Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, функции и структура исторической науки
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее «наставница жизни», а историка уважительно именовали «передатчик времени». Определенным признаком интереса и уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Как считают историки, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестницей славы, а впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V–I вв. до н.э.) – покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках. Однако эта романтическая символика не должна приводить к идеализации реальной жизни. История всегда была тесно переплетена с политикой, интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее людям. Поэтому почти постоянно приходится считаться с предвзятостью и субъективизмом в истории, да и судьбы историков, добивавшихся правды, не всегда были благополучны. В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения науки истории и предмета ее изучения, вплоть до диаметрально противоположных (около 30 определений). Наиболее распространенные определения термина «история» представлены в приведенной ниже сводной таблице.
На определение предмета истории во многом влияет мировоззрение историка, его философские взгляды. Так, например, Н.М. Карамзин говорил, что история, «в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего». С.Ф. Платонов вслед за В.О. Ключевским под историей понимал науку, «изучающую конкретные факты в условиях времени и места». М.В. Ломоносов считал, что история призвана выделять из прошлого вечные ценности. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все Человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шёл процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. История – наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем. Она пытается не воскресить прошлое, а изучить и понять его в движении, открыть законы этого движения. История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе. Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований и для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность. С этой точки зрения поставим первый вопрос: что такое история как наука и каков ее предмет? Легкость ответа на этот вопрос кажущаяся, и дать определение истории как науки достаточно непросто. Прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах. Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Известный русский историк В.О.Ключевский (1841–1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляемся в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических процессах, событиях и фактах. Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок зарождения и развития российского общества и государства (его генезис) как части мирового исторического процесса. Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные этнические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России. Наиболее отчетливо проявляются его следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая; воспитательная. Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово «история» употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории, В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов. Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений. Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю средних веков – без крупнейших восстаний против феодальных владык, Новую историю – без Парижской коммуны, современную историю XX века – без Октябрьской революции и последовавших за ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт. Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы. Наконец, изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Основной целью курса «Отечественна история», которая и решается посредством реализации вышеназванных функций, является формирование исторического сознания (мышления) студентов. Эта проблема также имеет свою историю. Один из авторов популярного курса лекций для вуза «История России» А.А Радугин считает, что именно «…в ходе изучения истории формируется историческое сознание как одна из важных сторон сознания общественного. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего Человечества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только наоснове исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего. Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принижать решения для самореализации, т.е. «что я могу?», «чего не могу?», «на что я могу надеяться?». Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего. Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре его уровня. Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное сознание, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознанияна низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Так, участвовавший в Великой Отечественной войне рядовой солдат не мог представить себе всей масштабности этого события и дать ему оценку. Это могут сделать только историки на основе обобщения всей совокупности фактов и событий. Однако в сознании рядовых солдат, всей массы простых людей складывался основной вывод: «мы победили». Следующий (второй) уровень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. Здесь историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь. Такие впечатления объясняются силой таланта большого художника, который, владея словом, кистью, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Это накладывает на писателя, драматурга, режиссера, художника большую ответственность за историческую достоверность и правдивость его творений. Государственная деятельность и образ Петра I у широких масс населения чаще складывается не по академическим исследованиям и монографиям, а по впечатляющему роману А.Толстого и снятым по нему фильмам. Незабываемое впечатление на человека об Иване Грозном производит картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса остаются, так сказать, за кадром, читатель (зритель) судит об эпохе именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания объективная реальность особенно часто выражается в мифах, легендах и даже анекдотах о Петре I, Екатерине II, А.В. Суворове и т.д. Эти формы народного творчества имеют, как правило, самоутверждающую иронию русского национального характера. Третий уровень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, изучение отечественной истории в школе затягивается на несколько лет, и в результате при завершении изучения курса отечественной истории учащиеся плохо помнят то, с чего они начинали. Причем для большинства людей изучение истории на школьном уровне и завершается. В вузах изучают историю, относительно ко всему населению страны, очень малая группа граждан, и то, как правило, в небольших объемах. Возможно пополнение знаний по истории на любительском уровне, однако такого рода личный интерес проявляется не так часто, да и подходящих популярных книг по отечественной истории немного. Поэтому общие представления об отечественной истории должны закладываться в средней школе. В связи с этим должно быть уделено серьезное внимание как подготовке высококвалифицированного учителя истории, так и качеству школьных учебников. Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию юношества в духе гражданственности и патриотизма. Об этом написал известный французский историк Марк Ферро в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (1992) после изучения опыта преподавания истории в школах стран Африки, Австралии, Ближнего Востока, Германии, Японии, США, Китая, Польши, СССР и других стран. На четвертом (высшем) уровне формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития. На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, она может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы. Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным. Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа. Многовековая история Человечества и история XX века, в том числе, свидетельствуют, что национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт. Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны очень много уделяют внимания дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей. На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, его самосознание (или менталитет), присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего. Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Формирование исторического сознания, как считает ряд ученых и методистов-практиков, реализуется посредством исторического мышления. Об историческом мышлении говорил еще В.О. Ключевский. В 1931г. вышла работа М.Н. Шардакова «Обществоведческое мышление школьников». Встречается это понятие и в современных специальных методологических исследованиях. В научной литературе были попытки обозначить главные черты исторического мышления. Так, И.В. Гиттис (1964) определила следующие черты исторического мышления у учащихся начальных классов: 1) выделение исторических фактов и явлений; 2) идея развития и этапов; 3) осознание смены порядков; 4) осознание последовательной связи событий и явлений; 5) осознание причинно-следственной связи, связи по сходству и различию; 6) сознание регулярности связей; 7) подведение нескольких понятий под одно общее понятие. Ценность этого определения состоит в том, что сделай акцент на формирование у учащихся принципов осмысления исторических фактов. И.Я. Лернер в своей работе «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории», вышедшей в 1982 характеризует особенности исторического, мышления в целомследующим образом: «…1) умение описать общественное явление или событие правильно отобрав характерные для него черты и факты; 2) выяснение причин возникновения любого общественного явления; 3) стремление к определению условий, сопутствующих историческому явлению и их взаимосвязанности; 4) сознание преходящего характера всякого исторического явления, их исторического значения; 5), осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории; 6) поиск тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении, 7) поиск социальных мотивов, определяющих деятельность общественных групп или отдельных лиц; 8) оценка исторических явлений с позиций партийности и степени их прогрессивности; 9) интерес к сопоставлению прошлого и. настоящего; 10) умение извлекать из фактов прошлого уроки истории». Проблема определения специфики исторического мышления остается актуальной и сегодня как в теории, так и практике обучения. Что касается теоретического осмысления самого понятия «историческое мыщление», то методисты и учителя-историки нередко соотносят его только с нормами логического мышления, что представляется неправомерным и ведет к снижению эффективности обучения истории. Историческое мышление – это умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. Историческое мышление представляет собой единство содержания методологических знаний, способов умственных действий и установок личности на их применение в познании и осмыслении конкретных исторических явлений с помощью соответствующих методов. Компонентами исторического мышления по И.Я. Лернеру являются: а) способы аналитико-синтетического мышления, реализующиеся посредством логических действий (обобщение, абстрагирование, классификация, индукция, дедукция) на предметном содержании истории; б) основные принципы мышления, осуществляющиеся в соответствии с законами диалектики; в) опыт творческой деятельности, проявляющейся в ее процедурах и их сочетаниях; г) основные идеи материалистического понимания истории, выступающие в качестве принципов исторического познания. Осознание этих идей как ориентиров и средств познания должно достичь уровня установок личности на их методологическое применение. Примерами построения таких идей в историческом мышлении, считает этот автор, служат следующие: – общественное бытие определяет общественное сознание и потому необходимо всегда искать в бытии истоки духовной жизни; – историческое развитие протекает закономерно, требуется постоянно находить и устанавливать эти законы и с их помощью объяснять конкретные факты, явления и события истории и современности; – общество развивается прогрессивно. Прогресс заключается в постепенном овладении силами природы, освобождении от эксплуатации человека человеком, т. е. установлении большей свободы личности, развитии разных сторон социальной культуры, поэтому нужно все явления рассматривать под углом зрения степени их прогрессивности; – классовая борьба является законом для всех обществ, разделенных на антагонистические классы, поэтому все явления в них необходимо характеризовать с классовых, партийных позиций. Еще одним компонентом являются гносеологические основы исторического мышления. К ним относятся: 1. Умение описывать явления в его существенных эмпирических проявлениях. 2. Интерес к историческому факту, его анализу и истолкование в свете связей с другими фактами в зависимости от той иной закономерности. 3. Установка на выяснение причин и условий возникновения явления, его развития, значения и следствий. 4. Установка на классовый, партийный подход к анализу сущности и источников исторических явлений, на поиск социальных мотивов их возникновения и развития. 5. Убежденность в познаваемости исторического процесса на основе повторяемости типичных исторических явлений, сходстве тенденций развития в аналогичных условиях, иногда далеких в пространственном и временном отношении. 6. Установка на выяснение закономерности исторических явлений, и связанных с ними процессов. Стремление обнаружить в частном явлении черты общей закономерности. Внимание к специфике закономерностей истории. 7. Подход к познанию и осмыслению явления с точки зрения принципа историзма, установление его этапов и периодов развития. 8. Задача на выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении. Между всеми компонентами исторического мышления имеется взаимосвязь, и в реальном процессе такого мышления они переплетаются друг с другом и попеременно обусловливают друга Развитие исторического мышления учащихся предполагает развитие диалектического мышления, являющегося его сердцевиной, ядром и предпосылкой применения общих норм правильного мышления к данному предметному содержанию истории. Историческое мышление характеризуется также превращением идей материалистического понимания истории в методологическую установку личности. Содержание этой установки ученик осознает не только как объяснение исторического процесса, не только как выражение его закономерностей, но и как метод познания. Было бы наивным полагать, что учащиеся в рамках школы могут достичь такого уровня исторического познания, при котором, они будут готовы самостоятельно решать сложные современные социально-политические проблемы. Для этого нужен не только профессионализм, но и огромный жизненный опыт. Речь идет о том, чтоони, постепенно усвоив некоторую систему фактов и связей, определенный минимум теоретических положений были бы способны самостоятельно анализировать и осмысливать конкретные факты прошлого и современности, используя общие закономерности и категории. Каждый исторический факт индивидуален, но в нем есть общее с другими фактами. Гёте говорил, что все фактическое уже есть теоретическое. Исторический факт на своей поверхности не несет ни своего смысла, ни значений. Он их приобретает в результате интерпретации. Историческое мышление на творческом уровне предполагав решение учащимися проблемных познавательных задач, содержанием которых является применение материалистического понимания истории к фактам, событиям, явлениям, процессам. Что бы историк или любой другой человек ни изучал, в истории ни осмысливал, он обращает следующие стороны изучаемого материала и решае т следующие связанные с ним познавательные проблемы: 1. Установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений. 2. Осознание процесса исторического развития и его механизма. 3. Установление общих и частных закономерностей общественного развития. 4. Определение преемственности между фактами, событиями, явлениями и эпохами. 5.Определение тенденций развития данного общественного явления или их совокупности. 6.Определение степени прогрессивности исторического явления. 7. Определение классовой сущности событий и явлений. 8. Выяснение структуры социального объекта и выявление взаимоотношений между его элементами. 9.Соотнесение явления, факта и эпохи, частного факта и общей закономерности общественного развития 10. Определение этапов и периодов развития явлений или эпохи. 11. Определение типичности единичного и массового я явления. 12. Выяснение и осознание специфики общественного явления и эпохи. Установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи». Структура исторической науки определяется, прежде всего, ее предметом. Традиционно в нее включают собственно историческую науку, а также методологию и философию истории, источниковедение, специальные (вспомогательные) дисциплины. Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний, сформировалась ее определенная структура: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы. Особо подчеркнем, что сложившаяся (и достаточно устойчивая) классическая структура исторической науки сегодня подвержена трансформации. Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которого он в большинстве случаев не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет назад. Между реально существующей действительностью, то есть, прошлым, и результатом исследования ученого – научно воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки, которые связаны с деятельностью людей и отражают жизнь общества. Принято выделять семь основных групп исторических источников: письменные; вещественные; этнографические; устные; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы. Продукты и следы их жизнедеятельности дошли до нас в виде источников: в ещественных (остатков труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений; лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), (фольклора) и т. д. С появлением и развитием письменности, появились письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники – звуковые записи, фото- и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики, изучения и использования различных источников занимаетсяспециальная дисциплина – источниковедение. Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника и называется этапом его внешней критики. Второй этап, условно называемый внутренней критикой источника. Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т.е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает. Задачи внешней и внутренней критики тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели – всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника. Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др. Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары). Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрологи я исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них, а геральдик и – гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалоги я занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т.д.). Эпиграфик а исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик. Прямой выход вспомогательных исторических дисциплин на историю свидетельствует о том, что их применение не ограничивается только рамками источниковедческой критики, а может иметь и вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. В связи с этим вспомогательные исторические дисциплины имеют большое основание называться специальными, и это наименование (наряду с традиционным) сегодня принято. Появление и развитие приемов и понятий, ставших впоследствии неотъемлемой частью вспомогательных исторических дисциплин, было связано с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, вырабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц. Таким образом, использование приемов вспомогательных исторических дисциплин первоначально определялось практическими задачами. Исходя из этого каждую из вспомогательных исторических дисциплин до ее научного изучения и использования можно условно рассматривать как практическую: практическую палеографию, практическую метрологию, практическую хронологию и т.д. По мере дальнейшего развития Русского государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин не только находили более высокую и разнообразную форму воплощения, но и все более часто применялись в жизни. В XVI–XVII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий, отразивших практические навыки в области рукописной и печатной графики, а также украшений рукописей. Появились рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте. Азбуки писались на столбце, т.е. листе бумаги определенного формата. В них в алфавитном порядке приводились различные варианты написания скорописных букв, слогов, лигатур, слов и даже отдельных текстов (молитв, нравоучительных писем, образцов деловых бумаг). В руководстве для писцов-рисовальщиков, оформлявших рукописные книги, содержались разъяснения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него золотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой («правилом»), циркулем («кружалом»). Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и т.д. Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника. Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционнее задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т.д. Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Самые ранние – записи древнерусских историков-летописцев. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII веке. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором. Среди других источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Что же касается истории России с XVIII века по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории российской эмиграции во все времена нашей истории. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Сегодня, изучая историю России, мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело сегодня с такими понятиями, как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало.
Date: 2016-11-17; view: 400; Нарушение авторских прав |