Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С новыми независимыми государствами





 

Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения создают сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концентрации производства отдельных стран. Они привели к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции.

Из всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан — на 50%. Хуже обеспечены энергией собственного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%).

Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных республик, являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.

Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами.

В 1995 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 32,3 млрд. долл. и по сравнению с 1994 г. возрос на 6%, в том числе экспорт составил 15,6 млрд. долл. (19,1%), импорт — 16,7 млрд. долл. (27,4%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось отрицательное — 1,1 млрд. долл. (табл. 2.1).

В структуре вывоза из России в бывшие союзные республики доминирующее положение занимает продукция отраслей тяжелой промышленности: нефтегазовой и химической, машиностроения, черной и цветной металлургии.


Таблица 2.1

Удельный вес стран СНГ во внешней торговле с Россией (в %)

Страны СНГ Доля в экспорте Доля в импорте
Азербайджан 1,3 1,6
Армения 1,0 0,5
Беларусь 20,8 20,4
Грузия 0,4 0,5
Казахстан 15,1 21,7
Кыргызстан 0,7 0,9
Молдова 3,7 4,3
Таджикистан 1,1 0,9
Туркменистан 0,8 0,6
Узбекистан 5,4 8,2
Украина 49,7 40,4

В импорте России также преобладает продукция отраслей тяжелой промышленности. Вместе с тем заметна доля продукции отраслей потребительского комплекса. В экспорте России в бывшие республики СССР в 1995 г. наблюдалось сокращение поставок нефти, газа, удобрений, круглого леса.

Географическая структура товарооборота России с новыми независимыми государствами сложилась следующим образом:

страны Европейского региона (Украина, Беларусь, Молдова) — 77% товарооборота;

Казахстан и государства Средней Азии — 13%;

страны Прибалтийского региона — 9%;

страны Закавказского региона — 1%.

Структура взаимных поставок стран, ранее входивших в состав СССР, отражает сложившиеся в течение десятилетий взаимные связи на основе специализации и производственной кооперации. Между этими странами получили развитие прогрессивные формы кооперирования, которые базируются на подетальной и технологической специализации, в то время как при торговле с дальним зарубежьем преобладает обмен готовыми, скомплектованными машинами и оборудованием.

Оборот между республиками бывшего СССР облегчается также практически совпадающими стандартами и техническими условиями.

То обстоятельство, что продукция стран, входивших ранее в состав СССР, имеет сравнительно невысокий технический уровень и сравнительно низкое качество, является не разъединяющим, а консолидирующим фактором. Причем этот фактор будет неизбежно действовать долгие годы.

В течение длительного предшествующего периода предприятия бывших союзных республик адаптировались друг к другу, даже к взаимным недостаткам, а структура экономики была взаимно дополняющей. Поэтому одной из главных причин падения производства в странах бывшего СССР в последние годы является разрыв взаимных связей.


В 1993 — 1994 гг. начали усиливаться тенденции к экономической интеграции большинства бывших советских республик. Однако создание общего экономического пространства потребует немало времени.

Важным шагом налаживания взаимовыгодных экономических взаимоотношений между Россией и остальными республиками является создание в 1993 г. Экономического союза, прежде всего на основе свободной торговли, и Таможенного союза, а также переход к общему рынку. Практически со всеми государствами Экономического союза уже заключены двусторонние соглашения о применении режима свободной торговли. Но осуществляется нетарифное регулирование поставок ограниченного круга товаров через квоты и лицензии.

Географическая близость и общая история развития хозяйства — важные условия сотрудничества России и стран Балтии. Торговля с Россией дает возможность функционировать хозяйствам балтийских стран. Из России в Латвию в последние годы поступали почти все потребляемые и реэкспортируемые топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, машины и оборудование; из Латвии в Россию — мебель, молоко и молочные продукты, продукция черной металлургии. В настоящее время Латвия практически теряет российский рынок для сбыта своих товаров, что стало одной из причин большого падения производства в Латвии, ее значение для экономики Российской Федерации практически сводится к роли транспортного коридора в торговле с Западом.

Российско-литовские торговые отношения сохраняют свое значение и в постсоветское время. Россия — до сих пор единственный поставщик в Литву нефти и газа. От российских поставок материалов зависит работа литовских предприятий машиностроения.

Торгово-экономические отношения Российской Федерации с Эстонией переживают период спада. Доля России в общем товарообороте Эстонии резко сократилась. Но Российская Федерация все же остается главным торговым партнером Эстонии и обязалась экспортировать энергоресурсы, продукцию черной и цветной металлургии, легкой промышленности, химикаты. Эстония, в свою очередь, — электроэнергию, лом черных и цветных металлов, машины и оборудование, продукцию обрабатывающей промышленности АПК.

Государства Содружества участвуют в создании совместных предприятий. Так, наибольшее число совместных предприятий в 1996 г. имели Россия и Украина (1293), Россия и Казахстан (462), Россия и Беларусь (405), Россия и Узбекистан (336).

Процессы интеграции получают новое развитие с образованием Союза России и Беларуси.








Date: 2016-11-17; view: 277; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию