиризм прозы Н. Гоголя. Особенности изоб-ражения людей и природы в повести.                 Выразительное чтение. Интонация как средство выражения авторского отношения к героям произведения.     Теоретические сведения. Понятие о характере литературного героя. Понятие об интерьере. Контекст изучения. Повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба» и украинские народные думы.   Развитие творческой деятельности и речи. Обучение устной сравнительной характеристике литературных героев. Составление плана сравнительной характеристики (под руководством учителя). Николай Алексеевич НЕ-КРАСОВ. «Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») (1 ч.) Краткие сведения о поэте.     «Есть женщины в русских селеньях…».Образ величавой славянки. Авторское отношение к героине. Особенности поэтического языка.         Теоретические сведения. Понятие о жанрах литературных произ-ведений. РАССКАЗ И НОВЕЛЛА Антон Павлович ЧЕХОВ. «Толстый и тонкий» или «Хамелеон»(2 ч.) Сведения о писателе. «Толстый и тонкий». Кари-катурность ситуации, объясняющаяся психологией мелкого чиновника, полное растворение его человече-ского достоинства в чиновной иерар-хии. Человеческое прошлое и госу-дарственное настоящее героев. Осме-яние самоунижения, чинопочитания и малодушия, смысл названия рассказа. «Хамелеон».Мгновенная реак-ция героя на меняющиеся обстоя-тельства – основа комического эф-фекта в рассказе, проявление психо-логии начальника и подчиненного в поведении героя, воплощение этих черт в его речи; власть и приспособ-ленчество как синонимы. «Говоря-щие» фамилии как средство юмори-стической характеристики.   Теоретические сведения. Ху-дожественная деталь в сатирическом произведении. Сатира (закрепление знаний). Рассказ (закрепление знаний).   Развитие творческой деяте-льности и речи. Чтение и ком- ментирование приема речевой характеристики героев. О. ГЕНРИ, «Дары волхвов» (2 ч.) Краткие сведения об известном американском писателе.   Сила любви и способность жертвовать ради близкого человека. Авторское отношение к изобра-жаемому. Отличительные признаки жанра новеллы «Дары волхвов». Теоретические сведения. Понятие о новелле.   Развитие творческой деяте-льности и речи. Обучение вы-борочному изложению с выражением собственного отношения к герою (устно). Артур Конан ДОЙЛ, «Голубой карбункул»(2 ч.) Краткие сведения о знаменитом английском писателе.     Главный герой произведения Дойла – частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способ-ности, творческая одаренность. Вер-ность Холмса идеалам добра, спра-ведливости, готовность в любую минуту прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Особенности ком-позиции произведений Дойла. Роль рассказчика в нем.   Теоретические сведения. Понятие о детективной литературе. ЛИРИЧЕСКИЕ И ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Анна АХМАТОВА, «Клятва», «Мужество»; Константин СИМО-НОВ, «Майор привез мальчишку на лафете…»; Сергей ОРЛОВ, «Его зарыли в шар земной…»; Юлия ДРУНИНА, «Я сколько раз видала рукопашный…»; Евгений ВИ-НОКУРОВ, «В полях за Вислой сонной…»; Булат ОКУДЖАВА, «До свидания, мальчики»(2-3 стихо-творения по выбору учителя) (2 ч.) Героизм, патриотизм, само-отверженность народа, трудности грозных лет войны. Вера в бессмертие народного подвига и памяти о нем.     Выразительное чтение. Об исполнительской задаче чтеца (закреп-ление знаний).     Теоретические сведения. Лири- ческие стихотворения (закрепление знаний). Понятие о гражданской лирике. Федор Александрович АБРАМОВ, «О чем плачут лошади» (2 ч.) Сведения о писателе. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем.   Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружа-ющему. Сюжет и жанр, фантасти-ческие элементы и элементы притчи в рассказе. Особенности композиции и ее значение для раскрытия идейно-нравственного содержания рассказа «О чем плачут лошади».   Теоретические сведения. Жанр рассказа (обогащение знаний: герой-рассказчик художественного произве-дения).   Развитие творческой деяте-льности и речи. Обучение устному художественному пересказу.     Джеймс ОЛДРИДЖ, «Последний дюйм»(3 ч.) Сведения об известном ан-глийском писателе ХХ века. Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века. Сила личного примера. Ответствен-ность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность вы-стоять. Особенности мастерства писателя (изображение внутренней напряженности героев, характера их общения, роль диалога в новелле «Последний дюйм»). Теоретические сведения. Жанр новеллы (закрепление знаний). Роберт ШЕКЛИ, «Запах мысли»(2 ч.) Сведения о современном амери-канском писателе-фантасте. «Запах мысли».Способность человека выживать в необычных для землян условиях. Мощь человеческого разума и интуиции, умение не сдаваться в самых экстремальных ситуациях. Фантастический мир в рассказе.   Теоретические сведения. Рассказ (обогащение знаний: жанр науч-но-фантастического рассказа). Контекст изучения. Р.Шекли, «Запах мысли» и Р.Бредбери, «Зеленое утро»: поведение человека в экстре-мальной ситуации, мужество и сила человеческого духа. с Соловьем Разбойником;выразительно читаетотрывки из былины; характе-ризуетглавных героев, обращаясь к тексту былины, дает собственную оценкуим.   