Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Диалектика как методология научного мышления и инновационного поиска
4.1. Научный смысл диалектики, ее основные принципы 4.2. Развитие диалектики в идейном наследии В.И. Ленина 4.3. Диалектические закономерности и принципы инновационного поиска. Методы диалектического анализа и синтеза.
Раздел П. История и философия техники. Современные философские проблемы техники и технических наук.
Тема 1. Природа техники, ее место и функции в общественной жизни 1.1.Понятие техники. Взаимосвязь техники и технологии. 1.2.Социально - деятельностная природа техники. 1.2.1.Критерии комплексной оценки качества техники. 1.3.Философские концепции техники.
Тема 2. Исторические этапы развития техники 2.1.Основные этапы развития производства в истории общества. Производственные революции: аграрно - ремесленная, промышленная, научно - информационная. 2.2.Эволюция техники доиндустриальных эпох. 2.2.1.Становление орудийной деятельности человека и исторических разделений труда в ходе антропосоциогенеза. 2.2.2.Первобытные орудия. 2.2.3.Техника античной эпохи. 2.2.4.Развитие средневековой техники. 2.3.Предпосылки и этапы промышленного переворота в эпоху Нового Времени. 2.3.1.Закономерная смена технико - технологических укладов в развитии индустриального производства. 2.4.Современная научно - техническая революция (НТР): основные этапы и направления. 2.4.1.Формирование информационного общества в ходе НТР. 2.4.2.Современный человек в информационно - техническом мире.
Тема 3. Закономерные взаимосвязи технологической и социальной эволюции 3.1.Индустриалистическая концепция общественного развития. Доиндустиальное, индустриальное и постиндустриальное общество. 3.2.Становление техносферы. Основные качества и компоненты техносферы, противоречивость ее влияния на общество. 3.3.Технократический подход к обществу и технократизм в инженерном мышлении: причины, издержки и пути преодоления. 3.3.1.Закон техногуманитарного баланса. 3.4.Современные тенденции гуманизации техники: автоматизация, экологизация, информатизация,эргономизация, эстетизация, - их учет в проектировании и производстве. 3.5.Воздействие социально - экономической структуры и научно - технической политики государства на развитие производства.
Вопросы к зачетам и экзаменам по курсу «Философия науки и техники» Темы научных докладов и рефератов по философии науки и техники Литература Хроника исторических достижений и открытий в развитии науки и техники
Раздел I. История науки и ее философские основания
Введение. Предмет философии науки Тема 1. Зарождение науки и основные этапы ее развития 1.1. Накопление преднаучных форм знания на Древнем Востоке. 1.2. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. «Аристотелевский» образ науки и научного исследования. 1.3. Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневековья и Возрождения (Ренессанса). 1.4. Развитие новоевропейского («Галилеевского») образа науки в XVII - XIX в.в. 1.4.1.Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в развитие новоевропейской науки 1.5. Современный образ естественнонаучного познания 1.6. Этапы становления современной науки. Классическая, неклассическая и пост-неклассическая наука.
Введение. Предмет философии науки
Философия науки - область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и развития. Философия науки, как самостоятельная область знания, начала складываться в середине XIX в. У истоков современной философии науки стояли такие мыслители как У. Уэвелл, Джон Стюарт Милль, Огюст Конт и др. Современная наука начала складываться в эпоху Нового Времени (XVII – XVIII в.в.). Вначале наука развивалась при дворах монархов, в монастырях и т.п. Она начиналась как полулюбительская, разрозненная деятельность одиночек. С XVII в. возникают национальные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Лондонское королевское общество (1662), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX в. наука становится самостоятельной сферой общественной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университетах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмыслении ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки.
Тема 1. Зарождение науки и основные этапы ее развития
Ключом к пониманию сути и тенденций развития науки является ее история. В историческом процессе эволюции науки можно выделить следующие основные этапы: ·Накопление преднаучных элементов знания в цивилизациях Древнего Востока. ·Зарождение прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. ·Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневековья и Возрождения. ·Формирование в XVII - XIX в.в. современного («новоевропейского») образа науки.
1.1. Накопление преднаучных форм знания на Древнем Востоке
Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных - древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек - развития математических знаний и т.п. Зачаточным формам научного знания, накопленным на Древнем Востоке, были присущи следующие качества: • Они носили разрозненный, рецептурный, утилитарно-прикладной характер (т.е. являлись конкретными предписаниями (рецептами) решения насущных практических проблем (определение местоположения и курса корабля в море, составление календарей, регулирование разлива рек, приручение и селекция животных, строительство зданий и сооружений и т.п.). • Этим знаниям был также присущ сакральный характер. Они имели вид религиозных таинств, которые создавались и хранились жрецами, передавались не всем, а только избранным и служили средством власти и господства над народом.
1.2. Формирование прообраза европейской науки в трудах античных
Возникновение античного (древнего греко-римского) мира явилось грандиозной культурно-цивилизационной мутацией в мировой истории. Именно здесь зародились такие характерные для цивилизации Запада феномены как частная собственность, рыночные отношения, политическая демократия, свобода граждан и активная общественная жизнь, что разительно отличало античную цивилизацию от древних восточных деспотий. В эпоху античности усилиями таких мыслителей как Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель, Птолемей, Гиппократ, Гален, Эвклид, Архимед, Герон и др. был выработан прообраз будущей европейской науки. Следует отметить, что мыслители античного мира с большим уважением относились к знаниям, накопленным на Древнем Востоке (характерное изречение той эпохи - «Свет с Востока»). Они подолгу путешествовали и учились у восточных жрецов и магов. Однако подход к науке и учения, разработанные в античном мире, отличались принципиальной новизной: Во-первых, в отличие от разрозненных наблюдений и утилитарных рецептов, характерных для преднауки Древнего Востока, античные мыслители стремились к построению логически связных, внутренне согласованных, доказательных систем знания - научных теорий. Во-вторых, эти теории не носили узко-практический, рецептурный характер. Основным мотивом античных мыслителей было стремление понять коренные первоначала и принципы мироздания. В-третьих, в эпоху античности была осознана самоценность знания и ценность приобщения человека к знанию. Согласно Аристотелю теория - это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для чисто утилитарных целей. Знаменитое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже» весьма ярко характеризует высокий статус науки, знания, поиска истины - в шкале ценностей мыслителей античного мира. В-четвертых, процесс добывания и передачи знаний приобрел демократический характер. Научное знание разрабатывали и хранили уже не жрецы, а ученые, философы. Это знание не носило закрытый, сакральный характер, ему могли обучаться все желающие и способные к этому люди. В эпоху античности возникли первые научные школы: школа Платона (Академия), школа Аристотеля (Ликей), Александрийский «храм муз» (Мусейон) с большой библиотекой, где создавали свои математические и инженерные творения Евклид, Архимед, Герон и другие мыслители. Благодаря новому пониманию науки и качественно новым подходам к ее развитию античные мыслители сумели создать выдающиеся философские и математические теории, построить оригинальные космологические системы, заложить основы естествознания и ряда гуманитарных наук. Античное («аристотелевское») понимание науки и ряд теорий этой эпохи пользовались непререкаемым авторитетом многие столетия. И только начиная с эпохи Возрождения, стали предприниматься попытки выработать новое понимание науки и новые методы исследования, отвечающие потребностям зарождающегося капитализма. Первым философом науки по праву можно назвать Аристотеля. Его роль в истории античной науки уникальна. Его учение пользовалось огромным авторитетом не только в античном мире, но и в эпоху средневековья, и в последующие эпохи. Аристотель *систематизировал и развил основные научные представления древности и античности, *разработал методологию и логику научного исследования,* создал значительную научную школу.* Выработанное им представление о том, как правильно строить научное исследование сохраняет свою актуальность даже и для современной науки. Согласно этому представлению работа ученого над предметом исследования должна состоять из следующих основных этапов: 1. Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой точек зрения и решений, предложенных предшественниками. 2. На основе историко-критического анализа должна быть дана четкая постановка проблемы, которую необходимо решить в исследовании. 3. Выдвижение собственной гипотезы, то есть способа решения проблемы. 4. Развитие предложенной гипотезы и ее обоснование с помощью логических аргументов и данных наблюдений. 5. Демонстрация преимуществ предложенного решения перед предшествующими. Аристотель также выработал представление о том, как должно выглядеть всесторонне обоснованное научное объяснение какого-либо явления или события. Развивая идею Демокрита о том, что каждое явление совершается с необходимостью, по какой-либо причине (основанию), Аристотель разработал типологию причин, которые необходимо выяснять в научном исследовании. Согласно этой типологии каждое явление обусловлено четырьмя видами причин: 1. Формальные - объясняющие структуру, форму, явления; 2. Материальные - обусловливающие субстрат, вещество, из которого состоит объект; 3. Движущие - причины возникновения данного явления или причины изменений, которые в нем происходят; 4. Целевые - зачем существует данное явление. Все эти достижения создали основу для последующего развития европейской науки и европейского способа мышления. Основные ограниченности античного («аристотелевского») образа науки: 1. Науке античного мира был присущ геоцентризм. Она описывала мир как замкнутый, шарообразный Космос (Парменид), центром которого является Земля (Птолемей). 2. Несмотря на значительные успехи математики, большинство объектов естествознания изучались качественными методами. Область применения математики ограничивалась Аристотелем расчетами движения небесных тел (астрономия). Земные явления, считал он, познаются только качественными, нематематическими методами. По мнению Аристотеля «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе». 3. Античной науке был присущ созерцательный характер. Ей была чужда идея научного эксперимента. Согласно Аристотелю научные теории должны строиться на наблюдении вещей в их естественном состоянии с помощью естественных органов чувств. Аристотель считал, что «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание».
1.3. Становление образования и новых форм развития знаний в эпохи Средневековья и Возрождения (Ренессанса)
Эпоха Средневековья (V - XIV в.в.), наступившая после крушения античного (греко - римского) мира, характеризуется резким упадком цивилизации и духовной культуры. После гибели Западной Римской империи в 476 г. в результате нашествий варваров, доминирующую роль во всех сферах духовной жизни европейских государств начинает играть религия (христианство). Собирание и систематизация уцелевших достижений античной учености начались в средневековых монастырях. Начиная с VI в. при монастырях начали возникать школы, осуществлявшие образовательную подготовку священнослужителей и дававшие также некоторые урезанные элементы светского образования, необходимые для богослужебной практики (изучение латинского языка, элементов риторики и т.п.) В IX в. под началом епископа Льва Математика была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в разных монастырях старинные книги и осуществлялось изучение математики и механики. Начиная с XI в. из монастырских школ возникают первые университеты, как центры образования и развития научных знаний, носившие светский характер. К первым университетам, открытым в Европе, относятся Болонский (1119г.), Парижский (1160г.), Оксфордский (1167г.), Кембриджский (1209г.), Падуанский (1222г.). Впоследствии университеты были основаны во всех европейских столицах и ряде крупных городов. Создание светских университетов явилось крупнейшим культурным достижением Средних веков. Основными формами обучения в университетах были лекции и диспуты. На лекциях читались и комментировались ученые тексты. Диспуты, осуществлявшиеся по строгим канонам и ритуалам, были средствами закрепления полученных знаний и, одновременно, формой развития новых знаний. Преподавание в университетах потребовало дисциплинарной организации знаний, т.е. выделения обоснованного комплекса читаемых учебных дисциплин. В Средние века возник ряд вариантов расчленения знания на образовательные дисциплины. *Один из таких вариантов был основан на христианском мифе о сотворении мира. На этом основании существовавшие в то время науки классифицировались по дням творения (выделялась последовательность наук, изучавших последовательно сотворявшиеся части мира).* Другой дисциплинарный вариант расчленения наук основывался на выделении дисциплин по принципу движения от конкретных знаний ко все более абстрактным. К примеру, классификация Августина Блаженного, изложенная в его работе «Христианская доктрина», выделяла последовательность наук, начинавшуюся историей, продолжавшуюся географией, затем астрономией и, далее, арифметикой, риторикой, диалектикой. *Однако наиболее известной и признанной была образовательная система «семи свободных искусств», предложенная Марцианом Капеллой. Начальным этапом этой системы являлся «тривиум», включавший грамматику, риторику и диалектику. Последующий этап - «квадривиум» включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Эти «свободные» науки - искусства стали своеобразным каноном всего средневекового европейского образования и классификацией совокупности известного тогда «мирского» знания. В последующем по мере развития науки и накопления знаний возникли попытки включать в состав квадривиума также механику, медицину, астрологию. Значительную роль в расширении научных знаний в XII - XIII в.в. сыграло ознакомление европейских ученых с результатами естественнонаучных и математических изысканий арабских ученых. В эпоху средневековья, наряду с собиранием, изучением и комментированием уже известного знания, появляются новые области, соединявшие исследовательскую деятельность, техническое ремесло и практическую магию: алхимия и астрология. Развитие алхимии и астрологии, соединявших натурфилософскую умозрительность с экспериментальными практиками исследований, содействовало осуществлению ряда важных научных открытий и создало предпосылки для последующего зарождения экспериментального естествознания. Характерной особенностью развития всех форм образования и знаний в эпоху средневековья был жесткий диктат церкви во всех сферах духовной жизни. Сформировалось церковная цензура, налагавшая осуждения и запреты на все формы духовной деятельности, не согласующиеся с догматами религии. Так в 1131г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Церковь стремится превратить философию и науку в «служанок» богословия. Другой особенностью образования и науки, в эпоху средневековья, было засилье схоластики. Схоластика - это метод мышления, основывающиеся в качестве главного источника - на мнениях авторитетов. Утверждения и учения авторитетов выступали исходной точкой рассуждений, с ними же сопоставлялись итоговые выводы и результаты размышлений. К «авторитетам» в Средние века относились тексты Библии, ученые труды «отцов церкви», представления Платона и Аристотеля и т.п. С одной стороны, схоластические диспуты содействовали оттачиванию логики рассуждений и обоснования выводов, умению вести дискуссии, формулировать аргументы и контраргументы. Однако образ мышления, ограниченный мнениями авторитетов и лишенный опоры на опыт, факты, практику, - в итоге оказывался либо бесплодным, либо малопродуктивным. В целом, несмотря на ряд достижений, общие итоги средневековой учености, на фоне эпохальных открытий и интеллектуальных прорывов античности, выглядят весьма скромно. К особенностям средневековой науки относятся такие ее черты как компилятивный, комментаторский характер, внимание к вопросам систематизации и классификации знаний, оттачивание логики мышления. На рубеже XIV - XV в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса), в духовной культуре Европы происходят коренные сдвиги. Теоцентризм как мировоззренческая доминанта средневековья, постепенно уступает место антропоцентризму. Характерные для теоцентризма представления о Боге, как центральном звене мироздания, как причине и цели всего бытия, сменяются убеждением что человек - высшая цель мировой эволюции и главный критерий оценки всего сущего в мире («Человек -есть мера всех вещей»). Наряду с традиционными центрами научных поисков (монастыри, университеты) в эту эпоху возникают новые центры интенсивной духовной жизни: кружки интеллектуалов - любителей философии, истории, литературы, а также многочисленные академии, объединявшие людей, склонных к ученым занятиям. Участники этих кружков и академий, сформировали новый, гуманистический идеал знания и образования. С точки зрения гуманистов знание и образование должны быть подчинены всестороннему развитию личности во всей целостности ее способностей. Гуманисты выступали *против принудительно - догматических форм средневекового образования, *обращали внимание на необходимость не только умственного, но и физического развития человека, *обосновывали приоритет гуманитарного образования, внесли значительный вклад в становление гуманитарных наук: истории, филологии, социально - политических учений, этики, эстетики, теории воспитания и др. Главный идейный посыл эпохи Ренессанса - изучение и возрождение великих духовных достижений Античности, во многом утраченных и искаженных за долгие века средневековья. Среди известных деятелей эпохи Возрождения, внесших наиболее значительный вклад в гуманизацию науки и образования, можно назвать Данте Алигьери («Божественная комедия»), Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, М. Фичино, Эразма Раттердамского, Мишеля Монтеня, Николо Макиавелли, Джордано Бруно («О бесконечности Вселенной и мирах»), создателей первых концепций утопического социализма - Томаса Мора («Утопия») и Томмазо Кампанелла («Город Солнца») и др. К важнейшим духовным достижениям эпохи Возрождения следует отнести значительный вклад в слом духовной диктатуры церкви, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и реализацию своих способностей. В общественной жизни начало утверждаться светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике, и духовному господству церкви. Пробивала себе дорогу идея автономной философии, свободной от религиозных предпосылок и догм, опирающейся на опыт и человеческий разум, способной обосновывать знания о природе и обществе, а также самоценность земной жизни. Развитие знаний и искусств в эпоху Возрождения характеризуется появлением мыслителей качественно нового, универсального типа, отличавшихся многогранной ученостью, соединявших в себе черты философа, естествоиспытателя, инженера (или врача), художника и, одновременно, приверженца тех или иных мистических учений. Ярким примером мыслителей этого типа («титанов Возрождения» - Ф. Энгельс) являются Леонардо да Винчи, Т.Парацельс и др. В мировоззрении естествоиспытателей этой эпохи утверждается пантеизм (обожествление природы), идеи соединения науки и практики, требование объяснять природу на основе ее собственных качеств, утверждается высокий научный статус математики и механики. Получает значительное развитие практика экспериментирования, началось изготовление и применение в исследованиях многообразных инструментов и приборов (телескоп и др.). В противовес принятым в Средние века дисциплинарным членениям знания, гуманисты выдвинули идею энциклопедической организации знаний, получившую свое применение в последующие века (например, в XVIII веке во Франции в деятельности французских философов - просветителей и энциклопедистов Д. Дидро, Д'Аламбера и др.)). К крупнейшим открытиям эпохи Ренессанса относятся: изобретение книгопечатания, появление огнестрельного оружия, открытие Америки (Колумб) и морского пути в Индию (Васко де Гама), кругосветное путешествие, доказавшее шарообразность Земли (Магеллан), возникают география и картография как научные дисциплины, вводятся символические обозначения в математике, появляется научная анатомия и физиология, возникает ятрохимия, занимающаяся изучением и созданием лекарств, значительных успехов достигает астрономия, строительная инженерия и др.
1.4.Развитие новоевропейского («галилеевского») образа науки и научного исследования.
Новоевропейская наука - это наука современного типа. Она возникает в ходе отпочкования конкретных наук от философии в эпоху Нового Времени (XVII - XIX в.в.). Эпоха Нового Времени - время крупных перемен в духовной жизни Европы. В эту эпоху происходит становление капитализма в европейских странах, приобретает значительные масштабы борьба за освобождение науки от власти религии и церкви. Начало взлому средневекового мировоззрения и религиозно-схоластической структуры мышления положил Н. Коперник (1473-1543), предложивший геолиоцентрическую модель мира взамен геоцентрической (Птолемеевской), освященной авторитетом церкви. Коперниканская революция в мировоззрении дала мощный толчок процессу переосмысления задач науки, способов ее развития и статуса в обществе. Наиболее заметную роль в этом переосмыслении сыграли Г Галилей (1564-1642), Ф. Бэкон (1561-1626) и Р. Декарт (1596-1650). Решающее значение для формирования нового образа естественнонаучного исследования имели идеи и образцы научной деятельности Г. Галилея. Суть выработанного им принципиально нового подхода в научных исследованиях характеризуется двумя основными чертами: 1. Поворот к математизации естествознания, к широкому использованию конструктивно-математических методов в исследованиях и создании научных теорий. 2. Опора на методы экспериментального исследования, предполагающих точное измерение параметров явлений в строго контролируемых лабораторных условиях. Таким образом, ядро «Галилеевского» образа науки составляет идея математизированного естествознания, опирающегося на точный, контролируемый эксперимент. Несмотря на большой путь, проделанный научной мыслью со времен Г. Галилея, современная наука сохранила и упрочила созданный им и другими мыслителями (И. Кеплером, И. Ньютоном, Д. Максвеллом, А. Эйнштейном и др.) образ и стандарты математизированного естествознания, опирающегося на эксперимент. В этом смысле современная наука продолжает оставаться наукой «Галилеевского» типа. 1.4.1.Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в развитие новоевропейской науки
Фрэнсис Бэкон, (1561-1626) родился в Англии в знатной дворянской семье. Его отец был лордом-хранителем королевской печати при королеве Елизавете. Ф. Бэкон получил образование в Кембриджском университете, сделал стремительную политическую карьеру, стал лорд-канцлером Англии. Однако впоследствии был обвинен палатой лордов в коррупции и предан суду. Королем был помилован. После этого посвятил свои усилия научным занятиям. Славные труды: «Новый органон», (1620) «О достоинстве и приумножении наук» (1623). Вклад Ф. Бэкона в формирование нового образа науки обусловлен радикальной новизной и практическим реализмом его мировоззренческих установок:. «Человек-слуга и истолкователь Природы - ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего»; «Могущ тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание - сила». Эти афоризмы Ф. Бэкона выражают суть его мировоззрения. Ф. Бэкон выступил как идейный основатель опытно-экспериментального естествознания в эпоху засилья схоластики. (Схоластика - метод мышления, основанием которого являются не факты, а мнения авторитетов). Он упрекал современных ему ученых за то, что в их трудах «не слышно голоса самой Природы». Для Бэкона характерен диалектический подход к построению научного метода. Он ставит вопрос не только о поиске метода достижения истины, но и о методе преодоления заблуждений. Бэкон понимал, что поиск истины ведет к неизбежным ошибкам, которые требуют учета и преодоления. В «Новом органоне» он предложил основы нового метода познания. Создание этого метода требует решения «двуединой задачи»: 1. Выработка продуктивного метода овладения истиной; 2. Создание способов выявления и преодоления заблуждений. Метод достижения истинного знания состоит по Бэкону в следующем: • Для достижения истины необходим беспристрастный ум, лишенный предрассудков и обращенный только к опыту. Опыт, факты имеют в познании основополагающее значение. • Наиболее продуктивный метод познания состоит в обобщении наблюдаемых фактов. Главным из таких методов является индукция. Суть метода индукции в понимании Бэкона - от наблюдений и фактов подниматься к обобщениям все более высокой степени общности, что в итоге приведет к положениям самого общего характера. В разработанных Бэконом логических схемах индукции существенное место занимает выявление сходства, различий, аналогий между явлениями. Роль разума, согласно Бэкону, заключается в искусстве извлечения истины из опыта. Сила разума - в умении так организовать наблюдение и сбор фактов, чтобы услышать голос самой Природы. Методы преодоления заблуждений - вторая сторона Бэконовского метода. Истинному познанию мешают идолы (т.е. предрассудки и искажения), осаждающие умы людей. Классификация идолов разума, предложенная Бэконом: а) Идолы рода. Это предрассудки ума, вытекающие из смешения субъеком познания собственной природы с природой вещей. Человек изучает объект, который ему не известен. Но человек знает себя и представления о себе невольно переносит на объект (например, приписывание древними греками свойства одушевленности всей природе). б) Идолы пещеры. Заблуждения, вытекающие из особенностей нашего индивидуального и случайного положения в мире. Каждый человек рождается в определенной стране, культуре, климатической зоне и т.д. Место рождения накладывает на человека свой отпечаток и обусловливает односторонность его видения. Для преодоления этого идола объект необходимо рассматривать с разных позиций, в разных условиях. Бэкон ссылается на мысль Гераклита: «Люди ищут истину в малых мирах, вместо того чтобы искать ее в большом мире». Объект следует рассматривать с разных сторон, тогда картина будет более полной и объективной. Нужно выйти за пределы объекта, рассматривать его с позиций других объектов. в) Идолы рынка. Заблуждения, вытекающие из некритического использования слов, имеющих разные смыслы. Слова естественного языка нередко многозначны. Если этого не учитывать, то можно придти к путанице, ошибкам, заблуждениям. Поэтому научное познание требует выработки точных строго определенных понятий и следования им в ходе рассуждений. Необходимость точной фиксации и уточнения смысла используемых понятий отмечал еще Конфуций, считавший, что «любое дело нужно начинать с использования имен». г) Идолы театра. Заблуждения, вытекающие из подчинения нашей мысли Бекон этой классификацией облегчал ученым возможность увидеть источники ошибок, «подводные камни» науки. Принято считать, что Бэкон заложил основы эмпиризма, как одной из главных философских традиций новоевропейской науки. В эмпиризме главная роль принадлежит фактам, опытным данным, результатам наблюдений и экспериментов. Отрицательная сторона эмпиризма - недооценка роли разума в научном познании. Однако такая точка зрения на идейное наследие Бэкона представляется не вполне точной и может быть оспорена следующим представлением, которое он внес в науку. Он выделял в науке три типа путей: 1. Путь муравья - ученый в своем познании ограничен только данными опыта; 2. Путь паука - ученый стремится извлечь научные знания из своего ума, не прибегая к опыту; 3. Путь пчелы - сбор данных, их мысленная обработка и обобщение в виде теоретических знаний. Путь пчелы - согласно Бэкону, наиболее продуктивен. Рене Декарт (1596-1650). Разносторонний ученый, выдающийся философ, математик, физик и физиолог. Главной для Декарта, как и для Бэкона, являлась проблема продуктивности научного поиска достоверности знания. Он также боролся со схоластикой. Однако, по мнению Декарта, главный источник достоверных знаний коренится не в фактах и опыте, а в человеческом разуме. Он высоко оценивал роль фактов и опыта. Но как человек получает факты? Он их получает с помощью органов чувств, которые нас иногда обманывают. А то, что хотя бы раз обмануло, не может быть надежной основой достоверного знания. Поэтому он решил искать опору для истины в человеческом разуме. По Декарту, главным критерием истинности знания является его ясность и отчетливость. В работе «Рассуждение о методе» он сформулировал основные правила научного метода. 1. Не принимать ничего на веру в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения. Включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясным и отчетливым, что никоим образом не может дать повод сомнению. 2. Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, на сколько возможно и необходимо для наилучшего ее решения. 3. Излагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших, легко познаваемых, восходя как по ступеням до познания наиболее сложных. Допускать существование порядка даже там, где признаки его не просматриваются. 4. Составлять периодически обзоры (перечни) результатов, достигнутых в познании. Обзоры должны быть столь полными и всеохватывающими, чтобы быть уверенным, что ничто не пропущено. Действуя таким методом, считал Декарт, мы сделаем научное исследование последовательным, логичным, достоверным. На наш взгляд, правила научного метода Декарта не только не потеряли своего значения, но и являются стержневой основой развития интеллектуальной культуры мышления. С их овладения следует начинать человеку, делающему свои первые шаги в науке.
1.5. Современный образ естественнонаучного познания
Современная концепция естественнонаучного познания аккумулирует, синтезирует в себе позитивные, выдержавшие проверку временем черты, выработанные мыслителями прошлого на всех этапах развития науки. Основу современной концепции научного познания составляют следующие положения: 1. Познание в конечном итоге базируется на фактах, устанавливаемых в ходе наблюдений и экспериментов; 2. Хотя мир разнообразен и изменчив, его пронизывают устойчивые, сущностные взаимосвязи между явлениями. Эти стабильные, существенные зависимости наука выражает в виде законов различной степени общности. Среди законов можно выделить два качественно различных класса: эмпирические и теоретические законы; 3. Эмпирические законы устанавливаются на основе обобщения данных наблюдений и экспериментов. Эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов; 4. Наряду с эмпирическими законами существуют и теоретические законы. Они более абстрактны и фундаментальны. В число описываемых ими объектов входят такие, которые невозможно непосредственно наблюдать (например, код ДНК). Теоретические законы невозможно вывести путем индуктивного обобщения наблюдаемых фактов. В их выдвижении существенную роль играет интуиция, творческое воображение, позволяющие выдвинуть теоретические гипотезы о законах, присущих объекту. 5. Проверка теоретических законов на достоверность осуществляется путем логического выведения, дедукции из них более конкретных положений, которые могут быть подтверждены эмпирическими законами или непосредственно фактами.
1.6. Этапы становления современной науки
Начиная с эпохи Нового Времени, наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический. Классическая наука (XVII - XIX в.в.) Характеризуется следующими чертами: *объективистский подход к познанию, предполагающий исключение всего, что связано с влиянием субъекта и средств его познавательной деятельности. Объективистский стиль мышления, характерный для классической науки, ориентирует на отображение объекта «самого по себе», безотносительно к субъекту и другим средствам познания (научные приборы, интересы и ценности субъекта и т.п.). Другой особенностью классической науки было стремление выработать однозначное, «единственно верное» представление об объекте. «Единому объекту может соответствовать только одно истинное знание о нем»- таков был ход рассуждений, питавших подобное стремление. * Механистический стиль мышления - механицизм. Объекты исследования рассматриваются в качестве относительно простых механических систем с жестко детерминированными механическими связями и силовыми взаимодействиями. Эти черты классической науки выражают присущий ей особый, классический тип рациональности. Классический рационализм являлся незыблемой основой научного мышления в течение нескольких веков. Его постулаты были поколеблены лишь с переходом науки к познанию микрообъектов, а также исторически развивающихся объектов, в особенности включающих человека. Новые типы объектов и связанные с ними новые задачи науки выявили неоднозначность, многомерность процесса познания и потребовали учета субъективных, ценностных, человеческих аспектов исследования. В рамках классической науки можно выделить два этапа. На первом из них (XVII - XVIII в.в.) в научных объяснениях природы господствует На втором этапе (конец XVIII века - XIX век) происходит постепенное освобождение естественных наук от механицизма. В геологии, химии, биологии формируются свои специфические картины реальности, несводимые к механической. В биологии и геологии происходит переход к изучению сложных, исторически развивающихся, саморегулирующихся объектов (биологический вид, геологическая формация), объяснение которых приводит к эволюционным и вероятностным представлениям. Формируется эволюционно-вероятностный стиль мышления, вытесняющий механистические представления. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX - XX в.в. Формирование квантовой механики и релятивистских представлений теории относительности показало, что субъект не отделен «каменной стеной» от объекта. Квантовая механика выявила существенное и неустанимое влияние приборов, используемых исследователем, на микрообъекты (электроны, атомы и т.п.). Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но существенно зависят также от познавательных средств, используемых субъектом (приборов, способов рассмотрения объекта, подходов к постановке научных проблем и т.п.). Неклассическая наука, выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Она обнаружила возможность и даже желательность описания одной и той же реальности с различных исследовательских позиций, различными методами. Постнеклассическая наука, формирование которой началось в последней трети XX века, явилась выражением новых крупных сдвигов в основаниях науки, связанных с переходом от монодисциплинарных исследований к междисциплинарным, к комплексным исследовательским программам, в которых участвуют специалисты многих областей знания. Объектами таких исследований все чаще становятся уникальные, саморазвивающиеся системы, включающие человека как свой существенный компонент. Примерами таких «человекоразмерных» систем, ставших объектами науки, являются объекты экологии, включая биосферу Земли, планета Земля как комплекс взаимодействующих геологических, климатических, экологических и техногенных процессов, объекты биотехнологии (генной инженерии), многообразные человеко-машинные комплексы, включая системы «искусственного интеллекта» и т.п. Познание «человекоразмерных» систем все чаще сталкивается уже не просто с необходимостью отображения этих систем как таковых, но и с определением стратегии их преобразований, что непосредственно затрагивает интересы и ценности включенных в них людей. Поэтому для постнеклассической науки характерен не только учет связи знания об объекте с исследовательскими средствами субъекта, но также учет целей и интересов как субъекта так и человеческих составляющих самого изучаемого объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая - связывает познание объекта с познавательными средствами субъекта. Постнеклассическая - учитывает связь знания об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта. Заметим, что подходы (типы рациональности) классической, неклассической и постнеклассической науки находятся в отношении преемственности: каждый новый этап и присущий ему тип рациональности не отбрасывает предшествующих достижений, а уточняет и развивает их применительно ко все более усложняющимся объектам и новым задачам науки.
Тема 2. Специфика отраслей научного знания 2.1.Специфика социогуманитарных наук. 2.2.Развитие технического знания и формирование технических наук. 2.2.1. Специфика технических наук, их взаимодействие с естественными и гуманитарными науками. 2.2.2. Социально - экономические предпосылки и причины развития технических наук. 2.2.3.Исторические этапы становления технического знания.
2.1.Специфика социогуманитарных наук.
В широком смысле любое познание является социальным в том смысле, что оно: а) общественный продукт; б) детерминировано культурно - историческими, социальными потребностями. Длительное время в философии науки анализ научного познания осуществлялся с позиций естественных наук. Считалось, что собственно естествознание, или даже в более узком смысле - физика, - это и есть «настоящая», «полноценная» наука, характеристики которой свойственны науке в целом. Однако со временем была осознана глубокая специфичность социогуманитарных наук, наличие у них не только общих черт, но и принципиальных отличий от естествознания и технических наук. С позиций современной классификации наук к социогуманитарным наукам (СГН) относят те, предметом которых являются общественные явления и процессы, - «мир человека в целом» и его различные грани: экономика, политика, право, мораль, культура и т.п. Тем самым круг социогуманитарных наук включает историю, философию, политологию, экономическую теорию, правовые науки, социологию, психологию, антропологию, педагогику, валеологию, этику, религиоведение, культурологию, языкознание и др. Специфика СГН проявляется в следующих чертах: * Объекты этих наук включают субъективное измерение. В них тесно переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное. Процесс познания в СГН неразрывно связан с постижением ценностно -смысловых оснований человеческого бытия, с оценкой явлений с позиций справедливости, гуманности, целесообразности, с учетом ценностных установок, мотивов, моральных норм. * В СГН важное значение уделяется единичному, индивидуальному, даже уникальному. В то же время, единичные, уникальные явления и качества должны рассматриваться с позиций общего, с учетом закономерностей целого. * В СГН важную роль приобретает не только объяснение, но и понимание, т.е. проникновение в глубинный смысл человеческой деятельности и общественных процессов. Многие социальные явления и действия имеют иррациональные мотивы, их невозможно исчерпывающе объяснить с рациональных позиций. Поэтому в СГН особую значимость приобретают методы истолкования, проникновения в ценностный смысл явлений, действий, поступков. * Существенной чертой социогуманитарного познания является его диалогичностъ. Диалог личностей, социальных групп, культур является одним из главных инструментов понимания, восприятия опыта, проникновения во внутренний мир социума. Если в естествознании доминирует монолог («природа молчит»), то для социального познания характерен диалог. * Социогуманитарное познание отличается также преимущественной ориентацией на качественный анализ объектов (событий). В отличие от естествознания и техники, где доминирует интенция к получению количественных результатов, в социогуманитарном познании объекты исследуются, главным образом, со стороны качества. В то же время, в сфере СГН все шире развертываются процессы компьютеризации, формализации исследовательского поиска и даже математизации (создание классификаций, разработка качественных алгоритмов, построение блок-схем, графиков, с оставление таблиц, построение математических моделей и др.). * В социально - гуманитарных исследованиях приоритетным акцентом является познание динамики, развития. Это связано с лабильностью, изменчивостью, «организмичностью», социальных объектов, силой и значимостью исторических связей. Поэтому ведущим принципом в исследованиях СГН является историзм. Этот принцип, актуальный для всех наук, был впервые сформирован именно в гуманитаристике, задолго до его осознания в естествознании и технике.
2.1.Развитие технического знания и формирование технических наук
2.2.1. Специфика технических наук, их взаимодействие с естественными и гуманитарными науками: Главными качествами технических наук определяющими их место и взаимосвязи в системе знания, являются: * Функционирование технических наук осуществляется путем целенаправленного приложения естественных наук к сферам техники и технологии. Технические науки являются опосредующим звеном между естественными науками и производством; *. Технические науки создают научно - теоретические основания и методы разработки искусственных инженерных объектов. Техническое знание обеспечивает потребности проектирования и производства инженерных устройств, сооружений, орудий и процессов деятельности. Поэтому оно соединяет в себе черты не только исследовательского, но и инженерного подхода; * Отличительной особенностью технических наук являются присущие им конструктивно - прикладные ориентации. По этим причинам теоретические и экспериментальные исследования в технических науках строятся с приоритетным учетом конкретно – эмпирических условий и потребностей практики («прибор должен работать не в принципе, а в кожухе»). В технических науках, в отличие от естественных, особое внимание уделяется поиску организационно – технологических подходов и решений, позволяющих создавать требуемые инженерные объекты при имеющихся материальных ресурсах, в заданные сроки, с заданной точностью, производительностью, эффективностью и т.п. * Технические науки и инженерная практика в возрастающей степени отражают и учитывают потребности общества, цели и ограничения человеческой деятельности. Следствием данного учета являются такие ориентации технических наук и инженерного проектирования как: = функциональность технических изделий; = стремление к оптимизации технических объектов в аспектах экономности, результативности, надежности и др.; = гуманизация и экологизация техники и техносферы в целом.
2.2.2. Социально - экономические предпосылки и движущие силы раз-
В объяснении предпосылок и движущих сил развития технических наук следует руководствоваться фундаментальным принципом социальной методологии, согласно которому коренные, определяющие причины значительных сдвигов в любой сфере общественной жизни (политической, социальной, духовной и др.) следует искать в характере и изменениях в способе производства (К. Маркс). С позиций данного принципа главным фактором, инициировавшим возникновение и развитие технических наук явилось зарождение в ряде европейских стран с 14-15 в.в. элементов капитализма в недрах феодального строя и последующая победа капиталистических отношений в результате буржуазных революций XVI в. в Голландии, XVII в. в Англии, XVIII в. во Франции, XIX в. в Германии. Замена феодального способа производства буржуазно - капиталистическим привела к коренным изменениям в сфере производства: а) переходу от натурального хозяйства (где все произведенное здесь же и потребляется, а рыночные отношения неразвиты и угнетены) к товарному производству в условиях рыночных отношений; б) переходу от примитивных, ремесленных орудий труда к машинной технике и технологии. Непосредственной причиной формирования и ускоренного развития технических наук в XVII - XIX веках явилась промышленная революция, начавшаяся со второй половины XVIII века в Англии и распространившаяся затем на другие европейские страны. Она инициировала формирование индустриального производства и порождаемого им техногенного общества. Деятельность техногенного общества характеризуется расширяющимся применением техники во всех сферах жизни (производство, сферы быта, досуга, здравоохранения, образования, экологии и т.п.) Развитие и распространение техники, ее непрерывное совершенствование и усложнение потребовало систематического научного обеспечения, т.е. формирования технических наук.
2.2.3. Исторические этапы становления технического знания
В развитии технических знаний можно выделить четыре этапа: 1. Донаучный этап; 2. Этап зарождения и становления технических наук; 3. Классический этап развития технических наук; 4. Неклассический этап в развитии технических наук. •Первый этап - донаучный, длившийся с времен первобытного строя до конца эпохи Возрождения. Первоначальная стадия этого этапа, до возникновения древих цивилизаций, характеризуется бесписьменными формами накопления и передачи технических знаний об объектах, средствах и способах производственно - орудийной деятельности. На второй, цивилизационной стадии возникает фиксация формирующихся технических знаний в письменных источниках. Однако само это знание еще не имело систематической связи с естественными науками. •Второй этап - зарождение и становление технических наук: * Стадия с XV до середины XVIII в.в. характеризуется развитием экспериментальных технических знаний, обслуживающих производство, но не достигших теоретического уровня и статуса технических наук; *Со второй половины XVIII в. - до 70-х г.г. Х1Хв. - происходит возникновение и становление технических наук, формирующихся на базе естественных наук, прежде всего механики. На этой стадии возникают характерные для технических наук исследовательские технологии: * раскрытие и описание сути процессов в производственной технике; * применение математического аппарата для инженерных расчетов; * разработка идеальных моделей процессов, реализуемых в технических устройствах; * разработка методов конструирования техники. • Третий - «классический» этап в истории технических наук - начинается в 70-х годах XIX в. и продолжается вплоть до середины XX века. Отличительные особенности данного этапа: *технические науки постепенно и неравномерно вступают в фазу зрелости; *техническое знание начинает систематически применятся при создании новой техники; *с конца XIX в. технические науки не только обеспечивают потребности развивающейся техники, но и начинают опережать ее развитие, формируют инженерные концепции и проекты возможных будущих технических систем и технологий. • Четвертый этап - «неклассический» - начинается с середины XX века. Он характеризуется: *становлением комплексно - механизированного и автоматизированного производства; *резким усложнением создаваемых технических объектов (ракетно-космические системы, ядерные объекты, электронно - вычислительные устройства с развитым программным обеспечением, базы данных и средства обмена информацией, системы связи и навигации (ИНТЕРНЕТ, ГЛОНАСС и др.)).; * формированием комплексных, неклассических научно - технических дисциплин: системотехники, технетики, эргономики, геотехнологии, инженерной психологии и др.
Тема 3. Многообразие факторов эволюции науки 3.1.Методологические подходы к объяснению движущих сил развития науки. Интернализм, экстернализм, диалектический подход. 3.2.Социокультурные факторы возникновения и развития науки.
3.1.Методологические подходы к объяснению движущих сил и характера развития науки. Интернализм, экстернализм, диалектический подход В объяснении движущих сил и характера развития науки наблюдается конкуренция двух противоположных подходов: интернализма и экстернализма. С позиций интернализма научное знание полностью определяется содержанием объекта и не зависит ни от социально - исторических условий, ни от ценностей, интересов, личностных качеств субъекта. Интернализм справедливо обращает внимание на внутренние потенции развития знания: * относительную самостоятельность, независимость развития науки от социальных факторов; *наличие собственной логики формирования знаний («филиацию идей»). Однако игнорирование социально - исторических, экономических и личностных факторов развития науки является его слабостью. Экстернализм акцентирует существенную зависимость содержания и развития знания от социоисторических факторов (экономических потребностей, уровня и характера техники и технологии, идеологических, политических, социокультурных, образовательных, мировоззренческих, личностных и др. факторов). С позиций экстернализма многие исторические факторы развития науки получают закономерное объяснение. К примеру потребности развития механической техники, которая была главенствующим видом техники в XVII - XIХ в.в., обусловили опережающее развитие механики и связанный с этим механицизм в мировоззрении и методах многих наук. Слабость экстернализма - в недооценке собственной логики развития науки, ее имманентной организации, автономности внутринаучных форм и критериев. Таким образом, и интернализм и экстернализм являются односторонними крайностями в объяснении причин и характера развития науки. Научной альтернативой этим крайним подходам является концепция диалектического соединения, комплексного учета, как внутринаучных (логико - эмпирических) так и вненаучных (социоисторических) факторов при объяснении развития научного знания. Преимуществами комплексного, диалектического подхода являются * учет как внутренней логики развития знания, так и внешних социально - исторических влияний; *историчность подхода к анализу науки, учет глубоких различий в научных представлениях различных эпох; *содействие конкретности истины в понимании факторов развития науки.
3.2.Социокультурные факторы развития науки
К важнейшим историческим и социокультурным факторам, инициировавшим зарождение науки в недрах античной цивилизации и ее последующее доминирование на Западе, относятся: 1. Становление свободной суверенной личности, склонной мыслить и действовать самостоятельно. Возникновению личности данного типа в ходе становления цивилизации Запада способствовали: * изменения в хозяйственном укладе Афин в VIII - V в.в. до н.э. Переход от традиционного сельскохозяйственного производства к доминированию ремесел, торговли, морских перевозок содействовал росту открытости и динамизма жизни афинского полиса и стимулировали развитие античной демократии; *античная демократия, где все свободные граждане участвовали в управлении государством («каждый мог быть избран, но каждый мог быть и изгнан»), содействовала формированию индивидуальности, самостоятельности людей. А застойные социальные отношения восточных деспотий, охарактеризованные Гегелем как «поголовное рабство» - не способствовали; *крушение феодального строя в странах Запада в эпоху Нового Времени и развитие капитализма содействовали формированию индивидуалистического стиля жизни человека в буржуазном обществе в противовес коллективистско - общинным отношениям в странах Востока, репрессивным по отношению к творческим, нестандартным личностям. 2. Изобретение способа мышления путем рассуждений. Донаучное мышление опиралось на сакральные источники: * мифологические (поиск ответов на вопросы и образцов деятельности в мифах, легендах, сказаниях и т.п.); * религиозные (мышление на основе представлений, содержащихся в священных текстах (Библия, Коран, Тора, Авеста и др.), образцах мышления и жизни святых, праведников и др.; * схоластические (опора на мнения «непогрешимых» авторитетов). Переход к научному мышлению стал возможным с изобретением рассуждений, позволявших приходить к собственным обоснованным выводам без опоры на священные, сверхъестественные, авторитарные и т.п. источники. Формирование практики мышления на основе рассуждений потребовало: * выработки норм логики, позволяющих рассуждать без противоречий; *осознания необходимости сопоставления мысленных представлений с фактами, практическим опытом; * выработки критического мышления («подвергай все сомнению») 3. Осознание неутилитарной ценности знания. В античном мире знание впервые начало осознаваться как самостоятельная ценность. Примеры такого осознания: *Платон мне друг, но истина дороже» Аристотель. Примеры порядков в школе Платона: *На дверях научной школы Платона - Академии была начертана надпись: «Не знающий геометрии - да не войдет». Это говорит о том, что. геометрия рассматривалась Платоном как знание, не только полезное для восстановления границ земельных участков, но и необходимое для развития мышления вообще. *Когда однажды к Платону пришел кандидат в ученики и спросил: «Какую выгоду я буду иметь от полученных знаний», Платон приказал выдать ему деньги на обратную дорогу и отослал назад. 4. Религиозные источники и стимулы развития науки. Наука завоевала свои позиции и суверенный статус в обществе в ожесточенной борьбе с религией. Вместе с тем, некоторые из религиозных представлений явились важными предпосылками формирования идейных оснований науки: *Религиозные представления о Боге, как всемогущем, всеведущем существе, содействовали выработке убежденности что и человек способен познавать мир: «Бог всеведущ, но и человек, сотворенный им по своему образу и подобию, способен к познанию». * Идея Бога, как идеального, незримого существа, сотворившего видимый материальный мир, содействовала изобретению идеализированных объектов, необходимых для теоретизации научного знания: «материальная точка», «математический маятник», «идеально черное тело», «идеальный газ» и др. * Христианству, в отличие от других религий, присущ более выраженный личностный характер. В основе поступков Христа - любовь. Своими поступками он задавал ориентиры мышления «по образцам». Христос не стремится давать предписаний как действовать и грозить наказаниями за проступки. Он дает образцы поступков, основанные на любви. Образцы - сильнее предписаний. Они стимулируют мышление, в отличие от предписаний, которые можно бездумно выполнять. Религиозный опыт мышления «по образцам» содействовал выработке мыслительных предпосылок европейской науки. 5. Существенную роль в завоевании Западом научного лидерства сыграли факторы статизма восточных цивилизаций и динамизма европейской цивилизации: * До XIX века Китай по изобретениям опережал Европу (бумага, порох, компас, шелк, фарфор и др.). Но знания были рецептурными, носили характер «предписаний». А европейская наука развивалась в опоре на теоретическое знание, ориентировалась на «объяснения», «предсказания», «открытия». * Коллективистский тип восточных обществ препятствовал развитию личностей с ярко выраженной индивидуальностью, с нестандартным мышлением. А западный, индивидуалистический тип общества - способствовал. * «Речной» тип восточных цивилизаций и «морской» тип западной. Восточные цивилизации - речные. Основная хозяйственная деятельность этих цивилизаций была на протяжении многих веков связана с крупными реками (Хуанхэ и Янцзы - в Китае, Инд и Ганг - в Индии, Нил - в Египте, Тигр и Евфрат - в Шумере и Вавилоне и др.) Главной ученой фигурой в речных цивилизациях был «мираб» - т.е. человек, регулирующий распределение воды (на современном языке - гидролог). Но за многие столетия формулы распределения воды были настолько отработаны, что приобрели вид предписаний. А главной фигурой античной цивилизации, носившей морской характер, был мореплаватель, постоянно сталкивавшийся с неизведанностью, вынужденный находить нестандартные решения, склонный к риску, даже авантюризму. Потребности кораблестроения, навигации, морских перевозок, торговых расчетов требовали постоянного накопления и обновления знаний. * Статизму и застойности Восточных культур в какой – то содействовала и ориентация ряда авторитетных учений мыслителей Востока на образцы прошлого. К примеру, философскому учению Конфуция присущи черты идеализации опыта древности (культ предков), скрупулезного соблюдения древних традиций и ритуалов. Характерный для философского учения даосизма принцип «недеяния» («у - вэй»), при поверхностном, обыденном его понимании, мог быть воспринят как обоснование созерцательного, пассивного отношения к жизни.
Date: 2016-11-17; view: 530; Нарушение авторских прав |