Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Московское государство при первых Романовых
События Смутного времени тяжело сказались на всех сферах жизни общества и государства в России, а также на ее международном положении. По всей стране бесчинствовали шайки разбойников. Система государственного управления не действовала. Часть территории страны оставалась в руках шведов и поляков. Резко сократилось население городов, вследствие чего пришли в упадок ремесло и торговля. Сократилась площадь обрабатываемых земель, поскольку наблюдался отлив крестьянства из охваченных Смутой регионов. Оставшееся на прежних местах население сильно обнищало, разорилось и было не в состоянии платить налоги и нести государственные повинности. Границы государства были укреплены слабо. Международный престиж Москвы крайне снизился, она была отодвинута на задворки европейской политики. Преодоление всех этих последствий Смуты легло на плечи первых царей династии Романовых – Михаила Федоровича (1613– 1645); Алексея Михайловича (1645–1676); Федора Алексеевича (1676–1682); царевны Софьи Алексеевны, бывшей регентшей при малолетних братьях Иване и Петре с 1682 по 1689 г. Алексей Михайлович Тишайший (1629–1676)– сын Михаила Федоровича Романова, русский царь с 1645 г. В его правление проведены церковная реформа, принято Соборное уложение, юридически оформлено крепостное право, приняты Таможенный и Новоторговый уставы. Вел активную внешнюю политику. При нем к России была присоединена Украина, возвращены Смоленск, Северские земли. Был образованным человеком, сам писал и редактировал указы, первым из русских царей начал лично их подписывать. Писал стихи, известны письма к разным лицам. Взойдя на престол, Романовы поставили перед собой задачу восстановления Московского царства. Однако возрождение его в прежнем виде было уже невозможно. В экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни наряду с прежними появляются новые черты развития. Под знаком усиливающейся борьбы старины с новизной протекает все столетие. Как и прежде, главной отраслью экономики страны было сельское хозяйство. Серьезных качественных изменений в этой отрасли на протяжении XVII в. не произошло. Тем не менее в этом столетии наблюдается рост товарного производства сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь хлеба, за счет расширения запашки и освоения новых территорий. Постепенно восстанавливаются ремесла, причем быстро растет число ремесленников, производящих продукцию не на заказ, а на рынок. Углубляется региональная специализация ремесленного производства. В районах развитого товарного производства в 20-30-х годах появляются мануфактуры – относительно крупные ручные производства, основанные на разделении труда. В течение столетия возникло около 60 мануфактур, из которых к концу его осталось 30. Однако появление мануфактур, хотя и было шагом вперед в развитии промышленного производства, не привело к его интенсивному росту вследствие преобладания здесь малоэффективного крепостного труда. Быстро развивается торговля. Появляется ряд торговых центров общегосударственного значения, таких как Макарьевская, Свенская, Ирбитская торговые ярмарки. Крупными торговыми центрами являлись Москва, Ярославль, Устюг Великий и др. Сильную конкуренцию как во внешней, так и во внутренней торговле русским купцам составляли иностранцы. Отстаивая свои интересы, русское купечество, начиная с 1620-х годов, неоднократно обращалось с челобитными, в которых требовало защитить русскую торговлю от иноземного засилья. В 1653 г. был обнародован Таможенный устав, в соответствии с которым вводилась единая рублевая пошлина – 5% с покупной цены товара. При этом с иноземцев взимали большую пошлину. В 1667 г. был введен в действие Новоторговый устав, подготовленный А. Л. Ординым-Нащокиным. Он носил еще более протекционистский характер и запрещал иностранным купцам розничную торговлю на территории России. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680) – дипломат, государственный и военный деятель, выступавший за сочетание достижений Европы с национальной русской самобытностью. Был пожалован в бояре и назначен главой Посольского приказа. Ратовал за децентрализацию управления государством, пытался исправить недостатки русской торговли и промышленности, что нашло отражение в составленном под его руководством Новоторговом уставе. Предлагал увеличить стрелецкое войско, а также ввести рекрутские наборы, явился инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильнюсом, а также регулярного «издания» рукописной газеты «Куранты». В 1671 г. вышел в отставку и постригся в монахи. Несмотря на успехи, достигнутые в области торговли, размеры ее не могли еще достичь уровня, который способствовал бы быстрому развитию экономики в целом. Этому препятствовало отсутствие у России выходов к морям. На протяжении XVII столетия в России идет дальнейшее оформление сословий. В XVII в.' государство прилагало большие усилия для развития и укрепления поместной системы. Идет процесс «одворянивания» слоя феодалов, а также приближения правового статуса поместий к статусу вотчин. Это делалось по требованию дворянства, окончательно превращавшегося в сословие с особыми привилегиями и правами. Духовное сословие насчитывало 100-110 тыс. церковнослужителей и членов их семей мужского пола и 7-8 тыс. монахов. В XVII в. продолжался процесс дальнейшего ограничения церковно-монастырского землевладения. Тяглое население было обязано платить государству налоги и нести в его пользу повинности. Эту категорию населения составляли крестьяне и посадские люди. Крестьяне делились на частновладельческих, дворцовых и черносошных. Наряду с денежным и натуральным оброком в XVII в. утверждается и такая форма ренты, как барщина, т. е. отработочная. С развитием мануфактурного производства труд крестьян начинает применяться и на мануфактурах. Помимо работ и платежей в пользу феодала, крестьяне также несли повинности в пользу государства. От непосильных налогов и повинностей крестьяне массами бежали на окраины государства. По требованию землевладельцев, заинтересованных в сохранении постоянного контингента работников, правительство прибегает к энергичным законодательным мерам, направленным на борьбу с бегством крестьян. Категория посадских людей состояла в основном из ремесленников и торговцев, живших на посадах, т. е. вне центральной укрепленной части города. Население посада составляло тяглую общину, которая раскладывала внутри себя повинности и платежи в пользу государства. «Бунташный» XVII век: столетие социальных выступлений. Современники справедливо называли XVII в. «бунташным». Начавшись с социальных потрясений Смуты, он проходил в непрекращавшихся бунтах, мятежах и восстаниях вплоть до своего окончания. Одной из причин социальной нестабильности, характерной для XVII столетия, была инерция Смутного времени, всколыхнувшего общество. Страна оказалась в тяжелейшем финансовом положении, что привело к колоссальному росту налогового гнета. Помимо поземельного налога, с населения взимались также и чрезвычайные. Только с 1613 по 1619 г. правительство 7 раз прибегало к экстраординарным поборам – «пятой деньге», т. е. изъятию пятой части доходов, что не могло не вызывать антиналоговых волнений. Войны, связанные с необходимостью возвращения утраченных во время иностранной интервенции земель, территориальная экспансия России, которой отмечено правление первых царей династии Романовых, также требовали огромных финансовых затрат, ложившихся на плечи народа. Все эти обстоятельства привели к ряду восстаний, прокатившихся по российским городам в 1648 г. Они были вызваны недовольством политикой правительства во главе с боярином Б. И. Морозовым, который осуществил ряд мер, направленных на пополнение государственной казны, носивших антинародный характер. В частности, им был введен налог на соль, в результате чего большая часть населения оказалась не в состоянии ее покупать, что принесло убытки казне. Отменив этот налог, Б. И. Морозов попытался найти другой источник пополнения казны, сократив жалованье стрельцам и приказным чиновникам. Это вызвало резкий протест с их стороны, а также привело к широкому распространению взяточничества. Результатом был взрыв народного недовольства в Воронеже, Курске, Владимире, Козлове, Сольвычегодске, Устюге Великом и других городах, сигналом к которому послужил «соляной бунт» в Москве в июне 1648 г. В 1650 г. вспыхнули восстания в Пскове и Новгороде. Следующим крупным социальным выступлением стал «медный бунт» в Москве в 1662 г. В 1654 г. началась война России с Польшей за Украину. Она потребовала больших средств, в результате чего с 1656 г. правительство начало чеканку медных денег, выпуская их по цене серебряных. Усиленный выпуск медных денег привел к их обесцениванию и быстрому росту дороговизны. Доведенное до отчаянного положения население Москвы летом 1662 г. взбунтовалось. Бунт был жестоко подавлен правительственными войсками. В 1663 г. медные деньги были изъяты из обращения. В начале 70-х годов XVII в. усиливавшаяся в стране социальная напряженность вылилась в мощное движение различных социальных слоев, во главе которого стал С.Т. Разин. Разин Степан Тимофеевич ( ок. 1630-1671 ) – донской казак, предводитель восстания 1670-1671 гг. В 1662-1663 гг. донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667 г. с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на Волгу и Яик, в 1668-1669 гг. – по Каспийскому морю в Персию. Весной 1670 г. возглавил антиправительственное выступление казаков. Выдан казацкой старшиной царскому правительству. Казнен в Москве. Движение зародилось на Дону, но наибольший размах приобрело в Поволжье. С. Разин весной 1670 г. предпринимает поход, направленный против дворян, бояр, купцов. Он двинул свое войско, основу которого составляло казачество, на Москву. Помимо казаков, в движении приняли участие беглые крестьяне, холопы, стрельцы, посадские люди, народы Поволжья. По пути следования разинского войска рассылались «прелестные письма», т. е. воззвания, в которых население Поволжья призывалось присоединиться к восстанию, которое распространилось из Поволжья в другие регионы – на Украину и на Север. В «прелестных письмах» С. Разина говорилось, что он намерен истребить изменников – бояр и приказных и «постоять за великого государя», за «доброго царя». В сентябре 1670 г. под