Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА: Роль гормонов в регуляции процессов психического, физического развития, роста тела, адаптации организма и регуляции гомеостаза.
Гипоталамо-гипофизарная система: состоит из гипоталамо-заднегипофизарной (расположена в двух основных ядрах – супраоптическом и паравентрикулярном, вырабатывающим висцеральные гормоны – вазопрессин и окситоцин) и гипоталамо-переднегипофизарной (гормоны – тиреотропин-рилизинг-гормон и тиреолиберин, рилизинг-гормон лютеонизирующего гормона –люлиберин,гонадотропин-рилизинг гормон, кортикотропин-рилизинг-гормон и другие). Гормоны гипофиза: адренокортикотропный (АКТГ)– необходим для развития коры надпочечников (увеличивается секреция при стрессе), тиреотропный (ТТГ) - стимулирует рост и развитие щитовидной железы, выработку и выделение ее гормонов Т3 и Т4; гонадотропный гормон (ГТГ)- представлен двумя гормонами – фолликулостимулирующим (у самок стимулирует развитие фолликулов, у самцов стимулирует развитие семенных канальцев и дифференциации спермы) и лютеининизирующим (принимает участие в образовании желтого тела, стимулирует секрецию половых гормонов яичников и семенников, созревание половых клеток); соматотропный гормон (СТГ) – стимулирует общий рост тканей (при недостатке СТГ развивается карликовость, при нормально пропорциональном теле; при чрезмерной активности этого гормона наблюдается развитие мягких тканей, деформация и утолщение костей – акромегалия); пролактин – стимулирует рост молочных желез и секрецию молока; меланостимулирующий гормон (МСГ) - стимулирует биосинтез кожного пигмента меланина. Гормоны щитовидной железы: трииодтиронин (Т3), тетраиодтиронин (Т4) - влияют на обменные процессы, рост и развитие, адаптивные реакции (при увеличении их концентрации развивается токсический зоб или базедова болезнь -характеризуется похуданием, тахикардией, пучеглазием – экзофтальмом; при гипофункции – эндемический зоб, связанный с недостатком йода в пище; синдром полного отсутствия у детей тиреоидных гормонов называют кретинизмом – задержка роста, у взрослого недостаточность этих гормонов приводит к развитию микседемы – утолщение кожи и задержка в ней воды). Гормоны надпочечников: глюкокортикоиды – тормозят синтез белков в периферических тканях, при их избытке (кортизола) происходит атрофия мышц, при их отсутствии нарушается мобилизация и выделение жирных кислот из жировой ткани (липолиз), при недостаточности нарушается способность различать оттенки вкусовых, обонятельных и звуковых ощущений; они влияют на клеточный и гуморальный иммунитет; при повышенном содержании глюколкортикоидов наблюдается ожирение, гипергликемия, усиленный распад белков, задержка воды и хлорида натрия в организме (отеки), гипертензия, пониженная резистентность; при недостаточности – развивается заболевание бронзовая (Аддисонова) болезнь – характеризуется бронзовой окраской кожи, ослаблением сердечной деятельности, повышенной утомляемостью, восприимчивостью к инфекциям). Минералокортикоиды – альдостерон, кортикостерон, дезоксикортикостерон – выделяются клубочковой зоной и регулируют минеральный обмен (альдостерон – увеличивает реабсорбцию натрия и хлора в канальцах почек, что ведет к повышению содержания поваренной соли в крови, лимфе и тканевой жидкости). Половые гормоны надпочечников – андрогены и эстрогены- играют значительную роль в развитии половых органов в детском возрасте (у взрослых людей их роль невелика). Половые гормоны – развиваются и созревают в гонадах, их делят на экстрогены, гестагены и андрогены. Гормоны первых двух групп называют женскими (эстрадиол, эстрон, прогестерон), третья мужские (тестостерон). Половые гормоны способствуют эмбриональной дифференцировке и последующему развитию половых органов, определяют половое созревание и развитие половых признаков. Они регулируют процессы, связанные с синтезом желтка в ооцитах и овуляцией, индуцируют изменения в эндометрии матки, предшествующие имплантации яйцеклетки и обеспечивают нормальное протекание беременности. При нарушении функции гамет возникает бесплодие. Одновременное развитие зачатков мужской и женской гонад приводит к истинному гермафродитизму. Гипофункция стероидогенной ткани может приводить к евнухоидному строению тела. Гормоны поджелудочной железы: глюкагон (вырабатывается в альфа-клетках) активируют ферменты, контролирующие скорость гликогенолиза, гликонеогенеза и липолиза; инсулин (вырабатывается в бетта-клетках) является анаболическим гормоном с широким спектром действия – повышение синтеза углеводов, жиров, белков, стимулирует метаболизм глюкозы, синтез гликогена в печени, влияет на обмен жира; при гипергликемии – усиливается секреция инсулина, при гипогликемии – наблюдается тахикардия, голод, возбуждение. Гормоны симпатоадреналовой системы: вырабатываются в мозговом слое надпочечника и окончаниях симпатических нервных волокон (адреналин и норадреналин) – их эффекты сложны и многообразны: на одни органы-мишени адреналин и норадреналин действуют сходным образом, на другие – по-разному. Гормоны водно-солевого обмена: альдостерон – влияет на концентрацию ионов натрия и калия; паратгормон и кальцитонин – поддержание гомеостаза кальция и фосфора, необходимы для проницаемости мембран, поддержания активности ферментов в процессах синаптической передачи. Гормоны органов и тканей: простагландины (вещества производные ненасыщенных жирных кислот, оказывают местное действие), кинины (группа пептидов, служат стимулятором сокращения гладкой мускулатуры и действуют на кишку, вены, бронхи, регулируют кровоток в тканях – брадикинин); гистамин (вызывает аллергические реакции и сокращение гладкой мускулатуры воздухоносных путей); пептиды желудочно-кишечного тракта (влияют на моторику и секрецию различных отделов пищеварительного тракта). Гипо- и гиперсекреция желез внутренней секреции приводит к возникновению характерных заболеваний с сопутствующими изменениями в полости рта (поджелудочная железа – диабет - сухость во рту, увеличение языка, большие отложения зубного камня, нарастающая подвижность зубов и легкая кровоточивость десен; половые железы – эстроген и прогестерон задерживают воду, уменьшают ороговение, усиливают васкуляризацию слизистой и склонность к кровотечениям; гипофиз – увеличение челюстей и разрастание губ, десен, языка при акромегалии; щитовидная железа – тиреотропный гормон усиливает отек слизистой, возможен множественный кариес зубов при гипер- и гипофункции желез; при недостаточности функции коркового вещества надпочечников – пигментация слизистой щек, губ, края языка).
ТЕМА: Трудовая деятельность. Теория развития утомления. Адаптация организма к физическим нагрузкам.
Физический труд – включает динамическую работу (имеет место тогда, когда в физическом смысле происходит преодоление сопротивления на определенном расстоянии – перенос предметов, переход от объект к объекту труда, перемещение рычагов управления и т.п.) и статическую работу (характеризуется тем, что и без укорочения и после начального укорочения мышцы, работающее звено тела не преодолевает никакого расстояния). Умственный труд – включает мыслительный и эмоциональный компоненты. Работоспособность – это свойство человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы. Она изменяется на протяжении рабочей смены м подразделяется на: фазу врабатывания (во время этой фазы повышается активность ЦНС, возрастает уровень обменных процессов в организме работающего, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем), фазу относительно устойчивой работоспособности (характеризуется оптимальным уровнем функционирования обеспечивающих работу систем организма), фазу снижения работоспособности (связана с развитием утомления), фазу вторичного повышения работоспособности (в ее основе лежат условно-рефлекторные механизмы, связанные с предстоящим концом работы) Утомление – функциональное состояние человека, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Причин утомления несколько: процессы, происходящие в нервно-мышечном синапсе (блокада проведения нервных импульсов), недостаточность кальциевых механизмов мышечных клеток (снижение рН, уменьшение запасов креатинфосфата и гликогена, увеличение температуры мышц – задерживают выход ионов кальция), изменения в самих работающих мышцах (истощение энергетического ресурса, накопление в мышцах продуктов метаболизма, недостаточность кровоснабжения мышц). Адаптация – от латинского слова adaptatio – приспособление – развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность при изменении внешней среды или параметров организма. Внешние факторы, влияющие на адаптацию – природные, производственные, бытовые, социальные. Внутренние факторы, влияющие на адаптацию – половое созревание, беременность, старость, болезнь, утомление. Генотипическая адаптация – на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора сформировались современные виды животных. Фенотипическая адаптация -развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в новых условиях. Адаптация – это необходимый и естественный фактор индивидуального развития. Имеется много видов адаптации. Среди них важное значение имеет адаптация к физическим нагрузкам.
МОДУЛЬ 2
ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Date: 2016-11-17; view: 470; Нарушение авторских прав |