Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дорнах, 30 июня 1924 года
Вы уже могли видеть, как определенные аномальности в душе, в душевной жизни, выступающие как симптомы заболевания, сначала проявляются у детей неопределенным образом, чтобы позже выступить в более определенном виде. И я мог бы обратить ваше внимание на то, как совершенно своеобразным, еще неопределенным образом выступает в детском возрасте то, что позже становится истерическим явлением. Но чтобы правильно понять ненормальности детского возраста, нужно охватить всю взаимосвязь между жизнью человека до рождения, которая, так сказать, вносит в физическую жизнь импульс кармы, и постепенным развитием ребенка на протяжении двух первых жизненных эпох и, возможно, даже за их пределами, в третьей жизненной эпохе. Сегодня мы в качестве подготовки обсудим еще нечто, являющееся более теоретическим, и тогда мы можем на практических примерах обсуждать дальше все необходимое. Госпожа доктор Вегман завтра утром представит нам мальчика, уже долгое время находящегося на излечении здесь в клинико-терапевтическом институте, у которого мы сможем понаблюдать нечто особенно характерное. Но чтобы указать вам на то, что еще нужно знать предварительно, я хотел бы представить вам схематически человеческий организм, общую человеческую организацию (см. табл. 7). И чтобы все это стало ясным, я хотел бы в последующих рисунках всегда изображать "Я"-организацию красным. Астральную организацию я буду изображать фиолетовом, эфирную организацию желтым, а физическую организацию белым. Если мы хотим сегодня точнее изучить предмет нашего рассмотрения, нужно попытаться ясно его себе представить. В человеческой организации дело обстоит вовсе не так, чтобы мы могли сказать: здесь вот находится "Я"-организация, здесь астральная организация, здесь эфирная организация и так далее - но дело обстоит следующим образом: представьте себе существо, которое организовано так, что "Я"-организация находится снаружи; далее внутри лежит астральная организация, затем эфирная организация, и, наконец, физическая организация. Так что мы здесь имеем существо, которое снаружи представляет свою "Я"-организацию, далее внутри сжата астральная организация, еще дальше внутри эфирная организация и, наконец, совсем внутри сжата физическая организация (см. табл. 7, середина). Наряду с этим представьте себе другое расположение, где "Я"-организацию мы имеем полностью внутри, наружу излучается астральная организация, еще далее наружу эфирная организация, и, далее, физическая организация (см. табл. 7, вверху слева). Видите ли, здесь мы имеем два полярно противоположных существа. Если вы сравните эти два полярно противоположных существа, то вы сможете сказать: второе существо обращено наружу мощной физической организацией, в которой заключена эфирная организация, затем более внутри исчезают астральная организация и "Я"-организация. И поскольку это так, конфигурация может несколько изменяться. Конфигурация того, что здесь представлено на втором месте, может быть такой: здесь вверху мы могли бы иметь некоторым образом полностью сформированную физическую организацию, внизу же она открыта, дегенерировала. Эфирную организацию внизу мы могли бы, в свою очередь, образовать несколько сильнее, чем физическую, но также слегка зачахшей. Астральную организацию мы могли бы иметь здесь внизу несколько расплывшейся, а "Я"-организация идет здесь вниз наподобие нити. И то, что схематически здесь представлено шарообразно, может выглядеть примерно так (см. табл. 7, внизу слева). Я представлю вам это несколько наглядней, если я эту "Я"-организацию нарисую здесь вот так, затем астральную организацию, эфирную организацию и физическую организацию. И теперь мы хотим присоединить другое существо. Это другое существо мы построим так, чтобы "Я"-организация, находящаяся здесь снаружи, была несколько конфигурирована; то есть вместо того, чтобы чертить круг, я этот круг несколько конфигурирую. Так уж устроены природные существа, вообще мировые существа, что все круглое различным образом конфигурировано. Дальше вовнутрь в эту "Я"-организацию я заключу астральную организацию, еще дальше вовнутрь эфирную организацию и, наконец, совсем внутри физическую организацию (см. табл. 7, справа). И вы имеете первое существо превратившимся в голову человека. Второе существо превратилось в существо конечностей и обмена веществ. И в самом деле, действительно, головная организация человека устроена так, что "Я" находится внутри, астральное тело также внутри, наружу же конфигурированы физическое тело и эфирное тело, дающие форму человеческому лицу. Напротив, система конечностей и обмена веществ устроена так, что снаружи в чувственных переживаниях тепла и давления повсюду вибрирует "Я", и от "Я" вибрирует внутрь астральное тело, затем дальше вовнутрь эфирное тело, и внутри, в трубчатых костях находится физическое. Так что в головной организации мы расположены центробежно, изнутри наружу от "Я" к физическому телу, в системе же конечностей и обмена веществ расположение центростремительное, снаружи вовнутрь от "Я" к физическому. В ритмической же системе, занимающей промежуточное положение, все перетекает одно в другое, так что нельзя сказать, снаружи внутрь, или изнутри наружу. Ритмическая система это наполовину голова, наполовину система конечностей и обмена веществ. Когда мы вдыхаем, она более уподобляется системе обмена веществ, когда выдыхаем - она уподобляется головной системе. Так что между систолой и диастолой процесс протекает так, что можно сказать: головная система - система конечностей = выдох - вдох. Вы видите, таким образом, что мы несем в себе два полярно противоположных существа, посредничает же между ними средняя часть человеческого организма. Что из этого следует? Отсюда следует нечто чрезвычайно важное. Представим себе, что мы нечто воспринимаем головой, как это происходит, когда мы слышим речь другого человека, мы восприняли нечто головой, и это прежде всего входит в "Я", в астральное тело. Но все в организме пребывает во взаимодействии, и как только что-либо через впечатление входит в "Я"-организацию, оно вибрирует так же и в другой "Я" - организации, и в тот момент, когда нечто входит в астральную организацию, оно вибрирует так же и в другой астральной организации. Если бы так не было, дорогие друзья, мы не могли бы иметь памяти, ибо все впечатления, которые мы получаем от внешнего мира, имеют свои отраженные образы в организации конечностей и обмена веществ; и если я имею какое-нибудь впечатление извне, то оно исчезает из головной организации, которая устроена центростремительно от физического к "Я". "Я" должно держаться прямо, оно не может часами удерживать в себе какое-нибудь впечатление, иначе оно стало бы идентичным с впечатлением. Но внизу остаются впечатления, и отсюда они могут подняться вверх, когда мы вспоминаем. Но если вы поразмыслите над этим, то получите следующую возможность: вся нижняя система, противоположная верхней системе, может быть в человеке слишком слабо предрасположенной. Затем приходят впечатления. Эти впечатления недостаточно глубоко вычеканиваются в нижней системе. "Я" получает впечатление. Если все нормально, оно вчеканивается в нижнюю систему и извлекается обратно только в воспоминании. Если нижняя система, "Я"-организация, которая лежит целиком на периферии, слишком слаба, то впечатления вчеканиваются недостаточно сильно, тогда то, что не погружается в "Я"-организацию, постоянно излучается обратно вверх, излучается в голову. Предположим, у нас есть так организованный ребенок. Мы впервые показали ему, скажем, часы. Они его заинтересовали. Но его организация конечностей слишком слаба. Тогда впечатление не погружается вниз, но излучается обратно. И теперь, когда я занимаюсь с ребенком, он беспрестанно повторяет: часы красивые. - Едва я успеваю сказать еще пару слов, он снова повторяет: часы красивые. - Он возвращается назад. При воспитании ребенка мы должны обращать внимание на такие задатки, которые иногда лишь слегка намечены, но чрезвычайно важны. Ибо если мы будем не в состоянии укрепить слабую организацию конечностей и обмена веществ, тогда эти явления будут все усиливаться и усиливаться, и в последующей жизни могут появиться параноидные состояния, связанные с навязчивыми представлениями. Затем это превращается в слишком прочные, консолидированные навязчивые представления. Известно, что они совершенно неверно вчленены в душевную жизнь, но отклонить их невозможно. Почему их невозможно отклонить? Поскольку сознательная жизнь находится здесь, наверху, а бессознательное внизу неподконтрольно, оно выталкивает определенные представления назад, и тогда выступают навязчивые представления. Видите ли, здесь мы имеем дело со слишком слабо организованной системой конечностей и обмена веществ. Что это значит? Слишком слабой является система конечностей и обмена веществ, которая препятствует тому, чтобы белковая субстанция в человеческом организме содержала надлежащее количество серы. Таким образом, развивается система обмена веществ, содержащая бедный серой белок. Именно это может быть здесь. Здесь совсем другая стехиометрия, отличная от обычной. Тогда наступает то, что я здесь описал: в детском организме заявляют о себе навязчивые представления. Но здесь может быть также и обратное. Система конечностей и обмена веществ может быть устроена так, что она имеет чрезмерное тяготение к сере: тогда белок содержит избыток серы. Тогда мы имеем в белке углерод, кислород, азот, водород, и по отношению к ним слишком много серы. Тогда в этой организации обмена веществ, которая проявляет себя в зависимости от состава субстанции, появляется тенденция не отталкивать все, но напротив: посредством избыточной серы слишком сильно абсорбируются впечатления, они слишком сильно гнездятся здесь. Это нечто иное, чем застой на поверхности органов, описанный нами прошлый раз. Застой вызывает судорожные состояния. Но здесь мы имеем дело не с застоем, но с всасыванием впечатлений. Следствием этого является исчезновение впечатлений. Мы стараемся дать ребенку определенные впечатления, но мы не можем ничего сделать: определенные впечатления, в силу их особенных свойств, исчезают в богатой серой белковой субстанции. И лишь добившись того, чтобы снова извлечь эти впечатления из серосодержащего белка, мы достигнем определенного равновесия в духовно-душевно-физическом организме. Ибо это исчезновение впечатлений в серосодержащей субстанции вызывает в действительности крайне неудовлетворительное душевное состояние, поскольку оно сопровождается внутренним возбуждением. Тонкое, нежное возбуждение, заставляющее весь организм тонко внутренне содрогаться. Видите ли, я часто говорил: психоанализ -это дилетантизм в квадрате, поскольку психоаналитик не знает ни души, ни духа, ни тела, ни эфирного тела, он не знает вообще ничего, что происходит, он только описывает. И поскольку он ничего больше не может, кроме как описывать, он говорит: вещи исчезли там, внизу, нужно извлечь их обратно. Примечательно, что материализм не может исследовать свойства материального. Иначе знали бы, что то, что происходит, имеет свою причину в белковой субстанции волевого организма, которая слишком богата серой. Свойства физической субстанции находят только на духовнонаучном пути. И это было бы уже хорошо, если бы те, кто хотят воспитывать аномальных детей, усвоили бы себе взгляд на то, богат ребенок серой или беден. Мы можем ведь говорить о различных формах душевной ненормальности, но мы должны действительно уметь по известным симптомам выбрать определенный путь. Если мне доверили воспитывать ребенка, и я вижу, что впечатления доставляют ему затруднения, я могу, естественно, заключить о наличии такого состояния, какое я описал в последние дни. Но я могу также предположить наличие состояния, описанного мной сегодня. Как мне поступить? Прежде всего я должен посмотреть на ребенка. Прежде всего я должен с ним познакомиться. Вначале я осматриваю его и выявляю один из поверхностных симптомов: цвет волос. Если у ребенка черные волосы, то я не буду вопрошать, является ли он ребенком с избыточной серой; ибо если у него черные волосы, он, скорее всего, беден серой. И если у темноволосого ребенка я наблюдаю аномальные симптомы, то я буду искать в какой-нибудь другой сфере, нежели в избытке серы, скорее я предположу недостаток серы. Но если я имею светловолосого или рыжего ребенка, то я буду искать в направлении избытка серы в белковой субстанции. Светлые волосы указывают на избыток серы, черные волосы на повышенное содержание железа в человеческом организме. Так мы можем проследить так называемые духовно-душевные аномалии вплоть до физической субстанциальности. Возьмем, таким образом, этакую огнедышащую гору, серосодержащего ребенка, который всасывает впечатления в волевой регион, так что они там застревают и не могут быть оттуда извлечены. Эти явления мы можем заметить у ребенка очень скоро. Ребенок подвержен депрессивным, меланхолическим состояниям. Его мучают эти скрытые впечатления, застрявшие внутри. Мы должны извлечь их на поверхность, должны это сделать не психоаналитически в сегодняшнем смысле, но в правильном смысле психоаналитически. Этого мы сможем достигнуть, приглядевшись к тому, что у ребенка, по нашим наблюдениям, в большей или меньшей степени исчезает. И ребенка с внутренней возбудимостью с одной стороны, а с другой стороны с некоторой внешней апатией нам следует изучить до такой степени, чтобы мы совершенно точно могли сказать: что этот ребенок вспоминает легко, а что исчезает у него внутри? То, чего он не может извлечь обратно, мы должны проводить перед ним снова и снова в ритмической последовательности. В этом отношении, мои дорогие друзья, можно сделать очень многое. И это зачастую проще, чем обычно думают; ибо лечение и воспитание - а они родственны друг другу - основаны не на том, чтобы составлять всевозможные сложные микстуры, будь они физические или душевные, но на знании того, что на самом деле помогает. Поэтому мы испытываем определенные трудности с нашими лечебными средствами. Относительно наших лечебных средств врач с полным правом требует, чтобы мы сказали, что это такое, поскольку он хотел бы это знать. Но лечебные средства, как правило, основаны на том, что знают, что именно помогает, они суть простые субстанции, так что в тот момент, когда об этом сказано, каждый может их повторить. И если при этом рассчитывают на экономически эффективную работу, оказываются в затруднительном положении. Все дело в том, чтобы действительно знать, что следует применять, чтобы действительно из этого исходить. В Вальдорфской школе я часто наблюдал детей, которые, в известном смысле, выглядят апатичными, но находятся в состоянии внутреннего возбуждения. Так, в классе, которым руководит господин К., был один очень странный субъект. Он был возбужденным и апатичным одновременно. Сейчас ему уже лучше. Когда он был в третьем классе - сейчас он в пятом - но когда он был еще в третьем классе, его апатия проявлялась в том, что ему невозможно было ничего преподать. Он ничего не воспринимал, учился медленно и с трудом. Но едва господин К. отходил от последней парты и наклонялся к кому-нибудь другому впереди, он мгновенно доставал камешек и исподтишка бросал в господина К. Так что в волевом отношении он был как ртуть, интеллектуально же - апатичным ребенком. Таких детей, видите ли, с подобными предрасположенностями, немало. Существенным является то, что способность абсорбции у таких детей, как правило, ограничена вполне определенными видами впечатлений, имеющими определенный, типичный характер. Если мы теперь напали на верную идею -она приходит при верном образе мыслей - тогда мы найдем для ребенка, например, определенное предложение и предложим ребенку именно это предложение. Это может делать чудеса. Дело лишь в том, чтобы определенным образом ориентировать направленность всех стремлений ребенка. Но это должен делать все же воспитатель. Он легко это сделает, если он не хочет быть слишком умным, если он хочет жить так, чтобы мир для него становился наглядным, чтобы он не слишком много размышлял о мире, но принимал его созерцательно. Но представьте себе - и это то, что вы должны понять, если вы хотите воспитывать аномальных детей - как скучно оперировать всего парой понятий. Ужасающе скучна и пуста душевная жизнь многих людей, поскольку они должны оперировать парой понятий. Человечество слишком сильно впадает в декаданс с этой парой понятий. Как трудно сегодня уже для поэтов находить рифмы, поскольку все уже зарифмовано. Так же и в других искусствах: повсюду лишь отзвуки, ибо, в сущности, все уже сделано. Подумайте только о том, как Рихард Штраус, сегодня столь знаменитый и осуждаемый, уже внес в оркестр все возможное, чтобы только не повторять вечно старые вещи! Напротив, как интересно, я бы сказал, изучать всевозможные формы носа - у каждого человека особенный нос - уяснить себе все возможные формы носов! Здесь мы имеем дело с многообразием. Здесь мы имеем возможность сделать понятия внутренне живыми, здесь мы всегда переходим от одного к другому. Но здесь я коснулся лишь форм носа; если развить чувство для форм, для созерцаемого, тогда постепенно вживаются в душевное настроение, при котором нечто приходит в голову, когда к этому есть определенное побуждение. И если вы, мои дорогие друзья, вживаетесь таким образом не в мыслительное, но в созерцание мира, вы будете переживать следующее: если вы имеете перед собой ребенка, который внутренне серный, возбужденный, внешне же апатичен, то через созерцание его конфигурации для вас в ребенке всходит нечто, подводящее вас к правильной идее. У вас появится чувство, что вы, например, каждое утро должны говорить ему: солнце освещает гору - или что-нибудь другое; это может быть совершенно нейтральная вещь. Речь лишь о том, чтобы нечто ритмически проникало в ребенка извне. Если это так ритмически проникает в него извне, то все находящееся в нем серное разгружается, освобождается. И мы достигаем того, что такие дети, которые должны быть оберегаемы в нежном детском возрасте, не станут позднее излюбленными объектами психоаналитиков, мы достигаем при работе с такими детьми очень многого, если мы рассчитываем на их ритмическое существо, и если мы снова и снова нечто вносим в них извне. Видите ли, если возвести нечто в общее правило, это уже действует благоприятно. У нас в Вальдорфской школе занятия начинаются с какого-нибудь изречения, которое, повторяясь ежедневно, определенным образом воздействует на жизнь представлений. Уже благодаря этому уже многое освобождается от слишком сильной абсорбции в организме. Ненормальных детей, если мы хотим их правильно воспитывать, следует каждое утро объединять в определенные группы. Если мы имеем небольшое число аномальных детей, то можно ведь прежде всего объединить их всех вместе. И здесь может произойти нечто совершенно удивительное, если предложить им произносить какое-нибудь изречение наподобие молитвы, даже если среди них есть такие, которые не могут произнести ни слова. И то, что произносится здесь хором, действует удивительно сглаживающе. Особенно нужно рекомендовать, чтобы для детей, у которых впечатления исчезают, посредством ритмического повторения вызывать определенные впечатления, которые могут каждые три-четыре недели меняться, чтобы все снова и снова вносить извне такие впечатления, освобождая таким образом внутреннее, чтобы белок постепенно отвык от своего высокого содержания серы. На чем это основано? Дело в том, что внутреннее не возвращает впечатлений, то есть поток снизу вверх слишком слаб, это негативное. Если же мы внесем сверху нечто сильное, то мы возбудим слабое здесь к более сильной деятельности (см. табл. 8). Представим себе обратный случай: мы имеем дело с детьми, которые уже имеют первые зародыши предрасположенности к навязчивым представлениям. Они слишком сильно излучают обратно, слишком мало серы в плазме. Здесь мы должны будем делать прямо противоположное. И если мы замечаем, что к ребенку подступает одно и то же предложение, одно и то же впечатление, мы сможем достигнуть особенного воздействия, если мы теперь, в свою очередь, сформируем у него извне впечатление, о котором мы инстинктивно уверены, что оно подходит этому ребенку, но это впечатление будем ему преподносить легким шепотом. Лечение, таким образом, может быть следующим: "Посмотри, это красное!"Ребенок: "Часы красивые!"Учитель: "Ты должен обратить внимание на красное!" - Ребенок: "Часы красивые. "Теперь попытайтесь все тише и тише, совсем тихо повторять одно и то же выражение, которое просто может быть парализующим первое: "Забудь часы! Забудь часы! Забудь часы!" - И, нашептывая таким образом ребенку, вы увидите, что посредством этого нашептывания, посредством этого ритмического увода от навязчивого представления само это навязчивое представление постепенно становится все более сговорчивым и все более тихим. Примечательно, что по мере высказывания оно будет становиться все слабее, постепенно смягчаться, и, наконец, ребенок совершенно выйдет из этого состояния, так что мы овладеем ситуацией и с помощью такого простейшего душевного обхождения действительно добъемся чрезвычайно многого. Такие вещи нужно знать. Представьте себя в обычной школе: вы имеете класс, в котором есть дети с такой предрасположенностью к навязчивым представлениям, но еще в легкой форме. Они не переведены в класс для малоодаренных, а ходят в этот класс. И там есть громыхающий учитель, который так громыхает, что сотрясаются стены. Тогда эти дети станут действительно помешанными, страдающими навязчивыми представлениями. Этого бы не произошло, если бы учитель сознавал, что при определенных обстоятельствах он должен приглушать свой голос, а иногда и совсем тихо нечто нашептывать детям. Очень многое зависит от правильного отношения к детям. Именно для подобных вещей, естественно, психическое лечение будет просто сочетаться с обычным терапевтическим. И если перед нами ребенок, у которого исчезают впечатления, мы хорошо сделаем, если скажем себе: давайте прежде всего преодолеем у этого ребенка сильную склонность к образованию серы в белке. Этого мы достигнем уже тем, что правильным образом организуем питание ребенка. Если мы будем давать ему, например, много фруктов или такого рода пищи, которая приготовлена из плодов, то мы будем усиливать его серное существо. Если же мы посадим его на диету, составленную из корневой субстанции, составленную из того, что не содержит много сахара, но богато солью - естественно, мы не должны пересаливать суп, но должны давать то, в чем соль переработана - то мы можем такого ребенка вылечить. Так что видите, к таким вещам приходят тогда, когда усваивают правильный взгляд на то, что происходит. Г-н д-р Штайнер рассказывает об одном своем наблюдении: население одной определенной области инстинктивно предпочитает определенную диету, которая противодействует одной из распространенных в этой области болезней. Итак, для таких детей, которые позже становятся объектами психоанализа, было бы лучше, если бы вместо того, чтобы предоставлять их психоаналитикам, их еще в детском возрасте лечили бы солевой диетой. Возьмите теперь противоположный случай: дети, которые не абсорбируют впечатления, у которых они отражаются назад, дети, бедные серой. Лучше всего лечить таких детей, давая им как можно больше овощной пищи, чтобы они привыкли охотно есть овощи. И если это переходит в патологию, попытаться внести в диету ароматическое, ароматные фрукты. Ибо в аромате содержится сильный серный элемент. И если это становится уже совсем патологическим, можно прямо терапевтически прибегнуть к сере. Вы видите, что прямо из духовного рассмотрения предмета мы приходим к терапии, которая должна быть применена в таком случае. И важно то, чтобы никогда не довольствоваться голым описанием явления - ибо это всего лишь симптоматология - но попытаться, как я описал, войти во внутреннее строение организма. Вы видите, таким образом, что все эти нерегулярности вызваны тем, что нижнее находится в неправильных отношениях к верхнему в человеке, что впечатления, которые получает верхнее, головная организация, не находят правильного резонанса в организации конечностей и обмена веществ. Может случиться так, что в целом "Я"-организация и астральное тело не сочетаются с эфирно-физической организацией, поскольку, скажем, физическая организация слишком уплотнена. Тогда мы имеем случай, когда ребенок абсолютно не в состоянии погрузить свое астральное тело в эту уплотненную физическую организацию. И когда его астральное тело получает какое-то впечатление, оно хотя и может возбудить соответствующую астральность системы обмена веществ, но это возбуждение не переходит в эфирное тело, и особенно в физическое тело. Мы можем наблюдать, так ли это, если мы заметим, что ребенок не в состоянии правильно исполнить, когда мы говорим: "Теперь шагай, сделай пять, шесть шагов!" Он не совсем понимает, что он должен делать, то есть он понимает слова очень хорошо, но он не переводит их в ноги, такое впечатление, что ноги не хотят воспринимать. То, что физическое тело слишком уплотнено и не хочет воспринимать мысли, так что ребенок кажется слабоумным, мы заметим это лучше всего, если мы обнаружим у ребенка затруднения, когда мы приказываем ему что-то сделать ногами, а ребенок вообще медлит привести свои ноги в движение. Такие состояния, когда именно тело действует слишком тяжело, душевно сопровождаются депрессивно-меланхолическим настроением. Напротив, если ноги не хотят ждать какого-нибудь приказания, но всегда хотят бегать, то мы имеем в ребенке задатки к маниакальному. Вначале оно может проявиться совсем слабо, но в ногах это заметно прежде всего. Поэтому прежде всего следует обращать внимание на то, что делает ребенок в том или ином случае своими ногами и своими пальцами. Видите ли, ребенок, который любит свои руки и ноги - это можно также заметить по рукам - класть на что-то, на что-то опираться, имеет задатки к слабоумию. Ребенок же, который постоянно шевелит пальцами, все хватает, пинает ногами, предрасположен к маниакальному, склонен к неистовству. Но то, что сильнее всего заметно в конечностях, мы можем заметить во всякой деятельности; только при определенной, связанной с духовным деятельности это выступает слабее, но зато особенно характерно. Подумайте о том, как сильно выступает у некоторых детей следующее: он приобрел какой-нибудь навык, скажем, он научился рисовать голову в профиль. Он никак не может остановиться, везде, где он видит человека, он хочет нарисовать его профиль. Он делает это совершенно механически. Это для ребенка очень плохой признак. И он никак не может это прекратить. Если он задумал нарисовать профиль, я могу говорить ему что угодно, предлагать ему любые лакомства, но он остается при своем, профиль должен быть нарисован. Это связано с маниакальным характером распущенности интеллектуального. Напротив, стремление ничего не делать, даже если для выполнения дела есть все условия, не приступать к работе, это связано со слабоумием, которое может надвигаться. Все это указывает нам на то, как в обоих направлениях, поскольку мы учим правильным образом овладевать членами, мы можем противодействовать слабоумию и маниакальному. И как раз здесь, в случае слабоумных детей, вы имеете непосредственный переход к лечебной эвритмии. Если вы имеете перед собой слабоумного ребенка, то вам необходимо его систему конечностей и обмена веществ привести в движение, сделать подвижными. Тем самым в нем будет возбуждено духовное. Предоставьте ему делать R, L, S, I, и вы увидите, как благоприятно вы воздействуете этим на ребенка. Если вы имеете дело с маниакальным ребенком, а вы знаете, как это связано с системой конечностей и обмена веществ, предоставьте ему делать М, N, B, P, A, U, и вы снова увидите, какое действие это будет оказывать на его маниакальный характер. Мы должны всегда учитывать эту внутреннюю связь между физически-эфирным и душевно-духовным, которая в ребенке еще имеет место. Тогда мы придем и к соответствующим методам лечения. ШЕСТОЙ ДОКЛАД Date: 2016-11-17; view: 212; Нарушение авторских прав |