Симбирском правительственные войска нанесли разницам серьезное поражение. Весной 1671 г. Степан Разин и его брат Фрол были схвачены, а затем доставлены в Москву. После страшных пыток Степан Разин был четвертован, а Фрол пожизненно был заключен в тюрьму. После казни С. Разина правительству еще в течение четырех лет пришлось преследовать повстанцев, прежде чем восстание окончательно было подавлено. В историографии советского периода движение под предводительством С. Разина рассматривалось как крестьянская война, носившая антифеодальный характер. Альтернативная точка зрения: Отождествлять движение под предводительством С. Разина с крестьянской войной нет оснований. Хотя в восстании принимали участие бывшие крестьяне, каких-то специфически крестъянских требований они не выдвигали. Сам С. Разин призывал к истреблению только «плохих» бояр и не намеревался ликвидировать власть царя. Движение представляло собой скорее протест против несправедливости и насилия, чем борьбу за достижение каких-то четких и ясных целей. По мнению многих историков, Тишайший царь Алексей Михайлович не отличался реформаторскими наклонностями и не видел необходимости в какой-то серьезной реорганизации государства. Тем не менее именно в период его правления был осуществлен ряд важнейших реформ, оставивших глубокий след в истории России, что свидетельствовало об их насущной необходимости. Стремясь снизить социальную напряженность и упорядочить управление государством, правительство приступило к реформированию суда и законодательства. В январе 1649 г. Земским собором было принято Соборное уложение, подготовленное комиссией во главе с князем Н. И. Одоевским. Это был первый в истории России систематизированный закон, включавший 25 глав и 967 статей. В нем нашли отражение вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права, такие как государственные преступления, суды, вооруженные силы государства, защита церкви, крепостная зависимость и др. Соборное уложение закрепило государственную регламентацию функций отдельных сословий. Уложение содержало статью, которая юридически оформляла крепостное право в России. Урочные лета отменялись, и устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян. Это означало юридическое оформление прикрепления крестьян к земле, что отвечало прежде всего интересам дворянства. Посадские люди по Уложению прикреплялись к посадам, т.е. к выполнению городских повинностей. Служилые люди прикреплялись к несению военной и других государственных служб – на таких условиях они могли владеть земельной собственностью. Вместе с тем Соборное уложение предоставило дворянам право передавать поместье по наследству при условии, что наследники продолжат службу государству. В Соборном уложении 1649 г. содержалось много статей, посвященных защите чести и достоинства церкви. Самым страшным преступлением, согласно Соборному уложению, являлось богохульство, за которое полагалось наказание смертной казнью. Смертью карались также бесчинство и беспорядки в храме. С другой стороны, Уложение стало новым шагом на пути ограничения церковного землевладения. Отныне всем духовным лицам и учреждениям запрещалось приобретать вотчины, а мирским людям запрещалось отдавать вотчины в монастыри. Все церковные и монастырские земли передавались в учреждавшийся Монастырский приказ, в ведение которого одновременно переходил суд в отношении духовенства и зависимых от него людей. Кроме того, принадлежавшие церкви в городах, на посадах и около посадов «белые» слободы были ликвидированы, а население их записано в тягловое. Уложением устанавливалось, что вотчинами имеют право владеть только служилые люди и гости. Таким образом, собственность на землю становилась сословной привилегией дворянства и верхушки купечества. Соборное уложение отражало в первую очередь интересы самодержавной власти и дворянства. Вместе с тем принятие его свидетельствовало о продвижении России по пути правового государства. Взаимоотношения власти и общества регламентировались законами. И хотя эти законы подчас были жестокими (например, Соборным уложением предусматривалось наказание в виде смертной казни за пятьдесят с лишним видов преступлений), власть отныне пресекала незаконные расправы и наказания. Соборное уложение упорядочило управление государством, но социальной напряженности в нем не сняло. Привилегии, которые в соответствии с ним получило дворянство, вызвали недовольство боярства, духовенства и, что особенно важно, – широких слоев простого народа.
