Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И умениям учащихся 5-го класса
Учащиеся должны знать:
· авторов, названия и содержание изученных произведений; главных героев, последовательность и связь событий;
· тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
· основные признаки понятий: эпитет, сравнение, олицетворение, пейзаж, рассказ, тема, литературный герой, сюжет;
· основные элементы логической выразительности (пауза, ударение).
Учащиеся должны уметь:
· осознанно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты (примерный темп чтения 100-110 слов в минуту);
· выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
· находить в изучаемом произведении эпитеты, сравнения, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
· пересказывать устно и письменно (в форме изложения) эпизод (или не-сколько эпизодов), составлять план небольшого эпического произведения;
· давать связный устный ответ на вопрос учителя или учебника;
· высказывать своё отношение к герою художественного произведения;
· определять авторское отношение к героям в описаниях их поступков и поведения;
· определять место логического ударения и логической паузы в отдельных фрагментах;
· при чтении диалога по ролям передавать особенности настроения персонажей;
· пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, прочитанных книг и словарями.
Класс
(52 часа в год, 1,5 часа в неделю)
Содержание учебного материала
| Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Образная природа художествен-ной литературы и ее воздействие на читателя.
Значение чтения художественных произведений писателей разных наро-дов мира в расширении читательского кругозора людей и их культурном развитии.
МИФЫ (4 ч.)
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Верования древних греков. Боги и люди в их мифах и легендах («Дедал и Икар», «Деметра и Персефона», «Подвиги Геракла»)(3 мифа по выбору учителя).
МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
Народный миф о солнце(в пересказе А. Мельникова-Печерского).
|
Называть главное отличительное свойство художественной литературы – изображение жизни в образах и карти-нах; объяснять, какоевоздействие ока-зывают произведения искусства слова на читателя, какую роль играют книги и чтение в жизни человека,рассказыватьо своихвпечатлениях от самостоятель-но прочитанных художественных про-изведений; называть любимых героев из книг русских писателей и писателей других стран.
Знатьсодержание изученных ми-фов; пересказывать их; объяснять, по-чему древние греки создавали мифы.
Рассказывать, какие представле-ния имели древние славяне о богах,
|
Языческие представления древних славян о богах, земле и происхождении человека. Отражение в мифе борьбы тем-ных и светлых сил за власть над миром, понимания единства космоса, окружаю-щей природы и человека.
Теоретические сведения. Поня-тие о мифе. Отличие мифа от сказки.
Контекст изучения. Общее и различное в мифах разных народов о происхождении мира и человека.
Развитие творческой деятельности и речи. Обучение подготовке сообщения на литературную тему.
Урок внеклассного чтения
(по мифам народов мира)
БИБЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ
(«Притча о блудном сыне», «Притча о добром самарянине») (2 ч.)
Библия – величайшая книга мира, ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. Утверждение в библейских притчах общечеловеческих нравственных идеалов. Библия в живо-писи, музыке, скульптуре.
Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение сочинению- миниатюре.
БАСНИ
ЭЗОП, «Лисица и виноград», «Волк и ягненок», «Отец и сыновья», «Два товарища» (по выбору учителя) (1 ч.)
Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние им человеческих поро-ков и недостатков. Отличительные осо-бенности басен Эзопа(прозаическая форма, эзопов язык). Близость библей-ских притч и басен Эзопа.
Теоретические сведения. Поня-тие о басне. Понятие об аллегории.
Иван Андреевич КРЫЛОВ,
«Волк и Ягненок», «Волк и Журавль», «Листы и Корни», «Осел и Соловей», «Щука», «Свинья под дубом»(3 басни по выбору учителя) (3 ч.)
И. Крылов – великий русский баснописец. Общечеловеческий смысл его басен, осуждение и осмеяние поро-ков и недостатков в них.
Животные как воплощение опреде-ленных человеческих качеств, яркость и выразительность характеров басенных героев.
Традиционные герои и сюжеты в народных сказках, пословицах и в баснях Крылова. Порядок следования морали и рассказа в сказке и в басне.
Мастерство Крылова-баснописца. Афористичность языка его басен, близость их к разговорной народной речи. Отражение народной мудрости в баснях И. Крылова. Обработка И. Крыло-вым классических сюжетов.
Выразительное чтение басен одним исполнителем, чтение в лицах, инсценизация.
Теоретические сведения. Басня (обогащение знаний: стихотворная фор-ма басни). Аллегория (закрепление зна-ний).
Контекст изучения. Традицион-ные сюжеты в пересказах русского бас-нописца И. Крылова и украинского – Л. Глебова.
Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение развернутому письменному ответу на вопрос по содер-жанию изученных басен.
АВТОР, ГЕРОЙ, СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Александр Сергеевич ПУШКИН.
«Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге»(3 ч.)
Рассказ о поэте (детство, годы уче-ния, начало поэтического творчества).
«Зимнее утро».Яркость, живопис-ность поэтических картин природы, вос-хищение ее красотой. Мотивы единства природы и человека.
Теоретические сведения. Дву-сложные размеры стиха. Эпитет, сравне-ние, олицетворение (закрепление зна-ний).
«Песнь о вещем Олеге». Лето-писный источник «Песни…». Изобра-жение быта и нравов Киевской Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (муд-рость и независимость волхва). Торже-ственность поэтической речи.
Выразительное чтение. Темп чтения.
Теоретические сведения. Понятие о балладе. Понятие о строфе.
Герой художественного произведе-ния (обогащение знаний: историческая личность как герой художественного произведения).
Контекст изучения. «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина и «Повесть временных лет».
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
«Парус», «Три пальмы», «Утёс», «На севере диком…»(2 стихотворения по выбору учителя) (2 ч.)
Рассказ о поэте (детские и юноше-ские годы, разносторонность дарования, начало поэтического творчества).
«Парус».Мотивы бури и покоя в стихотворении, многообразие его инто-наций. Жажда свободы и борьбы – основной пафос произведения.
«Три пальмы». Изображение красоты, гармонии, согласия в природе. Мотивы ответственности людей за сохранение красоты и жизни на земле.
«Утёс», «На севере диком…».Горечь одиночества. Мечта о любви, душевной гармонии и единении с миром.
Выразительное чтение лириче-ских стихотворений; передача средства-ми выразительного чтения собственного отношения исполнителя к изображаемо-му.
Теоретические сведения. Понятие о трехсложных размерах стиха.Понятиеоб антитезе.
Контекст изучения. «На севере диком…» (вольный перевод М. Лермон-товым стихотворения Г.Гейне).
Николай Васильевич ГОГОЛЬ,
«Ночь перед рождеством» (3 ч.)
Рассказ о писателе; его связь с Украиной.
Поэтичность повести «Ночь перед рождеством». Украинские народные пре-дания и поверья, переплетение фантас-тического и реального в ней. Народные характеры и народный быт в повести. Юмор в повести, особенности ее языка.
Повесть «Ночь перед рождеством» в музыке (опера П. Чайковского «Чере-вички), телефильм и телеверсия (ново-годний мюзикл «Ночь перед рожде-ством»).
Теоретические сведения. Понятие о юморе. Понятие о повести.
Авторское отношение к изобра-жаемому (закрепление знаний).
Контекст изучения. Художе-ственное произведение и его телеверсии.
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ.
«Детство»(главы из романа – по выбору учителя) (5 ч.)
Рассказ о писателе (детство, юность, начало литературной деятельно-сти).
Автобиографический характер по-вести «Детство». Особенности повество-вания (рассказ от лица героя; время дей-ствия и время воспоминаний в повести). Формирование характера Николеньки Иртеньева. Глубина нравственных оце-нок как характерная черта поведения. Значение нравственных уроков детства в повести. Роль портретных зарисовок.
Выразительное чтение. Передача средствами выразительного чтения авторского отношения к герою.
Теоретические сведения. Сюжет и композиция художественного произве-дения.
Портрет в художественном произ-ведении.
Развитие творческой деятель-ности и речи. Письменный рассказ о герое художественного произведения (с выражением собственного отношения к нему).
ГЕРОЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Даниель ДЕФО, «Жизнь и удивительные приключения Робинзо-на Крузо»(главы из романа – по выбору учителя) (4 ч.)
Сведения об английском писателе XVIII века.
Роман Д. Дефо – книга о безгра-ничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах.Утвер-ждение в романе возможности гармони-ческого сосуществования человека и природы, людей, принадлежащих к раз-ным культурам.
Роман Д. Дефо «Жизнь и удиви-тельные приключения Робинзона Крузо» как начало всемирной «робинзонады».
Теоретические сведения. Герой литературного произведения (обогаще-ние знаний: влияние обстоятельств на проявление характера героя).
Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение сжатому пересказу художественного текста.
Урок внеклассного чтения
(по произведениям всемирной «робинзонады»).
ДЖЕК ЛОНДОН, «Любовь к жизни»(3 ч.)
Сведения об американском писате-ле.
Самообладание, воля к жизни ге-роя Дж. Лондона, его мужество в столкновениях с суровой природой. Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности. Роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя.
Выразительное чтение. Передача средствами выразительного чтения авторского отношения к герою.
Теоретические сведения. Понятие о теме и идее художественного произве-дения.
Композиция художественного про-изведения (закрепление знаний).
Валентин Григорьевич РАСПУ-ТИН, «Уроки французского»(3 ч.)
Сведения о писателе.
Отражение в рассказе трудностей военного времени. Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чув-ство собственного достоинства. Душев-ная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.
Теоретические сведения. Автор-ское отношение к герою (обогащение знаний: изображение героя в необычных обстоятельствах как способ раскрытия его характера и выражения автором свое-го отношения к нему).
Рассказ (закрепление знаний).
Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение выделению и комментированию основных эпизодов рассказа В. Распутина «Уроки француз-ского».
ТЕМА ПРИРОДЫ И ЦИВИ-ЛИЗАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Николай ЗАБОЛОЦКИЙ, «Жу-равли»; Роберт Рождественский, «Ксении»(2 ч.)
Размышление о духовных ценно-стях, об ответственности человека за все происходящее и живое на земле, утвер-ждение деятельной доброты. Вырази-тельность, эмоциональность языка, осо-бенности ритмики стихотворений.
Выразительное чтение. Совер-шенствование чтения лирических стихо-творений. Передача средствами вырази-тельного чтения авторского отношения к изображаемому.
Теоретические сведения. Понятие о метафоре. Понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.
Композиция художественного про-изведения (обогащение знаний: компози-ция лирического стихотворения).
РЕЙ ДУГЛАС БРЕДБЕРИ, «Ка-никулы», «Улыбка», «Зеленое утро», «Все лето в один день»(3 рассказа по выбору учителя) (2 ч.)
Фантастические рассказы Р. Бред-бери как выражение стремления автора уберечь людей от зла и опасности на земле, сохранить красоту и среду обита-ния. Мечта о победе добра и человеч-ности.
Теоретические сведения. Тема и идея художественного произведения (закрепления знаний).
Урок внеклассного чтения
(по произведениям современной русской или мировой литературы)
| земле, воде, космосе, человеке;назы-ватьглавных языческих богов (Сварог, Дажбог, Перун, Ярило); пересказыватьсодержание народного мифа о солнце.
Объяснетпонятие о мифе: соединение в мифах знаний людей первобытной культуры о мире, а также их верования и коллективная фантазия; отличаетмиф от сказки.
Отмечает общее и различное в представлениях древних греков и славян о земле, богах и людях.
Готовит сообщениена тему: «Как связаны названия цветов нарцисс, гиацинт с содержанием древнегреческих мифов «Нарцисс», «Гиацинт» (или на другую тему по разделу «Мифы»).
Знает,что Библия является первой в мире печатной книгой, объясняетееценность в жизни людей и в развитии разных видов искусств; пересказываетсодержание иобъясняетсмысл изучен-ных библейских притч.
Написать сочинение- миниатюру на одну из предложенных тем: «Что отец считал главным в воспитании детей?» (по библейской притче «Возвращение блудного сына») или «Как я понимаю заповедь Иисуса Христа «Люби ближ-него своего как самого себя»?» (по биб-лейской притче «О добром самарянине»).
Рассказываетоб Эзопе как родоначальнике басенного жанра; пере-сказываетсодержание 2-3 его басен; отмечат,в чем заключается их художе-ственноее своеобразие и близость к биб-лейским притчам.
Объясняетпонятия «басня» и «аллегория»; приводит примеры, при-влекая знания о басне, полученные в начальной школе.
Знаетсодержание изученных басен; объясняетих смысл, значение нравоучительного вывода; характери-зуетбасенных героев, выражая свое отношение к ним; объясняетзаключен-ную в баснях народную мудрость; отме-чаетсвоеобразие и выразительность языка басен Крылова; сравниваетска-зочных и басенных героев, отдельные элементы построения сказки и басни; знатьнаизусть 2-3 басни.
Читает выразительнобасни, в т.ч. и по ролям.
Рассказываето стихотворной и прозаической форме басен, об их постро-ении и аллегорических образах (на при-мерах изученных басен).
Сопоставляетбасни Эзопа и Крылова, Крылова и Глебова.
Готовит развернутый пись-менный ответ на вопрос: «Кого вы-смеивает Крылов в басне «Щука» («Свинья под дубом» или др.)?
Передает свои впечатления от стихотворения в форме связных выска-зываний; отмечатьнеповторимость его поэтических образов и картин, раскры-вать значение изобразительно-вырази-тельных средств языка.
Определяетдвусложные размеры стиха – ямб и хорей; находит в тексте и объясняетроль эпитетов, сравнений и олицетворений.
Знаетсодержание «Песни…»; характеризуетее героев; определяетавторское отношение к ним; объясняет,какие верования древних славян отраже-ны в пушкинской балладе.
Выразительно читает«Пес-ню…», соблюдая темп чтения.
Объясняетсмыслпонятий «баллада», «строфа»; приводит приме-рыиз изученной баллады А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Сопоставляетхудожественный и летописный текст, находить в них общее (исторические события и личности) и различное (легенда и художественное произведение).
Выражаетсвое впечатление от прочитанных стихотворений; выделяет в них поэтические образы и картины природы; передает запечатленные автором мысли и переживания; оце-нивает поэтические средства языка; знает наизусть2 стихотворения.
Выразительно читает лирические стихотворения, передавая средства-ми выразительного чтения собственное отношение к изображаемому (темп чте-ния, логические паузы и ударения, стихо-вые переносы, интонация, ритмика).
Практически определяет трех-сложные размеры стиха;объясняетсмысл понятия «антитеза»; приводит примерыантитезы в изученных стихотворениях.
Отмечает, чтохудожественный перевод является проявлением творче-ской деятельности поэта-переводчика.
Знаетсодержание повести; пере-сказывает ее эпизоды, включая народ-ные предания и поверья, изображенные Н. Гоголем; характеризуетгероев повести, отмечая национальные черты их характеров, выявляя авторское отноше-ние к ним;отмечает,как переплетаются в повести фантастика и реальность; выразительно читаетпонравившиеся отрывки с обоснованием своего выбора.
Объясняет значение понятий «юмор», «повесть»;приводит приме-ры на материале изученного текста.
Сопоставляетсюжеты, героев в художественном произведении и его экранизациях.
Рассказываетоб особенностях автобиографического произведения в литературе; знаетсодержание изучен-ных глав повести; пересказывает от-рывки, связанные с описанием внутрен-него мира главного герояНиколеньки Иртеньева; характеризуетего образ и образы других героев, используя пор-третные описания.
Выразительно читаетмонологи главного героя о матери.
Объясняет значениепонятий «сюжет» и «композиция художественно-го произведения», называет их элемен-ты; раскрывает значение описаний пор-трета (на материале повести Л. Толстого «Детство»).
Написать рассказ«Чем мне нра-вится Николенька Иртеньев» («Чем мне нравится Наталья Савишна») или на другую тему.
Знаетсодержание изученных глав романа; пересказываетпонравившиеся эпизоды с обоснованием своего выбора; характеризуетгероев, высказывая собственное мнение и выявляя авторское отношение к ним; объясняетзначение описаний природы.
Раскрывает влияние обстоя-тельств на проявление характера героя, опираясь на художественный текст.
Пересказываетсжато предложен-ные учителем и прочитанные самостоя-тельно главы из романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Знаетсодержание рассказа; харак-теризуетглавного героя, оценивая его поведение в экстремальной ситуации; выявляет приемы авторского отноше-ния к герою; объясняетроль пейзаж-ных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя.
Выразительно читаетотрывки из рассказа, раскрывающие мысли и переживания героя в критических ситуа-циях.
Раскрываетсмыслпонятий «тема и идея художественного произведения»; определяеттему, идею, выявляет композиционные элементы рассказа Дж. Лондона«Любовь к жизни».
Знаетсодержание рассказа; выде-ляет его основные эпизоды;характери-зуетгероев рассказа, раскрывая мотивы их поступков и поведения и давая собственную оценку им;определяетидею рассказа.
Объясняет, почему автор изобразил своих героев в необычных обстоя-тельствах; называетособенности рас-сказа как жанра (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»).
Выделяет и комментирует основные эпизоды рассказа.
Передает собственные впечат-ления от восприятия лирических стихо-творений; раскрываетмысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений,особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); знает стихотворения наи-зусть.
Выразительно читает стихотворе-ния, передавая средствами выразитель-ного чтения авторское отношение к изображаемому (темп чтения, логические паузы и ударения, стиховые переносы, интонация, ритмика).
Объясняетпонятия «метафора», «изобразительно-выразительные сред-ства языка»; объясняетособенности композиции лирического стихотворе-ния; (приводит примерыиз изученных лирических стихотворений).
Знаетсодержание изученных рас-сказов; сжато пересказывает их;объясняетсмысл фантастических собы-тий, изображенных в рассказах и мотивы поведения героев; высказывает соб-ственное отношение к прочитанному.
Определяеттему и основную мысль изученных рассказов Р. Бредбери.
|
Всего на изучение произведений – 39 часов.
На уроки развития творческой деятельности и речи – 6 часов.
На уроки внеклассного чтения – 3 часа.
Резерв времени – 4 часа.
|