Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дорнах, 7 июля 1924 года
Мы начнем с того, что вы выскажете мне свои различные пожелания, и затем мы завершим курс. Прошу, выскажите, что еще пламенеет в ваших сердцах, и мы двинемся дальше. S.: Я хотел бы сказать, что у нас нет больше вопросов, Итак, в наших рассмотрениях речь шла об углублении нашей вальдорфской педагогики вплоть до тех методов воспитания, которые можно применять к так называемым ненормальным детям. И вы видели из наших обсуждений, что в отношении аномальных детей, если мы действительно хотим их лечить, должны выступить суждения иного рода, нежели в отношении так называемых нормальных детей, и что воспитатели и учителя должны судить об этих вещах иначе, чем это делают сегодня в кругах дилетантов, где в большинстве случаев лишь указывают на ненормальность, но не продвигаются дальше к рассмотрению того, что лежит в основе этой ненормальности. Сегодня еще не продвинулись так далеко, как Гете в своего в некотором смысле стихийном рассмотрении роста растения, растительного существа. Гете с особой радостью наблюдал уродства у растений. И самые интересные статьи у Гете посвящены изучению этих уродств, когда какой-нибудь растительный орган, который мы привыкли наблюдать в определенной, так называемой нормальной форме, либо вырастает до огромных размеров, либо аномально членится и даже производит орган, который обычно находится на другом месте, и так далее. Как раз в том, что у растения возможны такие уродства, Гете видит исходный пункт идеи прарастения. Ибо он знает, что идея, скрытая за формой растения, как раз особенно проявляет себя в таких уродствах; так что сделав ряд наблюдений в растительном мире, как может впадать в уродство корень, стебель, цветок, какие изменения могут претерпеть плоды – естественно, это нужно наблюдать на целом ряде растений - мы из обозрения уродств смогли бы как раз увидеть Прарастение. И так же, в сущности, обстоит дело со всем живущим, также и с живущим в духе. Мы все более приходим к тому, что то, что также живет в основе человеческого рода и проявляется в аномальности, это, собственно, духовность человеческого рода, открывающаяся наружу. И если мы так рассматриваем вещи, мы приходим к тому, как видели и мыслили в древние времена, когда в воспитании видели нечто чрезвычайно близкое к лечению. В лечении видели приближение от ариманических и люциферических образований к тому, что образует среднюю линию между люциферическим и ариманическим в смысле продолжения доброй духовности. В лечении видели равновесие между ариманическим и люциферическим. И поскольку в высшем смысле видели, что человек лишь в течение своей жизни должен прийти к равновесию, постольку в ребенке также в определенном смысле видели еще нечто ненормальное, что в известном отношении является больным и должно быть подвергнуто лечению. Так что первоначальные слова для лечения и воспитания имели одно и то же значение. Воспитание лечит так называемых нормальных людей, а лечение - это лишь его специализация для так называемых ненормальных. Вполне естественно, что, приняв такие основания как правильные, надо продвигаться в этом направлении дальше и вопрошать дальнейшее. В сущности, при каждой болезни, которая всплывает из внутреннего, мы имеем дело с чем-то духовным, но, в конечном счете, также при каждой болезни, которая выражается во внешнем инсульте, всплывает и нечто во внутреннем. Ибо даже при переломе ноги то, что происходит, выражается в реакции внутреннего на внешнее, и хирургия много бы выиграла, оплодотворив себя таким воззрением. И рассматривая такие вещи, мы в еще более высоком смысле приходим к вопросу: как, собственно, лечить ребенка с учетом всех соотношений физического и духовно-душевного? Именно у ребенка они полностью внутренне связаны друг с другом, и не следует думать, что если мы дадим ребенку какое-нибудь лекарственное вещество, то оно будет действовать на него - как сегодня считают - только физически. Вещество действует на ребенка даже значительно более духовно, чем позднее на взрослого. И действие материнского молока состоит в том, что в материнском молоке живет то, что древние называли доброй мумией, в отличие от плохой мумии, живущей в других продуктах выделения. Вся мать живет в материнском молоке. Здесь мы имеем как бы живую силу, которая лишь изменила область своего действия внутри человеческой организации. До рождения ребенка она в основном действует в регионе, принадлежащем системе конечностей и обмена веществ, после рождения она действует главным образом в регионе ритмической системы. Эта сила как бы поднимается в организме этажом выше. Поскольку она поднимается выше этажом, она теряет свое "Я" -содержание, которое было действенным в основном в эмбриональный период, но сохраняет при этом свое астральное содержание. Если бы эти силы, действующие в материнском молоке, поднялись бы еще этажом выше, в область головы, они утратили бы также и свое астральное содержание и действовали бы только как физическая и эфирная организация. В этом и состоит вредное воздействие на мать, когда они поднимаются этажом выше. И здесь мы видим все патологические явления, которые проявляются у матери. Так что в молоке матери мы имеем еще астральные формообразующие силы, которые действуют совершенно духовно, и мы должны задуматься о том, какую ответственность мы берем на себя, переводя ребенка на собственное питание. Сегодня совершенно не осознают того, как во внешнем мире повсюду действует духовное: как, восходя от корня к цветку и плоду, растение становится все более и более духовным. Если мы начинаем с корня растения, то мы имеем в нем то, что действует, как корень, в высшей степени недуховно. Корень имеет сравнительно сильную физическую и эфирную связь с окружающим миром, но в цветке растения начинается жизнь, которая как бы страстно стремится к астральному. По мере роста вверх растение одухотворяется. И далее мы можем себя спросить: в каком отношении ко всеобщим мировым взаимосвязям находится корень растения? В системе мировых взаимосвязей он врастает в земную почву. Да, мои дорогие друзья, этот корень так же врастает в почву Земли, как мы своей головой вросли в свободный воздух и свет, так что мы можем сказать: здесь внизу у растения мы имеем органы восприятия, а здесь, вверху, мы имеем пищеварительное, питающее (см. табл. 14). Здесь, вверху, у растения мы имеем то, что содержит стремящуюся к системе конечностей и обмена веществ духовность и поэтому находится в сродстве с человеческой системой конечностей и обмена веществ. И если мы рассмотрим, с одной стороны, материнское молоко, а с другой стороны то, что парит над растением как исходящее от растения астральное, то мы получим для оккультного воззрения чрезвычайно близкое сродство не полную идентичность - между той астральностью, которая приходит от матери с материнским молоком, и той астральностью, которая нисходит из Космоса на цветки растений. Все эти вещи говорятся не затем, чтобы знать иногда нечто теоретическое, но чтобы мы обрели правильные чувства в отношении того, что окружает человека и входит в сферу, его деятельности. И таким образом мы будем стараться так постепенно приучить ребенка к внешнему питанию, чтобы поддерживать его систему обмена веществ с помощью плодового и цветочного, а то, чем он обеспечивается со стороны головы, с помощью тонкого подмешивания корневого. Только эти вещи должны, я бы сказал, приобретаться теоретически. На практике они должны изливаться в применение, но изливаться в применение духовным образом. Видите ли, все идет ныне к тому, что сегодня исключительно трудно, основываясь на том, чему учат, учат во всех областях, трудно вообще приобрести правильное воззрение на человека. Взгляд постоянно отклоняется от того, что как раз является существенным. Так случилось, что в первой половине 19-го века взгляд на существенное начал отмирать. Еще в первой половине 19-го века существовало представление, которое еще сегодня продолжает жить лишь в языке, в гении языка. Это можно охарактеризовать следующим образом. Существуют, если рассмотреть человеческий род, разнообразнейшие заболевания. Подходя абстрактно, эти разнообразнейшие заболевания можно было бы описать. И если их изобразить на плоскости, можно изготовить карту, наподобие географической: в одном углу родственные заболевания, в другом углу смертельные, их можно очень хорошо расположить; затем на такой карте заболеваний можно увидеть, к какой области принадлежит определенным образом организованный ребенок. И можно было бы думать, что то, что выступает как склонность к определенному виду болезней, схематическим образом было бы изображено на листе кальки и на нем можно было бы написать имя ребенка, которому эта склонность присуща. И когда-то имели такие представления и работали с ними. В первой половине 19-го столетия имели еще такое представление: там, где нужно написать название болезни, всегда можно указать то или иное животного. Существовало мнение, что животный мир вписывает в природу все возможные заболевания. Каждое животное, если правильно его рассматривать, означает какое-нибудь заболевание. Для животного болезнь, это, так сказать, здоровое состояние. Если это животное входит в человека, замещая его собственную организацию, то человек вырождается в организацию животного, он болен. Такие представления имели еще в первой половине 19-го века, и их имели не просто люди, отягченные предрассудками, это было даже представлением Гегеля, и это было весьма плодотворное представление. Подумайте только, как проясняется для нас существо какого-нибудь человека, когда мы говорим, что он похож на льва, орла, быка, или же он выглядит человеком, в котором очень сильно духовное. Или, если идти дальше, когда вы замечаете, что, скажем, эфирное тело становится слишком мягким, имеет тесное сродство с физической субстанцией, вы тогда находите в человеке организацию, которая обычно может иметь место только в низших природных царствах. Это основополагающие представления, которые вы должны усвоить. И то, что вас как воспитателей должно привести к самовоспитанию, в какой-то мере заключается в следующем. Вы ведь можете исходить из вполне определенных медитаций. Особенно сильная медитация для воспитателей та, которую я вам здесь дал. Но плодотворность того, что вы как медитацию упражняете с определенной ориентацией, вы увидите благодаря тому, что вы как бы в бестелесности, в absentia corporis своих чувств, как бы в астральной волнующейся купели будете вносить ее в мир, предстающий вам также слегка волнующимся и дающий вам возможность видеть вокруг себя вещи, могущие дать вам ответы на ваши вопросы. Но только вы должны, чтобы вообще достигнуть таких возможностей, на самом деле, а не просто теоретически придерживаться того, что, например, дано в "Как достигнуть познаний высших миров?" как предпосылки медитативного развития. Не правда ли, там как одно из препятствий на пути такого развития упоминается человеческий эгоизм, в том смысле, что человек слишком сильно концентрирует свои суждения на своем собственном "Я". Поразмыслите о том, что, собственно говоря, означает концентрация на своем "Я". Мы имеем физическое тело, происхождением которого мы обязаны эпохе Сатурна, оно искусно сформировано на протяжении четырех величественных этапов. Мы имеем эфирное тело, которое трижды искусно образовано, затем астральное тело, которое преобразовывалось дважды. Но все они не попадают в область земного сознания, в область земного сознания попадает "Я" только "Я". Но это, собственно, лишь видимость "Я", ибо истинное "Я" можно видеть, только оглядываясь на прежние инкарнации. Наше теперешнее "Я" находится лишь в стадии становления, оно обретет реальность только в следующих инкарнациях. Нынешнее "Я" - младенец. И кто видит эти вещи, тот, наблюдая кого-нибудь плавающим в своем эгоизме, имеет перед собой имагинацию доброй бонны, которая растроганно наблюдает за маленьким ребенком; но там эта растроганность вполне обоснована, поскольку ребенком там является другой. При эгоизме же имеют пред собой этот образ, но младенцем является сам человек, и поистине нежно любят этого младенца. И так сегодня расхаживают люди - если изобразить их астрально - носящими на руках своего ребенка. Египтяне еще могли формировать известных скарабеев, где собственное "Я" было несомым, по меньшей мере, головной организацией. Сегодняшний человек носит свое собственное "Я" на руках и сердечно его любит. Сравнить этот образ с тем, что мы делаем ежедневно - еще одна исключительно полезная медитация для воспитателей. И тогда мы придем к тому, что я обозначил как плавание в волнах духовной купели. Чтобы мы могли получать ответы на вопросы, исходя из нашего воззрения, нам, естественно, необходим внутренний покой, который мы должны пытаться обрести в такие мгновения. И тогда сразу становится ясным, достиг ли человек чего-либо в этом направлении. Это узнается по тому, жалуется ли человек на какие-либо помехи, или нет. Кто достиг чего-либо на пути внутреннего развития, тот никогда не жалуется на то, что его могли сдерживать. Ибо в действительности нас не может сдерживать то или иное. Вполне мыслимо выполнение действенной медитации перед выполнением какого-нибудь дела, или после выполнения какого-нибудь важного дела, с полным забвением того, что было пережито в ходе этого дела. Ибо речь идет о том, чтобы быть в силах вырвать себя из одного мира и освоиться в другом мире. И это вообще является началом всякой апелляции к внутренним силам. Пронаблюдайте как-нибудь, какое различие в том, подходите ли вы к ребенку более или менее равнодушно, или вы подходите к ребенку с действительной любовью. И как только вы научитесь подходить к ребенку с действительной любовью, как только вы избавитесь от мнения, что какими-либо искусственными техническими приемами вы сможете больше сделать, чем действительной любовью, вы тотчас почувствуете действенность ваших воспитательных мер, особенно в отношении анормальных детей. И надо однажды увидеть, как, в сущности, из каждого основного положения для специальной деятельности внутри антропософского движения расцветает определенное душевное настроение. То, что я вам даю, действительно должно рассматриваться как корни, из которых должны развиться растения душевного настроения. Это действительно необходимо, чтобы прежде всего субстанциально-антропософское ощущалось как реальность. Вы ничего не достигнете, это можно сказать заранее, если примете то, что слышите здесь, как какое-то заимствование, если оно не будет формировать душевное настроение. И это было уже тогда очевидной и становящейся все более очевидной предпосылкой того, что мы теперь, начиная с Рождественского Собрания, должны существовать как Антропософское Общество. И здесь как вполне реальное должно рассматриваться то, что исходит от Гетеанума в его различных учреждениях, и в будущем не должно быть не иначе, то, что должно в будущем действовать антропософски, будет проходить через его различные секции. Ибо после всего того, что вы ощутили из наших обсуждений, должен образоваться организм Антропософского Общества, в котором как живая кровь будет циркулировать чувство ответственности. И эти вещи уже взаимодействуют правильным образом, если они правильно ощущаются. Как для исполнения определенных функций в человеческом организме должны взаимодействовать сердце и почки, чтобы образовалось единство, так и для того, к чему вы стремитесь, должны взаимодействовать секции, которые особенно заботятся о той субстанции, за которую они ответственны. Те же, кто нечто предпринимают в мире, должны объединять в своих действиях то, что исходит от секций, и эти антропософские воздействия надо воспринимать реально. Итак, вы намерены действовать в области воспитания неполноценных детей. Прежде всего вам надо познакомиться с тем, что в антропософском движении живет как педагогическое течение. Это педагогическое течение должно быть для вас тем, что должно в том виде, в каком оно здесь существует, влиться в вашу собственную деятельность. И вам должно быть ясно, что в том, что содержит в себе педагогическое течение, имеется то, что исцеляет типичного человека, так, чтобы он мог утвердиться в мире. Далее, вы должны себе уяснить, что только медицинская секция может дать вам то, что может углубить педагогику в отношении аномальности человека. И если вы углубитесь в это правильным образом, вы скоро обнаружите, что это следует давать не так, как если бы мы говорили: это хорошо для того, а это хорошо для этого, но так, чтобы возникала постоянная живая связь. Ни в коем случае не должен произойти разрыв живой связи. Здесь не уместен эгоизм специализации, но лишь стремление вникнуть в целое. Поскольку лечебная эвритмия подходит вплотную к лечебной педагогике, следовательно, и вся эвритмия также подходит к лечебной педагогике вплотную. Отсюда вы можете видеть, что также и в этом направлении нужно искать живые связи, и это должно выразиться в том, что те, кто применяет лечебную эвритмию, должны знать также основы эвритмии. Лечебная эвритмия должна вырастать из общего знания, хотя и не обязательно доведенного до художественного совершенства, знания звуковой (Laut-) и тон-эвритмии (Toneurythmie). Но прежде всего человека должно пронизать то, что он должен соединиться с человеком, и поэтому лишь там, где практикуют лечебную эвритмию, можно искать врачебной поддержки. И должно быть поставлено условие, что там, где дают лечебную эвритмию, ею нельзя заниматься без связи с врачом. Все это уже указывает на то, как должны переплетаться, живо переплетаться вещи, которые изживаются в антропософии. Но к этому добавляется еще и следующее: в будущем в Антропософском Обществе наступит решающий момент, когда все будет зависеть от того, имеется ли у его членов чувство ответственности или нет. Вы можете мне не верить, но из всего происходящего можно видеть: в то время, когда мы организовывали Рождественское Собрание, это чувство ответственности резко бросилось в глаза, с некоторой, возможно, многих резко коснувшейся исключительностью, если брать качества присутствовавших там человеческих личностей. Поскольку по этой причине в Гетеануме образовано Правление, его следует рассматривать в рамках происходящего в Антропософском Обществе как вполне авторитетный орган. Для отдельных рассматриваемых вещей следует просто рассматривать это Правление как вполне авторитетный орган. Поймут ли это в антропософском движении в будущем? Вот и все, что я хотел сказать в смысле основополагающих указаний по случаю начала вашей деятельности. И если критика не прекратится - кри тика ведь никогда не направлена на содержание учения, но на содержание того, что действует - если эта критика не прекратится, если действительно в отношении вещей, где действует оккультное, не установится принцип авторитета - не в учении, но в действии - то антропософское движение не сможет стать тем, чем оно должно стать, если ему суждено жить. В будущем не должно остаться скрытого сопротивления тем, кто несет на себе ответственность; и тогда члены Общества должны будут внести в Школу коррективы; если же не будет необходимого понимания, то Школа прекратит свое существование. Можно сказать, что до Рождественского Собрания дело обстояло так, что, поскольку тогда не было Правления, то в намерении действовать эзотерически мышление и чувства были предоставлены мне. Волю же каждый из Общества принимал в расчет в той мере, в которой это было для него приемлемым. Это прафеномен, существовавший вплоть до Рождественского Собрания. Если нужно было в антропософских вещах обратиться к мышлению или к чувствам, то шли ко мне, как идут к сапожнику, чтобы он изготовил башмаки. И это происходило тем интенсивнее, чем меньше это замечали, но думали при этом как раз противоположное. Но курировать целое можно только в том случае, если есть уверенность, что также и воля Общества исходит от Правления Гетеанума. И в нем действительно можно найти понимание без принуждения. Но образ мыслей весьма примечателен. Вы слишком цепляетесь за слова. Вчера мне это представилось гротескным, как везде цепляются за слова, раздуваются от слов, и от слов воспламеняется стремление к действию. Так, в Бреслау я должен был сказать о Правлении Свободного Антропософского Общества, что другие вышли из него и осталось как бы туловище Правления. Из этого тотчас же сделали заключение: это туловище Правления, оно должно получить голову. - Но, видите ли, здесь просто придрались к слову: поскольку здесь голова названа туловищем, просто из словоупотребления, то придрались к слову, не видя того, что прежде всего Правление в Гетеануме в полном созвучии с этим так называемым туловищем Правления. Иначе говорилась бы чепуха или что-нибудь в этом роде. Однако чепухи нет, факт в том, что пока что есть согласие. И речь здесь о том, чтобы судить согласно фактам. И это особо важно для достижения созвучия с антропософским движением. Поэтому необходимо, чтобы вы свое основание Лауэнштайна, которое ведь может подавать большие надежды, понимали так, что оно действует в полном согласии со всем антропософским движением; чтобы вы, с одной стороны, прониклись сознанием, что антропософское движение это то, чему вы должны сказать "да", что вы должны оберегать и поддерживать, но только так оберегать и