Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие света – зависит от длины волны света, падающего на глаз; нарушение восприятия – цветовая слепота или дальтонизм.





Бинокулярное зрение – это участие обоих глаз в формировании зрительного образа. Способствует оценке расстояния до предмета, его глубины.

Периферический отдел зрительного анализатора представлен рецепторами (фоторецепторами – палочками и колбочками), они находятся в пигментном слое и повернуты от пучка падающего света таким образом, что их светочувствительные концы спрятаны в промежутках между сильно пигментированными эпителиальными клетками. Зрительный пигмент родопсин содержится только в палочках. В колбочках находятся другие зрительные вещества – иодопсин, хлоролаб, эритлаб. Колбочки функционируют при ярком свете и воспринимают цвет, палочки воспринимают свет и обеспечивают зрительное восприятие при слабой освещенности.

Проводниковый отдел зрительного анализатора – зрительный нерв (перекрещиваются в области основания черепа, где переходят на противоположную сторону), часть из них вместе с перекрещенными аксонами второго зрительного нерва образуют зрительный тракт. Нервные волокна зрительного тракта подходят к следующим структурам мозга: ядрам верхних бугров четверохолмия – средний мозг, ядрам латерального коленчатого тела – таламус, ядрам гипоталамуса и глазодвигательным нервам. От них информация идет в кору.

Слуховая сенсорная система – совокупность механических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания. Звуки делят на тоны (гармонические колебания) и шумы (это частоты, не находящиеся в гармонических отношениях).

Наружное ухо – это рупор для концентрации звуков.

Среднее ухо – это система косточек (молоточек, наковальня и стремечко) для передачи колебаний воздуха, полученных от барабанной перепонки.

Внутренне ухо – выполняет функцию рецептора (стремечко вдавливает эластическую мембрану овального окна, передавая давление в полость улитки через движение жидкости – перилимфы, внутри улитки находится эндолимфа, а на основании мембраны – фонорецепторы; движение основной мембраны вызывает деформацию волосковых клеток на рецепторах и это является стимулом для их возбуждения.

Проводниковый отдел анализатора от рецепторов передает информацию по аксонам нервных клеток спирального ганглия и передается в слуховой центр продолговатого мозга. Далее импульс поступает к ядрам верхней оливы и здесь отмечается первый перекрест слуховых путей. Подавляющееся большинство волокон от продолговатого мозга переключается на клетках нижних холмов и переходят на противоположное полушарие (второй перекрест), на корковом уровне осуществляется третий перекрест.

Бинауральный слух – восприятие звуков с двух сторон, что способствует оценке направления и дальности звукового сигнала.

 

ТЕМА: Процессы образования и торможения условных.

 

Поведение человека включает два типа реакций генотипический (обусловленный генной программой) и фенотипический (обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды или индивидуально приобретенный, основанный на обучение).

Наследственно закрепленные формы поведения – это безусловные рефлексы, инстинкты, биологические мотивации, эмоции – в их организации пусковую роль играют внешние стимулы, их деятельность контролируется внутренними потребностями организма, они осуществляются на основе мотивации – голод, жажда, ярость, страх, все они характеризуются определенным поведением, являются врожденными, видовыми. В их осуществлении главная роль принадлежит стволу мозга и подкорковым образованиям.

Приобретенные формы поведения – это условные рефлексы, память, язык, внимание, мышление. Условные рефлексы формируются при определенных условиях индивидуальной жизни организма и исчезают при их отсутствии, отличаясь этим, от безусловных рефлексов. Они могут быть натуральными (например, условные рефлексы на время кормления) или искусственными (вырабатываются позднее натуральных, например, слюноотделение на вид, запах пищи).Условные рефлексы образуются благодаря многократному сочетанию индифферентного раздражителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс. Между стимулом и реакцией в процессе образования условного рефлекса формируется функциональная связь. Условный раздражитель должен предварять действие безусловного, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше безусловного, сила раздражителей должна быть достаточной величины. Условные рефлексы характеризуются относительным непостоянством (одни закрепляются, другие исчезают и вновь восстанавливаются). Это связано с торможением условных рефлексов.


Торможение условных рефлексов: внешнее, или безусловное - возникает, когда при действии условного раздражителя на организм действует другой внешний раздражитель (например, на звук звонка в аудитории прекращается восприятие других звуков – голоса лектора и т.п.), внешнее запредельное при сверхсильных раздражителях вместо усиления ответной реакции она уменьшается (закон силы); внутреннее, или условное (приобретается в процессе жизнедеятельности) делится на угасательное (вырабатывается после отмены подкрепления условного стимула безусловным), дифференцировочное (способствует различию двух или более сходных по природе сигналов, когда один из них подкрепляется безусловным раздражителем, а другие – нет), запаздывающее (образуется при ситуации, когда условный раздражитель значительно опережает подкрепление и рефлекторный ответ происходит через некоторое время после действия условного сигнала - запаздывает), условный тормоз.

 

ТЕМА: Методы исследования активности головного мозга (электроэнцефалография). Биологические ритмы.

 

Электроэнцефалография – регистрация биоэлектрической активности головного мозга. Изменения электрической активности головного мозга могут развиваться при поражении самого мозга и при поражениях любых органов и систем организма.

Электроэнцефалограмма – это запись биоэлектрической активности мозга. Она представляет из себя ряд ритмов:

альфа-ритм (8-13 кол/сек, до 100 мкв амплитуда; регистрируется в спокойном состоянии бодрствующего взрослого человека, характерен для большинства здоровых людей при закрывании глаз),

бета-ритм (выше 13 кол/сек, до 5-15 мкв, характерен для большинства здоровых людей при любом виде активности),

дельта-ритм (1-3 кол/сек, до 200 мкв и более; регистрируется во сне),

тета-ритм (4-7 кол/сек, до 100 мкв и более; регистрируется в детском возрасте в норме и у взрослых во сне).

Биологические ритмы – это гармония, соразмеренность, периодически повторяющиеся явления. Высокочастотные биоритмы – от нескольких мск до 30 мин (ритм дыхания, работы сердца и другие). Биоритмы средней частоты – ультрадианные (до 20 часов), циркадианные (20-28 часов), инфрадианные (более 28 часов), циркасептанные (до 7 суток) – это сон и бодрствование, околосуточные изменения обмена веществ, гормонов и т.п. Биоритмы низкой частоты – до месяцев, лет – сезонные, годичные, солнечные и другие.

Хронограмма – работа организма в соответствии с биоритмами, хронотерапия – учет биоритмов при назначении лекарственных препаратов и других форм терапии.

 
 

Рис. 5. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ):

а – норма; б – основные ритмы ЭЭГ: 1 – бета-ритм; 2 – альфа-ритм; 3 – тета-ритм; 4 – дельта-ритм; 5 – эпилептические разряди.

 

ТЕМА: Функциональная система поведения (физиология эмоций, памяти, мышления и речи).

 

Эмоции – язык чувств, присущий человеку и животным. Они выражаются внутренними (субъективными) признаками (радость, горе, наслаждение, отвращение, ненависть, любовь) и внешними (объективными) признаками (мимика,жестикуляция,голосовые и вегетативные реакции). Эмоции полярные (положительные и отрицательные).

Положительные эмоции: удовольствие – радость (удовольствие – это индивидуальное проявление, зависящее от труда, мастерства, поиска; радость – наиболее желанное состояние, его умножает умеренность); интерес-ажиотаж (важная эмоция для формирования навыков, интеллекта, творчества, труда, мастерства).


Отрицательные эмоции: дистресс-горе (вызывает их неудача, разлука), отвращение-омерзение (часто связаны с пищевой мотивацией – не вкусно, дурно пахнет), гнев-ярость («закипает кровь», лицо пышет жаром; гнев – это смелость и страх, ярость – чувство храбрости и совершение подвига), пренебрежение-презрение (эмоции, подготавливающие встречу с противником), удивление-испуг (это подготовка к новому действию, неожиданному событию), стыд-робость-унижение (мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; если поведение не соответствует эталону и осуждается – это должно вызывать стыд), страх-ужас (сигнализирует о реальной или воображаемой опасности; страх – наиболее труднопереносимая эмоция; трус – испытывает страх всегда, храбрец – не остается у его власти).

Эмоциональное напряжение развивается стадийно – 1 стадия приспособительная (за счет этой реакции повышаются внутренние резервы организма и мы имеем возможность выполнять какой-то вид работы), 2 стадия стеническая (отрицательная часть напряжения с его ростом во время работы и использованием всех резервов – вегетативная буря, повышение давления, увеличение сердцебиения и т.п.), 3 стадия астеническая (отрицательная часть напряжения, тормозящая энергетические и интеллектуальные возможности, приводящие к страху, ужасу, тоске, депрессии), 4 стадия невроз (это срыв высшей нервной деятельности и болезнь).

Память – одно из основных свойств нервной системы (усвоение информации, ее сохранение и ее воспроизведение). Память тесно связана с обучением. Генотипическая память(врожденная) – обуславливает становление безусловных рефлексов, инстинктов. Фенотипическая память – это обработка и сохранение информации, приобретаемой в процессе индивидуального развития личности. Иконическая (мгновенная) память – удерживает точную и полную картину, воспроизводимую органами чувств (образ предмета) до 0,1-0,5 сек. Она может перейти в кратковременную (это оперативная память обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций, продолжается секунды и минуты – очень важна в плане отбора информации). Долговременная память – удерживает огромный объем информации.

Механизм памяти очень сложен и до конца не известен: клеточно-молекулярная теория (зависит от нейромедиаторов и связана с изменениями в синапсах), участие информационных молекул (нуклеиновых кислот и белков), иммунохимический механизм (взаимодействие антигена и антител).

Мышление – это отражение в сознании человека общих свойств тех или иных предметов и явлений, а также связей между ними. В процессе мышления выделяют: анализ – различие сходных раздражителей (начинается с рецепторов – в основе лежит дифференцировочное торможение), синтез – объединение раздражителей (условные рефлексы высшего порядка), сравнение – черты сходства и отличия предметов и явлений (все познается в сравнении), обобщение – объединение общих свойств предметов и явлений (формируются закономерности), классификация - распределение информации по группам, классам и т.п.


Речь – важна для формирования мышления, с возникновением речи у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира (вторая сигнальная система – слово, обозначающее воздействие).

Конкретное мышление – осуществляется на основе непосредственных ощущений и впечатлений; абстрактное мышление – оперирование словами, где слово представляет мышление и интеллектуальные функции человека – она проявляется у человека, когда он может абстрагировать понятия. Отрываясь от конкретной действительности. Мышление – это по сути речь (беззвучная, выражение работы речевого механизма, механизма письма, у глухонемого - механизма жестов). Понимание словесных раздражителей связано с функцией доминирующего речевого полушария – левого.

 

ТЕМА: Функциональная асимметрия головного мозга.

Человек имеет два полушария – правое и левое -, выполняющие разные функции, но совместно обеспечивающие целенаправленное поведение. Полушария связаны между собой пучками волокон (мозолистое тело).

Правое полушарие – контролирует и регулирует сенсомоторные и двигательные функции левой половины тела. Обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

Каждое полушарие обладает собственными ощущениями. Восприятием, мыслями, идеями, характеризуется раной эмоциональной оценкой идентичных событий, Каждое полушарие располагает собственной цепью воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого полушария

Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность, ее понимание и построение, работу со словесными символами. Оно превосходит правое также в способности понимать речь. Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии и лишь у 5% - в правом. У 70% леворуких центр речи, также как и у праворуких, в левом полушарии. У 15% леворуких центр речи в правом полушарии.

Существует и эмоциональная асимметрия полушарий. Временное выключение левого полушария вызывает сдвиг в сторону отрицательных эмоций (ухудшается настроение, появляется пессимизм, человек жалуется на свое состояние). При выключении правого полушария – наоборот. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающие под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга. Распознавание мимики в большей степени связано с правым полушарием.

Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

 

ТЕМА: Типы высшей нервной деятельности.

 

Темперамент – категория поведенческая; это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. Он является результатом взаимодействия двух факторов: наследственного и средового (влияние среды, воспитание только изменяет привычки, навыки, но не преобразует темперамент). В основе распределения на темпераменты лежит соотношение силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов

Сангвинник – сильный (о силе судят по скорости образования и упрочения условного рефлекса, скорости выработки дифференцировки и соответствует закону силовых отношений), уравновешенный (об уравновешенности судят по соотношению процессов возбуждения и торможения), подвижный (о подвижности судят по скорости переделки возбуждения на торможение и наоборот – если это происходит быстро, то тип называют подвижным).

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.

Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Собственно-человеческие типы - художественный (преобладает первая сигнальная система действительности – доминирует правое полушарие мозга), мыслительный (преобладает вторая сигнальная система действительности – доминирует левое полушарие мозга), смешанный (нет преобладания какой-либо из этих систем).

Экстраверты – сангвинник (стабильный), холерик (нестабильный).

Интроверты – флегматик (стабильный), меланхолик (нестабильный).

 

ТЕМА: Структурно-функциональная организация автономной нервной системы.

 

Автономная нервная система - это комплекс центральных и периферических структур, которые регулируют необходимый для адекватной реакции организма функциональный уровень внутренней среды.

Она подразделяется анатомически и функционально на отделы:

Симпатический – центральная часть этого отдела начинается в спинном мозгу от ядер серого вещества I-II грудного до II-IV поясничного сегментов, периферическая – от пара- и превертебральных ганглиев. В ганглиях передача возбуждения осуществляется посредством медиатора ацетилхолина. На постсинаптической мембране ацетилхолин взаимодействует с Н-холинорецептором (никотинчувствительным), где впоследствии возникает нервный импульс по механизму аналогичному работы синапса. С постганглионарного волокна на эффектор волна возбуждения передается с помощью медиатора – норадреналина. Он взаимодействует со специфическими рецепторами (адренорецепторами). Они подразделяются на группы: альфа- и бетта. Активация альфа-адренорецепторов приводит к сужению сосудов кожи, слизистых, почек, легких, мозга, скелетных мышц; вызывает сокращение гладких мышц сфинктеров и цилиарную мышцу зрачка, вызывая его расширение. Активация бетта-адренорецепторов вызывает расширение сосудов скелетных мышц, коронарных, легочных, головного мозга, органов брюшной полости.

Симпатический отдел автономной нервной системы вызывает диффузное возбуждение организма. Это система тревоги, защиты, мобилизации резервов, необходимых для взаимодействия организма с внешней средой. Это обязательное условие эмоционального состояния и напряжения, вплоть до стресса.

Парасимпатический отдел – представлен центральными ядрами, расположенными в среднем мозгу (ядро глазодвигательного нерва - III пара), в продолговатом мозгу (VII пара, языкоглоточного – IX пара, блуждающего – Х пара), в спинном мозгу – боковые рога трех сегментов крестцового отдела. Периферическая часть от ганглиев идет в органы. В ганглиях передача возбуждения осуществляется также как и в симпатическом отделе автономной нервной системы. В постганглионарных нервных волокнах она реализуется через синапсы с помощью ацетилхолина, который в висцеральных органах действует через М-холинорецепторы (мускариновые) и Н-холинорецепторы. Физиологические эффекты зависят от того, на какие рецепторы действует ацетилхолин.

Парасимпатический эффект наступает быстрей симпатического (в этом отделе в основном преганглионарное неравное волокно группы «В», где скорость проведения больше), однако он быстро и проходит, так как медиатор ацетилхолин быстро разрушается. Поэтому действие этого отдела автономной нервной системы местное (там, где выделяется медиатор).

Метасимпатический отдел – это комплекс микроганглионарных образований, обеспечивающих собственную нервную регуляцию основных висцеральных органов, владеющих функциональной автоматией (кардиометасимпатический, энтерометасимпатический, уретрометасимпатический). Он обеспечивает передачу возбуждения от структур центральной нервной системы к эффекторным органам, осуществляет координацию регуляторных влияний (моторной активности гладких мышц, секреторной, экскреторной, всасывательной деятельности органов пищеварения, регуляцию локального кровотока). Ганглии этой системы расположены в стенке органов. В них входят парасимпатические и симпатические нервные волокна, через которые осуществляются центральные влияния. В ганглиях обработка информации осуществляется при участии ацетилхолина (через М- и Н-холинорецепторы) и норадреналина (через альфа- и бетта-адренорецепторы). Из постганглионарных нейронов на органы импульсы передаются с участием серотонина, норадреналина, ацетилхолина и других (кининов, простагландинов, опоидных пептидов, ренина, ангиотензина). Действие метасимпатического отдела автономной нервной системы носит локальный характер (висцеральный).

 

ТЕМА: Автономные рефлексы, их практическое использование в клинике.

 

Все рефлексы, связанные с автономной нервной системой подразделяются на:

Висцеро-висцеральные – начинаются и заканчиваются во внутренних органах (рецепторы, например, брюшины при их возбуждении посылают импульсы, которые изменяют работу сердца – рефлекс Гольца), они могут замыкаться по типу аксон-рефлекса (в пределах одного аксона) и их следует учитывать при дифференциальной диагностике заболеваний. Например, при гастралгической форме инфаркта миокарда болевые ощущения возникают в эпигастральной области, чем затрудняют диагностику инфаркта.

Висцеро-дермальные рефлексы – проявляются в повышении тактильной и болевой чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. В основе этих рефлексов лежит сегментарная организация иннервации некоторых органов (сердца, кишок и других). Это сопровождается интегративной реакцией висцеральных органов и соответствующих участков кожи. Возникающие при этом боли называют отраженными, а области, в которых они появляются – зонами Захарьина-Геда. Широко используются для диагностики многих заболеваний, например при инфаркте миокарда или стенокардии боли возникают не только за грудиной, но и под левой лопаткой, в левой руке, при панкреатите – опоясывающие боли.

Дермато-висцеральные рефлексы – проявляются изменениями деятельности внутренних органов в ответ на раздражение кожи. Широко используются для лечения заболеваний. Примерами является применение горчичников, банок, компрессов, холод, тепло, массаж, ванны, души, физиотерапия, иглоукалывание и другие методы, которые так и называются – рефлексотерапия.

Висцеро-соматические (висцеро-моторные) – проявляются в повышении тонуса скелетных мышц при патологии внутренних органов. Помогают диагностике некоторых заболеваний. Например, при остром аппендиците и другой острой патологии органов ЖКТ наблюдается напряжение мышц брюшной полости. При некоторых заболеваниях пациенты принимают вынужденные позы, облегчающие состояние больного (при приступе бронхиальной астмы пациент сидит, упираясь руками в колени, при болях в животе – лежит, подогнув колени), что тоже является висцеро-моторным рефлексом.

Сомато-висцеральные (моторно-висцеральные) – включают пути, вовлекающие активацию экстерорецепторов и соматических афферентных волокон и заканчивающихся в висцеральных органах, вызывая изменения их функции. Примером может служить изменение функции органов при физических нагрузках (лечебная физкультура).

В стоматологической практике нередко встречаются нарушения вегетативной иннервации. Например, изменение секреции слюнных желез, при глотании, оценке вкусовых качеств пищи. Возможны нарушения тактильной, температурной чувствительности слизистой полости рта.

В неврологии и других клиниках исследуют функции вегетативной нервной системы путем изучения тонуса сосудов (сосудистые реакции – белый и красный дермографизм), исследования зрачковой реакции (расширение зрачка – медриаз, сужение – миоз).

 

ТЕМА: Гуморальная регуляция физиологических функций. Механизм действия гормонов.

 

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью особых химических регуляторов внутренней среды – гормонов. Это химические вещества, образующиеся и выделяющиеся специализированными эндокринными клетками, тканями или органами.

Аппаратом управления гормональной регуляции являются отдельные структуры нервной системы (цереброгландулярный путь, мозг-железа), гипофизарный путь (через гипофиз), местная саморегуляция (глюкоза в крови и инсулин, кальций и кальцитонин).

Синтез, секреция и выделение гормонов – по химической природе гормоны подразделяют на производные аминокислот (тиреоидные гормоны, адреналин), пептидные (нейропептиды гипоталамуса, гормоны гипофиза, околощитовидные), стероидные (образуются из холестерина – гормоны надпочечников, половые гормоны). Транспорт гормонов осуществляется жидкостями внутренней среды (кровью, лимфой, микроокружением клеток) в связанной (с мембранами эритроцитов, тромбоцитов, белков) и свободной (проходят через мембраны и взаимодействуют с клеточными рецепторами) форме.

Механизм действия гормонов – осуществляется на клетки- мишени и может осуществляться двумя путями: на рецепторы клеточной мембраны (пептидные гормоны, катехоламины) и рецепторы цитоплазмы (внутри клеток) – стероидные гормоны, гормоны щитовидной железы. В результате активируются мембранные ферменты и образуются вторичные посредники (цАМФ, цГМФ, фосфолипаза С и другие), запускающие цикл реакций с конечным синтезом ферментов и белков в рибосомах.

Эндокринные железы оказывают существенное влияние на морфофункциональное состояние челюстно-лицевой области. Гипо- и гиперсекреция желез внутренней секреции в сформированном организме приводит к возникновению характерных заболеваний с сопутствующими изменениями в полости рта. Эти признаки, в большинстве случаев, представляют собой отдаленные вторичные проявления, наблюдаемые в разгаре болезни, и поэтому, не представляют диагностических трудностей. Наиболее часто изменения в полости рта возникают при расстройствах функции поджелудочной железы (сухость во рту, повышенная жажда и аппетит, отложение зубного камня, подвижность зубов, легкая кровоточивость), половых желез (ороговение, набухание слизистой рта и десен), несколько реже в связи с дисфункцией гипофиза (увеличение челюстей и мягких тканей – акромегалия), щитовидной железы (набухание десен, множественный кариес), надпочечников (пигментация слизистой полости рта).

 







Date: 2016-11-17; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию