Лекция 5 Технология проектного обучения
История возникновения метода проектов. Сущность современного понимания метода проектов. Основные требования к методу проектов. Типологические признаки проектов. Типология проектов и их структурирование. Параметры внешней оценки проектов. Проект в системе уроков.
Метод проектов возник в 1920 годы 20 века в США. Второе название «Метод проблем», разработанный Дж. Дьюи и Килпатриком В.Х.Суть метода – стимулировать интерес ребенка к разным проблемам и показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В его основ положена идея – прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или практически и теоретически значимой проблемы.
Типологические признаки проектов:
Доминирующая в проекте деятельность
Предметно-содержательная область
Характер координации проекта
Характер контактов
Количество участников проекта
Продолжительность выполнения проектов
Типы проектов:
Исследовательские
Ролевые и игровые
Ознакомительно-ориентировочные
Прикладные
Монопроекты
Литературно-творческие
Естественно-научные проекты
Экологические
Языковые
Лингвистические
Культуроведческие
Спортивные
Географические
Исторические
музыкальные
Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:
1. Организационный; 2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта; 3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся; 4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов; 5. Работа над проектом; 6. Подведение итогов, оформление результатов; 7. Презентация проекта.
Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще однако темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.
В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
· выдвижение гипотезы их решения;
· обсуждение методов исследования;
· проведение сбора данных;
· анализ полученных данных;
· оформление конечных результатов;
· подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).
Date: 2016-11-17; view: 751; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|