Политическое развитие. В результате Смуты самодержавие в России было ослаблено. Сильно возросла роль Земских соборов, которые в первые годы правления Михаила Федоровича созывались очень часто. В этот период в них усилилось представительство низших сословий, большую роль в деятельности Земских соборов играли дворянство и посадские люди. Правление Михаила Федоровича часто называют эпохой расцвета сословно-представительной монархии в России. Однако следует помнить, что законодательными органами Земские соборы так и не стали, и созывались они исключительно по воле и желанию царя, когда власть в них нуждалась. Ступив на трон, молодой царь естественно ощущал необходимость опереться на поддержку всей земли. Однако после возвращения из польского плена отца Михаила – Филарета, ставшего патриархом, бразды правления государством практически сосредоточиваются в его руках. Филарет (Романов Федор Никитич) (ок. 1554/55-1633 ) – патриарх (1608- 1610 гг. и с 1619 г.). Отец царя Михаила Федоровича, боярин (с 1587 г.). Приближенный царя Федора Ивановича, при Б. Годунове с 1600 г. в опале. Пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 г. митрополит Ростовский. В 1608-1610 гг. в Тушинском лагере. Лжедмитрием II возведен в патриархи, но официально в сан не посвящен. С 1611 по 1619 г. находился в польском плену. По возвращении посвящен в сан патриарха. С 1619 г. фактический правитель страны. В деятельности Филарета явно просматривалось стремление подчинить государство церкви. Он добивается расширения судебных полномочий патриарха, увеличения церковно-монастырского землевладения, устраивает патриарший двор по образцу царского. С восшествием на престол Алексея Михайловича российская монархия начинает эволюционировать в направлении абсолютизма, и эта тенденция становится основной в политическом развитии государства во второй половине XVII в. Наглядным свидетельством этого процесса явилось Соборное уложение 1649 г., укрепившее социальную базу самодержавия – дворянство и ограничившее его традиционного соперника в борьбе за власть –- церковь. Об усилении царской власти свидетельствовал и исход «дела» патриарха Никона. Непомерные амбиции второго «великого государя», как именовали патриарха Никона, его убежденность в превосходстве церковной власти над светской вызывали сильное недовольство царя. В результате конфликта, возникшего с царем по частному случаю, патриарх в 1558 г. самовольно покинул патриарший престол, рассчитывая на то, что ему будут принесены царем извинения, после чего он вернется. Однако этого не произошло, так как конфликт между царем и патриархом носил не только личный характер, но, прежде всего, имел принципиальное значение для окончательного разрешения проблемы взаимоотношений церковной и светской властей. Поражение Никона означало победу светской власти над церковной. Несмотря на численный рост Боярской думы в течение XVII в., политический вес ее падал. Кроме «большой» Боярской думы, существовала и так называемая «ближняя» Дума, в состав которой входили люди, назначенные туда исключительно по желанию царя. Постепенно «ближняя» Дума начинает теснить «большую» Боярскую думу. Одновременно происходит сворачивание деятельности Земских соборов. Сословный состав их становился от созыва к созыву все уже. Последний полноценный Земский собор, принявший решение о присоединении к России Левобережной Украины и Киева, состоялся в 1653 г. По мере падения значения Боярской думы возрастала роль приказов. Во второй половине XVII в. предпринимаются попытки реорганизовать систему приказов. Приказы объединяли в группы, каждая из которых подчинялась одному человеку. Местная власть постепенно переходит в руки воевод, назначавшихся царем и выполнявших военные, судебные, административные и полицейские функции. Укрепление царской власти выразилось и в попытке поставить под личный контроль государя «силовые» ведомства. В 1654 г. был создан Приказ тайных дел, надзиравший за деятельностью всех государственных учреждений, воевод, послов. Этот приказ возглавлял лично царь Алексей Михайлович. Новым шагом в направлении абсолютизма стала отмена в 1682 г. местничества, что означало резкое снижение влияния боярства в стране. Процесс формирования предпосылок абсолютизма в XVII в. принял также форму реформирования вооруженных сил государства. Требованиям новой эпохи не удовлетворяло стрелецкое войско, которое не являлось профессиональным в полном смысле слова. Со временем обнаружилась и политическая неблагонадежность стрелецких полков, которых использовали в своих целях враждующие политические группировки. А вот уровень военной подготовки ратников, составлявших дворянское ополчение, был крайне низким. Кроме того, в результате сближения правового статуса вотчины и поместья дворяне получили возможность передавать свои земельные владения по наследству и стремились уклониться от военной службы. Уже в первой половине XVII в. в России появляются полки «нового строя», личный состав которых состоял из навербованных за границей «охочих немцев». Одновременно внутри страны начинают формировать драгунские и рейтарские полки из «даточных людей», т. е. принудительно призываемых на военную службу (одного человека от каждых 100 дворов). Во главе этих полков стояли иноземные командиры. К началу правления Петра I в России было уже 63 полка «нового строя». Таким образом, в XVII в., особенно во второй его половине, идет процесс формирования предпосылок абсолютизма в России. Ряд прежних органов власти и управления утрачивал свое значение. Власть все больше сосредоточивалась в руках монарха, который стремился опираться на бюрократию и армию.
Церковная реформа и ее последствия. Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала церковная реформа, проводившаяся в 50-60-х годах XVII в. Целью реформы было духовное сближение с другими православными народами, и прежде всего с греками. Смута привела к резкому падению нравственности общества. Падал авторитет в глазах народа как светской, так и духовной властей. Нравственные ценности предшествующей эпохи девальвировались, в стране широко распространились пьянство, половой разврат, сквернословие, неуважение к личности и ее достоинству. Вскоре после восшествия на престол царя Алексея Михайловича вокруг него сложился круг лиц, главным образом духовного звания, называвших себя «ревнителями древнего благочестия». Подобные кружки возникли и в других городах. Кружок «ревнителей древнего благочестия» – группа духовных и светских лиц, образовавшаяся в конце 40 – начале 50-х годов XVII в. вокруг духовника царя Алексея Михайловича, Стефана Вонифатьева. Его участниками были окольничий боярин Федор Михайлович Ртищев, архимандрит (т. е. настоятель) Новоспасского московского монастыря Никон, протопопы (старшие священники) Аввакум, Даниил, Лазарь, Лог-гин и др. Они стремились к новому возвышению Москвы в православном мире, подъему авторитета церкви и усилению ее влияния на народ. Пытались возродить искусство проповеди, осуществить обширную издательскую программу по выпуску религиозно-просветительской литературы с целью повышения нравственности общества. Кружок распался в 1652 г. (вследствие возникших среди его членов противоречий) со вступлением Никона на патриарший престол. Никон (Никита Минов) ( 1605-1681)– религиозный и политический деятель. В 1652 г. Никон избирается патриархом и приобретает большое влияние на царя, становится его ближайшим советником и в государственных делах, активно проводит церковную реформу. В условиях постепенно формировавшегося абсолютизма в России Никон продолжал отстаивать идею о том, что «священство выше царства», шедшую вразрез с политикой светского владыки, направленной на ограничение власти церкви. В 1658 г. в результате конфликта с царем самовольно покинул патриарший престол. Церковный собор 1666-1667 гг. окончательно лишил Никона сана патриарха, он был сослан в монастырь на Белоозере, а в 1681 г. умер. Члены кружка развернули активную деятельность. Однако единого представления о путях возвышения Москвы в православном мире у них не существовало. Так, по мнению Аввакума, достичь этой цели можно только опираясь на старые традиции, в изоляции от остального мира, чтобы не допустить проникновения на Святую Русь латинской ереси. Аввакум Петров (1620/21–1682)– глава и идеолог русского раскола, протопоп, писатель. В 1646-1647 гг. член кружка «ревнителей древнего благочестия». Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 г. в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. сослан в Мезень. В 1666-1667 гг. осужден на Церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен. Ртищев Федор Михайлович (1626-1673)– государственный деятель, окольничий (1656). Приближенный царя Алексея Михайловича, глава ряда приказов (Большого дворца, Тайных дел и др.). Входил в кружок «ревнителей древнего благочестия». Инициатор приглашения в Москву киевских ученых монахов (Епифания, Славинецкого и др.). На собственные средства открыл ряд больниц, богаделен, а также школу в Москве при Андреевском монастыре, ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Эти разногласия привели к расколу в кружке «ревнителей древнего благочестия», который стал предтечей церковного раскола в стране. В 1652 г. Никон сделался патриархом и приступил к проведению реформы, состоявшей в унификации церковных обрядов в стране и приведении их в соответствие с греческими обрядами, а также в исправлении богослужебных книг. Вопреки постановлению Церковного собора 1654 г. об исправлении богослужебных книг по древним русским и древним греческим рукописям, Никон отдал приказ проводить «справу» по греческим книгам, напечатанным в Италии, чему воспротивились в первую очередь некоторые из членов кружка «ревнителей древнего благочестия», в частности Иван Неронов и Аввакум Петров. Ранее они столь же решительно выступили против реформы перстосложения, т.е. замены двуперстия при крестном знамении троеперстием. Реформа не посягала на суть вероучения, а касалась только обрядов. Однако она вызвала сильное сопротивление сначала со стороны многих церковнослужителей, а затем и достаточно широких народных масс, которые восприняли изменение в обрядовой сфере как перемену веры. Никон проводил реформу поспешно и жестко, не учитывая характерного для русских людей того времени недоверия ко всему иноземному, не считаясь с их патриотическими чувствами, жестоко преследуя своих противников. Те же, в свою очередь, проявляли такую же нетерпимость по отношению к сторонникам реформы и были готовы пострадать за веру, но не допустить ее искажения. Все это и привело к церковному расколу, начало которому положил Церковный собор 1666 г., где реформа была одобрена, а противники ее осуждены. Их стали называть «старообрядцами». Старообрядчество объединяло представителей самых разных социальных слоев. Протест старообрядцев против реформы выражался в разных формах – от ухода в отдаленные места и основания там своих поселений до индивидуальных и групповых самосожжений и вооруженного сопротивления правительственным силам. Так, несколько лет, с 1668 по 1676 г., длилось восстание в Соловецком монастыре. Оно закончилось взятием монастыря царскими стрельцами и жестоким наказанием его участников. Церковная реформа носила прозападный характер, поскольку способствовала духовному сближению с Европой. Она послужила духовной основой тех преобразований, которые предпринял в дальнейшем Петр I.
Внешняя экспансия России в XVI в. В XVI-XVII вв. основными задачами Московского государства в области внешней политики определялись необходимостью: а) возвращения древнерусских земель; б) завоевания выходов к Балтийскому и Черному морям; в) борьбы с ханствами-преемниками Золотой Орды и Турции. В начале правления Ивана IV основным направлением внешней политики Московского государства было восточное. Крым, Казань, Ногайская Орда объединились в союз, направленный против Москвы, и продолжали докучать ей. Одновременно существовала угроза союза татарских ханов с Польшей. Однако заключение перемирия с последней ослабило эту угрозу. Необходимость сохранения государственного суверенитета и потребности дальнейшего экономического развития (существование татарских ханств не давало возможности русским купцам пользоваться Волжским торговым путем) требовали, прежде всего, разрешения казанской проблемы. Политические средства, которые Москва пыталась использовать для решения этого вопроса, успеха не принесли, и в декабре 1547 г. был предпринят военный поход на Казань. Нанеся поражение казанскому хану на подступах к городу, русские вернулись на свою землю. В конце осени 1549 г. был начат новый поход, и к середине февраля 1550 г. рати Московского царя подошли к Казани и начали ее штурм. Однако неожиданное потепление, дождь, туман испортили порох и тем самым не позволили привести в действие артиллерию. Иван IV вынужден был опять повернуть свои полки назад. В конце августа 1552 г. московское войско численностью в 150 тыс. человек вновь осадило Казань, а затем приступило к штурму. 2 октября 1552 г. город был взят одновременным приступом с нескольких сторон и отдан на разграбление. В ознаменование покорения Казани Иван IV заложил в Москве храм Покрова Богородицы, больше известный под именем храма Василия Блаженного. Спустя четыре года, в 1556 г., к Москве была присоединена Астрахань, затем вассальную зависимость от московского царя признала Ногайская Орда. Добровольно вошли в состав Московского государства Чувашия и значительная часть Башкирии. Теперь Москва контролировала все течение Волги, путь по ней для русских купцов был свободен. Присоединение Казани и Астрахани укрепило позиции России на международной арене, поскольку воспринималось и как удар по престижу покровительствовавшей им Османской империи. Победа над Казанью означала расширение границ Московского царства на восток, где его непосредственным соседом теперь становилось Сибирское ханство. В первой половине XVI в., ослабленное внутренними усобицами, это ханство подвергалось набегам ногайцев, узбеков, казахов. В поисках союзника сибирский хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы. Однако в 1563 г. власть захватил и объявил себя ханом Кучум, порвавший отношения с Москвой. Со второй половины XIV в. территорию Предуралья активно осваивали купцы и промысловики Строгановы. К середине XVI в. они создали своеобразную «империю» внутри государства, которая постоянно расширялась. Воцарение в Сибирском ханстве Кучума, войска которого совершали походы в Поволжье, подбивали на бунт против Москвы местные народы. Нападали на владения Строгановых, заставили Москву снарядить против сибирского хана экспедицию казаков численностью в 600-800 человек во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Кучум (? – не ранее 1598)– последний хан Сибирского ханства. Вел борьбу против казачьего отряда Ермака. В 1598 г. потерпел поражение от воеводы А. Воейкова, бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Ермак Тимофеевич (?–1585)– казачий атаман. Походом около 1581 г. начал освоение Сибири Московским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом. 1 сентября 1581 г. отряд Ермака выступил в поход и спустя год, в 1582 г., овладел столицей Сибирского ханства г. Кашлык (Искер), вынудив хана Кучума бежать. После смерти Кучума в 1598 г. при его сыне Али Сибирское ханство было окончательно присоединено к России. Последним осколком Золотой Орды, тревожившим Московское государство, оставалось Крымское ханство. Для защиты от набегов крымских татар было начато строительство Тульской засечной черты. Она представляла собой завалы из леса, которые чередовались с деревянными острогами, т. е. крепостями. В царствование Ивана IV Грозного была предпринята также попытка выйти к Балтийскому морю. «Географическая обездоленность» России выражалась, в частности, в отсутствии у нее свободных и удобных выходов к морям. Этим сильно затруднялись торговые связи с другими государствами. Если учесть, что ко времени правления Ивана IV мировые торговые пути в основном переместились с суши на море, то Россия оказывалась в крайне невыгодном положении по сравнению с другими странами, что замедляло ее экономическое развитие. Таким образом, борьба за выход к Балтийскому морю отражала жизненно важные интересы страны. Эта задача решалась в ходе Ливонской войны, продолжавшейся с 1558 по 1583 г. Вскоре после начала войны в результате успешных действий русских войск были взяты города Нарва и Дерпт, русские дошли до Ревеля и Риги. В 1559 г. было заключено перемирие. Ливонские феодалы договорились с польским королем о протекторате Польши над Ливонией. В 1560 г. война началась вновь. Московиты взяли Мариенбург и Феллин, под Эрмесом армия ордена была разбита, а бывший магистр Форстенберг захвачен в плен. В 1561 г. Ливонский орден перестал существовать. Однако владения его по частям перешли к Дании, Швеции и Литве. Таким образом, вместо одного сравнительно слабого противника Россия теперь имела по меньшей мере двух сильных – Швецию и Литву. Продолжив войну, русские войска в 1563 г. взяли Полоцк. На этом успешный для России период войны закончился, и началась полоса неудач. В 1564 г. русские войска потерпели поражение под Полоцком, затем – под Оршей. Тем не менее состоявшийся в 1566 г. Земский собор высказался за продолжение войны с целью прочного закрепления за Россией Полоцка и прибалтийских земель, включая Ригу. В 1569 г. Польша и Литва подписали Люблинскую унию, в результате чего объединились в одном государстве – Речи Посполитой. В начале 70-х годов военная фортуна, казалось бы, повернулась к России лицом. В 1573 г. ее войска заняли Лайду, в 1575 г. – Чернов (Пярну). В 1576 г. Россия завоевала все побережье, за исключением Риги и Ревеля. В 1577 г. был осажден Ревель и захвачена бывшая резиденция магистра Ливонского ордена г. Цесис, а также ряд крепостей. Однако после избрания польским королем талантливого полководца Стефана Батория военное счастье переметнулось на сторону противников России. В 1579 г. Стефан Баторий берет Полоцк и Великие Луки, осаждает в 1581 г. Псков. В том же году шведы заняли Карелу и Нарву. К этому времени истощились силы России. Опричнина подорвала экономику страны и лишила царя средств, необходимых для успешного продолжения войны. Столкнувшись с героическим сопротивлением Пскова, который в течение шести месяцев выдерживал осаду, во время которой его жители не только отразили 31 штурм, но и сами предпринимали неоднократные вылазки против врага, Стефан Баторий пошел на мирные переговоры. Результатом их было заключение в январе 1582 г. Ям-Запольского перемирия между Россией и Речью Посполитой сроком на 10 лет. По его условиям захваченные поляками русские земли возвращались Москве, но она, в свою очередь, не могла претендовать на прибалтийские земли. В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией, по которому к ней отходили Ям, Копорье, Ивангород, Нарва. Таким образом, в результате войны был уничтожен давний враг России – Ливонский орден. Однако главная цель ее не была достигнута – Москва не добилась свободного выхода в Балтийское море. Спустя несколько месяцев после завершения Ливонской войны, 18 марта 1584 г., Иван IV Грозный скончался. При его преемнике, царе Федоре Ивановиче, усилиями Б. Годунова в результате войны со Швецией России удалось вернуть Ивангород, Ям, Копорье, Карелу, однако в период Смуты Василий Шуйский в обмен на помощь шведов в борьбе с Лжедмитрием II отказался от притязаний на Ливонию и отдал им г. Карелу.
Под знаком противоборства и объединения (Речь Посполитая – Украина – Россия). В послесмутное время Россия вынуждена была одновременно противостоять нескольким противникам. Спустя четыре года после подписания Деулинского перемирия с Польшей, в 1622 г., Земский собор постановил начать с ней войну за возвращение отторгнутых у России земель. Поскольку попытки создать антипольскую коалицию в составе Турции, Дании, Швеции не увенчались успехом, пришлось рассчитывать только на свои силы, но их оказалось недостаточно. В 1632 г. умер король Речи Посполитой Сигизмунд III. Ситуацию междуцарствия, возникшую в связи с этим, Россия решила использовать для отвоевания Смоленска. В декабре 1632 г. русское войско под предводительством М. Б. Шеина осадило Смоленск, но все попытки взять его закончились неудачей. В то же время начались набеги крымских татар на русские земли. Подошедший к Смоленску с большим войском король Владислав окружил войско Шеина и вынудил его начать переговоры. В 1634 г. между Польшей и Россией был подписан Поляновский мир. По условиям этого договора Россия из всех завоеванных в ходе войны территорий сохраняла лишь г. Серпейск. Владислав отказывался от претензий на московский трон и признавал Михаила Федоровича царем «всея Руси». Удар, нанесенный крымскими татарами в разгар войны с Польшей, заставил московское правительство обратить серьезное внимание на южные границы. Была укреплена Тульская засечная черта, а южнее нее построена новая, Белгородская. Всего в 30-40-х годах построено 29 укрепленных городов. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов и в течение пяти лет удерживали его. «Азовское сидение» продолжалось до лета 1641 г., когда турки осадили крепость и стали предпринимать попытки ее штурма. Поддержка казаков правительственными войсками означала бы начало войны с Турцией. К ведению военных действий против такого сильного противника Россия не была готова. Земский собор отказал в помощи казакам, им было приказано оставить Азов. В 1642 г. казаки покинули крепость. Во второй половине XVII в. Россия вновь вступает в конфликт с Польшей. В 1596 г. была подписана Брестская уния о соединении в Речи Посполитой православной и католической церквей при условии сохранения православной церковью своих обрядов и признания ею католических догматов и власти папы римского. Таким образом, к социальному и национальному гнету украинского народа прибавлялся и религиозный. Это вызвало подъем национально-освободительного движения на Украине. В конце 40 –начале 50-х годов XVII в. эпицентром его становится Запорожская Сечь, куда стекались мятежные элементы со всей Украины. Во главе восставшего народа был гетман Богдан Хмельницкий. 8 августа 1649 г. между Польшей и Украиной был подписан Зборовский мир. Польша признавала Богдана Хмельницкого гетманом. Число реестровых казаков, т. е. получавших от Польши жалованье за службу, определялось в 40 тыс. человек. Они размещались в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах, где впредь не должны были находиться польские войска. Вскоре на Украину стали возвращаться польские феодалы, которые жестоко расправлялись с повстанцами. Это вызвало новый подъем освободительной войны, продолжавшийся с 1650 по 1651 г. В сентябре 1651 г. под Белой Церковью был подписан мирный договор, по которому число реестровых казаков сокращалось до 20 тыс., казачье самоуправление сохранялось только в Киевском воеводстве, гетман терял право на самостоятельные внешние сношения, а польские феодалы восстанавливали свою власть над украинскими крестьянами. Это не могло не привести к новым выступлениям против польского владычества. Но у восставших не хватило сил самостоятельно справиться с 50-тысячным польским войском. В ответ на очередное обращение Богдана Хмельницкого к России с просьбой о принятии Украины «под руку Москвы» Земский собор 10 мая 1653 г. постановил включить Украину в состав России. В 1654 г. большая Рада Украины в Переяславле приняла решение о вхождении в Россию на правах широкой автономии. Украина могла иметь выборного гетмана, органы местного самоуправления. Численность казацкого войска определялась в 60 тыс. человек. Украина могла свободно поддерживать отношения со всеми странами, за исключением Польши и Турции. Воссоединение Украины с Россией привело к новой войне Москвы с Речью Посполитой, продолжавшейся с 1654 по 1667 г. Война завершилась подписанием Андрусовского перемирия 1667 г., по которому к России отходили смоленские и черниговские земли. Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Запорожская Сечь переходила в совместное управление России и Речи Посполитой. Спустя пять лет Турция, захватив Правобережную Украину, в 1677-1678 гг. совместно с крымским ханом предприняла два похода на политический центр Левобережной Украины – крепость Чигирин. Однако оба эти похода закончились для них неудачей. В январе 1681 г. в Бахчисарае было подписано перемирие на 20 лет. По условиям этого договора Турция отказывалась от притязаний на Украину и обязывалась препятствовать набегам крымских татар на территорию России. В 1686 г. между Польшей и Россией был подписан «Вечный мир», закреплявший условия Андрусовского перемирия и передававший Киев России. В ходе войны 1656-1658 гг. Россия попыталась отвоевать у Швеции земли на побережье Балтийского моря в устье Невы, перешедшие к ней по Столбовскому мирному договору 1617 г. Однако в этой войне успеха добиться не удалось. В 1661 г. между воюющими державами был подписан Кардисский мирный договор, сохранявший в неизменном виде границу между Швецией и Россией, установленную в 1617 г. В XVII в. продолжалось продвижение русских в глубь Сибири, на огромных пространствах которой обитали самоеды (предки ненцев), эвенки (тунгусы), нивхи, айны, якуты, бурятские и монгольские племена, а также чукчи, коряки, ительмены и др. В XVII столетии они вошли в состав России, по большей части добровольно. Российские служилые люди, промышленники, купцы, охотники, крестьяне основывали в Сибири укрепленные поселения – остроги, которые со временем превратились в города Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск и др. К середине столетия русские первопроходцы дошли до побережья Тихого океана. В 1648 г. экспедиция под руководством Ф. Попова и С. Дежнева открыла пролив между Азией и Америкой. Тогда же отряды русских первопроходцев приходят на Амур. Экспедиция Е. Хабарова совершила плавание по этой реке, в ходе которого встретилась с маньчжуро-китайским отрядом. В 1652 г. между Россией и Китаем установились дипломатические отношения, а в 1689 г. подписан Нерчинский договор, определивший границу между двумя державами, а также порядок дипломатических и торговых сношений. Таким образом, на протяжении XVI – XVII вв. идет неуклонное расширение территории Московского государства. В его состав включаются обширные пространства Поволжья, Сибири, Украины. Русские люди продвигаются все дальше на восток, открывая и осваивая новые земли. Однако в эти годы так и не удалось решить одну из главных задач внешней политики России – завоевания выходов к морям. III. ПРИЛОЖЕНИЯ
Date: 2016-11-17; view: 457; Нарушение авторских прав |