Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смута в Московском государстве





Смута представляет собой очень сложный феномен, в котором переплелись разновременно зародившиеся процессы и явления социально-экономического, политического, психологического и иного характера. Это делает трудноуловимым момент ее начала. По этой же причине вряд ли возможно четко Определить дату ее окончания, временные рамки неизбежно оказываются размытыми. Часто в качестве точки отсчета Смутного времени берется 1604 г. Однако при этом, как правило, для более ясного понимания сути Смуты читателю предлагают вернуться в последние годы XVI столетия, где уже обнаруживаются отдельные ее признаки. В связи с этим есть основания согласиться с той периодизацией, которую дал авторитетнейший исследователь этого периода С.Ф. Платонов, согласно которой, Смута охватывает период между правлениями Рюриковичей и Романовых, т.е. с 1598 г. по 1613 год и подразделяется на три этапа.

Причины Смуты. Смутное время начинается после пресечения правящей династии Рюриковичей, а точнее – потомков Ивана Калиты. Поэтому в дореволюционной историографии зачастую главную причину Смуты видели в династическом факторе. Действительно, прекращение прежней династии могло вызвать смущение в умах людей. Ранее трон передавался внутри «калитиного племени» по наследству. Именно так его получил последний государь этой династии, сын Ивана Грозного Федор Иванович (1584 – 1598). По причине неспособности к самостоятельному правлению при нем имелся регентский совет, который возглавлял шурин царя Борис Годунов. У Федора Ивановича был единокровный брат Дмитрий, рожденный Иваном Грозным в браке с его последней женой Марией Нагой. Хотя Федор Иванович явно был не способен управлять государством, а Дмитрий родился от брака, не получившего церковного благословения, их права на престол не подвергались сомнению, ибо в их жилах текла царская кровь. В 1591 г. в своем уделе, в Угличе, при загадочных обстоятельствах погиб 9-летний Дмитрий. В январе 1598 г. умер и сам Федор Иванович, так и не дождавшийся наследника. Учитывая особенности сознания и политической культуры россиян того времени, прекращение династии представляло угрозу государству. Не «природный», не «кровный» царь – это не богоданный царь, а значит, его можно не признавать, не почитать, не бояться, его можно критиковать. Идея же «выборного» царя, появившаяся после смерти Федора Ивановича, общественным сознанием усваивалась плохо. Тем не менее именно таким путем пришел к трону в 1598 г. Борис Годунов, избранный на престол Земским собором и ставший, таким образом, первым в нашей истории выборным царем.

 

Таблица 3 – Этапы развития и участники смуты

Этап Период Официальные правители Претенденты на престол Степень охвата кризисом общества
I 1598 – май 1606 Борис Годунов, Федор Годунов, Лжедмитрий I Лжедмитрий I В основном верхи общества
II Лето1610 – февраль1613 Семибоярщина Лжедмитрий II, королевич Владислав, Все общество приобретает характер национально-освободительной борьбы против интервентов
III Лжедмитрий III – Сидорка), шведский королевич Карл-Филипп, «воренок» Ивашка (сын М. Мнишек и (Лжедмитрия II) и др.

 

С.М. Соловьев первопричиной Смуты считал моральный кризис, вызванный опричниной, а также сильное увеличение слоя казачества в стране. Для Н. И. Костомарова на первом месте в определении причин Смуты были интриги католической церкви и Польши. Ближе всего к истине, вероятно, точка зрения историков, объясняющих происхождение Смуты комплексом причин, и прежде всего – всеобъемлющим кризисом, вызванным опричниной и Ливонской войной.

Взяв на себя правление страной еще при жизни Федора Ивановича, Б. Годунов прилагал усилия к преодолению кризиса и достиг в этом некоторых успехов. Он всячески поощрял развитие лромыслов и торговли, укреплял старые и строил новые города. В 1584 г. Годунов добился ликвидации податных льгот церкви и монастырей. В результате к началу 90-х годов XVI в. в экономике наметилась тенденция к оживлению. Определенные шаги были предприняты для ликвидации политического кризиса и укрепления социальной опоры трона. Он ликвидировал одну из ипостасей опричнины – Государев двор, и тем самым резко снизил ее шансы на возрождение. Был проведен ряд мер, направленных на консолидацию дворянства. В частности, освобождена от налогов господская запашка в дворянских поместьях. Тем самым была подчеркнута резкая грань между дворянским сословием и низшими податными сословиями. В связи с массовым бегством крестьян от феодалов постоянно увеличивалось число споров, связанных с этим явлением. Помещикам приходилось подолгу дожидаться решений суда по таким делам. В связи с этим власти вынуждены были ограничить давность исков о крестьянах. В 1592 г. был завершен процесс составления писцовых книг, на основе которых можно было разыскивать и возвращать беглых крестьян. В 1597 г. издается указ об «урочных летах» – пятилетнем сроке сыска беглых с целью возвращения их прежним владельцам. Появление этого указа было новым свидетельством того, что в стране идет процесс закрепощения крестьян.