поддерживать, как это соответствует его организации после Рождественского Собрания. С другой же стороны, дело должно обстоять так, что такая отдельная часть Общества, все, что тут делается, должно служить усилению антропософского движения. Я хотел бы, мои дорогие друзья, чтобы вы все это приняли близко к сердцу; рассматривайте все эти идущие от сердца слова как то, что я хотел вам дать в качестве импульса, который будет действовать дальше. Если вы намерены сделать наше духовное движение плодотворным для практической жизни, то само это духовное движение вы должны рассматривать как живое. Желаю Вам, мои дорогие друзья, сил, твердого курса и направленной к добру воли! ПРИМЕЧАНИЯ Основа текста: Об обстоятельствах данного курса и записи текста сообщает Альбрехт Штрохшайн, один из его инициаторов, в статье "Возникновение антропософской лечебной педагогики" (в сборнике статей "Wir erleben Rudolf Steiner", Штуттгарт, 1956): "Рудольф Штайнер пожелал, чтобы мы не приглашали стенографа; и только если кто-то из нас смог бы стенографировать, он не имел бы ничего против записи. Тогда участники попытались записывать. "Текст рукописей трех участников - сте нограммы не было - образует единственную основу для издания курса лекций. Правки редактора указаны в примечаниях. Труды Рудольфа Штайнера, выходившие в Полном собрании (Gesamtausgabe, GA), даны в примечаниях с указанием номера тома. 11.Д-р мед. Вегман: доктор медицины Ита Вегман, 1876-1943. Основательница Клинико-терапевтического института в Арлесхайме. Позднее сотрудница Рудольфа Штайнера в области медицины. С Рождества 1923 года призвана в Правление вновь созданного Всеобщего Антропософского общества. 29.так называемой душевной болезни Там, где в докладах речь идет о заболевании, немецкий термин Geisteskrankheit (дословно "духовная болезнь") переведен согласно традиции русским термином "душевная болезнь", а термины, содержащие корень Seele ("душа") -как психический' или "душевный", как это принято в медицине. 30.государственный прокурор: Эрих Вульфен, род. в 1862 г.э Криминалист и писатель. 31.из газетной статьи: в "Neue Zürcher Zeitung" N 342, 7 марта 1924 г. 50.в Бреслау: По случаю конференции в Кобервице 7-16 июня 1924 года, где читался "Сельскохозяйственный Курс", Рудольф Штайнер 7 июня в Бреслау и 17 июня в Кобервице имел беседы с молодыми людьми. Обе беседы были вместе опубликованы под общим заглавием "Познавательная задача молодежи", GA 217а. Сельскохозяйственный Курс, прочитанный в Кобервице в 1924 году, был опубликован в Собрании сочинений под заглавием: Духовно-научные основы развития сельского хозяйства", GA 327. 56.Ганс Дриш, 1867-1941, зоолог и философ, представитель неовитализма. См. в особенности его "Философию органического", т. 2, Лейпциг, 1909. 73.в физической организации: вставлено по смыслу-нем. ред. 90.по той или иной причине: стоящее в записках слово "символ заменено словом "причина - нем. ред. 99.клиника-терапевтический институт в Арлесхайме, Швейцария, основан г-жой д-р Итой Вегман (1876-1943); сегодня "Клиника Иты Вегман". 110.Рихард Штраус, 1864Ц949, в 1889-1895 гг. придворный капельмейстер в Веймаре. 134.секрет гипофиза: Имеются в виду препараты гипофиза, изготавливаемые фирмой Веледа, Арлесхайм. 140.на докладах, в которых я говорил... о мозге Имеется в виду доклад от 2 марта 1924 года в "Эзотерических рассмотрениях кармических связей", т. 1, GA 235. 189.Лауэнштайн в Иена-Лихтенхайн, лечебно-педагогический приют, основанный в мае 1924 года Францем Лефлером, Зигфридом Пикертом и Альбрехтом Штрохшайном. 194.Здесь был... В издании 1952 года издателем, г-ном Пахом, добавлено следующее примечание к тексту: При посещении Рудольфом Штайнером только что открывшегося "Лауэнштайна" 18 июля 1924 года, ему были представлены находившиеся там дети. Он осмотрел каждого ребенка, беседовал с ними, ознакомился с историями болезней и затем дал объяснения соответствующих взаимосвязей, а также указал на терапевтические и лечебно-педагогические мероприятия. При этом посещении были записаны всевозможные советы и объяснения, данные Рудольфом Штайнером. Они представляют собой ценные дополнения к сказанному в курсе. Кроме того, было общение с детьми, самозабвенный интерес и любовное рассмотрение всех подробностей. Этот пример отношения к делу, показанный нам Рудольфом Штайнером, произвел глубокое впечатление на работников приюта, присутствовавших при этом посещении, воспоминание о котором бережно сохранялось в "Лечебных и воспитательных институтах для детей, нуждающихся в душевном уходе". Здесь добавлены некоторые рекомендации Рудольфа Штайнера. По поводу этого ребенка Рудольф Штайнер сказал, что ему не хватает мозгового песка. Судороги и общее болезненное состояние обусловлены испугом матери во время беременности (что установлено в результате опроса). В таких случаях всегда нужно спрашивать о беременности матери. Судороги были вторичными. Для терапии он рекомендовал инъекцию секрета щитовидной железы. Важно вводить его центростремительно, чтобы противодействовать центробежной тенденции. При этом нужно следить, чтобы в препарате сохранялись эпителиальные тельца. Несколько дней после инъекции нужно отслеживать температурную кривую, а также качественно и количественно измерять пульс и дыхание. В дальнейшем: Levikowasser 1/8 на стакан воды, выпивать в течение дня. Лечебная эвритмия: О I L. 195.инъекции водорослей: ПРИМЕЧАНИЕ г-на Паха к изданию 1952 года: Этот совсем слабоумный и вообще очень беспокойный ребенок, когда его привели на осмотр во время вышеупомянутого посещения Рудольфа Штайнера, стал на момент совершенно спокойным и миролюбивым, так что прекрасно проявились тонкие черты его существа, обычно сильно замаскированные. Рудольф Штайнер интересовался состоянием его органов чувств. Выяснилось, что вдаль он почти ничего не видит. При упоминании о его плохих зубах Рудольф Штайнер установил, что ногти у него также слабые и мягкие. Во время беседы были сделаны следующие записи: "Вам ничего не бросилось в глаза у его матери? Это весьма примечательный кармический случай. Астральное тело перезрело. Нечто действует из предыдущей инкарнации. Он лишь краткое время пребывал между смертью и новым рождением, так что сейчас он несет в себе многое от предыдущей инкарнации. Еще сейчас ночью он видит примечательные сны. Это выражается в том, что после пробуждения он сбивчиво рассказывает интересные вещи. Может быть, он видит, как выползают змеи, если только он уже видел змей. Это плохое астральное тело, которое прежде всего сидит вот здесь, в затылке (при этом Рудольф Штайнер с интенсивным интересом положил свою руку на покрытый жесткими черными волосами затылок ребенка). Здесь можно было бы помочь, если подвести противоположную астральность, в частности, посредством водорослей. Водоросли втягивают в себя астральные силы из окружающего воздуха; грибы еще в большей степени. Но не следует начинать с самого сильного. Растения-паразиты очень сильно втягивают в себя астральность. Посредством инъекций водорослей подводится здоровая астральность, противоположная этой, что в этом теле. Там плохая астральность. Итак, терапия: инъекция водорослей Д5; белладонна Д4, ДЮ, Д15, Д20, Д30". После рассмотрения таблицы приступов и их параллелей с лунным ритмом Рудольф Штайнер пришел к выводу: лунное влияние не может здесь быть непосредственной причиной припадков, самое большее, они могли бы влиять на сознание. Эвритмия: прежде всего для ног. 196.еще девочка: По поводу типа девочки г-н Пах приводит в издании 1952 года следующее замечание: Д-р Штайнер в Лауэнштайне: "У нее надломленное астральное тело; оно неправильно сформировано, вверху слабое, внизу сильное". 199.молодежное движение: см. работы Рудольфа Штайнера "Познавательная задача молодежи" и "Духовные действующие силы в совместной жизни старого и молодого поколений"(Педагогический курс для молодежи), GA 217. 205.о применении лечебной эвритмии: ПРИМЕЧАНИЕ к изданию 1952 года: в Лауэнштайне было прописано: никотиновая клизма 5 /о отвар, 2 раза в неделю; если она не помогает: инъекции никотина Д6. Лечебная эвритмия F, М, UT, TU. К этому примечанию надо заметить, что этот 5 - отвар листьев табака согласно этому указанию, работавшими в то время в Лауэнштайне врачами, д-ром Хартом и его женой, не применялся. Нужно безусловно предостеречь от применения в форме клизмы таких концентраций, вполне возможно, что процентное содержание переврано. Отвары не-ферментированных листьев табака небезопасны, они зависят от содержания никотина в листьях, которое установить не просто. Следует предостеречь от некритического применения и публикации таких рекомендаций и нужно подчеркнуть, что эти рекомендации обращены к врачам, а не к дилетантам. 207.гороскопы: ПРИМЕЧАНИЕ к изданию 1952 года: "Данные к гороскопам следующие: Иена, 6 декабря 1908 года, + 4 часа до полудня и: Иена, 18 мая 1921 года, + 3 часа до полудня. г-жа д-р Вреде: д-р Элизабет Вреде, 1879-1943, на Рождественском собрании 1923 года была принята Рудольфом Штайнером в состав Правления Всеобщего Антропософского общества. 214... в зависимости от полученного прежде воспитания: Примечание г-на Паха к изданию 1952 года: В Лауэнштайне: болезненные явления у этого ребенка обусловлены чем-то уходящим назад, что он претерпел в предыдущей инкарнации. Он, по-видимому, очень долго был в одиночестве, например, после кораблекрушения. Это трансформировалось сегодня в слабость "Я". В качестве лечения были назначены инъекции сахара Д6, 7 инъекций за 14 дней; затем в течение 14 дней - обтирания крахмалосодержащей водой. Вследствие того, что тело должно перерабатывать крахмал в сахар, это иным образом побуждает к развитию "Я". В отношении воспитания были даны советы: мальчик должен будет вести дневник, что он делал каждый день. Тем самым будет укреплено его "Я™. Следует рассказывать ему педагогические истории, в которых выходит, что воры попадают впросак. Сорока всегда ведет себя как воровка и ее не терпят другие птицы. Далее, он должен научится делать практические вещи. Он должен уметь шить башмаки, он мог бы весь дом обеспечивать обувью. Он также мог бы работать в саду. Его нужно побуждать, "придумывать" какие-нибудь вещи, решать маленькие практические проблемы, например, как сделать дверь железнодорожного вагона таким образом, чтобы она перед входящим сама открывалась, а затем сама закрывалась и т.п.
"Und es wallet und woget... " - из стихотворения Фридриха Шиллера "Водолаз". 217.Теперь нужно обсудить еще мальчика..: ПРИМЕЧЕНИЕ к изданию 1952 года: в отношении этого юноши д-р Штайнер говорил о "захиревшем гипофизе". Терапия: инъекции гипофиза и лечение мышьяком как указано выше. Лечебная эвритмия: L, M, S, R. Иоганн Трюпер, 1855-1921, основатель и многолетний руководитель детского санатория "Sophienhohe" в Иене. Это было напечатано только в девяностые годы...: в т. н. Веймарском или Софийном издании произведений Гете, раздел 2, Естественно-научные труды, 8-й том: К морфологии, часть 3, Веймар 1893, стр. 359-360; дословно: "Паралипомена Х/К учению о нервах. В записной книжке, относящейся к путешествию в Венецию, за 1790 год имеется следующая запись о мозге: Мозг сам - лишь большой главный ганглий. Организация мозга повторяется в каждом ганглии, так что каждый ганглий можно рассматривать как маленький подчиненный мозг". 229.Оскар Гертвиг, 1849-1922, анатом. Речь Геккеля: см. "Отчет о праздновании шестидесятилетия со дня рождения Эрнста Геккеля 17 февраля 1894 года в Иене", стр. 13 и далее. Речь проф. Гартнера: Август Гартнер, специалист в области гигиены. Проф. Гартнер просуммировал все лекции, которые Геккель читал на протяжении года в "Медицинско-естественнонаучном обществе" и сравнил с лекционной нагрузкой других. В речи Гартнера текущая работа Геккеля поставлена в центре, а его великие работы охарактеризованы как менее важные. 230.физиололог, он же католический священник: по-видимому, речь о физиологе проф. Вильгельме Бидермане, который с 1888 года имел профессуру в Иене книжечку, в которой собраны песни... См. "Песни для Коммерса в Йене 17 февраля 1894 года". Соответствующие строфы - из песни "Зоологическое приветствие юбиляру "Эдвина Бормана: Не удивляйся, праздничная компания, Если сейчас археоптерикс Точит свой драгоценный клюв О флюгер ратуши. Кто ищет сегодня путь домой - Пусть идет шаг за шагом осторожно, Чтобы не наступить На плезиозавра.
237.Георг Фридрих Вильгельм Гегель, 1770-1831. 241.Антропософское Общество: См. Рудольф Штайнер, "Рождественское собрание для основания Всеобщего Антропософского Общества. Конец старого и начало нового года. 1923/1924", "Конституция Всеобщего антропософского общества и Свободной высшей школы духовной науки. Восстановление Гетеанума 1924/1925", GA 260а.
Date: 2016-11-17; view: 229; Нарушение авторских прав |