Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение состава фразеологизма как стилистический прием 2 page





В качестве третьего варианта выступает полная форма в творительном падеже, указывающая, подобно краткой форме, на временный признак, но между последними двумя формами в контексте выявляются оттенки смыслового различия. Ср.:

Он был СТАРЫЙ (постоянный признак).

Он был СТАР, когда я с ним познакомился (признак по отношению к данному моменту).

Он был СТАРЫМ, когда я был с ним знаком (признак, ограниченный определенным периодом).

3) В других случаях полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая – относительный признак, применительно к определенной ситуации. Обычно это различие проявляется у прилагательных, обозначающих размер, вес и т.д., причем краткая форма указывает на недостаточность или излишек. Ср.: потолок НИЗКИЙ (признак вообще) – потолок НИЗОК (для высокой мебели); ноша ТЯЖЕЛАЯ (безотносительно к тому, кто будет ее нести) – ноша ТЯЖЕЛА (для слабого человека, для ребенка). Ср. также: ботинки МАЛЫ, перчатки ВЕЛИКИ, коридор УЗОК, пальто КОРОТКО (в этом значении «меньше, больше, уже и т.п., чем нужно» употребляется только краткая форма).

4) Грамматическое (синтаксическое) различие между обеими формами заключается в том, что краткая форма обладает способностью синтаксического управления, а полная в значении сказуемого такой способностью не обладает, например: он СПОСОБЕН к музыке, мы ГОТОВЫ к отъезду, ребенок СКЛОНЕН к простуде, она была БОЛЬНА гриппом (употребление полной формы в этих примерах невозможно). Полная же форма обладает такой способностью, если употребляется в функции определения, например: ребенок, СПОСОБНЫЙ к музыке; дочь, БОЛЬНАЯ гриппом и т. п. Встречающиеся в художественной литературе конструкции с наличием управляемых слов при полной форме связаны с просторечной окраской, например: Я на такую тяжесть уже не СПОСОБНЫЙ (В. Кожевников).

5) Стилистическое различие между обеими формами выражается в том, что для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной – оттенок смягченного выражения. Ср.: он ХИТЕР– он ХИТРЫЙ, она СМЕЛА – она СМЕЛАЯ и т.п.

Краткая форма нередко присуща книжному языку, полная – разговорному. Ср.: Умозаключения и выводы автора исследования ЯСНЫ и ТОЧНЫ.– Ответы ученика ЯСНЫЕ и ТОЧНЫЕ. Ср. употребление краткой формы в книжно-письменной речи: Всякая сфера деятельности бесконечно РАЗНООБРАЗНА. (Белинский).

Возможен выбор между краткой формой и полной формой в творительном падеже, например: стал БОГАТ – стал БОГАТЫМ, сделался ИЗВЕСТЕН – сделался ИЗВЕСТНЫМ.

6) В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных, например:

7) Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ (Паустовский); Был я МОЛОДЫМ, ГОРЯЧИМ, ИСКРЕННИМ, НЕГЛУПЫМ. (Чехов);

8) Открытая шея ТОНКА и НЕЖНА (А. Н. Толстой); Новый заведующий ПРИВЕТЛИВ и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН.

Нарушением нормы являются конструкции: «Он ДОБРЫЙ, но СЛАБОВОЛЕН»; «Взгляды ОРИГИНАЛЬНЫЕ, хотя и ПРИМИТИВНЫ в своей основе» (в обоих случаях формы прилагательных следует унифицировать).

Только в особых условиях контекста или стилистической окрашенности возможно сочетание обеих форм как синтаксически однородных, например: Как она МИЛА, какая УМНЕНЬКАЯ (Тургенев)– при наличии слов КАК и ТАК употребляется только краткая форма, при наличии слов какой и такой – только полная форма; Ведь ГОРБАТ, а ПРИЯТНЫЙ... (Горький) (в речи персонажа).

9) При вежливом обращении на «вы» возможна или краткая форма (вы ДОБРЫ, вы НАСТОЙЧИВЫ), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы ДОБРАЯ, вы такой НАСТОЙЧИВЫЙ). Форма «ВЫ ДОБРЫЕ» в обращении к одному лицу звучит как явное просторечие.

 

5.6 Употребление форм имени числительного

1 Употребление слова пара в значении «два» присуще разговорной речи, например: купить пару яблок, пару груш. Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении «несколько», например: пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк.

2 В сочетаниях два (три, четыре) и более… управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения, т. Е. существительное ставится в зависимость от числительных два, три, четыре, а не от слова более (ср. возможность перестановки: два варианта и более).

3 Предлог по в так называемом дистрибутивном (распределительном) значении управляет дательным и винительным падежом числительного. Ср.:


а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, миллиард);

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги; по двое ножниц; по девяносто копеек, по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, девяносто, сто, двести, триста, четыреста); встречавшиеся ранее книжные формы типа по девяноста копеек, по ста рублей воспринимаются в наше время как архаичные.

Остальные количественные числительные (пять, шесть... десять, одиннадцать, двенадцать... двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят...) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с дательным падежом (книжный вариант с оттенком устарелости) и с винительным падежом (в нейтральном употреблении), например: по пяти копеек – по пять копеек, по десяти раз–по десять раз, по сорока мест –по сорок мест, по семидесяти рублей– по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей, по сорока семи копеек –по сорок семь копеек и т.п. Но если в составном числительном имеются слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста, то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа, например: по двадцать две копейки, по двести тридцать пять рублей.

Употребление конструкций с винительным падежом становится преобладающим. Особенно это относится к числительным пятьсот – девятьсот, у которых в сочетании с предлогом по образуется не обычная форма дательного падежа (пятистам), а особая –«о пятисот (первая часть сложного слова стоит в форме дательного падежа – пяти, а вторая сохраняет начальную форму -сот); это сближает возможные варианты, и явно преобла-
дает форма по пятьсот, по шестьсот, по семьсот и т.д.

4) Правильными являются конструкции 35,5 процента (не.процентов), 12,6 километра (не километров), т. е. при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 67/8 (шесть и семь восьмых) метра и т. п.

5) В паре с полутора десятками человек – с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного и винительного, сочетается с формой множественного числа последующего существительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не в полутораста километров...): числительное полтораста сочетается с именами существительными так же, как полтора, т. е. согласуется во всех падежах, кроме именительного и винительного (ср.: в полутора километрах).

6) Собирательные числительные сочетаются чаще всего с существительными мужского рода со значением лица (ДВОЕ школьников, ТРОЕ учителей), с названиями детенышей (ЧЕТВЕРО медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (ДВОЕ ножниц) или обозначающими парные предметы (ДВОЕ носков), с существительными общего рода (ПЯТЕРО судей) и личными местоимениями (их было ШЕСТЕРО). С остальными существительными собирательные числительные не сочетаются.

Особняком стоят собирательные числительные ОБА (мужской и средний рода) и ОБЕ (женский род), которые имеют формы рода. При склонении числительного ОБА основа оканчивается на –О (обО-их), числительного ОБЕ– на –Е (обЕ-их).


7 В составных количественных числительных склоняется каждое слово. Слово ТЫСЯЧА в сочетании со словом ОДИН имеет в творительном падеже форму ТЫСЯЧЬЮ: ОДНОЙ ТЫСЯЧЬЮ двумястами тридцатью тремя.

Склонение составных числительных в устной речи нередко упрощается: а) могут склоняться только их начальные и конечные компоненты (поселок с ТРЕМЯ ТЫСЯЧАМИ девяносто ПЯТЬЮ жителями); б) может склоняться только их последний компонент (лаборатория размещалась в двадцать ТРЕХ кабинетах). Такое употребление нельзя считать литературным.

 

5.7 Склонение числительных

1) Склонение числительных от пяти до двадцати и числительного тридцать

Окончания числительных от 5 до 20 и числительного 30 изменяются по 3-му склонению, как существительное ЧАСТЬ.

Таблица 5.1 – Склонение числительных

И. пять восемь часть
Р. пяти восьми части
Д. пяти восьми части
В. пять восемь часть
Т. пятью восемью (восьмью) частью
П. (о) пяти (о) восьми (о) части

 

2) Склонение числительных сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста

Таблица 5.2 – Склонение числительных

Падежи 40, 90, 100 полтора
И. В. сорок, девяносто, сто полтора (метра) полторы (нормы)
Р. Д. Т. П. сорока, девяноста, ста полутора
И. В. полтораста Р. Д. Т. П. полутораста
         

3) Склонение сложных числительных 50–80, 500–900 и 200–400

- В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

- Числительные, второй частью которых являются -ДЕСЯТ, -СТИ, -СТА, -СОТ, пишутся слитно во всех падежах.

 

Таблица 5.3 – Склонение сложных числительных

Падежи 50, 60, 70, 80 500, 600, 700, 800, 900
И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью (о) пятидесяти пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами (о) пятистах

 

Таблица 5.4 – Склонение сложных числительных

Падежи      
И. Р. Д. В. Т.   П. двести двухсот двумстам двести двумястами   (о) двухстах триста трехсот трестам триста тремястами   (о) трехстах четыреста четырехсот четыремстам четыреста четырьмястами   (о) четырехстах

 

 

4) Склонение составных и дробных количественных числительных

В составных и дробных количественных числительных склоняется каждое слово.

 

 

Таблица 5.5 - Склонение составных и дробных количественных числительных

Падежи Составное 685 Дробное 2/3
И. Р. Д. В. Т.   П. шестьсот восемьдесят пять шестисот восьмидесяти пяти шестистам восьмидесяти пяти шестьсот восемьдесят пять шестьюстами восьмьюдесятью пятью (о) шестистах восьмидесяти пяти две трети двух третей двум третям две трети двумя третями   (о) двух третях

 


5) Склонение порядковых числительных

1) Порядковые числительные склоняются подобно полным прилагательным с твердой основой, а числительное третий – по образцу притяжательных прилагательных, например, родительный падеж: первого – нового, третьего – птичьего.

2) В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:

И. -тысяча девятьсот пятьдесят восьмой (год)

Р. - тысяча девятьсот пятьдесят восьмого (года)

Д. - тысяча девятьсот пятьдесят восьмому (году)

В. - тысяча девятьсот пятьдесят восьмой (год)

Т. - тысяча девятьсот пятьдесят восьмым (годом)

П. - (о) тысяча девятьсот пятьдесят восьмом (годе)

 

 

Таблица 5.6 – Сравнительная таблица склонения составных числительных

Падежи Количественное числительное Порядковое числительное
И. В спартакиаде участвовало одиннадцать тысяч траста девяносто семь физкультурников В библиотеке была зарегистрирована одиннадцать тысяч триста девяносто седьмая книга.
Р. У восьмисот девяноста четырех человек были майки с эмблемой «Динамо». В книге не оказалось восемьсот девяносто четвертой страницы.

 

5.8 Употребление местоимений

Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений СЕБЯ, СВОЙ; указательных местоимений и местоимения ОН.

1) Местоимения СВОЙ и СЕБЯ часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений или наоборот: Косте понравились СВОИ тапочки (правильно – ЕГО тапочки); Я нашел книгу у МЕНЯ на столе (правильно – у СЕБЯ на столе).

2) Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: Когда ОН был на озере, ОН увидел там дерево совершенно необычной формы.

3) При употреблении личного местоимения ОН в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему обычно добавляется наращение Н, отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения: ЕМУ, ЕЙ – к Нему, к Ней. В просторечии это правило часто нарушается.

4) Личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа с модальными глаголами скучать, тосковать и др. употребляются только в предложном падеже: ТОСКУЮТ ПО НАС, СКУЧАЕМ ПО ВАС (но: …по ним). В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с дательным падежом: СКУЧАЮ ПО НЕМУ.

5) После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется Н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её.

6) Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.

7) Возвратные местоимения СЕБЯ и СВОЙ относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.

8) Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

9) В литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости выразить данные отношения употребляются личные местоимения в родительном падеже: ЕЕ машина, ЕЕ дети. В просторечии такие притяжательные местоимения существуют: ихний, ейный, евойный.

10) Относительные местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного.

5.9 Употребление «изобилующих» глаголов

1) Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: ПОЛОСКАТЬ при наличии нормативных форм ПОЛОЩУ, ПОЛОЩЕТ, ПОЛОЩИ, ПОЛОЩУЩИЙ, ПОЛОЩА имеет допустимые формы: ПОЛОСКАЮ, ПОЛОСКАЕТ, ПОЛОСКАЙ, ПОЛОСКАЮЩИЙ, ПОЛОСКАЯ.

Такое же соотношение форм у глаголов ПЛЕСКАТЬ, КАПАТЬ, КУДАХТАТЬ, КОЛЫХАТЬ, МУРЛЫКАТЬ, МАХАТЬ, РЫСКАТЬ и др.

2) Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол БРЫЗГАТЬ в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы БРЫЗГАЮ, БРЫЗГАЕТ (брызгаю водой, брызгает бельё); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формыБРЫЗЖУ, БРЫЗЖЕТ (фонтанбрызжет, брызжет слюной).

Глагол ДВИГАТЬ в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы ДВИГАЮ, ДВИГАЕТ (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы ДВИЖЕТ, ДВИЖУТ (движущие силы, что им движет); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы ДВИГАЕТ – ДВИЖЕТ (пружина двигает / движет часовой механизм).

Глагол КАПАТЬ в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы КАПАЮ, КАПАЕТ иКАПЛЮ, КАПЛЕТ (капают слезы, дождь каплет); в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы КАПАЮ, КАПАЕТ (капает микстуру).

Глагол МЕТАТЬ в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы МЕТАЮ, МЕТАЕТ (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы МЕЧУ, МЕЧЕТ (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма МЕТАЕТ: метает гранату, диск, копье и т. д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы КЛИКАЕТ (вместо кличет – от кликать), МЯУЧИТ (от мяучить); литературная форма МЯУКАЕТ (от мяукать).

Глаголы СЫПАТЬ, ТРЕПАТЬ, ЩИПАТЬ при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы СЫПЕШЬ, СЫПЕТ, СЫПЕМ, СЫПЕТЕ, по II спряжению–СЫПЯТ, такое же соотношение форм и у глаголов ЩИПАТЬ, ТРЕПАТЬ.

Глаголы ДОИТЬ, КРОИТЬ, ПОИТЬ, УТАИТЬ в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на -И, форма на -Й ненормативная. Ср.:...Тревогой бранной НАПОИ (Блок).– НАПОЙ ее чаем, баловница,– закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

3) Некоторые глаголы с приставкой ВЫ- образуют параллельные формы повелительного наклонения единственного числа: ВЫБРОСИ– ВЫБРОСЬ, ВЫГЛАДИ – ВЫГЛАДЬ, ВЫДВИНИ–ВЫДВИНЬ, ВЫКРАСИ – ВЫКРАСЬ, ВЫЛЕЗИ–ВЫЛЕЗЬ, ВЫПЛЮНИ–ВЫПЛЮНЬ. Формы ВЗГЛЯНЬ, ВЫДЬ при наличии нормативных ВЗГЛЯНИ, ВЫЙДИ являются просторечными, но употребляются только во фразеологическом обороте: ВЫНЬ ДА ПОЛОЖЪ. Просторечный характер имеют также формы ПОДИ (вместо пойди), ОБОЙМИ (вместо обними); ЕЗЖАЙ (вместо поезжай); формы ЕДЬ, ЕХАЙ являются недопустимыми.

4) Среди глаголов имеется группа так называемых недостаточных глаголов, ограниченных в образовании или употреблении личных форм. Сюда относятся глаголы, не употребляющиеся в формах 1–2-го лица единственного и множественного числа в силу семантических причин. Они обозначают процессы, совершающиеся в животном и растительном мире, в неживой природе и т. д. (телиться, отпочковаться, течь, сквозить, ржаветь и др.); употребление их в указанных формах возможно только в особых условиях (при олицетворении, риторическом обращении).

Недостаточными являются и глаголы, не образующие формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени частично в силу фонетико-орфоэпичес- ких причин, частично в связи с традицией их употребления. Такие глаголы, как победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и др. (с основами на чередующиеся согласные), образовали бы формы 1-го лица с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы побежу, убежу, нужу и т. п. не употребляются.

Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную форму: сумею (должен) победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу (надеюсь) очутиться, хочу (попытаюсь) ощутить, не буду чудить.

Из конкурировавших ранее форм типа умерщвлю – умерчвлю, ропщу – ропчу в современном языке закрепилась первая.

 

5.10 Употребление видовых и временных форм глаголов

1 Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент ОБРАЗОВАЛ комиссию; заведующий отделом эффективно ОРГАНИЗОВАЛ работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы ОБРАЗОВЫВАТЬ, ОРГАНИЗОВЫВАТЬ (ср.: городские власти ежегодно ОРГАНИЗОВЫВАЛИ фольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз ОБРАЗОВЫВАЛА такие комиссии). Двувидовые глаголы – глаголы, видовую принадлежность которых можно определить только в контексте.

2 Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне О–АОБУСЛОВЛИВАТЬ – ОБУСЛАВЛИВАТЬ равноправны; варианты СОСРЕДОТАЧИВАТЬ, УНАВАЖИВАТЬ являются допустимыми при нормативных СОСРЕДОТОЧИВАТЬ, УНАВОЖИВАТЬ; варианты ЗАПОДОЗРИВАТЬ, УСЛОВЛИВАТЬСЯ являются устарелыми при нормативных ЗАПОДАЗРИВАТЬ, УСЛАВЛИВАТЬСЯ.

3 Чередование О – А в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: ВЫХЛОПОТАТЬ – ВЫХЛОПАТЫВАТЬ, ЗАБОЛОТИТЬ– ЗАБОЛАЧИВАТЬ, ЗАМОРОЗИТЬ – ЗАМОРАЖИВАТЬ, ЗАСТРОИТЬ– ЗАСТРАИВАТЬ, ЗАТРОНУТЬ – ЗАТРАГИВАТЬ, ОБРАБОТАТЬ – ОБРАБАТЫВАТЬ, ОБЛАГОРОДИТЬ – ОБЛАГОРАЖИВАТЬ, ОСВОИТЬ – ОСВАИВАТЬ, ОСПОРИТЬ – ОСПАРИВАТЬ, УДОСТОИТЬ–УДОСТАИВАТЬ, УСВОИТЬ–УСВАИВАТЬ и др.; глаголы ДЕМОРАЛИЗОВАТЬ, МОБИЛИЗОВАТЬ, НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ, НОРМАЛИЗОВАТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ, СТИЛИЗОВАТЬ, ЭЛЕКТРИЗОВАТЬ и др. не допускают вариантов с суффиксом -ИЗИРОВА-; глаголы АГОНИЗИРОВАТЬ, АКТИВИЗИРОВАТЬ, ГОСПИТАЛИЗИРОВАТЬ, ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ, ИРОНИЗИРОВАТЬ, ПРИВАТИЗИРОВАТЬ, СИМВОЛИЗИРОВАТЬ, ЯРОВИЗИРОВАТЬ и др. не допускают вариантов с суффиксом -ИЗОВА-.

4 Видовые пары ЗАХЛОПНУТЬ – ЗАХЛОПЫВАТЬ, ОЗАБОТИТЬ – ОЗАБОЧИВАТЬ, ОПОЗОРИТЬ – ОПОЗОРИВАТЬ, ОПОРОЧИТЬ – ОПОРОЧИВАТЬ, ОТСРОЧИТЬ – ОТСРОЧИВАТЬ, ПРИУРОЧИТЬ – ПРИУРОЧИВАТЬ, УЗАКОНИТЬ–УЗАКОНИВАТЬ и др. сохраняют корневое О.

5 Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами - ИВА-, -ЫВА - и -А-, -Я-, образующие видовые пары: ЗАГОТАВЛИВАТЬ/ ЗАГОТОВЛЯТЬ – ЗАГОТОВИТЬ, ПОДБАДРИВАТЬ/ПОДБОДРЯТЬ – ПОДБОДРИТЬ, ПРИСПОСАБЛИВАТЬ/ПРИСПОСОБЛЯТЬ – ПРИСПОСОБИТЬ, ПРОСТУЖИВАТЬСЯ/ПРОСТУЖАТЬСЯ – ПРОСТУДИТЬСЯ, РАЗРЕЗЫВАТЬ/'РАЗРЕЗАТЬ–РАЗРЕЗАТЬ равноправны.

6 Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, МЕРЗНУТЬ/ЗАМЕРЗАТЬ – ЗАМЕРЗНУТЬ, ПОРОЧИТЬ /ОПОРО- ЧИВАТЬ – ОПОРОЧИТЬ, ЗАБОТИТЬ/ ОЗАБОЧИВАТЬ– ОЗАБОТИТЬ и др. равноправны.

7 Варианты двувидовых глаголов с суффиксом -ИЗОВА- и -ИЗИРОВА- ВУЛКАНИЗОВАТЬ – ВУЛКАНИЗИРОВАТЬ, ГАРМОНИЗОВАТЬ – ГАРМОНИЗИРОВАТЬ, КАНОНИЗОВАТЬ – КАНОНИЗИРОВАТЬ, КОЛОНИЗОВАТЬ–КОЛОНИЗИРОВАТЬ, ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ЛЕГАЛИЗИРОВАТЬ, МОДЕРНИЗОВАТЬ – МОДЕРНИЗИРОВАТЬ, РАЦИОНАЛИЗОВАТЬ–РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ, СЕКУЛЯРИЗОВАТЬ – СЕКУЛЯРИЗИРОВАТЬ, СТАБИЛИЗОВАТЬ – СТАБИЛИЗИРОВАТЬ,. СТАНДАРТИЗОВАТЬ – СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -ИЗИРОВА- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм БРЕЗГАТЬ – БРЕЗГОВАТЬ, ПРОЧИТАТЬ – ПРОЧЕСТЬ, СВИСТЕТЬ – СВИСТАТЬ равноправны.

В парах ЛАЗИТЬ – ЛАЗАТЬ, ВИДЕТЬ – ВИДАТЬ, СЛЫШАТЬ–СЛЫХАТЬ, ПОДНИМАТЬ – ПОДЫМАТЬ второй вариант разговорно-просторечный.

8 Необходимо различать значения парных глаголов движения:

- бегать – бежать летать – лететь

- водить – вести носить – нести

- возить – везти плавать – плыть

- гонять – гнать ползать – ползти

- ездить – ехать таскать – тащить

- катать–катить ходить – идти

- лазить – лезть

Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы неопределенного движения), а вторые – действие, протекающее в одном направлений, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы определенного движения). Ср.: грузовик ВОЗИТ кирпич – грузовик ВЕЗЕТ кирпич; самолет ЛЕТАЕТ над лесом – самолет ЛЕТИТ над лесом; утки ПЛАВАЮТ в зарослях камыша – утки ПЛЫВУТ к берегу и т.п.

В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ХОДИТ каждые пять минут.– Автобус по этой линии ИДЕТ каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ХОДИТ имеет значение «туда и обратно», т.е. указывает на движение не в одном направлении, а ИДЕТ обозначает только «туда», т. е. указывает на движение в одном направлении.

Ср. также приставочные образования: ИДИ на почту (движение в одном направлении) – не ХОДИ на почту («движение туда и обратно»); ко мне ПРИЕХАЛ брат («прибыл и находится здесь») –ко мне ПРИЕЗЖАЛ брат («был и уехал»).

Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкретизации действия употребляются глаголы определенного движения.

9 Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -НУ- ВЯЛ – ВЯНУЛ, ЛИП – ЛИПНУЛ, СЛЕП – СЛЕПНУЛ, ОТВЕРГ – ОТВЕРГНУЛ, ГИБ – ГИБНУЛ, ПРИБЕГ – ПРИБЕГНУЛ, РАСТОРГ – РАСТОРГНУЛ, ОПРОВЕРГ – ОПРОВЕРГНУЛ, ПУХ – ПУХНУЛ равноправны; формы СОХНУЛ, МЕРЗНУЛ, МОКНУЛ, ГАСНУЛ, ЗЯБНУЛ при наличии нормативных СОХ, МЕРЗ, МОК, ГАС, ЗЯБ являются допустимыми.

10 Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида ДОСТИЧЬ – ДОСТИГНУТЬ, ЗАСТИЧЬ – ЗАСТИГНУТЬ, НАСТИЧЬ – НАСТИГНУТЬ, ПОСТИЧЬ – ПОСТИГНУТЬ равноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

11 Следует учитывать одновидовые глаголы - глаголы, не входящие в видовые пары, т.е. не имеющие соотносительных (кореллятивных) глаголов противоположного вида. Так, несоотносительными по виду являются все непредельные глаголы несовершенного вида - бытийные глаголы: БЫТЬ; связочные глаголы, глаголы отношения: ЯВЛЯТЬСЯ; модальные глаголы: ХОТЕТЬ; глаголы принадлежности: ИМЕТЬ; глаголы положения в пространстве: СТОЯТЬ; глаголы со значением физического и психического состояния: СПАТЬ; интеллектуального и эмоционального отношения: ЗНАТЬ; восприятия: ВИДЕТЬ; звуковых, зрительных и иных физических проявлений: ГРЕМЕТЬ; рода занятий: УЧИТЕЛЬСТВОВАТЬ; проявления тех или иных свойств характера, внешности и т.п.: УМНИЧАТЬ; неоднонаправленного движения: ЛЕТАТЬ и др. Несоотносительными глаголами совершенного вида считаются, например, дериваты с суффиксом -АНУ- типа разг. СКАЗАНУТЬ (есть доп. оттенки однократности и экспрессивности, отсутствующее в производящем глаголе сказать). Одновидовыми являются также префиксальные образования от глаголов несовершенного вида типа ЗАКРИЧАТЬ и префиксально - (-суффиксально-) постфиксальные глаголы типа РАСКРИЧАТЬСЯ, по тем или иным причинам не образующие видовой пары путем вторичной имперфективации.

5.11 Употребление неспрягаемых форм глагола

5.11.1 Употребление причастий

1) Некоторые причастия имеют две формы, из которых одна является устарелой или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма): ЗАБРЕДШИЙ - ЗАБРЁВШИЙ, ПРИОБРЕТШИЙ – ПРИОБРЁВШИЙ, ПРИПЛЕТШИЙ – ПРИПЛЕТШИЙ; ВЫШИБЛЕННЫЙ – ВЫШИБЕННЫЙ, ЗАКЛЕЙМЁННЫЙ – ЗАКЛЕЙМЁННЫЙ, ИЗРЕШЕЧЁННЫЙ – ИЗРЕШЕТЁННЫЙ, ОБЕЗОПАСЕННЫЙ – ОБЕЗОПАШЕННЫЙ, ОБГРЫЗЕННЫЙ – ОБГРЫЗАННЫЙ, ПРОНЗЁННЫЙ – ПРОНЖЁННЫЙ; СПЕЛЁНАТЫЙ – СПЕЛЁНАННЫЙ (СПЕЛЁНУТЫЙ) и др.

2) Бесприставочные глаголы с суффиксом -НУ- сохраняют его в причастиях: ГЛОХНУВШИЙ, ЛИПНУВШИЙ, МОКНУВШИЙ (глохнуть, липнуть, мокнуть), а приставочные, как правило, теряют: ОГЛОХШИЙ, ПРИЛИПШИЙ, ПРОМОКШИЙ (оглохнуть, прилипнуть, промокнуть). В единичных случаях в приставочных образованиях встречаются оба варианта: Офицер положил ладони на ЗАМОЛКНУВШИЕ струны (Тел.); замолкшая было гроза снова полыхнула над пожарищем (А. Т.).

3) Бесприставочные глаголы с суффиксом -НУ типа гаснуть, мокнуть, сохнуть, мерзнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия ГАСНУВШИЙ, МОКНУВШИЙ, МЕРЗНУВШИЙ, ПУХНУВШИЙ, ВЯНУВШИЙ, сохраняя этот суффикс.

4) Глаголы с суффиксом -НУ- типа ввергнуть, отвергнуть, прибегнуть, расторгнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастий, как и личные формы мужского рода прошедшего времени: ВВЕРГШИЙ – ВВЕРГНУВШИЙ, ОТВЕРГШИЙ – ОТВЕРГНУВШИЙ, ПРИБЕГШИЙ – ПРИБЕГНУВШИЙ, РАСТОРГШИЙ–РАСТОРГНУВШИЙ, ОПРОВЕРГШИЙ – ОПРОВЕРГНУВШИЙ.

5) Действительные причастия настоящего времени на -ЩИЙСЯ совпадают в значении со страдательными причастиями на -МЫЙ: состав, ОТПРАВЛЯЮЩИЙСЯ (ОТПРАВЛЯЕМЫЙ) на восток; рукав, ПРИШИВАЮЩИЙСЯ (ПРИШИВАЕМЫЙ) к пройме; товар, ВЫСТАВЛЯЮЩИЙСЯ (ВЫСТАВЛЯЕМЫЙ) на витрину; но в сочетаниях типа коровы, ОТПРАВЛЯЮЩИЕСЯ (ОТПРАВЛЯЕМЫЕ) на убой; реакция, ВЫЗЫВАЮЩАЯСЯ (ВЫЗЫВАЕМАЯ) медицинским препаратом следует предпочесть страдательное причастие.

5.11.2 Склонение причастий

Полные причастия склоняются так же, как качественные и относительные прилагательные. В возвратных причастиях постфикс -ся пишется во всех окончаниях (после гласных и согласных).

 

Таблица 5.7 - Склонение причастий

Падежи Единственное число
    Мужской и среднийрод Женскийрод
И. Р. Д. В. Т. П. виднеющийся (город), виднеющееся(село) виднеющегося (города, села) виднеющемуся (городу, селу) виднеющийся (город), виднеющееся (село) виднеющимся (городом, селом) (о) виднеющемся (городе, селе) виднеющаяся (плотина) виднеющейся (плотины) виднеющейся (плотине) виднеющуюся (плотину) виднеющейся (плотиной) (о) виднеющейся (плотине)

По этому же образцу склоняются и причастия прошедшего времени.







Date: 2016-11-17; view: 281; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию