Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика первобытнообщинного строя.Стр 1 из 61Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Характеристика первобытнообщинного строя. Тема №1 Введение в курс «Отечественная Россия » ) …………… Лекция 1 Тема №2 От Руси Древней к Руси Киевской (4 часа) …………………….. Лекция 1.Этапы развития Древней Руси. Киевская Русь (2 часа) ………………… Лекция 2.Русь в состоянии политической раздробленности (2 часа) …………….. Тема №3(4 часа)…………………………………………………………………………… Лекция 1 (2 часа ……………………………………………….. Лекция 2 (2 часа) ……………………………………………………………………………… Тема №4 (4 часа) ………………………………… Лекция 1 (2 часа) Лекция 2 (2 часа)
Тема №5 (2 часа) …………………………………… Лекция 1 (2 часа) Лекция 2 (2 часа) Тема №6 (2 часа) ……………………………………………………… Лекция 1 (2 часа)
Тема № 7(10 часов) ………………………………………………………… Лекция 1 Лекция 2 Лекция 3 Лекция 4 Лекция 5 Тема №8 (4 часа) …………………………………………… Лекция 1 (2 часа) Лекция 2 (2 часа)
Введение. Характеристика первобытнообщинного строя. Общественно-экономическая формация - общество исторически определенного типа,, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства (базис), а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций. Община – сообщество людей (родовая, соседская, сельская), основанных на самоуправлении и имеющих общее владение средствами производства. В русской и советской исторической науке долгое время применялся разработанный в XIX в. основоположниками марксизма - немецкими социалистами К. Марксом и Ф. Энгельсом, - формационный подход к историческому процессу. В основе этого подхода лежит изучение в первую очередь социально-экономических и государственно-политических отношений, которые, как считалось, последовательно развиваются от низших к высшим формам. Но некоторые события не укладывались в эту систему, хотя многие сформулированные в то время термины используются до сих пор. Один из таких терминов - первобытнообщинный строй, или первобытное общество. Он охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства и характеризуется совместным коллективным трудом и общим потреблением. Основной ячейкой такого общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная община - поэтому термин "первобытнообщинный" до сих пор используется в истории. Ученые считают, что предками первых людей была одна из ветвей человекообразных обезьян, которые под воздействием внешних причин: теплого климата, способности к прямохождению, борьбы за выживание с хищниками, способности к примитивному (мимическому) общению - постепенно приобретали человеческие черты. Этот постепенный процесс называется эволюцией (в обществознании – антропогенез (дословно: развитие физического типа человека) и протекал в течение миллионов лет. Древнейшие обезьянолюди жили в теплых землях: восточной Африке, Танзании (австралопитеки), центральной Азии и некоторых других экваториальных местах. Отдельные археологические находки относятся к Европейскому материку. Но пока ещё научно не установлена взаимосвязь между этими находками, и не известен ответ о едином предке человека. Поэтому наряду с антропогенной теорией существуют другие, в частности – космотеория. Эти люди ещё не умели разговаривать, общались при помощи звуков; но мозг у них был развит лучше, чем у обезьяны, но не так хорошо, как у людей нашего времени. Первобытные люди не могли выжить поодиночке и объединялись в группы- человеческие стада. Остатки древнейших ископаемых людей - архантропов (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и т.д), близки друг другу по уровню эволюционного развития и характеру культуры. Костные остатки архантропов были найдены в Азии, Африке, Европе. Время их существования — ранний плейстоцен (650-350 тысяч лет тому назад). В поисках пропитания они находили плоды, коренья, травы, насекомых, т.е. занимались собирательством. Примитивные орудия труда: рубила, скребки – изготавливали из камня или при помощи камня. Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли, и временные рамки меняются, но все же удобнее изучать первобытность по классификации орудий труда. Тогда периодизация выглядит следующим образом: 2. Медно - каменный век - Энеолит. 2 тыс. л. до н.э. Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в силу вещи (тотемизм), в духов и богов – свидетельствует о зарождении начальных религиозных верований. Подтверждением этому служат редкие находки. Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности. Палеолитические изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании (Альтамира). Для них характерны фигуры животных, как объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники — медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными — от контурного рисунка, процарапанного на камне, до барельефа и росписи с использованием минеральных красок. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение. Примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху неолита, в жизни людей произошли кардинальные изменения – эволюционно они перешли к производящему хозяйству, к земледелию и скотоводству. Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Первоначально это были зерна ячменя и пшеницы, а орудиями труда стал ручной серп. Дикорастущие зерна встречаются в Западной Азии, поэтому именно здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Скотоводство появилось примерно в то же время, и первыми, после собаки, прирученными животными стали дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), олень и овца. Начало обработки земли, скотоводство, строительство, гончарное производство, ткачество и металлургия (первые металлурги выделились из общин земледельцев 9 тыс. лет назад в Западной Азии) так сильно изменили жизнь людей, что этот процесс стали называть неолитической революцией. Земледельцы и скотоводы сами создавали (производили) то, что потом могли использовать. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения. Племена земледельцев и скотоводов говорили вначале на очень похожих языках. Позже от них возникли народы, названные индоевропейцы (предки иранцев, таджиков, персов, англичан, германцев, норманнов и других). Развитие ремесел приводило к разделению труда: гончары и кузнецы не работали в поле, а получали продукты за свою работу от общинников. Между племенами возникает меновой обмен. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок - община состоит из больших семей. Урожай уже не шел в общий котел – им целиком распоряжался глава семьи. Соответственно, одни семьи, более крупные, становились богаче, другие беднели. Появилось неравенство. Происходит разложение родовых общин на соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин и вождей. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами привели к выделению специального слоя организаторов производства - управленцев, деятельность которых становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Вопросы для закрепления. 1. В чем недостатки формационного подхода к историческому процессу? 2. Какие вы знаете теории происхождения человека? Объясните их сущность. 3. Вспомните и запишите в таблицу, как совершенствовались первобытные орудия труда.
4. Выпишите в тетрадь суть неолитической революции. 5. Какие изменения произошли в социальной структуре? 6. Сформулируйте на основании лекции факторы, способствующие складыванию первых государств – деспотий? (генезис античных государств). Приложение № 1. Искусство первобытности. 1.1. Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами. 1.2. Генезис государства периода родового строя (последствия неолитической революции, этапы формирования протогосударства): 1. Появление оседлых земледельческих обществ.
Тема №1: «Введение в курс «Отечественная Россия» (2 часа) Цели лекции: знакомство с требованиями Госстандарта, предъявляемыми к студентам вуза при изучении курса «Отечественная история»; характеристика ключевых понятий, категорий и методов исторической науки, формулировка основных дидактических единиц; цели, значения и основных проблем изучения курса в контексте мировой истории
План 1.Предмет, функции и структура исторической науки. 2.Методы исторической науки. 3.Методология истории: основные подходы (теории). 4.Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России. Вопросы для дискуссии 1. Что важнее для истории: факты или законы (закономерности)? 2. Кто прав в споре о методологии истории: «формационники» или «цивилизационнисты»? 3. Кто «делает» историю: выдающиеся личности или народные массы? Основные понятия темы История (исторический процесс) и основные концепции (теории) ее, объяснения; историческая наука (история как наука): ее предмет и функции структура и методы; историческое: движение, время и пространство, сознание и мышление; исторический факт, конкретно-исторический подход, методология истории: основные подходы крупномасштабного членения исторического процесса – цивилизационный и формационный; историография Date: 2016-11-17; view: 716; Нарушение авторских прав |