Знаетсодержание былины;выра-зительно читает и пересказывает близ-ко к текстуотрывки из неё, повеству-ющие об оратае и его труде; характе-ризуеткрестьянина-богатыря Микулу Селяниновича с опорой на текст былины, отмечает,каким образом выражено к нему отношение народа-сказителя,дает собственную оценку крестьянину-бога-тырю.     Выразительно читать былины, соблюдая правильные ударения в былин-ном стихе и передавая живые разговорные интонации. Называть отличительные особен-ности былины и былинного стиха; приво-дить примерыгипербол, постоянных эпитетов и объяснятьих роль в контексте.     Выявляетобщее и различное в былинах и украинских народных думах.     Рассказываетоб исторических со-бытиях, послуживших основой написания повести;пересказываетеесодержание;выразительно читаетотрывки о подго-товке русских к сражению, о битве рус-ских с татарами и др., выражает соб-ственное отношениек изображаемому; объясняетзначение описаний природы в повести; находитфольклорные элемен-ты в ней и определять их художественную роль; отмечает, каким образом автор выражает свое отношение к изображае-мым событиям; раскрывает главную мысль отрывка из повести «Задонщина».   Сравнивает и объясняетконкретные исторические факты и их отражение в художественном произведении (историче-ская правда и художественный вымысел).     Отвечает на вопросы учителя или учебника, касающиеся сведений о жизни и творчестве Д. Свифта. Знаетсодержание изученных глав; устанавливает причинно-следственные связи между событиями и поступками, объясняетмотивы поведения героев; оцениваетих поступки; делает выводыо смысле противопоставления Гулливера лилипутам и роли фантастических эле-ментов в развитии сюжета. Называетприемы сатирического изображения в художественном произве-дении, приводит примерыиз текста изученного произведения.   Читает и комментируеттекст, содержащий приемы сатирического изоб-ражения действительности (из романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»).     Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о жизни и творчестве Роберта Бернса. Передает собственные впечат-ленияот восприятия стихотворения; формулируетегоглавную мысль;объясняет,что сближает стихотворение «Честная бедность» с народной песней; выразительно читает стихотворение, знаетего наизусть.     Рассказываето жизни и творчестве А. Пушкина (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах).   Определяетмысли и чувства авто-ра, запечатленные в стихотворении, пере-дает их в форме связных выска-зыванийи с опорой на художественный текст;формулируетглавную мысль стихотворения; отмечаетзначение изоб-разительно-выразительных средств языка (эпитеты, метафоры; ритмика стихотворе-ния); знать стихотворение наизусть.   Объясняетсмыслпонятия «лири-ческое стихотворение», называет спосо-бы выражения пафоса в художественном произведении.   Знаетсодержание повести, выра-зительно читаетее отрывки; харак-теризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению; определяетотношение автора к изображаемым героям; оценивает достоинства прозы Пушкина. Отмечатьхарактерные признаки повести «Станционный смотритель»; объяснятьзначение образа рассказчика в повести.   Подготовить ответ на один из вопросов: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?» или «Почему Дуня не исполнила свой дочерний долг?»   Рассказываето М. Лермонтове (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах). Передаетсобственные мысли и чувства от прочитанного стихотворения, определяетроль изобразительно-вырази-тельных средств, передающих эмоцио-нальную напряженность и глубину раз-мышлений поэта; знаетстихотворение наизусть.   Знаетсодержание поэмы, выразительно читаетее отрывки; выявляет и объясняет мотивы поступков и поведения героев, характеризуетих, комментирует необходимые фрагменты текста; дает собственную оценкугероям поэмы, определяетавторское отношение к ним; раскрывает идейный смысл поэмы; отмечаетособенности ее поэтического языка.   Называетотличительные признаки поэмы; приводит примерыэпического и лирического содержания в «Песне про… купца Калашникова». Отмечаетособенности сюжета поэ-мы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты и др.), свойственные народно-поэтическому творчеству. Строит собственные высказыва-ния, учитывая характер выступления оппонента. Рассказываето жизни и творчестве Н. Гоголя (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах). Знаетсодержание изученных глав повести, выразительно читает и пере-сказывает отрывки из нее; характе-ризует героев повести, выявляя мотивы их поступков и поведения и комментируетотдельные фрагменты текста; сопостав-ляет образы Остапа и Андрия; опреде-ляет авторское отношение к героям и изображенным событиям; оценивает ху-дожественную значимость портретных зарисовок, описаний природы, батальных сцен, языка повести; выражает соб-ственное отношениек героям и изобра-женным событиям; ведет диалог по предложенному вопросу (например «Почему Андрий не смог сблизиться с товарищами по борьбе и стал изменником?»); знать наизустьотрывок из повести. Выразительно читаетотрывки из повести, соблюдая интонацию, передаю-щую авторский замысел, отражающую его отношение к герою.   Называетприемы создания харак-тера литературного героя, приводить примеры.Объясняетзначение изображе-ния интерьера в художественном произве-дениии.   Выделяет элементы украинских народных дум в повести (мотив раздумий, обращения, тавтологические обороты и др.)   Создаетсравнительную харак-теристику Остапа и Андрия по составленному плану.       Раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в отрывке, отме-чает, как развивается в нем поэтическая мысль, определяет главный смысл отрывка и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка; выразительно читает отрывок, знает его наизусть. Объясняетпонятие жанра литера-турного произведения, приводит при-мерыпроизведений разных жанров, в том числе и жанров фольклора.   Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о жизни и творчестве А.Чехова. Знаетсодержание рассказа, объ-ясняет, каким образом создается комиче-ский эффект в нем; раскрывает характе-ры героев, называет человеческие поро-ки, которые высмеивает автор,опреде-ляетроль диалогов в рассказе, вырази-тельно читаетего в лицах.     Знаетсодержание рассказа, объяс-няет, каким образом писатель создает напряжение в рассказе, описывая лишь одно событие; раскрываетхарактеры персонажей, проявляющиеся в их пове-дении и отношении друг к другу; читает выразительно рассказ в лицах; объяс-няетроль диалогов в нем; принимает участие в диалогепо предложенному заданию. Объясняетсмыслпонятия «худо-жественная деталь»; приводит примеры использованных Чеховым художествен-ных деталей в рассказах «Толстый и тонкий», «Хамелеон»; объясняет, как они связаны с проявлением характеров дей-ствующих лиц. Читает и комментируетдиало-ги рассказа «Хамелеон».   Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о жизни и творчестве О. Генри.   Знает содержание новеллы, опреде-ляет, в чем проявляется авторское отно-шение к героям; формулируетглавную мысль новеллы; выразительно читаетв лицах диалог Деллы и Джима.   Называет отличительные признаки новеллы как эпического жанра, приво-дит примеры из изученного произведе-ния.   Создаетвыборочное изложение на тему: «Подарок к Рождеству для любимой Деллы (любимого Джима)».   Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о жизни и творчестве А. К. Дойла   Знаетсодержание рассказа, сжато пересказываетотрывки из него;словес-но рисуетпортрет главного героя, выявляетособенности его характера и профессиональной деятельности, дает оценкуобразу знаменитого литератур-ного детектива, объясняет, в чем заклю-чается занимательность сюжета в рас-сказе (вести диалог по предложенному вопросу);определяеть роль рассказчика в произведении. Объяснять,какая литература относится к детективной, приводить примеры самостоятельно прочитанных детективных произведений К. Дойла и других авторов.   Передаетв форме связных вы-сказываний собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений о войне; раскрываетмысли и чувства, за-печатленные в них авторами; отмечает главные мотивы стихотворений,достоин-ства их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, осо-бенности ритмики); знает 2 стихотворе-ния наизусть. Самостоятельно определяет ис-полнительскую задачувыразительного чтения и практически реализовываетее.     Объясняет,какие стихотворения относятся к гражданской лирике;приводит примеры.   Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о жизни и творчестве Ф.Абрамова.     Знаетсодержание рассказа, отмечаетособенности его композиции (наличие героя-рассказчика,диалога фантастического содержания); вырази-тельно читаетдиалоги; определяетроль художественных деталей и других вырази-тельных средств языка; под руководством учителя находит элементы притчи в рассказе, самостоятельно формулируетглавную мысль рассказа; принимает участие в диалоге, выполняя задание эвристического характера (например: «Почему автор использовал в своем рассказе фантастические элементы» или др.) Выявляетжанровые особенности рассказа Ф.А. Абрамова«О чем плачут лошади». Пересказываетотрывки израс-сказа Ф.А. Абрамова«О чем плачут лошади» (по выбору), сохраняя при изло-жении наиболее выразительные элементы художественного текста. Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний об Дж. Олдридже. Знаетсодержание новеллы, передает собственные впечатленияот прочи-танного; словесно рисуетпортреты героев; пересказывает отрывки из но-веллы, сохраняя наиболее выразительные художественные элементы текста; анали-зируетизображенные в произведении взаимоотношения отца и сына (на примере 2-3 эпизодов), характеризуетгероев новеллы, оценивая их поведение в экстре-мальных ситуациях; определяет роль портретных зарисовок и художественных деталей в новелле; выразительно читает отрывки из нее; принимает участие в диалогепо предложенному заданию.   Отмечаетхарактерные признаки новеллы в «Последнем дюйме» Дж. Олд-риджа.   Отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведе-ний о Р.Шекли. Знает содержание рассказа, выра-зительно читает и комментирует фрагменты текста фантастического содер-жания, характеризует главного героя, дает оценку его поступкам и поведе-нию в необычных для человека обстоя-тельствах, раскрывать замысел автора.   Называет отличительные особен-ности жанра научно-фантастического рас-сказа.   Сопоставляет героев Шекли и Бредбери, раскрывает и сопоставляет авторские замыслы писателей.    

Date: 2016-11-17; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию