Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорнах, 6 июля 1924 года





Давайте обсудим еще те случаи, которые мы не успели обсудить вчера. Там была еще десятилетняя девочка, страдавшая потерей памяти. Она ходит только во второй класс. У нее наблюдаются разрастания в носоглоточной области; это связано со слишком сильным разрастанием эфирного тела в области мочевого пузыря, что находит свое отражение в голове. В отношении этой девочки действительно можно было бы говорить о физическом происхождении недоразвитости. Девочке десять лет, то есть она находится в той стадии, о которой я говорил, что в это время особенно важно, как ведет себя воспитатель по отношению к такому ребенку.

Естественно, всю предысторию, приведшую к этой точке развития, девочка проспала. Воспалительные явления в районе мочевого пузыря, имеющие отраженный образ в верхнем организме, отчетливо показывают, что эфирное тело неправильным образом вживается в организм, поскольку взаимодействие с астральным телом также не упорядочено. Естественно, вы должны всегда иметь в виду, что причина того, что происходит, если это выражается в душевном организме, коренится в более тонкой организации, так что грубая организация не может, так сказать, навести на след. Конечно, в верхней организации легче заметить что-либо, нежели в нижней. Но если мы хотим подступиться к такому ребенку, эфирное тело которого, вследствие дефектного астрального тела, неправильно функционирует, так что воспринимаемое им не может проникнуть в организацию, то речь идет о том, чтобы по возможности усиливать то, что должно производить на ребенка впечатление, чтобы работать с сильными впечатлениями.

Вы должны обдумать следующее: память зависит от правильной организации физического и эфирного тел. Ведь астральное тело и "Я" не берут с собой то, что в виде воспоминаний удерживается от впечатлений. Сны ведь также выступают лишь тогда, когда происходит частичное отложение астрального тела и "Я" в физическом и эфирном телах. Так что для "Я" и астральной организации в период от засыпания до пробуждения все остается в забвении. Оно отлагается в том, что остается лежать в постели. Но если то, что остается, организовано неправильно, то оно не может воплотить остатки впечатлений, и в таком случае речь идет о том, чтобы вызвать впечатления достаточно сильные, чтобы верхнее могло оказать энергичное воздействие на нижнюю организацию, я имею в виду воздействие "Я" и астрального тела на эфирное и физическое тела.

Я не знаю, пытались ли проверять ее память на простейших народных мелодиях?

Г-жа д-р К.: Сейчас с этим лучше.

Попытайтесь на основе этой еще имеющейся способности к восприятию работать дальше, направляйте, например, исходя из этого, ее внимание на такие маленькие стихотворения, в которых определенный мотив повторяется через две-три строки, так что ребенок получает сильное ритмическое впечатление и тем самым приближается к моменту, когда ребенку можно будет предлагать неритмизированные впечатления. Неважно, когда будет достигнут этот момент, вскоре, или лишь через три-четыре года, ближе к половой зрелости. Если работать согласно этой точке зрения до тех пор, пока ребенок сможет перерабатывать не только ритмизированные, но и неритмизированные впечатления, то можно в воспитательном отношении кое-чего достигнуть.

Терапию мы уже определили: она должна получать компрессы с десятипроцентным Berberis vulgaris и лечебную эвритмию L M S-U (см. табл. 12).

Так что вы видите: здесь также в основе лежит воззрение, что формообразующее, которое оказывается ласкающим в подвижности астрального тела, идет навстречу М. М - это то, что, как я вам говорил, приводит весь организм в состояние выдоха, так что вследствие этого астральная и эфирная организации должны встретиться. S нужна для того, чтобы побудить астральное тело к сильной, живой деятельности, но так, чтобы оно держалось в себе, и поэтому затем следует U. Эти вещи представляются нашему взгляду непосредственно, здесь мы только воспроизводим их. Применение компрессов с Berberis vulgaris вызвано тем, что нам надо нейтрализовать воспаляющие причины, и это можно сделать таким образом.

Затем у нас был представлен здесь шестнадцатилетний юноша, который был клептоманом и который представляет точный образ клептоманного мальчика. Так что здесь вы имели прекраснейший пример. Лечение точно такое же, типичное. Нужно только посмотреть, с чем могут быть связаны впечатления, которые он получает. Они, в зависимости от полученного мальчиком прежде воспитания, могут быть различными.

Теперь остался в ребенок, который, собственно говоря, пока еще только барахтается. Это сонливый, отставший ребенок. Он не взрослеет, не может говорить, он отстал во всем, чему должен был научиться в первую жизненную эпоху. И легко понять, чего этому ребенку недостает: он не вжился в имитационный принцип, он не вгрызся в имитирование. Другими словами, это означает: он не может посредством "Я" и астрального тела привести в движение свои органы. Это исключительно благожелательный ребенок, но он с огромным трудом преодолевает стремление своего тела к покою.

С этим ребенком нужно прежде всего заниматься тон-эвритмией. Тогда он сможет продвинуться в развитии. Я могу рассматривать вещи только в идеале. Если он будет основательно заниматься тон-эвритмией, то он сможет прийти к тому, что его астральное тело возбудится до такой степени, что ритм захватит затем и эфирное тело.

Здесь нужно заставить ребенка повторять ритмические фразы, чтобы ребенок действительно погрузился в музыкальное: "Und es wallet und woget. und brauset und zischt. " Все дело в том, чтобы нечто подобное: "Und es wallet... " - медленно прорабатывалось с ребенком, медленно, туда и обратно. В этом случае я намеренно говорю "woget" вместо "siedet", поскольку фраза применяется для терапевтических целей. Всегда" так медленно, туда и обратно. И где только возможно, делайте это при следующей взаимосвязи звуков. Ребенок внутренне пробуждается тем, что мы приводим его в удивление: пусть он произносит А, затем EI, затем, в обратном порядке IEA - AEI - IEA и так далее. Так постепенно пробуждают ребенка, и это будет повторяться благодаря принципу подражания. Вы должны только каждого ребенка рассматривать в отдельности, и добиваться того, чтобы во всем, что вы предпринимаете, лежала имитация, позволяя ребенку в течение короткого времени, подражая, исполнять это.

Затем следовало бы позаботиться о том, чтобы воздействовать на этого ребенка также терапевтически, а именно, привести к взаимодействию расходящееся, то, что обычно сдвигает субстанциальность организма на периферию, центробежное - это всегда гипофиз, но ребенок, в сущности, не таков, чтобы нужно было применять гипофиз, как его применяют обычно, когда имеют дело с рахитичными детьми, чтобы посредством гипофиза воздействовать на расхождение, но здесь речь идет о том, чтобы применить противоположный, центростремительный принцип, то, что вместе с гипофизом имеет тенденцию строить человеческий организм из субстанциального; для этого годится либо Carbo vegetabilis, либо Carbo animalis. Здесь нужно применить Carbo animalis и альтернативное средство, так, чтобы использовать формообразующий принцип в Carbo animalis, a, с другой стороны, организационный принцип, выражающийся в росте, который действует в Hipophysis cerebri.

Естественно, в начале организации такого института воспитания важно, чтобы его участники наблюдали за всем, что они предпринимают. Необходимо проводить эти вещи с определенной внутренней силой доверия. Видите ли, при работе с такими детьми худшее заключено не в ребенке, у ребенка мы скоро заметим прогресс, худшее заключено в родителях, в матери, которая, конечно, считает, что очень скоро должно произойти чудо. Я даже слышал, что мать хочет быть вместе с ребенком.

Реплика: Она его только привела.

Ну, если его мать не будет находиться при нем, это уже легче. Во всяком случае, надо держаться с определенным упорством против вполне понятных, но ужасно неразумных требований родителей, которые не знают и не могут знать, что такому ребенку нужно.

Итак, не правда ли, для такого ребенка было бы вполне хорошо, если бы он также и физически был приведен в то перемежающееся состояние, которое можно выразить как AEI - IEA и т. д. И вы можете это очень хорошо вызвать тем, что он будет принимать при этом кратковременные умеренно теплые ванны и затем прохладный душ. Благодаря этому вы оживите то, что должно быть оживлено. И вообще, если вы видите, что ненормальность изживается в вялости, это мероприятие будет всегда благотворно, только не следует перебарщивать. Но не следует бояться, если после таких купаний, особенно в начале курса лечения, ребенок будет несколько возбужден. Это пройдет. Реакция уже наступила, он постепенно входит в норму.

Теперь нужно еще обсудить мальчика, который все видит в красках. Это мальчик, у которого нет денег. Основной феномен у мальчика следующий: он не может прямо выйти во внешний мир, он застревает в себе. Я должен объяснить вам этот феномен. Он не может выйти во внешний мир, и поэтому он постоянно изнутри наталкивается своей "Я"-организацией на собственное астральное тело; поэтому он внутренне неловок, или, лучше сказать, внутренне расхлябан. И это идет рука об руку с тем, что он при этом столкновении со своим астральным телом развивает тонкую чувствительность, и поэтому имеет нечто от утонченного человека. Это связано с цветовым зрением. Он видит цветовые объекты, поскольку в бодрственном состоянии может жить в своем собственном астральном теле. С ним дело обстоит так, что его можно воспитывать, только ясно видя, что происходит: это известная легкая тоска по идеальному, но при этом отпрядывание от внешнего мира, неспособность вступить в правильные отношения с миром.

Здесь все зависит от того, чтобы при работе с этим мальчиком, который вполне может заниматься по методике вальдорфской школы, иметь к нему естественное доверие. Иначе с этим мальчиком вряд ли можно что-либо сделать. Не правда ли, для мальчика характерно, что он пишет примерно так (см. табл. 13, слева). Если вы добьетесь, чтобы у мальчика образовался тонко смоделированный почерк, вы увидите, что он преобразится во всей своей внутренней конституции. Если у него появится стремление к хвастовству, попытайтесь тотчас же, на основе доверия, которое он испытывает к вам, привести это каким-либо образом к абсурду.

Вчера я говорил об альбиносах. Я довел рассмотрение до следующего: мы должны найти действующий здесь космический импульс. Давайте сначала спросим у специалиста в области таких космических констелляций, есть ли в гороскопах этих альбиносов нечто особенное, общее для обоих гороскопов.

Госпоже доктору Вреде:

Вам ничего не бросилась в глаза в расположении внешних планет, Урана и Нептуна?

Г-жа д-р Вреде: Да, здесь много аспектов. Больше я ничего не могу сказать о гороскопах.

Я намеренно спросил Вас об этом, поскольку Вы много размышляли о гороскопе и, вероятно, такие вещи Вам часто приходили в голову. Меня интересуют прежде всего эти два. Поскольку речь идет о совершенно новой области, лучше всего будет подойти к вопросу совершенно эвристически. Есть еще много других вещей, достойных рассмотрения, но мы, прежде всего, займемся следующим.

Рассмотрим человека. Рассматривая организацию всего его существа больше с точки зрения эфирного принципа, мы устанавливаем следующее членение: физическое тело, эфирное тело, тело ощущений, которое мы связываем с душой ощущающей, душа рассудочная, которую греки называют силой души, душа сознательная, и далее мы переходим к Самодуху, Жизнедуху и Духочеловеку. Видите ли, если рассматривать эти члены человеческой природы, то они представляются прежде всего как нечто, что должно рассматриваться в относительной самостоятельности и что составляет человека. Но, вообще говоря, их сочетание в каждом человеке свое: один имеет больше сил в эфирном теле, но меньше в физическом, другой немного больше сил в душе сознательной и т. д. И все это человек пронизывает своей собственной индивидуальностью, которая проходит через повторяющиеся земные жизни, которая, исходя только из принципа свободы, должна осуществлять регулирование всей этой взаимосвязи.

Но то, что приходит из Космоса, так связано с человеком, что физическому соответствует самое сильное солнечное воздействие (см. табл.

 

 

12), которое вообще оказывает самое сильное влияние на человека. Эфирному телу соответствуют самые сильные лунные воздействия, телу ощущений - самые сильные меркуриальные воздействия, душе ощущающей - самые сильные воздействия Венеры. Душе рассудочной соответствуют самые сильные воздействия Марса, душе сознательной – воздействия Юпитера, Самодуху - Сатурна. И то, что у человека сегодня еще не развито, имеет отношение к Урану и Нептуну -это ведь бродяги, лишь позже присоединившиеся к нашей планетной системе, то есть эти планеты при нормальных условиях не оказывают сильного влияния на констелляцию рождения.

♆ Нептун

♁ Уран

♄ Сатурн

♃ Юпитер

♂ Марс

♀ Венера

☿ Меркурий

☾ Луна

☉ Солнце

Духочеловек

Жизнедух

Самодух

Душа сознательная

Душа рассудочная

Душа ощущающая

Тело ощущений

Эфирное тело

Физическое тело

Из других антропософских докладов вы знаете, как сильно влияние Луны, приходящее окольным путем, через человеческое эфирное тело. И это связано также с общим принципом наследственности. В модель физического тела, полученную от родителей, она вчеканикает всевозможные силы. Это лунное влияние задает направление детскому развитию с самого раннего возраста. Теперь представьте себе, что человек имеет такую констелляцию, что этот исходящий от Луны импульс очень силен, или, по крайней мере, достаточно силен, так что человек наследует что-то, что опускается в его организацию обмена веществ. Однако может случиться так, что от лунного влияния будет нечто отнято, так что то, что не хочет лунного влияния и находится на другой стороне, а именно Уран и Нептун, притягивает то, что должно входить, собственно, в сферу Луны. Могут быть и другие констелляции. Но у этих детей мы видим именно такую констелляцию, и в этом случае из гороскопа видно, в чем здесь дело.

Если мы возьмем гороскоп, то увидим -это должно вам броситься в глаза - что Уран, Венера и Марс находятся в этой области. Не правда ли, вам не надо выходить за пределы этого тригона. Здесь находятся Марс, Венера и Уран. И если вы возьмете Марс, то как раз у этого ребенка, родившегося в 1909 году, он находится в полной оппозиции к Луне. Марс тащит с собой Уран и Венеру (см. табл. 12/13, вверху).

Теперь я обращаю ваше внимание еще на следующее: Луна в тоже время находится в Весах, то есть не имеет в Зодиаке устойчивости, колеблется, это значит, в этот час она сама по себе ослаблена; ее влияние, кроме этого, ослаблено еще и тем, что Марс, несущий с собой люциферическое влияние, стоит к ней в оппозиции.

Теперь рассмотрим гороскоп младшей девочки, здесь дело обстоит так: мы снова имеем Венеру, Уран и Марс в одной области, так что они находятся вблизи друг от друга, они заключены вот в эту область неба. Они опять находятся рядом. В том случае мы видели, что они находились в оппозиции к Луне, а сама Луна находилась в Весах. Теперь мы рассматриваем второй гороскоп, и здесь снова Марс, Венера и Уран находятся в соседстве, точно так же, как это было ранее. Если мы рассмотрим Марс, то мы увидим, что он находится не в полной оппозиции к Луне, но все же почти в оппозиции. Таким образом, младший ребенок не достигает столь полной оппозиции к Луне, но все же приближенная оппозиция к Луне имеет место. Но самое своеобразное состоит в том, что если мы поищем Луну, то мы опять найдем ее в Весах, почти в оппозиции к Марсу, который тащит с собой Уран и Венеру. Итак, она опять находится в Весах. Это не должно быть так, но здесь у вас также нет точной даты рождения. Там Луна в Весах, и здесь также.

Г-жа д-р Вреде: Интересно, что у обеих одна констелляция между Луной и Нептуном.

Это нужно объяснять отдельно. Гороскоп надо интерпретировать индивидуально. Не удивительно, что здесь мы имеем такое подобие, ведь они сестры. То, что у старшего ребенка более сильная оппозиция, чем у младшего, это уже влияние старшего, что опять-таки не удивительно.

Но важно, что мы получили вполне обозримую констелляцию, которая, если ее интерпретировать, показывает следующее: Марс, носитель железа, обособляется от принципа воспроизведения, от Луны, и прежде всего отвлекает все то, что присуще человеку благодаря принципу Венеры, все, что связано с любовью, от своей собственной задачи, вырывает это из своей собственной задачи, не позволяет связать с тем, что выражается в воспроизведении и затем в росте. И мы видим, что то, что должно жить в нижней части тела и связано с силами роста, оказывается отодвинутым в головную организацию; и мы находим, что вследствие этого для роста не хватает железа, в то время, как все, что связано с преодолением железа, все сульфурическое находится в избытке.

Таким образом, мы имеем дело с очень сильным преобладанием воли, и нам прежде всего нужно обратить внимание на то, чтобы в процессе воспитания как можно более нежно обращаться с нервно-чувственной системой, которая в целом весьма лабильна. Это основывается, в сущности, на ухищрениях. Нужно очень нежно обращаться с нервно-чувственной системой таких детей, то есть прежде всего постараться избежать напряжения глаз при чтении и тому подобном, то есть все занятия проводить не напрягая зрения, без чтения. Напротив, глаза приучают к красочным впечатлениям, которые слабо отличаются друг от друга, а именно, медленно переходить от одного цвета радуги к другому, и пусть ребенок отслеживает это взглядом. Таковы мероприятия, которые следовало проводить.

Если мы хотим вмешаться в организацию еще и терапевтически, то сегодня я могу сказать лишь то, что эти вещи после половой зрелости уже не могут быть столь эффективными. Но здесь я могу дать вам хороший совет, ибо один ребенок родился в 1909 году, а другой в 1921 году, так что вы сможете хорошо наблюдать различия в воздействии. Здесь нужно действовать таким образом, чтобы подвергнуть ребенка сильным излучениям железа со стороны системы конечностей и обмена веществ.

Вы сможете достигнуть этого сильного излучения железа, если измельчите пирит в пыль и напылите его на поверхность, через которую слабо проникают излучения железа, например, на поверхность стекла - но тогда вы не сможете его употребить. Попытайтесь использовать пропитанную жиром, лучше всего тонкую пергаментную бумагу, достаточно тонкую, чтобы она плотно прилегала к телу. Обычная бумага из льняного тряпья не очень подходит для этого. Покройте ее еловой смолой или чем-то подобным и распылите по ее поверхности порошок пирита. Таким образом железу позволяют излучаться вовнутрь. Это нужно наложить вдоль ног и на лопатки, и затем положить на лоб вытягивающий компресс, например, с Cochlearia. Если это применить своевременно, скажем, в то время, когда происходит смена зубов - когда в организме струятся мощные течения и противотечения - лабильность у такого ребенка можно полностью преодолеть.

Теперь прошу задавать вопросы.

Вопрос: То, что мы пришли к этой ситуации, задавать вопросы, основывается на том, что д-р L. пришел к г-же д-р Вегман и хотел задать вопрос по другому поводу. Он нашел, что настроение участников не то, которое должно быть.

Нет никакой необходимости терять время на обсуждение этих вещей, все гораздо проще. Д-р L. пришел ко мне и объяснил мне, что среди участников из Лауэнш-тайна было такое настроение, что они хотели бы предпринять в антропософском движении нечто наипервейшее, миссию, которая начинается впервые, и в связи с этим прежде всего должны быть обсуждены кармические взаимосвязи между теми, кто занимается этим делом, и тому подобное.

Итак, давайте сделаем главный упор на том, что сказал L.: Вы считаете, что нужно было бы начать с чего-то весьма основополагающего, и я сказал на это, что в первую очередь надо действительно изучить то, что вам предложено в этом курсе. Если не удовлетвориться этим курсом и остаться при абстракциях, например, организовать совсем новое движение, то будет сделано нечто, вырастающее за пределы того, что нами уже давно делается. Мы оказались бы перед опасностью мании величия. Но чтобы отчасти правомерные подосновы действительно могли быть выражены, я сказал: вы должны задавать вопросы. – Все же случилось так, что ко мне подошел L. и сказал, что это основополагающее должно прорасти в мире, что сам Лауэнш-тайн должен стоять в центре мира, все это дает к этому повод, не так ли? - Нет, это не так уж плохо. Но сейчас нам лучше всего ставить конкретные вопросы и совсем не думать о другом.

S, задает вопрос, как институт в Лауэнштайне связан с тем фактом, что Трюпер был первым инициатором воспитания неполноценных детей?

Вы имеете в виду, что этот человек первый, кто занимался с этими детьми? То, что здесь указано, не следует доводить до крайности. Что касается воспитания неполноценных детей, то я не думаю, что этот человек мог так повлиять на этот институт для воспитания неполноценных детей в Ганновере, возникший довольно рано и успешно действовавший. Прием на воспитание неполноценных детей относится к гораздо более ранним временам. То же, чего всегда не хватало, это именно возможности рассмотреть существо таких детей в целом. Мы столкнемся с очень непростыми вещами, мои дорогие друзья, если не привлечем к рассмотрению антропософию. С другой стороны, именно рассмотрение человека ведет к глубочайшим воззрениям на антропософию как таковую.

Рассматривая сегодня гетевское учение о метаморфозе, подумайте о том, как оно могло быть образовано Гете, который был одним из умнейших людей. Ведь оно суть полнейшая абстракция, как нечто, что всюду имеет лишь наметки, что всюду ограничивается тем, что показывает, как лист живет в цветке, как чашелистик превращается в тычинку, то есть рассматривает совершенно элементарные метаморфозы; при рассмотрении животного и человека оно останавливается на робком упоминании превращения позвонка в черепную кость. Оно повсюду не выходит за рамки элементарнейших вещей. Я сам был поражен, я сказал себе: неужели Гете не знал - я сам болел этим в восьмидесятые годы - что весь мозг является преобразованием одного единственного мозгового ганглия? Духовно я мог видеть, что это к нему пришло. Но тогда мне прежде всего бросилась в глаза его сдержанность в высказывании того, что ему открылось. Когда я приехал в Веймар, я нашел в одной из записных книжек сделанную карандашом пометку: мозг - это трансформированный ганглий. - Это было напечатано только в девяностые годы моими стараниями. В девяностые годы внезапно появился новый писатель: Гете, так сказать, стал плодотворнейшим писателем конца 19 столетия.

Теперь подумайте о дальнейшем пути от гетевского учения о метаморфозе к тому учению о метаморфозе, которое выступает благодаря тому, что вы находите нормального годовалого ребенка метаморфически преобразованным в такого, какой несколько дней назад предстал перед нами как гигантский эмбрион. Это метаморфоза отставания, удерживание эмбрионального состояния.

Но вы, мои дорогие друзья, достигнете этого как воззрения, если снова и снова будете повторять медитацию, которую я дал вам вчера: здесь круг, здесь точка, вот круг точки, вот точка круга и т. д. (см. табл. 13). Пытайтесь снова и снова в вашей медитации преобразовывать точку в круг, растягивать точку в круг и прослеживайте при этом становление организации конечностей и обмена веществ из организации головы. Доведите это до того, чтобы ощущать голову, когда вы говорите: точка - это точка, круг - это круг. - Почувствуйте, как вы от головы соскальзываете в систему обмена веществ, когда вы говорите: точка - это круг, круг - это точка, и обратно. Тогда вы будете иметь учение о метаморфозе, и вы, сможете себе сказать: благодаря тому роду мышления, который вызывается антропософией, возможно приобрести воззрение относительно неполноценных детей. Это мы и попытались сделать в этих лекциях.

И если мы хотим действовать, нехорошо представлять себе карму таким образом, говоря: здесь есть ангел, который поставил здесь S., другой ангел усадил Р., третий усадил L. Тогда еще один ангел добавил сюда строптивого д-ра К., один особенно добрый ангел привел еще фройляйн В.; мы чувствуем себя собранными пятью ангелами. Если мы хотим действовать, это будет неправильным пониманием кармы, в которую мы должны вступить. Но правильным восприятием кармы будет такое, при котором мы будем отыскивать импульсы энтузиазма, нацеленные на продолжающую действовать карму.

Здесь вы можете спросить: какие предпосылки имеют место там, в Иене, которые мы можем воспринять, к которым мы могли бы присоединиться? - Естественно, когда вы въезжаете в меблированный дом, вы не всю мебель сразу выбрасываете, но в некоторых случаях спрашиваете себя: как использовать то, что уже есть в нем? И вполне возможно, что вы себя спросите: как использовать то, что уже находится в нем?

Вы знаете, что в Иене происходило нечто весьма примечательное, что из совершенно аналогичных юношеских побуждений, из религиозно-духовных тенденций - но из жизненных тенденций, методически представляющих спиритуальное - однажды немецкий аббат Гильдебранд прибыл в Рим и стал папой Григорием VII, чтобы оказать из Рима сильное влияние этом направлении. Мы имеем здесь сильный римский., импульс, излившийся из Рима на Европу. Вы это изучали. Примечательно, что та же самая индивидуальность в своей следующей жизни также действовала в Иене, появившись снова под именем Эрнста Геккеля. Это происходит подобно тому, как если бы в самом человеке принципы распада регулярно внедрялись бы в принципы созидания. Вследствие этого вы имеете в Иене излучение, которое совершенно ясно устремляется навстречу этому римскому потоку. Точку встречи вы имеете здесь (табл. 13, внизу).

И когда Эрнст Геккель произносил в Иене, в Зоологическом институте, речь по случаю своего шестидесятилетия, могло сложиться впечатление, что встал из гроба старик Гильдебранд. У него была та же самая манера говорить, он говорил совсем как тот: тихий, затуманенный голос, слова всегда произносятся взвешенно, как у человека, который хотя и много говорил, но все же не до конца овладел речью. И вот курьезная ситуация: аббат Гильдебранд, который только делал мину строгого паписта - он просто представлял собой орган церкви - охотно рассказывал такие вещи, которые заставляли других если не смеяться, то, по крайней мере, улыбаться. И было очень забавно, когда Геккель за обедом, в промежутках при смене блюд, принялся рассказывать анекдоты из своей жизни; они развязали присутствующим языки, и обед прошел весело. Шестидесятилетний Геккель разыгрался как ребенок и всем своим поведением разрушил весь церемониал. Мне еще вспоминается, как смешно было, когда Оскар Гертвиг, подготовивший напыщенную речь, так и не смог разродиться, поскольку Геккель все еще рассказывал свои анекдоты.

И мне кажется, что вы могли бы многого добиться, исходя из того, что я дал в качестве известной эзотерической основы, если бы научились произносить речи, подобные той, что произнес Геккель по случаю своего шестидесятилетия в Зоологическом институте. Она была не длинной, но весьма индивидуальной, и содержала в себе нечто чрезвычайно объективное. И рядом с этим поставьте речь, произнесенную профессором Гартнером, который не считал Геккеля человеком, сыгравшим значительную роль в мировой истории. Он сказал, что есть нечто, что мы оставили без внимания. Он говорил о Геккеле не как о творце "Естественной истории творения", но он сказал: есть нечто, что мы совсем выпустили из внимания, но давайте вспомним, сколько лекций прочитал коллега Геккель, он прочитал больше лекций, чем все остальные вместе взятые, странно, что остальные коллеги прочитали так мало лекций, ведь то, что сделал Геккель, не покрывается деятельностью всего Йенского медико-естественнонаучного общества! - Он был чудак-филистер. Если вы возьмете речь Геккеля, вы заметите в ней нечто очень свежее и живое; затем вносят эшафот, входит коллега Гартнер и все обезглавливает. И физиолог, бывший католическим священником, смотрит на все это затуманенным взором, ибо ведь участвовать должны все. Нужно было видеть там Геккеля, как омолаживающе он действовал! Студенчество в тот день также было воодушевлено. Там происходило очень многое и студенты были чрезвычайно изобретательны. Раздобудьте книжечку, в которой собраны песни, которые пелись в этот день, какие чудачества там происходили, например, археоптерикс, оттачивающий свой клюв о верхушку церковной башни - представьте себе эту полную молодого задора жизнь. Я вам это также рекомендую в качестве материала для медитации, тогда вы почувствуете, что значит Иена в духовном развитии Европы.

Итак, чтобы завершить наши обсуждения, завтра в девять часов я прочитаю вам последний доклад.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ДОКЛАД

Date: 2016-11-17; view: 206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию