Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здоровье - особая ценность для каждого человека и человечества в целом.





Здоровье - ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления.

 

 

Человек связывает воедино здоровье и жизнь, здоровье и смерть, здоровье и болезнь. Понятие "здоровье" развивалось в связи с понятием "болезнь" и прошло определенные этапы. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий "здоровье" - "болезнь".

 

Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье - такое состояние (естественное) организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. При этом надо подчеркнуть, что однозначной, всеми признанной, формулировки термина "здоровье" не существует. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия, но раскрыть его в полном объеме ни одно из них не может. Поэтому в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие "здоровье" формулируется достаточно абстрактно: "Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней".

 

При этом под физическим здоровьем следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности. Таким образом, неправомерно узкое истолкование здоровья как чисто медицинской (тем более только соматической) категории. Следует подчеркнуть интегральный характер этого понятия, что выводит понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно иной уровень, чем принято традиционно.

 

Современная медицина подразделяет здоровье на общественное, или популяционное, которое характеризует совокупное здоровье общественных и демографических групп населения или всего населения страны, и индивидуальное.

 

Здоровье населения - понятие статистическое, описываемое комплексом демографических показателей, таких как:

 

- рождаемость и смертность, в том числе младенческая (смертность детей первого года жизни);

 

- средняя продолжительность жизни;

 

- возрастно-половой состав населения;

 

- физическое развитие;

 

- заболеваемость.

 

В международной практике важнейшими показателями, отражающими общественное здоровье, принято считать наряду с общей смертностью населения среднюю продолжительность жизни (в годах) и уровень детской смертности до 1 года (на тысячу родившихся живыми). В отличие от данных об общей смертности, показатель средней продолжительности жизни не зависит от различий в возрастном составе населения и потому особенно пригоден для сопоставления состояния общественного здоровья в различные периоды времени и в разных странах.

 

Последние 15 лет в России наблюдается ухудшение практически всех демографических показателей. Специалисты говорят о депопуляции, т. е. практически о вымирании населения нашей страны. Действительно, начиная с 1992 г. наблюдается так называемый отрицательный баланс прироста населения, т. е. смертность превышает рождаемость и с каждым годом нас становится все меньше. По некоторым подсчетам, за прошедшие годы численность населения сократилась за счет естественной убыли на 9-10 млн. человек. В настоящее время число рождений в расчете на 1 женщину в нашей стране составляет 1, 2, в то время как для простого воспроизводства необходимо не менее 2, 2 рождений. По мнению некоторых демографов, если не принять срочных мер, снижение численности населения России может оказаться катастрофическим, и к 2060 г. в нашей стране будет всего 65-69 млн. граждан. Уже через 25-30 лет может наступить качественная деформация, т. е. число пожилых людей и инвалидов превысит половину населения и встанет вопрос о возможности поддержания жизнеобеспечения государства. Конечно, речь идет о самом катастрофическом варианте развития событий.

 

Очень неблагоприятна динамика средней продолжительности жизни и смертности в нашей стране. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, где давно уже преодолен 70-летний рубеж. В 1964 г. в России (СССР) средняя продолжительность жизни равнялась 70 годам, в том числе у мужчин - 66, 1, у женщин - 73, 7 года. В тот период отставания от наиболее передовых в этом отношении стран практически не было. Но затем продолжительность жизни начала снижаться и в настоящее время не достигает 70 лет (точнее, составляет 67, 66 лет).

 

По данным ООН, в 2004 г. по этому показателю Россия занимала 142-е место в мире. Надо отметить, что большинство стран Западной Европы входит в первую двадцатку в этом списке. Интересно, что первые три места занимают крохотные государства: Андорра (продолжительность жизни 83, 49 лет), Макао (81, 87 лет) и Сан-Марино (81, 43 лет).

 

Какие же факторы определяют продолжительность жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, следует познакомиться со структурой заболеваемости и смертности населения.

 

Заболеваемость населения России в основном определяют 5 классов болезней. Они составляют более 2/3 всех заболеваний. Наиболее распространены болезни органов дыхания - более 1/3 всех заболеваний. Второе место занимают болезни нервной системы и органов чувств. Далее следуют болезни сердечно-сосудистой системы, болезни органов пищеварения, а также несчастные случаи, травмы и отравления. Из других заболеваний следует отметить сахарный диабет. Частота его быстро растет и за последние 15 лет увеличилась вдвое. Растет и число вирусных заболеваний, к которым относится и новое для человека заболевание - СПИД. У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы, у мужчин - язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда.

 

Структура смертности в России имеет определенные отличия от других стран мира. Как в развитых странах, так и в России большинство людей умирают от сердечно-сосудистых заболеваний (в настоящее время это причина смерти почти 56% россиян). Однако следует заметить, что в развитых странах Запада смертность от болезней кровообращения снизилась в последние годы на 50-60%. В России же она не просто выросла вдвое, но приобрела характер эпидемии.

 

На втором месте среди причин смертности не злокачественные новообразования, как везде, а несчастные случаи, травмы, отравления, самоубийства и убийства. Скажем, на дорогах гибнут ежегодно более 30 тыс. человек, а от самоубийств - около 60 тыс.

 

Очень тревожит высокая доля несчастных случаев, травм и отравлений среди людей, способных к труду. Это является причиной смерти не менее чем в 1/3 случаев, причем у мужчин в 4-5 раз чаще, чем у женщин. Ежегодно травмы и отравления получают 12 млн. россиян. Вероятность смерти от неестественных причин в течение жизни в России вдвое выше, чем в США и Японии, втрое - чем в Великобритании.

 

В далеком 1986 г. в результате антиалкогольной кампании уменьшилась как общая смертность трудоспособного населения (на 21%), так и особенно смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (на 36%). Эффект борьбы с пьянством был быстрым и выраженным, но ограниченным по времени.

 

Далее среди причин, вызывающих смерть, идут онкологические заболевания и болезни органов дыхания. Следует отметить, что в России больные умирают на 5-8 лет раньше, чем в большинстве развитых стран, и этим обусловлены большие потери трудового и жизненного потенциала населения в нашей стране. Особенно высока смертность в первый год жизни, а также среди людей трудоспособного возраста (смертность сейчас выше, чем даже в периоды мировых войн). Уровень младенческой смертности у нас в настоящее время в 4 раза превышает соответствующие показатели в развитых странах Запада. А ведь чем ниже смертность младенцев, тем состояние здоровья детей, а значит, и всего населения, лучше. Высокий уровень младенческой смертности указывает на серьезное неблагополучие в здоровье населения. Острейшей проблемой остается материнская смертность, более чем в 10 раз превышающая показатели развитых стран.

 

Более высокая смертность населения трудоспособных возрастов - одна из основных причин снижения средней продолжительности жизни россиян. Нам не удалось пока оттеснить болезни и смерть к более поздним возрастам в такой мере, в какой это сделано в развитых странах. Особенно тревожит тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения нашей страны. Число абсолютно здоровых детей и подростков составляет всего 3-8%, до 35-38% увеличилось за последние годы число школьников, имеющих какие-либо функциональные нарушения или дисгармоничное развитие, и до 59-62% возросло число хронически больных учащихся. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят к окончанию школы в стойкую хроническую патологию.

 

Анализ специалистов Института гигиены детей и подростков МЗ РФ показывает, что только 20% юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у каждой четвертой из них отмечается дисгармоничное развитие. Почти 2/3 девушек имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, причем около 25% из них имеют проблемы, связанные с нарушениями репродуктивной системы, - т. е. новое поколение родителей имеет специфические показатели здоровья, несущие повышенную угрозу здоровью следующих поколений. Педиатры сообщают: до 80% современных детей рождаются физиологически незрелыми, что резко снижает уровень их адаптационных возможностей и увеличивает вероятность заболеваний. Таким образом, круг замыкается.

 

Приведенная здесь достаточно мрачная демографическая статистика должна вызывать не уныние и безнадежность, а желание действовать. Объективную социальную реальность творят люди, которые вполне способны изменить ход событий и направить их в сторону, в наибольшей степени обеспечивающую интересы самосохранения и выживания общества в целом и каждого отдельного человека в частности.

 

Часто приходится слышать, что решение демографических проблем связано с повышением уровня жизни населения. Резон в этом, безусловно, есть. Чем лучше живет человек, тем, как правило, больше внимания уделяет своему здоровью. Но напрямую связывать уровень здоровья с экономическими показателями все же не стоит. Социально-психологические факторы, видимо, не менее важны. Об этом свидетельствует хотя бы наша недавняя история. Так, резкое улучшение всех демографических показателей в России было отмечено специалистами в середине и второй половине 1980-х годов.

 

Читатели, вероятно, помнят эти времена всеобщего дефицита, когда многие продукты питания население получало по талонам, когда начали разлаживаться многие системы и связи, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность гражданина. И вот несмотря на ухудшение качества жизни резко снизились заболеваемость и смертность (число суицидальных проявлений, например, сократилось вдвое!), начала увеличиваться продолжительность жизни. В чем причина? Ответ представляется очевидным: просто стало интересно жить. Это было время перемен, надежд на лучшее... Но наступили 1990-е, и эти радужные упования оказались несостоявшимися для большой части населения. Разочарование, опустошенность, утрата надежд и являются, на наш взгляд, одной из основных причин нынешнего ухудшения демографической ситуации.

 

Интересно отметить, что специалисты обнаруживают четкую связь между социально-экономической ситуацией в стране и смертностью. Ее пики приходятся на начало 1990-х годов - развал СССР; конец 1990-х - дефолт; первая половина 2005 г. - монетизация льгот. Правительство России приняло в конце 2001 г. "Концепцию демографического развития до 2015 года", в которой главной целью объявлена стабилизация численности населения и создание предпосылок для демографического роста на основе увеличения ожидаемой продолжительности жизни, улучшения репродуктивного здоровья населения, создания условий для повышения рождаемости, всестороннего укрепления института семьи. В президентском Послании 2006 г. демографическая проблематика вновь была поставлена во главу угла.

 

Конечно, конкретные средства изменения нынешней ситуации еще далеко не разработаны. Но необходимо особое внимание уделить оздоровлению морального климата общества. Утрата идеалов, социальная несправедливость и неравенство, боязнь будущего - вот что разрушает физическое и психическое здоровье человека. Отдачу от принятых мер в силу инерционности демографических процессов можно будет ощутить только через 25-30 лет. Однако, повторимся, во имя самосохранения общества решить весь комплекс проблем, связанных с поддержанием и улучшением общественного здоровья, необходимо. И, очевидно, мы должны с уважением относиться к собственному, личному здоровью и здоровью наших близких, всех, кто нас окружает, как-то связан с нами. В конце концов общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей.

 

Говоря об индивидуальном здоровье, имеют в виду сохранение и развитие биологических и психических функций человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни. Для детей школьного возраста индивидуальное здоровье определяет, в частности, способность овладения всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Утрату ребенком познавательной активности следует расценивать как потерю здоровья.

 

Возрастные, половые и индивидуальные особенности человека определяют границы его функциональных возможностей, степень приспособления организма к условиям окружающей среды, ее физическим и социальным воздействиям, а именно это и характеризует уровень его здоровья. Болезнь с этой точки зрения является результатом истощения и поломки адаптационных механизмов, когда сопротивляемость неблагоприятным воздействиям резко снижается. Функциональные возможности организма, которые определяют степень реализации жизненно важных биологических и социальных потребностей, составляют так называемый адаптационный потенциал. Отсюда понятно, как важно правильно оценивать адаптационный потенциал каждого человека, создавая условия для полноценной реализации личности.

 

Понимание здоровья как определенного уровня приспособительных возможностей является очень плодотворным. Такое понимание позволяет, например, количественно оценить состояние здоровья человека. Так, уровень заболеваемости достаточно четко свидетельствует о степени сопротивляемости организма, т. е. устойчивости иммунной системы к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Анализ частоты и длительности перенесенных за год острых заболеваний и обострений хронической патологии наряду с некоторыми другими количественно-качественными критериями лежит в основе определения медицинских групп здоровья детей.

 

Безусловно, одним из непременных условий поддержания здоровья являются психическое равновесие, устойчивость. Жизнеспособность проявляется, в частности, как уже сказано, в умении преодолеть недуг. Именно это умение имел в виду Абдул Фарафис, врач Древней Сирии, который, начиная прием, приветствовал своего пациента словами: "Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты станешь на сторону болезни, то вас будет двое, и вы победите меня, ведь я буду одинок. Но если ты будешь со мной, мы одолеем болезнь, ведь у нее не будет союзников".

 

Для человека как уникального биосоциального субъекта социальная компонента существования необычайно важна. Понятно, что человек, не вписавшийся в микро- и макросоциум (а сколько у нас сейчас "лишних" людей?!), не может считаться здоровым, даже если у него нет признаков соматических нарушений. Заметим, кстати, что в этом случае рано или поздно какие-либо хвори неизбежно проявятся, что связано, разумеется, и с переживаемым психологическим дискомфортом. В Уставе ВОЗ говорится о высшем уровне здоровья как одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т. е. факторами, воздействие которых может привести к развитию болезни.

 

Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является относительное постоянство его внутренней среды - гомеостаз. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар, считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы. Постоянство внутренней среды - замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство имеет свои границы, определяемые наследственностью. А потому наследственность является одним из важнейших факторов здоровья.

 

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания. Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

 

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна. Специалисты, характеризуя удельный вес для здоровья тех или иных факторов, объединили их в 4 группы (см. табл.).

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно "тремя китами здоровья" называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха, рациональное питание и оптимальный двигательный режим. Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% - причиной преждевременной смерти.

 

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

 

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность - это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Так, издавна сложились традиционные правила поведения будущей матери. Спокойная обстановка в семье, отказ от курения и алкоголя, движение и свежий воздух - таков "кодекс" ее поведения. Если бы все матери следовали ему, гораздо меньше детей рождались бы физиологически незрелыми (а значит, с угрозой возникновения какого-либо заболевания) или вовсе больными. Доказано, что ранняя детская смертность во многом зависит от того, насколько будущая мать связана со специалистами женской консультации. При редких и несвоевременных контактах матери со специалистами уровень ранней детской смертности выше в 3 раза.

 

К. сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

 

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека. Человек - не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.

 

В.И.Кирпичев, Экология и жизнь

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложные перемены в экономических, социально-политических и духовных основаниях своего бытия. Эти противоречивые изменения проявляются и в здоровье людей — население России и продолжительность его жизни уменьшаются, смертность растет* заболеваемость увеличивается, возможности для лечения и укрепления здоровья для большинства россиян снижаются. К сожалению, продолжает формироваться негативная тенденция перемещения современного российского общества по характеристикам здоровья в разряд деградирующих социальных систем. Следовательно, актуальность проблемы ценности здоровья обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что речь идет о выживании целого наро-да.

Человечество с каждой ступенью своего развития становится более монолитным, цельным организмом, что подтверждается процессом глобализации. Усиливается взаимозависимость общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном, но и как о социальном феномене. В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности как общества, так и индивида (от самого биологического их существования до предпочтений в удовлетворении духовных потребностей), то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность, актуальность социально-философского, аксиологического исследования которой проявляется на трех

-4-

основных уровнях.

Актуальность этой проблемы на общечеловеческом уровне возрастает в силу того, что мы становимся свидетелями появления и нарастания так называемых глобальных проблем человечества, отрицательные последствия которых неизбежно связаны с нарушением здоровья человека в планетарном масштабе. Это связано не только с техногенными воздействиями на природу и ухудшением экологической ситуации. Проблемы здоровья и выживания человечества не могут рассматриваться вне связи с негативными тенденциями и деформациями общественного развития. Локальные войны и военно-политические конфликты, сепаратизм, терроризм, наркоторговля неизбежно связаны с преступлениями против жизни и здоровья человека. В ряде случаев они носят уже угрожающий человечеству характер. Отсюда понятная озабоченность поиском практических мер их решения. При этом со всей очевидностью встает задача выработки единой, способной к практической реализации общественной стратегии и тактики решения этого насущного вопроса. Недооценка такой задачи и недостаточная изученность связанных с ней проблем без преувеличения ставит человечество на грань жизни и смерти \

С другой стороны, новые потребности, интересы и ценности, которые овладевают человеческими умами и душами, связаны все больше с техникой и искусственностью человеческого развития. Возникает опасность, что эти социально-техногенные и другие ценности искусственной среды обитания отодвигают на задний план ценности природно-жизненные2.

Все более острым становится вопрос о границах вмешательства человека в основания своего существования в физиологическом смысле. Оче-

1 См.: Казютинский В.В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации. // Философия, наука, цивилизация. Под ред. В.В. Казютинского. М.: 1999. С. 337. Агаджанян H.A., Тель Л.З., Полунин И.Н. Искусство быть здоровым. Астрахань.: 1997. С. 67. Агаджанян H.A. Экология человека: здоровье и концепция выживания. М: 1997. С. 67. Агаджанян H.A., Петрова П.Г., Варфоломеев A.B. Экология и резервы здоровья. Якутск.: 1996. С. 58. Димов В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания биосоциального вида Homo 5ар1еп8.//Социально-гумантирные знания. 2000.- №2. С. 174-182.

2 См.: Агаджанян H.A., Петрова П.Г., Варфоломеев A.B. Экология и резервы здоровья. С. 58.

-5-

видны все новые успехи молекулярной биологии, генной инженерии, научного познания человека в целом. Однако успехи эти связаны и с тревожащими человечество опасностями. Никогда раньше человек не мог так активно искусственно вмешиваться в вопросы наследственности, появления, регулирования и зачатия самой жизни. Более того, угроза для человечества неизмеримо возрастает, когда отсутствует философское осмысление приоритетов, масштабов и последствий (как сиюминутных, так и отложенных во времени) такого вмешательства. «Над человеком нависла смертельная угроза самоуничтожения, он может в любой момент исчезнуть с лика Земли, что будет противоестественно для человека разумного. Человек сам, своим разумом создал эту противоестественную ситуацию, а теперь начинает все острее осознавать необходимость "высокого соприкосновения" разума с самим собой, разума, соединенного с гуманностью, т.е. необходимость мудрости. Человек все больше начинает обращаться к себе самому, становиться не только субъектом, но и главным объектом познания»3.

На социумном уровне актуальность темы исследования связана с тем, что характеристики и оценки общественного здоровья неразрывно связаны со здоровьем его членов, с такими феноменами, как рождаемость, смертность, болезнь, условия и образ жизни, возможности правильного питания, природная среда, организация здравоохранения и множеством других.

Происходящие в обществе изменения, научные и технологические открытия, практически всегда становятся факторами, оказывающими влияние на здоровье социума, вносят коррекцию в отношение общества к здоровью как к ценности.

Экономические диспропорции общества, развитие социальных противоречий не только приводят к возникновению новых заболеваний, к де-

Фролов И.Т. Жизнь и познание // Академик Иван Тимофеевич Фролов. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука. 2001. С. 491.

-6-

формации параметров жизни, но и порождают новые экологические и социальные проблемы, как региональные, так и глобальные. Не случайно при представлении в 2002 г. Ежегодного послания Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что развитие страны определяется духовным и физическим здоровьем нации4.

Исследование проблем здоровья актуально и на личностном уровне. В социальной практике нашего Отечества накоплен уникальный опыт укрепления здоровья личности посредством массового развития физкультуры, систематической диспансеризации и т.д. Сегодня происходит парадоксальное явление - "обесценивание здоровья личности как ценности". В условиях, когда смертность превышает рождаемость, когда реанимируются, казалось бы, уже побежденные заболевания, когда общество не в состоянии обеспечить необходимый для населения уровень здравоохранения, возникает проблема поиска эффективных путей повышения ценности здоровья.

Актуальность темы исследования обусловлена также потребностью в разработке принципов и механизмов системности в обеспечении здоровья человека, в разработке философско-методологических оснований формирования концепции здоровья на планетарном, социумном и личностном уровнях современности. Такие основания уже объективно складываются, формируются как новое философское направление - философия здоровья5. Плюрали-стичность подходов к здоровью человека, возникновение множества школ, направлений, парадигм в лечебной практике, порождает бессистемность в теории, фрагментарность в научных прикладных исследованиях. В связи с этим, наряду с поисками способов лечения отдельных заболеваний человека, актуально философское обоснование необходимости создания некоторой интегрирующей, социально ориентированной теории здоровья человека. О не-

См.: Путин В.В. О здравоохранении // Национальная безопасность и геополитика России. Спецвыпуск. № 2 (3), 2001. С.З. 5 См.: Философия здоровья. М., ИФ РАН, 200L

-7-

обходимости формирования интегрирующей теории такого рода сегодня говорят и философы, и практикующие врачи 6. И это понятно, если учесть, что число известных на сегодня болезней достигло фантастической цифры -23600, а специализированных медицинских профессий сейчас уже по данным ВОЗ—76.

Многоаспектный аксиологический анализ здоровья человека и социума может быть плодотворным, если он проводится в связи с оценкой конкретного состояния медицины как в смысле научно-теоретического и материального ее обеспечения, так и отношения к ней со стороны общества и его политических структур.

Приведение в соответствие должного и сущего в отношении здоровья как универсальной ценности человека возможно лишь на основе научного социально-философского обобщения, вскрытия противоречий и закономерностей взаимосвязи различных проявлений здоровья личности и социума, выработки мировоззренческих и методологических ориентиров для перелома складывающейся негативной тенденции вырождения нации.

Степень разработанности проблемы. Философские проблемы здоровья всегда занимали важное место в научной литературе. За редким исключением, со времен жреческой медицины и до неогиппократических концепций современности здоровье человека рассматривается как смысложиз-ненная ценность. Среди наиболее ярких представителей мировой культуры, разделявших такой подход, можно назвать Гиппократа, Ибн-Сину, Галена, Пенде, Кастильони, Мартини, Селье и др.

В настоящее время внимание к этой проблеме носит особенно острый характер. В последнее время появилось большое количество работ философов, социологов, экологов и медиков, посвященных самым разнообраз-

6 См.: Фесенкова Л.В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья)//Философия здоровья. М.: ИФ РАН. 2001. С.110-128; Амосов Н.М. Преодоление старости. М.: Будь здоров. 1996; Коновалов В.В. Совсем другая медицина. М: 1997.

-8-

ным философским, в том числе и аксиологическим, аспектам здоровья.

Причем, следует отметить, что объем аксиологической тематики все более возрастает. Представляется убедительным тезис о том, что все философские аспекты здоровья пересекаются в признании его ценности. Но, как справедливо подчеркивают И.К. Лисеев и А.Т. Шаталов, сам аксиологический аспект здоровья, понимание здоровья как ценности не может быть решен без учета всех иных его философских и медицинских аспектов7. Анализ имеющейся социально-философской, валеологической и медицинской литературы показывает, что специальных исследований проблемы здоровья как социальной ценности не проводилось. Вместе с тем, можно выделить несколько групп работ, авторы которых разрабатывали или затрагивали отдельные аксиологические аспекты здоровья.

Наиболее близкими к теме диссертации являются работы, в которых рассмотрены основания ценности здоровья, исследуется отдельные аспекты здоровья как социальной ценности, ценностные ориентации личности и общества, динамика их ценностей в техногенном мире. Эти проблемы исследовали В.С.Барулин, Ф.Н.Блюхер, Е.С.Демиденко, В.М.Димов, В.Д.Жирнов, АЛИванюшкин, И.А.Крылова, В.Н.Паутов, Петрий П.В., И.В.Силуянова, П.Д.Тищенко, В.Г.Федотова, Л.В.Фесенкова, А.Т. Шаталов8.

Существуют исследования естественно-научного характера, в которых рассматриваются вопросы воссоздания целостных представлений и мировоззренческих оснований здоровья. Эти проблемы исследуют такие авторы, как A.A. Алексеев, Н.А.Быховская, А.В.Варфоломеев, Э.С.Демиденко, Н.А.Дудина, В.А.Иванченко, И.П.Неумывакин, П.Г.Петрова, Т.Я.Свищева, М.И.Фомин, Л.В.Шаплыгин. Важную роль в этом контексте некоторые авторы отводят соединительнотканной теории (СТ-

7 Лисеев ПК, Шаталов А.Т. Предисловие // Философия здоровья. М.: ИФ РАН. 2001. С. 3-4.

8 Работы авторов см. в библиографии диссертации.

-9-

теории), которая, по их мнению, объединяет в единый механизм известные ранее теории «выживания человечества», конструирует новое понимание ин-тегративного видения проблемы профилактики и поддержания здоровья тела и духа.

Особенности формирования мировоззренческих подходов к феномену здоровья в различных типах культур (античной, средневековой и Нового Времени), место проблемы здоровья в западной и восточной культурах, связь проблемы здоровья с мировоззрением рассматриваются в исследованиях И.А. Бесковой, С.А.Нижникова, Ю.П.Михаленко.

Здоровье как философскую, социально-психологическую и гуманитарную проблему самоорганизации человека исследовали такие авторы, как В.М.Димов, Д.И.Дубровский, В.Д.Жирнов, Р.С.Карпинская, И.К.Лисеев, С.А.Никольский, В. М.Розин, Б.Г. Юдин и др.

Влияние экологических деформаций на здоровье человека анализируют Н.А.Агаджанян, Н. Barrows, R. Giere, J. Kertzer, А. Кинг, И.А.Крылова, Б.Г.Кузнецов, Т. Кун, Ю.П.Лисицин, Р. Парк, Н.Стефанов, В.С.Степин, I. Turner, D. Champion и другие.

Условия взаимодействия биологического и социогуманитарного знания в понимании здоровья под различными углами зрения рассматриваются в работах А.И.Алешина, Р.С.Карпинской, И.К.Лисеева, И.Т.Фролова. Соотношение социального и биологического в здоровье исследовали А.В.Брушлинский, А.С.Горбунов, Д.И.Дубровский, С.Г.Ольков, Е.В.Черносвитов, Г.Х.Шингаров.

Философские и нравственно-аксиологические аспекты здоровья, этические проблемы евгеники, этика эвтаназии, трансплантологии, клонирования, а также всего того конгломерата проблем, который сложился вокруг геномных исследований, освещены в работах Ф.Арьеса, Ю.Г.Волкова, А.Я.Иванюшкина, И.К.Лисеева, В.С.Поликарпова, П.Д.Тищенко,

-10-

И.Т.Фролова, Ю.В.Хен, А.Т.Шаталова, Б.Г.Юдина и др.

Перечисленные здесь и другие аспекты проблемы здоровья обсуждаются на постоянно действующем исследовательском семинаре в Институте философии РАН «Философия здоровья» в Центре Био - и экофилософии.

Вместе с тем многие проблемы, связанные с темой исследования, остаются малоизученными или не до конца проясненными. Нет единства в толковании самого понятия здоровья. Самые разнообразные попытки его определения предпринимаются обычно без анализа открытий в биологической и медицинской науках. Вне рассмотрения остаются различные аспекты конкурирующих теорий и подходов в понимании болезней, их этиологии, методах диагностики и лечения. Такого рода позиция, когда при определении «здоровья человека» медицинские теории, состояние медицины, выносятся как бы за скобки, переносится и на аксиологическую проблематику, связанную со здоровьем. Сравнительный анализ конкретных медико-биологических теорий ясно показывает, что аксиологические проблемы существенно зависят от сущностных биосоциальных ориентации этих теорий. А биосоциальная ориентация исследований в медицине существенно зависит от ценностных установок и ориентации общества.

Философская аксиология во многих своих аспектах дисциплина еще становящаяся, в ней много разнообразных противоборствующих подходов9. У исследователей нет совпадения в одном из главных вопросов, а именно в том, что является основой ценностной оценки: сам предмет оценки или же вызываемое какими-то мотивациями отношение к предмету со стороны субъекта. Для отношения оценивания необходимы два условия. Во-первых, чтобы предмет оценки обладал неким свойством, которое можно было бы соотносить с принятыми в определенной системе ценностями и оценками. А во-вторых, чтобы у субъекта, осуществляющего оценку, имелись для этого

Подробнее об этом см.: Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис. 1997.

-11-

соответствующие мотивации и установки.

В аксиологических исследованиях здоровья не всегда учитывается то специфическое обстоятельство, что оно выступает одновременно в двух ипостасях. С одной стороны, здоровье представляет собой общечеловеческую универсальную витально-социальную ценность, а с другой — его характеристики складываются из характеристик здоровья составляющих человечества. Нет здоровья "вообще", а есть здоровье определенного человека, социума. А это означает, что оценка здоровья осуществляется по конкретным состояниям индивида, коллектива, этноса, а поэтому процесс оценки оказывается, по существу, процессом самооценки и самопознания субъекта. Самооценка как элемент самопознания требует определенной культуры, осмысления своих возможностей и социальной ответственности, понимания целей и ценностей бытия. И здесь многое зависит от культуры вообще и от медицинской культуры, в частности. И не только с точки зрения ее теоретического развития и технических возможностей, но и с точки зрения формирования общественного сознания, связанного с ценностными жизненными ориента-циями и приоритетами. Медицинская теория, направленная исключительно на узкопрофильное лечение болезней, и философские сентенции о "ценности здоровья вообще", взятые по отдельности, ожидаемого результата не дают. Только единство естественнонаучного и аксиологического аспектов представляется приемлемым методологическим условием философского осмысления ценности здоровья как витально-социального феномена.

"Здоровое общество" — это идеал функционирования социального организма. Очевидно, что стремление к нему имеет большую теоретическую и практическую значимость. Поэтому, жизнедеятельность современного человека и человеческих сообществ настоятельно требует социально-философского осмысления ценности здоровья на очередном рубежном для человечества этапе, уточнения приоритетности его содержательных компо-

-12-

нентов, выработки методологических принципов сохранения и укрепления здоровья населения страны.

Объект исследования - здоровье как универсальная ценность.

Предмет исследования - здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях.

Цель исследования заключается в рассмотрении социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к "обесцениванию здоровья", и обосновании путей их устранения.

Общий теоретический замысел работы состоит в том, чтобы показать, что развитие общества требует постоянной коррекции значимости ценностей различных уровней, в том числе и высших, абсолютных. До настоящего времени в оценке здоровья как универсальной ценности доминировали его витальная значимость и биологическое содержание. Социокультурные факторы XXI века, развитие биологии и медицины выдвигают на ведущее место в оценке здоровья социальную составляющую. Недооценка этой тенденции на индивидном и социальном уровнях приводит к "обесцениванию здоровья". В преодолении этой недооценки важное место принадлежит философской теории ценностей как основанию для обеспечения системного и комплексного подхода к проблеме здоровья. Одним из ведущих условий обеспечения комплексности в формировании нацеленности общества на здоровый образ жизни, на культивирование здоровья является обоснование закономерной взаимосвязи здоровья индивида и здоровья социума как единой системы.

-13-

Замысел и цель исследования обусловливают его задачи:

• Определить сущностные характеристики здоровья как универсальной ценности.

• Систематизировать факторы, детерминирующие ценностные отношения человека к своему здоровью;

• Исследовать динамику ценностных характеристик здоровья общества на индивидном, социумном и планетарном уровнях;

• Выявить тенденции в ценностном отношении человека к своему здоровью в различные исторические эпохи и на этой основе дать оценку современным парадигмам здоровья человека и социума;

• Осуществить критический анализ современных концепций человека как методологических оснований исследования ценности его здоровья;

• Исследовать существующие интегративные подходы к здоровью и определить их возможности в формировании комплексной концепции его ценности.

• Проследить специфику взаимосвязи здоровья человека и здоровья социума в развитых странах и в России в современных условиях;

• Определить пути повышения ценности здоровья в современном российском обществе.

Теоретико-методологическая база исследования. В процессе комплексного социально-философского исследования автор опирался на принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части. Важным было использование системно-исторического подхода и его синер-гетических вариантов, применительно к анализу здоровья человека и социума как открытых систем. В исследовании ряда аксиологических проблем автор использовал «теорию социальных эстафет» М.А.Розова. В своей работе

-14-

автор опирался также на методы и модели генерализации знания, приемы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности.

Научная новизна исследования в самом общем виде заключается в том, что в диссертации представлена авторская концепция здоровья как социальной ценности. В рамках этой концепции:

¦ предложено аксиологически ориентированное понимание сущности здоровья как потенциальной совокупности биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде, как гармоничная совокупность физического, духовного и социального состояния человека, в которой утраты в адаптации к среде в физическом отношении могут быть компенсированы духовной и социальной его составляющими;

¦ в динамике ценности и оценке здоровья в развитии человечества выявлена закономерная тенденция последовательного перехода от доминирования физической составляющей здоровья к его социальной составляющей, зависимость этой тенденции от экономической, социально-политической и духовной жизни общества, уровня цивилизованности и социальной ориентации государства;

¦ на основе новейших достижений в области естественнонаучного знания уточнены ценностные характеристики здоровья человека, раскрыты новые аксиологические аспекты здоровья в связи с появлением современных биотехнологий, развитием геномных исследований, возможностью разных видов клонирования, свидетельствующие об актуализации социокультурных проблем ценности здоровья, его сохранения как на индивидном, социумном

-15-

так и на планетарном уровнях;

¦ с позиции ценностного подхода проведен анализ существующих медицинских и социобиологических теорий (анамнестической, артритической, стрессорной, евгенической, валеологической). В качестве одной из последних рассмотрена соединительнотканная теория, показан ее интегра-тивно-синергетический характер, позволяющий с большей степенью комплексности рассматривать здоровье;

¦ выявлена и сформулирована закономерная взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума, при которой в здоровом обществе здоровье отдельного индивида является высшей ценностью, а уровень здоровья индивидов формирует устойчивые характеристики здоровья общества. Типологизирована система факторов, обусловливающих ценностное отношение к здоровью в физической, духовной и социальной сферах;

¦ обосновано и введено в научный оборот понятие "здоровье общества" как социальной ценности, выражающейся в таком состоянии (т.е. доминирующем способе его бытия), при котором социум наиболее полно обеспечивает реализацию биопсихосоциальных возможностей своих членов как принципа их жизнедеятельности;

¦ определены пределы относительности здоровья и факторы, обусловливающие его динамику от относительной ценности к ценности абсолютной. Эта динамика позволяет давать как сравнительные, так и прогностические оценки здоровью конкретной социальной системы, на основе которых можно определить меры по повышению его ценности;

¦ выявлены основные причины, обусловливающие отклонение современной России от тенденции повышения ценности здоровья в развитых странах (трудности в реализации социальной политики государства, социально-экономическое расслоение населения, механический перенос норм и

-16-

ценностей других культур и др.) и сформулированы принципы деятельности по предотвращению его обесценивания.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.

2. Здоровье как индивидуальная ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.

3. Здоровье как социальная ценность — это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.

4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.

5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматрива-

-17-

лось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско - аксиологического метода - подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.

7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.

 

Date: 2016-11-17; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию