Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 96 — 03 — 04595, actr/accels и usia





 

Недавние исследования, выполненные в США в рамках теории самодетерминации [13], [14], выявили две группы жизненных ценностей. Одна группа ценностей, в которую по результатам факторного анализа были объединены личностный рост, привязанность и любовь, служение обществу и здоровье, получила название внутренних стремлений. Внутренние стремления были интерпретированы как жизненные цели, обеспечивающие удовлетворение основных психологических потребностей в автономности, эффективности и привязанности и которые способствуют личностному росту и психическому здоровью. Другая группа ценностей, в которую были объединены материальное благополучие, социальное признание через популярность и физическая привлекательность, получила название внешних стремлений. В эту группу стремлений попали состояния, имеющие видимые признаки благополучия и признания, оценка и достижение которых зависит от реакций других людей. Эти стремления, как правило, являются средствами достижения некоторых внешних по отношению к личностному Я целей и способами реализации потребностей, не ведущих к личностному росту и психическому здоровью.

 

Проведенные в США исследования продемонстрировали также, что если испытуемые ориентированы на внешние ценности в ущерб внутренним, то они имеют низкие показатели психического здоровья, оцененного с помощью опросников самоактуализации, самоуважения, депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью. Была также установлена и обратная зависимость: положительная корреляционная связь между относительным преобладанием внутренних стремлений над внешними и показателями психического здоровья. Аналогичные закономерности были выявлены и в других исследованиях, как на выборке студентов колледжей, так и на взрослой выборке [24]. Было установлено, что связи между стремлениями и психическим здоровьем не зависят от пола, дохода и возраста.

 

Другой аспект направления исследований в США связан с изучением влияния межличностного стиля общения между подростком и его родителями и учителями, на преобладание жизненных ценностей [3]. Исследования [21] и [22] убедительно продемонстрировали критическую роль, которую играет социальное окружение в формировании системы жизненных ценностей. В частности, было показано, что в социальной атмосфере, характеризуемой поддержкой самостоятельности подростков, наличием четких правил поведения и ясных критериев его оценки, последовательностью в их соблюдении, а также эмоциональной вовлеченностью в жизнь подростков, у них происходит успешное формирование внутренней мотивации, самостоятельности и саморегуляции. Подростки в такой атмосфере воспринимают себя более компетентными в учебной деятельности и демонстрируют более здоровые способы адаптации к социальным ситуациям различной природы по сравнению с подростками, воспитывающимися в противоположных условиях (строгий контроль за поведением, диффузность требований и равнодушие со стороны родителей) [11].

 

Исследование [15] было связано с более детальным анализом роли матерей в формировании структуры жизненных ценностей подростков. Оказалось, что старшие подростки, у которых преобладает стремление к финансовому благополучию над стремлениями к привязанности, личностному росту и улучшению общества, имеют матерей, характеризуемых жестким контролирующим стилем воспитания и невысокой эмоциональной вовлеченностью в жизнь ребенка. Такие матери, как показало исследование, ценят социальную конформность и имеют более низкий уровень образования и дохода, чем матери, ориентированные на автономность и самостоятельность ребенка. Было выявлено, что дети из семей с низким доходом демонстрируют относительное преобладание ценности материального благополучия над внутренними ценностями. Сходные закономерности были получены на выборке студентов колледжа. Предсказательной ценностью в отношении преобладания внутренних стремлений было то, насколько студенты оценивали своих родителей как поддерживающих их самостоятельность, эмоционально вовлеченных, с теплыми межличностными отношениями. Относительное преобладание внешних ценностей у студентов оказалось отрицательно связанным с указанными показателями родительского стиля.

 

Итак, проведенные исследования на американской выборке позволили выделить: 1) две группы жизненных целей - внешние стремления и внутренние стремления, 2) установить положительную связь между относительным преобладанием внутренних стремлений и показателями психического здоровья и отрицательную - между преобладанием внешних стремлений и теми же показателями психического здоровья, 3) выявить положительное влияние родительской поддержки автономности, эмоциональной вовлеченности и структурированности требований на преобладание внутренних ценностей у детей.

 

Эти результаты были проинтерпретированы в работе [23] с позиций теории самодетерминации поведения человека [7]. Согласно данной теории, каждый человек имеет три базовые психологические потребности: потребность в автономности и самостоятельности, потребность в компетентности и эффективности и потребность в значимых межличностных отношениях. Удовлетворение этих потребностей ведет к личностному развитию и психическому здоровью. Если семейное окружение обеспечивает адекватную реализацию указанных потребностей, то очень вероятно, что дети будут развиваться психологически здоровыми и что они ассимилируют такие жизненные ценности, которые и в дальнейшей жизни обеспечат беспрерывное удовлетворение базовых психологических потребностей. С другой стороны, если человек сталкивается с трудностями в удовлетворении этих потребностей, то скорее всего он будет испытывать беспокойство и обладать плохим психическим здоровьем. Очень вероятно, что такой человек ассимилирует жизненные ценности, являющиеся социально признанными индикаторами видимого благополучия. Люди, ориентированные на такие внешние ценности, скорее всего не будут получать удовлетворения от реализации внутренних ценностей, что в свою очередь будет подкреплять внешне-ценностную ориентацию и плохое психическое здоровье.

Date: 2016-11-17; view: 182; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию