Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Египетские фрагменты Институций Гая 1 page





III, 153. Говорится также, что товарищество прекращается при умалении правоспособности [одного из членов], так как по принципам гражданского права умаление правоспособности упо­добляется смерти; в любом случае, однако, если они снова сго­ворились на товарищество, то возникает новое товарищество.

154. Также если имущество кого-либо из сотоварищей пуб­лично или частным образом продается, то товарищество прекра­щается. Но что касается того товарищества, о котором мы гово­рим, т. е. заключаемого путем простого соглашения, оно отно­сится к праву народов и поэтому применяется между всеми людьми по принципам естественного права. Существует и иной вид сообщества, свойственный только римским гражданам. Ведь некогда после смерти отца семейства между ближайшими на­следниками устанавливалось некое законное и в то же время естественное сообщество, которое называлось ercto поп cito, т. е. «при неразделенной собственности»; ведь erctum означает «соб­ственность», отсюда собственник зовется erus. Ciere же означает «делить», откуда мы и говорим «рубить», «рассекать» и «де­лить». Другие же из тех, кто хотел быть в одном и том же това­риществе, могли достичь этого у претора посредством опреде­ленного легисакционного иска. В данном товариществе братьев и прочих лиц, которые по примеру братьев объединились со своими сочленами в товарищество, отличительной чертой было то, что один, даже если только один человек из сотоварищей, посредством манумиссии делал свободным общего раба, и тот получал свободу от всех [членов товарищества]; таким же обра­зом делало вещь общей посредством ее манципации одно лицо, которое получало в манципий...

IV, 17. Через требование судьи возбуждался иск в случае, если закон приказывал, чтобы об этом деле иск возбуждался [именно] таким образом, подобно тому, как Законы XII таблиц приказывают относительно того, о чем предъявляется претензия на основании стипуляции. И это дело происходило обычно та­ким образом. Истец произносил следующее: «Я утверждаю, что на основании спонсии ты должен дать мне 10 ООО сестерциев. Я требую, чтобы ты либо подтвердил, либо отверг это». Ответчик говорил, что он ничего не должен. Истец же произносил: «Так как ты, [ответчик], отрицаешь, я требую у тебя, претор, назна­чить судью или арбитра».


Таким образом, в этом роде исков всякий безнаказанно давал отрицательный ответ. Точно так же те же самые Законы [XII таблиц] приказывали, чтобы через требование судьи возбуждал­ся иск о разделе наследства между сонаследниками. То же самое делал закон Лициния, если возбуждался иск о разделении ка­кой-либо общей вещи. Таким образом, после определения при­чины, из-за которой велся иск, арбитр давался сразу.

Иск через кондикцию возбуждался следующим образом: «Я утверждаю, что ты должен дать мне 10 000 сестерциев. Я требую, чтобы ты подтвердил или отверг это». Ответчик гово­рил, что он ничего не должен. Тогда истец произносил: «Так как ты отрицаешь, то я уведомляю тебя [о встрече] на 30-й день ради получения судьи».

17а. Затем на 30-й день они должны были быть на месте для получения судьи.

18. Condicere же на древнем языке означало «объявлять, уведомлять». Таким образом, этот иск назывался именно в соб­ственном значении кондикцией...

Дитесты Юстиниана1

Публикуется по: Дигесты Юстиниана. В 8 т. /

Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2002. - (Изд. продолжается). Кн. 1 / Пер. И. С. Перетерского, Л. Л. Кофанова; Кн. 2 / Пер. А. В. Щеголева, И. С. Перетерского; Кн. 6 / Пер. Л. Л. Кофанова, И. С. Перетерского; Кн. 7 / Пер. И. С. Перетерского, М. Д. Соломатина; Кн. 8 / Пер. И. С. Перетерского, А. А. Григорьевой; Кн. 23 / Пер. И. С. Перетерского, А. В. Щеголева; Кн. 41 / Пер. А. Д. Рудокваса, О. А. Ахтеровой; Кн. 48 / Пер. А. В. Щеголева — титулы 2, 4, А. Л. Смышляева — титулы 3, 13, 18—19

Книга первая

Титул I. О справедливости и праве

1. Ульпиан. Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое назва-

1 Дигесты Юстиниана (сборник цитат почти из 2000 сочинений 39 римских юристов) были составлены комиссией во главе с Трибонианом


ние от «справедливость», ибо, согласно превосходному опреде­лению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о пра­восудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недо­зволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не толь­ко путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права распадается на две части: пуб­личное и частное [право]. Публичное право — которое [отно­сится] к положению римского государства, частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц; существует полезное в об­щественном отношении и полезное в частном отношении. Пуб­личное право включает в себя священнодействия, служение жре­цов, положение магистратов. Частное право делится на три ча­сти, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или [из предписаний] народов, или [из предписаний] цивильных. § 3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, кото­рое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают зна­нием этого права. § 4. Право народов — это то, которым пользу­ются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живот­ных, а первое — лишь для людей [в их отношениях] между собой1.


в 533 г. и состояли из 50 книг, каждая из которых — из титулов и параграфов. Структура Дигест следующая: 1 кн. — общие вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2-й по 46 кн. — частное право; 47—48 кн. — уголовное право; 49 кн. — апел­ляции, фискальное и военное право; 50 кн. — административное пра­во, правила и определения. Внутри каждого титула каждой (кроме 30 — 32 кн.) книги цитаты располагались в следующем порядке: а) ци­таты из сочинений, комментирующих цивильное право («масса Саби­на»); б) цитаты из сочинений к преторскому эдикту («масса эдикта»); в) выдержки из сочинений по типу responsa («Ответы», «масса Папи-ниана»); г) иногда добавочные цитаты (Appendix).

1 Ввиду особой важности этого фрагмента отмечу все высказанные предположения об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях (хотя эти предположения и не могут быть признаны достаточно обоснован­ными): а) § 1. «Желая... наградами» (Ленель); б) § 2. «Изучение...


2. Помпоний. Подобно почитанию бога1, мы должны повино­ваться родителям и родине.

3. Флорентин. Мы должны отражать насилие и противо­правность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что является преступ­лением (nefas)2, когда один человек строит козни другому.

4. Ульпиан. Освобождение от рабства относится к праву наро­дов. Manumissio происходит от manu missio [отпущение из-под власти], т. е. дарование свободы3; ибо, доколе кто-либо находит­ся в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущен­ный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, когда было неизвестно рабство; но после того, как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, со­гласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им — рабы, и третья категория — отпущен­ные на волю, т. е. те, кто перестали быть рабами.


5. Гермогениан. Этим правом народов введена война, разде­ление народов, основание царств, разделение имуществ, уста­новление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. Ульпиан. Цивильное право не отделяется всецело от есте­ственного права или от права народов и не во всем придержива­ется его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т. е. цивильное, право. [§ 1. Это наше право состоит или из писаного

частное» (Пернис); «Существует... частном отношении» (Пороний); «Ча­стное право... цивильных» (Он же); в) § 3. «Естественное право... птицам» (Он же).

1 Думается, что у Помпония было написано не «бога», а «богов» или «Юпитера».

2 Nefas означает также «нечестие», «грех».

3 Возможно, слова «т. е. дарование свободы» являются доюстиниа-новой глоссемой, равно как и ряд других аналогичных элементарных пояснений в различных местах Дигест.


[права], или из неписаного], как и у греков сказано: «Из зако­нов одни являются писаными, другие — неписаными».

7. Папиниан. Цивильное право — это то, которое происхо­дит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов прин-цепсов, мнений мудрецов. § 1. Преторское право — это то, ко­торое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов ius honorarium1.

8. Марциан. Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права2.

9. Гай. Все народы, которые управляются на основании за­конов и обычаев, пользуются частью своим собственным пра­вом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, ко­торое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдает­ся у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. Ульпиан. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. § 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вреда другому, каждому воз­давать то, что ему принадлежит. § 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и не­справедливом.

11. Павел. Слово «право» употребляется в нескольких смыс­лах: во-первых, «право» означает то, что всегда является спра­ведливым и добрым, — каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каж­дом государстве, — каково цивильное право. Не менее правиль­но в нашем государстве «правом» называется ius honorarium. Говорится, что претор высказывает право [выносит решение], даже если он решает несправедливо; это [слово] относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносит-


1 Честь (honor); римские магистраты, в частности преторы, называ­лись honores, чем подчеркивается почетный, безвозмездный характер деятельности магистратов.

2 Цицерон (О законах, III, 1, 2) называет магистрата говорящим законом, а закон — магистратом.

 

ся решение'; здесь название переносится с того, что делается, на то, где это делается. Это место мы можем определить следую­щим образом: везде, где претор нерушимым величием своей власти и нерушимым обычаем предков устанавливает судого­ворение, то место и называется по справедливости словом «пра­во».

12. Марциан. Иногда мы говорим «право» о родственных связях, например: «Мне принадлежит право родства или свой­ства».

Титул II. О происхождении права и всех магистратов и о преемственности мудрецов

2. Помпоний. Нам кажется необходимым показать начало и развитие самого права. § 1. В начале нашего государства народ действовал без определенного закона, без определенного права, а все управлялось властью царей. § 2. Дошли сведения, что за­тем, когда государство некоторым образом увеличилось, то сам Ромул разделил народ на 30 частей и назвал эти части куриями из-за того, что в то время он осуществлял заботу о государстве через решения этих его подразделений. Таким образом и сам [Ромул] внес [на обсуждение] народа некоторые куриатные за­коны2; вносили их и последующие цари: все эти законы собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда [пра­вил] Тарквиний Гордый, сын Демарата Коринфского, и был он из первых мужей. Эта книга называется Папириевым цивиль­ным правом, но не потому, что Папирий внес в нее что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные [ранее] без порядка, собрал в одно целое. § 3. По изгнании царей в силу закона три­бунов все эти законы потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределенным правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение существо­вало около 20 лет3. § 4. Затем, чтобы положить этому конец, государственной власти было угодно назначить децемвиров, с тем чтобы они обратились к греческим государствам за закона­ми и на законах основали [римское] государство. Записав эти законы на досках из слоновой кости, децемвиры поместили их

' Слово «ius» (право) имеет иногда значение, близкое к значению слова «суд».

2 Передал куриям право издания некоторых законов.

3 С 471 по 451 г. до н. э.

 

перед рострами [на форуме], дабы эти законы были доступнее. На тот год им была дана высшая власть в государстве, чтобы они в случае необходимости исправляли [прежние] законы и толковали их, и обжалования их действий, как это было в отно­шении прочих магистратов, не допускалось. Они сами замети­ли, что в тех первых законах имеются пробелы, и в следующем году прибавили к тем таблицам еще две: по причине этого добав­ления законы получили название XII таблиц. Некоторые [авто­ры] сообщают, что инициатором принятия этих законов был для децемвиров некий Гермодор Эфесский, изгнанник, живший в Италии. § 5. Обычно бывает, что толкование нуждается в авто­ритете мудрецов, и после издания указанных законов стало не­обходимым обсуждение их на форуме [на суде]. Это обсужде­ние и это право, которое произошло от мудрецов и не было за­писано, не получили [особого] названия, тогда как другие части права имеют свои названия, но получили общее название «пра­во». § 6. Потом, почти в то же время, из этих законов были составлены иски, посредством которых люди спорили на суде; чтобы народ не устанавливал этих исков, как он захочет, но захотели, чтобы они были твердыми и торжественными. И эта часть права получила название legis actiones, т. е. законные иски. Итак, почти в одно время возникли три права: Законы XII таблиц, из них начало вытекать цивильное право, из них же составлены legis actiones. Знание всех этих прав, и умение тол­ковать, и иски были в руках коллегии понтификов, и устанавли­валось в каждом году, кто из среды понтификов будет ведать частными делами; и почти 100 лет народ придерживался этого обычая. § 7. Потом, когда Аппий Клавдий составил эти иски и выразил их в [определенной] форме, писец Гней Флавий, сын вольноотпущенника, передал народу похищенную книгу, и этот дар был до того приятен народу, что он [Флавий] был сделан трибуном, и сенатором, и курульным эдилом. Эта книга, кото­рая содержит иски, называется Флавиевым цивильным правом, подобно указанному выше Папириеву цивильному праву, ибо Гней Флавий ничего от себя не прибавил к книге. С увеличени­ем государства, немного времени спустя, ввиду отсутствия неко­торых категорий исков Секст Элий составил другие иски и пе­редал книгу народу; она называется Элиевым правом. § 8. По­зднее, хотя в государстве были Законы XII таблиц, цивильное право и легисакционные иски, произошел раздор плебса с патри­


циями, и плебс удалился и установил для себя права; эти права называются плебисцитами. Вскоре затем, когда плебс был при­зван обратно, так как много раздоров возникало из этих плебис­цитов, по Гортензиеву закону плебисциты были признаны под­лежащими соблюдению как законы. Между плебисцитами и за­конами имеется разница в способе установления, но сила их одинакова. § 9. Затем трудно стало собирать плебс, а собирать весь народ — еще труднее. При таком множестве людей сама необходимость возложила заботу о государстве на сенат. Сенат начал, таким образом, воздействовать на дела, и то, что он по­становлял, соблюдалось, и это право называлось сенатускон-сультами. § 10. В то же время и магистраты провозглашали пра­во [выносили решения], и, чтобы граждане знали, какое право будет высказано о любом деле, и могли охранить себя, магист­раты выставляли эдикты. Эти эдикты устанавливали ius honorarium. Это название дано потому, что это право возникло из должности претора. §11. Наконец, сами дела потребовали установления права меньшим количеством способов, и оказалось необходимым, чтобы забота о государстве была возложена на одного, ибо сенат не мог управлять всеми провинциями одина­ково хорошо. Итак, по установлении должности принцепса, ему было предоставлено. право на то, чтобы уставленное им явля­лось действительным [обязательным]. § 12. Таким образом, в нашем государстве [право] устанавливается или на основании права, т. е. закона1, или имеется свойственное [нашему государ­ству] цивильное право, которое состоит лишь в толковании опыт­ными [юристами] без записи, или же имеются legis actiones, содержащие способ действия [в суде], или плебисцит, который устанавливается без утверждения сената, или эдикт магистра­тов, откуда происходит ius honorarium, или сенатусконсульт, который вводится одним утверждением сената, без закона, или конституции принцепса, т. е. соблюдается как закон то, что ус­тановил сам принцепс. § 13. После ознакомления с возникнове­нием и развитием права нужно ознакомиться с названиями дол­жностей магистратов и с их происхождением, так как мы уже объясняли, что исполнение дела достигается через тех, кто ру­ководит судебным разбирательством: да и каким образом право может осуществляться в государстве, как не через тех, кто мо-

1 Имеется в виду старое право — право XII таблиц.

 

жет управлять правами? После этого мы поговорим о преем­ственности авторов, так как право не может сохраняться, если нет знатока права, посредством которого оно может постоянно улучшаться. § 14. Что касается магистратов, то известно, что в начале этого государства рексы имели всю власть. § 15. В те времена, как известно, существовал и начальник конницы; он начальствовал над всадниками, занимал как бы второе место после рексов; в числе начальников конницы был Юний Брут, который являлся зачинателем изгнания рексов. § 16. После из­гнания рексов были установлены должности двух консулов, и законом им было предоставлено высшее право; так они были названы оттого, что заботились о многочисленных государствен­ных делах. Но чтобы они не присвоили себе всей царской вла­сти, был издан закон, согласно которому на них могли быть приносимы жалобы, и они не могли распоряжаться жизнью римского гражданина без приказа народа; им было предоставле­но налагать взыскания в виде штрафа или ареста и приказывать заключать граждан в государственную тюрьму. § 17. Затем, ког­да переписи стали требовать большего времени и консулы не смогли выполнять эту обязанность, были учреждены должности цензоров [§ 18]. Когда народ увеличился и часто возникали вой­ны, а некоторые жестокие войны происходили с соседями, то иногда, по требованию обстоятельств, устанавливали должности магистратов с большей властью; так появились диктаторы, на которых нельзя было жаловаться и которым было предоставле­но даже право приговаривать к смерти. Это должностное лицо, имевшее высшую власть, назначалось не более чем на шесть месяцев. § 19. И этим диктаторам придавались начальники кон­ницы, так же как ранее рексам1; их должность была почти такой же, как в настоящее время должность префекта претория; но имелись и законные магистраты. § 20. В то время, когда плебс ушел от патрициев, примерно на 17-м году после изгнания рек­сов, плебс выбрал себе на Священной горе трибунов, которые были плебейскими магистратами. Они названы трибунами, так как некогда народ был разделен на три части2 и из каждой вы­биралось по одному или так как они избирались голосованием триб. § 21. Равным образом, чтобы имелись лица для заведова-

1 Но начальники конницы при рексах назывались tribuni celerum, а при диктаторах — magistri equitum.

2 Сопоставление слов «tribunus» (трибун) и «tres» (три).

 

ния храмами, где плебс хранил свои плебисциты, избирались двое из плебеев, которые были названы эдилами. §22. Затем, когда казна народа начала становиться более значительной, для заведования ею были учреждены квесторы, которые ведали день­гами; названы они так потому, что выбирались для изыскания1 и хранения денег. § 23. Так как, согласно сказанному нами, по закону консулам не было позволено выносить без приказания народа решения о жизни римского гражданина, народом были установлены квесторы, которые ведали делами о тяжких пре­ступлениях2; они назывались quaestores parricidii, и о них упо­минают Законы XII таблиц. § 24. И поскольку [народ] желал, чтобы были также предложены законы, то на обсуждение наро­да было внесено предложение о сложении магистратами своих полномочий и об учреждении децемвиров [для написания зако­нов... Таким образом, децемвиры,] учрежденные лишь на один год, уже тогда правили незаконно, да и в дальнейшем не желали переизбирать магистратов, так как сами они и их сторонники стремились навсегда захватить государственную власть. И они продолжали это дело со столь чрезмерным и жестоким господ­ством, что [римское] войско удалилось из государства. Говорят, что начало удалению положил некий Вергиний, который узнал, что Аппий Клавдий вопреки закону, который он сам перенес из древнего права в XII таблиц, отклонил его судебное притязание на [власть над] его собственной дочерью и приговорил в пользу того, кто, будучи ему [Аппию] подчинен, стремился заполучить ее в рабство. Ведь [Аппий Клавдий], охваченный любовью к девушке, смешал [воедино] все законное и незаконное. Верги­ний, возмущенный тем, что Аппий попрал соблюдение древней­шего права [отца] на личность своей дочери [ведь некогда Брут, который был первым консулом Рима, в соответствии с [принци­пом] свободы удовлетворил судебные притязания на его [соб­ственную] личность Виндиция, раба Вителлиев, который своим доносом раскрыл заговор измены], счел, что целомудрие дочери предпочтительнее даже ее жизни. Схватив нож из лавки мясни­ка, он убил свою дочь, для того, разумеется, чтобы оградить ее от угрозы бесчестья. Тотчас после убийства, еще обагренный кровью дочери, он бежал к своим боевым товарищам. Те же,

1 Inquirendae pecuniae (от глагола «inquiro»). Помпоний сопостав­ляет это слово с названием должности.

2 Производили расследования.


собравшись под Альгидом, где тогда по причине ведения войны стояли легионы, и покинув прежних военачальников, перенесли [легионские] значки на Авентин, и почти весь городской плебс присоединился к ним. С согласия народа часть [децемвиров была отправлена в изгнание, часть] была убита в тюрьме. Таким обра­зом, республика снова вернула себе свой прежний статус. § 25. После того как были изданы XII таблиц, возник раздор плебса с патрициями, плебс желал избирать консулов из своей среды, но патриции ему в этом отказывали; в результате стали выбираться военные трибуны с консульской властью частью из плебеев, частью из патрициев; они выбирались в разном числе: иногда их было 121, иногда больше, иногда меньше. §26. По­том, когда решили избирать консулов даже из плебеев, начали выбирать их из обоих союзов2, тогда, чтобы патриции имели больше [прав], было решено назначать двоих из патрициев3; так были созданы курульные эдилы. § 27. Так как консулы отзыва­лись [из Рима] войнами с соседями и в государстве не было никого, кто мог бы высказывать право [выносить решения], то было установлено, что должен быть избран претор, получивший название «городского», так как он выносил решения в городе [Риме]. § 28. Спустя несколько лет этого претора оказалось не­достаточно, так как много Перегринов пришло в государство. Поэтому избрали другого претора, который был назван прето­ром перегринов; это название произошло от того, что он боль­шей частью выносил решения по делам между Перегринами. § 29. Затем, когда оказался необходимым магистрат, который ведал бы делами под копьем4, были избраны 10 мужей для раз­решения судебных споров. § 30. В то же время начали выби­раться и четыре мужа для заботы о дорогах, и три мужа монет­чики, чеканщики меди, серебра и золота, и три мужа по тяжким уголовным делам, на которых лежала охрана тюрьмы, так что, когда нужно было наказать, это делалось их вмешательством. § 31. И поскольку в общественных делах нельзя было обойтись без магистратов вечернего времени, то были учреждены квинк-

' Возможно, следует читать «шесть».

2 Из патрициев и плебеев.

3 Вероятный пропуск: «для устройства зрелищ».

4 Копье (hasta) — символ законной собственности. Поэтому в суде центумвиров, ведавшем делами о собственности, и при продаже госу­дарственной собственности выставлялось копье.

 

вевиры, действовавшие по эту и по ту сторону от Тибра1, кото­рые могли исполнять обязанности магистратов. § 32. После за­воевания Сардинии, а вскоре Сицилии, Испании и затем Нар-бонской провинции было создано столько преторов, сколько было подчинено провинций, для заведования частью городски­ми делами, частью — провинциальными. Потом Корнелий Сул-ла установил государственное расследование дел о подлогах, об убийстве родичей, о бандитизме и добавил четырех преторов. Затем Гай Юлий Цезарь добавил двух преторов и двух эдилов для заведования продовольствием, которые по имени [богини] Цереры были названы «цереальными». Итак, было установлено 12 преторов и шесть эдилов. Затем божественный Август уста­новил 16 преторов, потом божественный Клавдий прибавил двух преторов по делам о фидеикоммиссах; одну из этих должностей упразднил божественный Тит, божественный Нерва добавил претора для решения дел между фиском и частными лицами. Таким образом, в государстве выносят решения 18 преторов. § 33. И все эти магистраты, сколько их ни было в государстве, почитались: сколько бы их ни уезжало [из города], один всегда оставался, который и вершил право, а называется он префектом города. Этот префект был учрежден издавна, позднее, пожалуй, из-за Латинских празднеств, он снова был введен и стал испол­нять [свою должность] ежегодно. Ведь префекты хлебных сбо­ров и ночной стражи не были магистратами, но назначались эк­страординарно по мере необходимости. Также и те, которых мы зовем цистиберами2, были созданы впоследствии по постановле­нию сената [в помощь] эдилам. § 34. Итак, из всех [магистра­тов] только 10 плебейских трибунов, два консула, 18 преторов и шесть эдилов вершили право в государстве. § 35. Преподавани­ем науки цивильного права занимались многие и величайшие мужи; но те, кто пользовался величайшим уважением со сторо­ны римского народа, должны быть упомянуты, чтобы было ясно, благодаря каким и сколь великим мужам наши права возникли и дошли до нас. Из всех, кто занимался [этой] наукой, никто до Тиберия Корункания не занимался публичным преподаванием;

1 То есть магистраты, ведавшие охраной зданий в ночное время в основной части Рима и в той части, которая находилась за рекой Тибр (ср. Liv. 39, 14, 10).

2 Слово «цистиберы» дословно означает «несущие ящики». Так на­зывались нижние полицейские чины.

 

до него другие думали держать цивильное право в тайне и ско­рее стремились избавиться от советующих, чем учиться у жела­ющих этого. § 36. Был прежде всего мудрый Публий Папирий, который собрал воедино законы рексов. Затем Аппий Клавдий, один из децемвиров, который принимал величайшее участие в написании XII таблиц. После него [другой] Аппий Клавдий того же рода обладал огромными знаниями; он был прозван Стору­ким; он вымостил Аппиеву дорогу, провел Клавдиев водопро­вод и вынес решение в отношении Пирра о том, чтобы не при­нимать его в городе. Передают, что он написал иски, и прежде всего о прерыве давности. Эта книга не сохранилась. Также Аппий Клавдий [видимо, и это от него происходит] ввел букву R, чтобы вместо Валезиев были Валерии, а вместо Фузиев — Фурии. §37. После него был муж величайшего знания Семпроний, которого римский народ называл Мудрым, и никто до него не носил такого прозвища. Затем Гай Сципион Назика, который получил от сената имя Лучшего; ему был даже дан на общественный счет дом у Священной дороги, чтобы [людям] легче было обращаться к нему за советом. Затем был Квинт Муций, который, отправленный к карфагенянам, когда ему были представлены две таблички, одна — о мире, а другая — о войне, взяв на себя роль посредника и пожелав, чтобы обе [таблички] были отправлены в Рим, сказал, что карфагеняне должны стремиться к тому, чтобы быть готовыми принять и ту и другую [табличку]. § 38. Вслед за ними учил Тиберий Корун-каний, который, как я сказал, первый начал публично препода­вать; из его писаний ничего не сохранилось, но его ответы были многочисленны и памятны. Затем Секст Элий и его брат Публий Элий, а также Публий Атилий обнаруживали в преподавании величайшую мудрость, и два Элия были консулами, а Атилию народ дал впервые Мудрец. Секста Элия восхвалял Энний, и сохранилась его книга под названием «Tripertita»1. Эта книга является как бы колыбелью права; она названа «Tripertita» по­тому, что к стоящим в начале Законам XII таблиц прибавлено толкование и присоединены легисакционные иски. Ему же при­надлежат другие три книги, хотя некоторые и отрицают, что эти книги его: ведь за ними почему-то охотился Катон. Затем был Марк Катон, глава фамилии Порциев, книги которого сохрани­лись, но больше сохранилось книг его сына, от них-то уже по­шли и все прочие. § 39. После них был Публий Муций, и Брут, и Манилий, которые основали цивильное право. Из них Публий







Date: 2016-11-17; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию