Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Народного потребления
Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Это в основном отрасли группы Б, выпустившие в 1995 г. почти 60% продовольственных товаров. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок. Производство товаров народного потребления — одно из узких мест в экономике России. За последние 5 лет объем промышленного производства потребительских товаров сократился более чем вдвое, в наибольшей степени это касается выпуска непродовольственных товаров. Снижение собственного производства сопровождалось ростом импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов России, доля которых в 1994 г. составляла 46%, а в 1995 г. - 49%. Насыщение рынка товаров народного потребления за счет отечественного производства — одно из направлений развития российской промышленности. Структура выпуска товаров народного потребления имеет значительные региональные различия, связанные с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями отдельных территорий России. В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в Северо-Западном, Волго-Вятском, Центральном, Поволжском, Уральском - продукции отраслей тяжелой промышленности. Однако обобщающие показатели не отражают специфики развития и размещения отдельных отраслей. Значительное превышение в структуре производства товаров народного потребления продуктов питания на Дальнем Востоке не означает наличия там всего комплекса отраслей пищевой промышленности и свидетельствует о специализации района на выпуске определенного вида продукции (в данном случае — рыбы), обусловленной особенностями природно-ресурсного потенциала этой территории. Экономические и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития каждой отрасли комплекса, приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое место на внутреннем российском рынке. Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности. В 1995 г. в отрасли действовало 22 343 предприятия, на которых работало 1322 тыс. чел. Было выпущено продукции на 22 267 млрд. руб. Легкая промышленность наиболее пострадала в результате продолжающегося кризиса экономики. Объем производства продукции отрасли за последние 5 лет сократился более чем на 80%. Сказалась нехватка сырья, особенно хлопка, который в России не произрастает. Ресурсная самообеспеченность отрасли составляет лишь 25%. Приходится ввозить шерсть, лен, кожевенное сырье, химические волокна. Безудержный рост цен на отечественное и импортное сырье ведет к резкому подорожанию готовой продукции, что делает ее недоступной для подавляющего большинства покупателей. Технологическая отсталость, низкая степень обновления основных фондов и недостаточное развитие собственного машиностроения по выпуску необходимого оборудования для этих отраслей также негативно отразились на положении легкой промышленности. В результате Россия потеряла рынки сбыта продукции легкой промышленности не только в странах СНГ, но и внутри страны, так как продукция не может конкурировать с дешевыми товарами, ввозимыми из Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Частая остановка предприятий, неполная занятость, рост реальной безработицы на предприятиях привели к обострению социально-экономической ситуации во многих малых городах Центральной России, где эти предприятия служат градообразующей основой. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокая степень риска вложения иностранного капитала в отрасль определили наиболее низкий рейтинг инвестиционной активности в легкой промышленности, который равен 0,78 против 1,08 в пищевой, занимающей по этому показателю первое место. Легкая промышленность характеризуется глубокими связями со всеми отраслями экономики и прежде всего с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит химическая промышленность, поставляющая синтетические волокна, искусственные кожи, красители, а также мясная промышленность, дающая кожи. Машиностроение обеспечивает отрасль разнообразным оборудованием, топливно-энергетическое хозяйство способствует нормальному функционированию предприятий. В свою очередь, легкая промышленность снабжает все отрасли народного хозяйства продукцией производственного назначения. Легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы и центры развития легкой промышленности (см. табл. 8.1). К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России, а в его рамках — Ивановская область. Территориальная организация отрасли сложилась под воздействием ряда факторов, оказывающих различное влияние на размещение отдельных производств. Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/3 исходного сырья, шерсти — 1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность). Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности. Потребительский фактор оказывает огромное воздействие на размещение предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (трикотаж, обувь) малотранспортабельны и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья. Таблица 8.1 Date: 2016-11-17; view: 269; Нарушение авторских прав |