Успешной была внешняя политика, проводимая Б. Годуновым. В результате войны со Швецией (1590 – 1593) Россия вернула себе Ивангород, Ям, Копорье, Карелу. В 1592 г. был успешно отражен набег крымского хана Казы-Гирея. Позиции России на международной арене укрепились, престиж ее повышался. Тем не менее усилий Б. Годунова оказалось недостаточно, чтобы вытянуть страну из пучины кризиса, который после смерти царя Федора Ивановича принимает форму Смуты.

Дезинтеграция общества и распад государства. В народном сознании Смута воспринималась как ниспосланная богом кара за грехи, за убийство «кровного» наследника престола царевича Дмитрия. Поэтому надежды на избавление от тягот и мучений, вызванных Смутой, люди связывали с воцарением законного правителя. Этим обстоятельством во многом объясняется падение популярности Бориса Годунова, который не был поддержан ни «верхами», ни «низами» общества, хотя многое делал для завоевания симпатий народа: обещал не проливать крови своих подданных в течение пяти лет, освободил московское купечество на два года от уплаты годовой подати, раздавал пищу, одежду, деньги вдовам и сиротам, боролся со страшным голодом, обрушившимся на страну в 1601-1603 гг.

Простой народ не поддерживал Бориса Годунова. В представлении людей того времени он не обладал легитимностью, поскольку был не царского происхождения. Кроме того, по стране уже распространился слух о том, что царевич Дмитрий был убит по приказу Годунова. Не поддержали его и «верхи», боярские кланы, которые мечтали посадить на престол своих ставленников.

В отечественной историографиисуществует мнение, согласно которому в период Смуты перед Россией высветились альтернативы тому пути развития, по которому она шла прежде, и возникла тенденция к сближению с Западом.

Действительно, существует ряд свидетельств того, что Б. Годунов был настроен укреплять связи с Европой, перенимать ее опыт и достижения. Он приглашал в Москву из-за рубежа специалистов в разных областях знания и ремесла, при нем процветала Немецкая слобода в столице, откуда москвичи перенимали всякие новшества. Несколько юношей из боярских семей были направлены в европейские страны на учебу.

В русле такой политики следовали и намерения Лжедмитрия I, который занял московский престол после смерти Б. Годунова (апрель 1605 г.) и непродолжительного царствования его сына Федора.

Борис Годунов (ок. 1552-1605)– русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины. Фактический правитель при царе Федоре Ивановиче. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство.

Лжедмитрий I (?–1606)– самозванец, выдававший себя за сына царя Ивана IV царевича Дмитрия, царь с 1605 г. Настоящее имя предположительно Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий). Из мелкопоместных галицких дворян. Около 1600-1601 гг. бежал из Чудова монастыря в Польшу, где объявил себя наследником престола. Тайно перешел в католичество. В 1604 г. с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. В июле 1605 г. вступил во главе войска в Москву и венчался на царство. В мае 1606 г. убит боярами-заговорщиками во главе с князем В. И. Шуйским.


Как и Б. Годунов, Лжедмитрий I планировал отправку молодежи за границу для получения образования. Он также намеревался создать в России Академию наук, основать сеть школ, где преподавали бы выписанные из стран Европы учителя. Лжедмитрий объявил о беспрепятственном въезде и выезде из страны, пытался проводить в жизнь идею свободы совести. Свое недолгое царствование Лжедмитрий I начал с того, что вернул ссыльных и опальных, дал обет не проливать крови своих подданных. Он ввел бесплатное судопроизводство, по средам и субботам лично принимал челобитные, провозгласил свободу промыслов и торговли, боролся со взяточничеством и другими злоупотреблениями приказных. Себя Лжедмитрий величал императором, а Боярскую думу переименовал в Сенат. Однако перемена названия не изменила сути этого органа. В быту он предпочитал придерживаться не русских, а западных обычаев: за столом слушал музыку и пение, не молился иконам перед обедом и не спал после обеда, любил в одиночестве, без свиты, гулять по городу. Он окружил себя иностранцами, и, подобно им, прекрасно фехтовал, танцевал, был великолепным наездником.

Однако этих свидетельств недостаточно для того, чтобы считать альтернативу перехода России на европейский путь развития реальной. Россия еще не была готова к такому повороту. Да и политика Б. Годунова и Лжедмитрия I была достаточно противоречивой. Стремясь проводить самостоятельную политику, Лжедмитрий все-таки в большой степени зависел от консервативного в массе своей боярства, у которого часто шел на поводу. Да и временной горизонт Лжедмитрия был невелик: поддержанный боярством как альтернатива Б. Годунову, он утратил свою значимость после смерти последнего, а потому был обречен. Простой народ, поначалу воодушевленный надеждой на обретение в лице Лжедмитрия законного царя, постепенно начинал разочаровываться в нем. Особое недовольство вызывала приверженность царя иностранцам, их обилие при дворе, их высокомерное и даже издевательское отношение к русским, их образу жизни, обычаям, вере и т. д. Опереться на поддержку извне Лжедмитрий также не мог, так как не выполнил обещаний, данных католической церкви и Польше: распространить в России католичество, отдать Польше Новгород, Псков, Смоленские и Северские земли и др. В мае 1606 г. в ходе мятежа Лжедмитрий I был убит. Спустя два дня царем был провозглашен В. Шуйский. Однако Смуты это не прекратило, начался второй ее этап.


Василий Иванович Шуйский (1552 – 1612 ) – царь в 1606-1610 гг. Из рода нижегородско-суздальских удельных князей. Возглавил тайную оппозицию Борису Годунову и поддерживал Лжедмитрия I. Затем стал распространять слух, что Лжедмитрий является самозванцем, за что был приговорен к смерти, но помилован. Возглавил заговор 17 мая 1606 г. против Лжедмитрия. После поражения русских войск от поляков под Клушином в результате выступления московских бояр и городских низов был низложен, насильственно пострижен в монахи и выдан гетману С. Жолкевскому. Вывезен в Польшу, где и скончался.

С восшествием на престол В. Шуйского появляется новое политическое понятие – «присяжный царь», поскольку новый государь при этом дал крестоцеловальную запись.

Крестоцеловальная запись (фрагмент):

«... всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, буде которые с ними в мысли не были... да и доводов ложных... не слушати, а сыскива-ти всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное християнство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того что был взвел неподелно, тем самым осудится».

По мнению некоторых историков, появление этой крестоцело-вальной записи могло повлечь перемены к лучшему в политическом устройстве России, ибо в записи содержалась идея о возможности договора государя со своими подданными и ограничения его произвола. Однако крестоцеловальная запись была вынужденным шагом со стороны Шуйского, предпринятым под давлением боярства, возведшего его на престол и в награду требовавшего привилегий для себя. Правовыми нормами, существовавшими в стране, не была предусмотрена ответственность государя за нарушение такой клятвы. Брожение, наблюдавшееся в стране в предшествующий период, в 1606 г. вылилось в восстание под предводительством И.И. Болотникова. В восстании принимали участие представители различных слоев общества: крестьяне, посадское население, казачество, беглые холопы, народы Поволжья, стрельцы, дворянство. В декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, но затем отступили к Калуге и Туле.

Болотников Иван Исаевич (?-1608)– беглый холоп князя Телятевского; был в турецком рабстве. Выдавал себя за главного воеводу спасшегося царевича Дмитрия. Возглавил восстание, которым была охвачена большая территория Юга и Юго-Запада России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. После взятия Тулы правительственными войсками в 1607 г. Болотников был сослан в Каргополь, а затем ослеплен и утоплен.

На протяжении длительного периода это восстание рассматривалось отечественными историками как первая крестьянская война в России, направленная на уничтожение феодального строя.

Альтернативная точка зрения:

Восстание под предводительством И.И. Болотникова не носило антифеодального характера, а являлось движением всех, недовольных текущей политикой правительства.

В пользу этого мнения свидетельствует то, что по дошедшим до нас документам не прослеживается его антифеодальный характер, не обнаруживаются специфически крестьянские требования. Скорее всего, объединяющим фактором, привлекшим в ряды движения столь разнородные социальные элементы, было не стремление к уничтожению существующего общественного строя а недовольство действиями правительства и желание утвердить, наконец на троне законного царя. Таким царем объявил себя появившийся летом 1607 г. в Стародубе Лжедмитрий II.

Лжедмитрий II (? – 1610 ) – самозванец, выдававший себя за якобы спасшегося Лжедмитрия I. Происхождение его неизвестно. В 1608 г. во главе войска, состоявшего из донских и запорожских казаков, польских отрядов, части южного русского дворянства, небольших отрядов разбитого войска И. Болотникова подступил к Москве и обосновался в с. Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор». Пытался захватить сто-. лицу. Тайно обвенчался с Мариной Мнишек, признавшей его «царевичем Дмитрием». Районы, оказавшиеся под его властью, были подвергнуты огромным денежным и натуральным реквизициям, что вызвало рост освободительной борьбы и постепенное сокращение подконтрольной самозванцу территории. С началом открытой интервенции польских феодалов в 1609 г. Тушинский лагерь распадается. Стоявшие там поляки, как и многие русские феодалы, перешли на сторону польского короля. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где в 1610 г. был убит людьми из собственного окружения.

Борьба с «Тушинским вором» навлекла на Россию новую беду – иностранную интервенцию. Призвав на помощь 6-тысячный контингент войск шведского короля Карла IX, В. Шуйский обязался помочь Швеции в войне с Польшей, что стало поводом для вторжения поляков в Россию. Польское войско доходит до Смоленска и осаждает его. В этих обстоятельствах получает дальнейшее развитие идея «договорного царя». Часть тушинцев во главе с М. Салтыковым, не имея на то полномочий, выступает от лица Москвы и 4 февраля 1610 г. под Смоленском заключает договор с польским королем Сигизмундом III о призвании на российский престол его сына Владислава.

Владислав IV ( 1595–1648)– король польский, старший сын Сигизмунда III. В бытность королевичем был призван на московский престол сначала группой представителей Тушинского лагеря, а затем официальным правительством – «семибоярщиной». Это вызвало сопротивление русского народа. Осады Москвы оказались бесполезны. Владислав отрекся от московского престола, а вскоре утратил и польский, разделив власть с сеймом.

По условиям договора, в Московском государстве сохранялись в неприкосновенности православие, имущество и права духовенства и светских чинов; законодательство осуществлялось при участии Земского собора; Владислав не мог никого казнить без суда и следствия и без санкции Боярской думы, не мог конфисковывать имущество родственников виновных; людей высоких чинов нельзя было понижать без вины, а низших – повышать без заслуг; разрешался свободный выезд в христианские земли для изучения наук; сохранялся прежний порядок сбора податей, новые же налоги можно было вводить только с согласия Думы; переход крестьян запрещался, холопы же оставались в прежнем состоянии и вольности не получали. Таким образом, договор 4 февраля 1610 г. был. направлен не на изменение существующего в стране политического порядка, а на его сохранение и укрепление.

Неудачи в борьбе с польскими интервентами, поражение русских войск в мае 1610 г. под Клушином привели к смещению с престола В. Шуйского и передаче власти правительству во главе с князем Федором Мстиславским – «семибоярщине», ознаменовавшей начало третьего этапа Смуты.

«Семибоярщина» – боярское правительство, образованное после свержения царя В. Шуйского в июле 1610 г. Одним из первых решений «семибоярщины» было не избирать царем представителей русских родов. Когда после поражения под Клушином к Москве подошли поляки во главе с С. Жолкевским, прогнавшим вновь осадившего столицу Лжедмитрия II, «семибоярщина» заключила с ними договор, признававший русским царем королевича Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 г. был тайно осуществлен ввод в Москву польских войск. Номинально «семибоярщина» существовала до освобождения Москвы. Позднее ее члены были арестованы как предатели.

К началу третьего этапа Смуты Россия оказалась на краю пропасти. По всей стране бесчинствовали шайки разбойников, хозяйничали интервенты. К этому времени шведское присутствие на территории России также приняло характер интервенции. Власти были не в состоянии овладеть ситуацией, навести какой-то порядок. Число самозванных царей увеличивалось с каждым днем. Под их властью оказались отдельные регионы, и страна распадалась. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. За основу договора с ним был взят акт от 4 февраля 1610 г., из которого боярами были удалены статьи о свободе выезда за границу, о повышении меньших людей и внесена статья о необходимости принятия Владиславом православия. В этой ситуации ответственность за судьбу государства взял в свои руки народ. Под воздействием патриотических воззваний патриарха Гермогена и архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия формируются сначала первое, а затем второе народные ополчения для борьбы с интервентами.

Первое народное ополчение – создано для борьбы с польской интервенцией в 1611 г. Организация его началась в Рязани, во главе стал воевода Прокопий Ляпунов. К движению присоединились Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Владимир и другие города. В ополчение вошли и «тушинские» бояре, и воеводы Калужского лагеря Лжедмитрия II во главе с князем Д. Т. Трубецким, казацкие отряды во главе с атаманом И. М. Заруцким. В начале марта 1611 г. ополчение выступило к Москве, где вспыхнуло восстание, подавленное поляками до прихода ополчения, 30 июня 1611 г. был принят Приговор, по которому страной должен был править «Совет всей земли» во главе с Трубецким, Заруцким и Ляпуновым. Приговором фактически отменялись «тушинские» привилегии и вводился ряд запретов для казаков в городах. Это было нарушением обещаний, данных Ляпуновым, за что он был убит недовольными казаками. Ополчение распалось.

Второе народное ополчение создано для борьбы с польской и шведской интервенцией. Формирование началось в Нижнем Новгороде осенью 1611 г. по инициативе городского старосты Козьмы Минина. Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. Программа ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов, отказе от приглашения на русский престол государей иноземного происхождения, создании нового правительства. В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода к Ярославлю. Здесь был создан временный «Совет всей земли» – правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Летом 1612 г. ополчение подошло к Москве, где к нему присоединились казаки Д. Т. Трубецкого, и разбило польские войска. К октябрю 1612 г. интервенты капитулировали. В ноябре руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.

Минин Козьма Минич (?-1616)– нижегородский посадский человек, с сентября 1611 г. земский староста. Инициатор и один из руководителей второго народного ополчения 1611-1612 гг., соратник князя Д. Пожарского. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-1613 гг. член земского правительства – «Совета всей земли». В 1613 г. вошел в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642)– князь из рода Старо-дубских, с 1613 г. боярин. С февраля 1610 г. воевода в Зарайске, где возглавил отпор захватчикам. Организатор и участник первого народного ополчения. Один из руководителей и командующий вторым народным ополчением. В 1613-1618 гг. воевал с польскими интервентами, ведал в разные годы рядом приказов. В 1628-1632 гг. воевода в Новгороде. Был воеводой в войне с поляками в 1632-1634 гг.

Второе народное ополчение не только одержало военную победу над интервентами, но и поставило перед собой задачу восстановления российской государственности. Собравшийся по его инициативе в январе 1613 г. Земский собор 21 февраля того же года избрал на московский престол первого представителя новой династии Михаила Федоровича Романова.

Михаил Федорович Романов (1596–1645) – первый царь из династии Романовых. Сын Ф. Н. Романова (Филарета) и К. И. Шестовой (Марфы).

Единодушное избрание на престол Михаила Федоровича Романова создавало предпосылки для прекращения Смуты, но ликвидировать ее сразу не могло. Продолжались волнения казаков Волги, Дона и Терека, подстрекаемых атаманом Заруцким и Мариной Мнишек, не оставившей надежды посадить на трон своего сына от Лжедмитрия II «воренка» Ивашку. В 1614 г. Заруцкий и Марина были схвачены, после чего атаман был казнен, а Марина Мнишек умерла в заточении. В том же году с помощью военной силы удалось усмирить казачество. Было покончено и с интервенцией. В 1617 г. между Россией и Швецией был подписан Столбовский мирный договор, по которому Москва лишалась выхода на Балтику, но возвращала себе Новгородскую землю, а в 1618 г. в д. Деулино было подписано перемирие с Польшей на 14,5 лет. При этом России пришлось отдать Польше Смоленскую и Чернигово-Северскую земли. Таким образом, ценой больших потерь Россия сумела отстоять свой суверенитет. Смута была ликвидирована. Но отголоски ее были слышны в России на протяжении всего XVII столетия.

Таким образом, в конце XVI - начале XVII в. Россия переживает период Смуты, которую многое историки именуют первой гражданской войной в нашей стране. В своем развитии Смута прошла три этапа, углубляясь, вовлекая все более широкие слои населения, а также иноземцев, вмешательство которых во внутренние дела России принимало характер интервенции. Она вызывала подъем патриотического движения, в рядах которого сходятся представители всех слоев общества, объединенные идеей спасения Отечества и восстановления основ государственности.







Date: 2016-11-17; view: 289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию