Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Система высшего образования в Украине





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН» для магистрантов учетно-финансового факультета очной и заочной форм обучения

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

1. Общие основы построения системы высшего образования в Украине

2. Направления совершенствования высшего образования и Болонский процесс.

3. Структура системы высшего образования в Украине

4. Управление высшим образованием

ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

1. Научные основы управления высшим учебным заведением

2. Принципы управления высшим учебным заведением

3. Структура управления высшим учебным заведением

4. Органы общественного самоуправления в высших учебных заведениях

5. Студенческое самоуправление

6. Куратор академической группы

7. Содержание методической работы в высшем учебном заведении

ТЕМА 3. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

1.Сущность и структура процесса обучения

2. Структура деятельности субъектов учебного процесса

3. Содержание образования в высшей школе

4. Нормативные документы, определяющие содержание высшего образования

5. Учебный план, учебная программа и учебник высшей школе

6. Методы и средства обучения в высшем учебном заведении

ТЕМА 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

1. Лекции, методика их подготовки и проведения

2. Семинарское занятие, методика его подготовки и проведения

3. Практическое занятие, методика его подготовки и проведения

4. Лабораторное занятие, методика его подготовки и проведения

5. Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения

6. Самостоятельная наставительно-познавательная деятельность студентов

7. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

8. Учебная и производственная практика студентов

ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

1. Дифференцированное обучение в высшей школе

2. Проблемное обучение в высшей школе

3. Игровые технологии обучения

4. Информационные технологии обучения

5. Кредитно-модульная система организации учебного процесса

6. Личностно ориентированное обучение в высшей школе

ТЕМА 6. КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 137

1. Компоненты, функции и виды контроля

2. Методы и формы контроля успешности студентов

3. Оценивание результатов воспитательно-познавательной деятельности студентов

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ТЕМА 1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

1. Общие основы построения системы высшего образования в Украине

2. Направления совершенствования высшего образования и Болонский процесс.

3. Структура системы высшего образования в Украине

4. Управление высшим образованием

Система высшего образования Украины отображает цель и задачи общества, обусловленные законами его развития и выражает политику государства, нужды общественного развития в области образования и воспитания специалистов высшей квалификации.

В ней находят свое отражение государственная политика, уровень экономики и культуры, национальные особенности украинского народа, его традиции и т.п.

Система высшего образования – совокупность высших учебных заведений, которые обеспечивают фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней; в соответствии с их желаниями и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение квалификации.

В Украине перечень направлений и специальностей насчитывает 76 программ подготовки бакалавров и свыше 500 специальностей в программах подготовки магистров.

Закон Украины «О высшем образовании» (ст. 3) гарантирует гражданам Украины право на бесплатное высшее образование во всех государственных высших учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, местожительства и других обстоятельств. Это право обеспечивается:

— разветвленной сетью учебных заведений, основанных на государственной и других формах собственности, научных учреждений, учреждений последипломного образования;

— открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания соответственно способностям, интересам гражданина;

— разными формами обучения (стационар, заочная, вечерняя, экстернат).

Национальная доктрина развития образования в Украине с целью обеспечения равного доступа к получению качественного высшего образования предусматривает:

— внедрение эффективной системы информирования общественности о возможностях получения высшего образования;

— создание условий для получения безвозмездного высшего образования на конкурсных началах в государственных и коммерческих учебных заведениях;

— совершенствование правовых основ получения образования за счет бюджетов всех уровней и средств юридических и физический лиц;

— создание условий для получения высшего образования детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки и детьми-инвалидами;

— расширение возможностей получения высшего образования путем индивидуального кредитования;

— обеспечение высокого качества высшего образования и профессиональной мобильности выпускников высших учебных заведений на рынке труда путем интеграции высших учебных заведений разных уровней аккредитации, научных учреждений и предприятий, внедрения гибких образовательных программ и информационных технологий обучения;

— соблюдение основ демократичности, прозрачности и гласности в формировании контингента студентов, в т.ч. путем объективного тестирования, создании условий для обеспечения обучения соответственно потребностям личности и рынка труда.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях может осуществляться с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем объединения этих форм (очно-заочная), экстерном, а также как форма дистанционного обучения.

Очная форма обучения. При этой форме обучение осуществляется с отрывом от производства с основным акцентом на аудиторные занятия при условии непосредственного контакта студентов с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения состоят в максимальном объеме учебно-воспитательного взаимовлияния всех участников учебного процесса, в возможностях использования всех видов педагогического контроля, в широком использовании групповых методов и форм обучения, в возможностях предоставления максимального объема материала.

Заочная форма обучения. В этой форме доминирует самостоятельная работа студентов. Непосредственные контакты студентов и преподавателей сужены. Контроль семестровый и выпускной. Особенностью этой формы обучения является то, что для некоторых видов образования (например, медицинской) она практически не может быть применена.

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения. Это одна из форм подготовки специалистов высшей квалификации без отрыва от трудовой деятельности. Высшее образование приобретают в вечерних высших учебных заведениях или на вечерних факультетах, которые существуют в большинстве высших учебных заведений.

Экстернат (лат. — внешний, посторонний). Это особая форма обучения лиц (экстернов), которые имеют соответствующий образовательный, образовательно-квалификационный уровень для получения определенного уровня высшего образования путем самостоятельного изучения учебных дисциплин и сдачи в высшем учебном заведении зачетов, экзаменов и прохождения других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.

Дистанционное (лат. — расстояние, промежуток между чем-то) обучение. Это форма обучения, при которой общение между преподавателем и студентом происходит при помощи переписки, магнитофонных, аудио- и видеокассет, компьютерных сетей (Internet), кабельного и спутникового телевидения. В Украине разработана и утверждена Концепция развития дистанционного обучения. В высших учебных заведениях Украины функционирует 8 больших центров и лабораторий дистанционного обучения.

Поступление в высшие учебные заведения происходит на конкурсной основе в соответствии со способностями и независимо от формы собственности учебного заведения и источников оплаты за обучение. Для обеспечения внешнего оценивания учебных достижений выпускников системы общего среднего образования создаются экзаменационные центры (с признанием их результатов для вступления в высшие учебные заведения и их зачетом как государственной итоговой аттестации). Основными задачами таких центров являются:

- осуществление организационно-технической подготовки и обеспечение проведения внешнего оценивания и мониторинга качества образования, который предусматривает: разработку технологического цикла тестирования; разработку единых стандартов программных требований; разработку тестовых задач, создание базы данных тестовых задач, их стандартизацию; разработку программного обеспечения для создания базы данных и обработку результатов тестирования; формирование сводной базы данных выпускников и стандартизированных репрезентативных выборок учеников для проведения мониторинга; подготовку информационных и инструктивных материалов; обучение лиц, которые осуществляют организацию проведения мониторинга на местах; разработку экзаменационных материалов и обеспечение их секретности; подготовку нормативных документов и методических материалов в пределах своей компетенции; проведение тестирования в структурных подразделениях центра – региональных и экзаменационных центрах; разработку схемы оценивания; предоставление информации о результатах оценивания лицам, которые прошли внешнее оценивание, и высшим учебным заведениям, в которые они поступают;

— предоставление технологической поддержки при сборе статистической информации в системе образования, проведении социально-психологических исследований и аттестации учителей;

— содействие обучению информационным технологиям учеников учебных заведений системы общего среднего образования на компьютерной базе экзаменационных центров.

Реализация принятого Правительством 31 декабря 2005 года постановления «О неотложных мероприятиях по внедрению внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования» даст возможность избежать многих проблем комплектования контингента студентов высших учебных заведений.

В соответствии с Законом Украины «Об образовании» (ст. 6) система высшего образования Украины основывается на таких принципах:

1. Доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством. Этот принцип предусматривает свободный выбор гражданами любого типа высшего учебного заведения на равных условиях и правах на обучение мужчинам и женщинам. Реализуется он через возможность безвозмездного обучения во всех типах государственных учебных заведений, обеспечение студентов стипендией.

2. Равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития. Учебные планы высших учебных заведений охватывают циклы предметов, которые предусматривают не только надлежащую профессиональную подготовку будущих специалистов определенного профиля, а и их всестороннее развитие. С целью интенсивного развития способностей и талантов предусмотрены предметы, которые студенты могут избирать самостоятельно. На это направлены и различные формы внеучебной воспитательной работы.

3. Гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей. Учебно-воспитательный процесс должен ориентироваться на укрепление единства народа, человека и государства. Вместе с тем процесс обучения и воспитания должен оказывать содействие самопознанию и самореализации каждого индивида, выбора им пути к осуществлению цели - личной и общенародной. Педагоги и студенты являются полноправными субъектами системы образования. Каждый из них может принимать участие в решении проблем учебно-воспитательного процесса в пределах своей компетенции, имеет право выбора учебного заведения и индивидуальных форм достижения цели.

4. Органическая связь образования с национальными историей, культурой, традициями. Этот принцип реализуется через национальную направленность воспитания. Он предусматривает необходимость овладения историей и культурой народа, родным языком, а также прививание почтительного отношения к национально-этнической обрядности всех народов, которые населяют Украину.

5. Независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций. Реализация этого принципа обеспечивается конституционным требованием о недопустимости вмешательства в учебно-воспитательный процесс учебного заведения политических, общественных и религиозных объединений.

6. Научный, светский характер образования. В украинском высшем учебном заведении обучение имеет светский характер, т.е. в учебных заведениях не излагают религиозных предметов. На всех этапах обучения и воспитания студенты приобретают научные знания о природе, обществе, науке, культуре, формируя на их основе научное мировоззрение, моральные, правовые, эстетические и другие ценности.

7. Интеграция с наукой и производством. Этот принцип предусматривает изучение научных достижений, постоянное совершенствование образования на основе достижений науки, техники, культуры, усиление мировоззренческих функций обучения. Объединение образования с производством имеет не только воспитательный эффект, а и экономический, поскольку является средством всестороннего развития личности молодого человека.

8. Взаимосвязь с наукой других стран. Образование в нашем государстве строится на интенсивном использовании достижений мировой науки по совершенствованию содержания и технологии обучения, подготовки высококвалифицированных специалистов.

9. Гибкость и прогнозируемость системы образования. Этот принцип предусматривает вариативность, саморегуляцию и беспрерывное обновление национального образования, его адаптацию к новым требованиям развития нашего общества.

10.Единство и преемственность системы образования. Украинская система высшего образования построена на принципе последовательности и преемственности обучения во всех звеньях и имеет единую цель – подготовку высококвалифицированного специалиста. Единство цели образования обеспечивает внутреннее единство структуры и организационных основ системы образования.

11.Непрерывность и разнообразие системы образования. Непрерывность образования реализуется путем согласования содержания и координации учебно-воспитательной деятельности на разных ступенях образования, которые функционируют как продолжение предыдущих и предусматривают подготовку студентов к возможному переходу на следующие ступени.

12.Объединение государственного управления и общественного самоуправления в образовании. Этот принцип состоит в распределении функций в управлении образованием между государственными органами и органами самоуправления.

Перспективы вхождения системы высшего образования Украины в Зону европейского высшего образования предусматривает ее построение с учетом принципов, которые основываются на университетской хартии, принятой в Болонье в 1988 г. К основным принципам деятельности этой системы относятся:

1. Принцип объединения автономии с ответственностью. В соответствии с этим принципом университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и студентов. Европейские высшие учебные заведения нуждаются в необходимой организационной свободе, четких и благоприятных условиях регулирования и достаточном финансировании.

2. Принцип ответственности образования перед обществом. Зона европейского высшего образования основывается на европейских традициях ответственности образования перед обществом, на широком и открытом доступе как к доступенчатому, так и послеступенчатому обучению; на образовании для развития личности и обучении на протяжении всей жизни; на гражданской как кратковременной, так и долгодействующей социальной целесообразности.

3. Принцип высшего образования, которое основывается на научных исследованиях. Он предусматривает создание Зоны европейских научных исследований.

4. Принцип организации диверсификации (лат. - разный и делать). Европейское высшее образование характеризуется разнообразием языков, национальных систем, типов институтов, ориентацией профилей подготовки и учебных планов. Вместе с тем его эффективность зависит от способности организовать это многообразие так, чтобы получить положительные результаты. Высшие учебные заведения стремятся к конвергенции (сближению), т.е. иметь дело с многообразием как с активом, а не причиной для непризнания или исключения.

Организация национальной системы высшего образования в Украине в соответствии с указанными принципами в процессе развития независимого государства делает систему высшего образования качественно новой, приближает ее к европейским стандартам.

В Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI столетие») намечены такие основные пути реформирования высшего образования:

— разработка и внедрение обоснованной методики, которая бы помогала определить перспективную потребность государства в специалистах разного уровня квалификации;

— разработка и внедрение аналитических, статистических, имитационных, ситуационных моделей прогнозирования объемов подготовки специалистов с учетом развития областей хозяйства и особенностей регионов Украины;

— объединение возможностей государственной и негосударственной системы высшего образования для подготовки специалистов разных специальностей с учетом запросов отдельных регионов;

— совершенствование системы комплектования контингента студентов высших учебных заведений;

— определение направлений базового высшего образования и соответствующих специальностей по квалификационным уровням, разработка квалификационных характеристик специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта и при участии заказчиков;

— оптимизацию сети высших учебных заведений на основе научного анализа схемы их размещения;

— определение содержания и системы университетского образования, преобразование университетов в ведущие национальные образовательные, научные, культурные и методические центры;

— создание научных центров (университет, институт, колледж, техникум, профессиональное училище и т.п.), международных университетов в их составе, региональных и отраслевых университетов;

расширение обмена педагогическими работниками с ведущими зарубежными учебными заведениями;

— обучение граждан Украины в высших учебных заведениях других стран;

— организацию комплексных научных исследований по проблемам высшего образования;

— обеспечение международного признания дипломов высших учебных заведений Украины;

— разработка системы диагностики качества образования и системы тестов для определения соответствия уровня образования государственным стандартам;

— аккредитацию высших учебных заведений всех уровней и форм собственности.

Предложения, которые выполняются в рамках Болонского процесса, охватывают шесть ключевых позиций:

1. Двухцикловое обучение. Предлагается ввести два цикла обучения: 1–до получения первой академической степени и 2 – после его получения. При этом обучение в 1-ом цикле должно длиться не меньше 3 и не больше 4 лет. Обучение в течение второго цикла предусматривает получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения степени бакалавра) или докторской степени (при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет).

2. Кредитная система. Предусматривает во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS, сделав ее накопительной системой, способной работать в пределах концепции «обучение в течение всей жизни ».

3. Контроль качества образования. Предполагается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на продолжительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

4. Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается развитие мобильности студентов. Кроме того, рассматривается вопрос о расширении мобильности преподавательского состава для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания и умения выпускников должны быть применены и практически использованные в пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть затребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование приложения к диплому, которое рекомендовано ЮНЕСКО.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которая должна решаться в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легкодоступных квалификаций и т.п., будет оказывать содействие повышению интереса европейских и других граждан к высшему образованию.

Основным компонентом структуры системы высшего образования является высшее учебное заведение.

Высшее учебное заведение — образовательное, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует согласно предоставленной лицензии образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку граждан в соответствии с их интересами, способностями и нормативными требованиями в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность.

В структуре системы высшего образования выделяют:

— государственное высшее учебное заведение, которое финансируется из государственного бюджета и подчиняется соответствующему центральному органу исполнительной власти;

— высшие учебные заведения коммунальной формы собственности, основанные местными органами власти, которые финансируются из местного бюджета и подчиненные местным органам власти;

— высшие учебные заведения частной формы собственности, основанные на частной собственности и подчиненные собственнику.

В этой системе существует также сеть национальных высших учебных заведений, которые стали ячейками реформирования системы образования, трансформации ее в европейское и мировое сообщество. На их базе создаются научно-методические центры по разработке методологии научно-теоретических исследований содержания образования и образовательных технологий, моделей, программ реформирования и развития сферы образования.

В Украине действуют такие виды высших учебных заведений:

1. Университет (классический университет) – многопрофильное высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов широкого спектра естественных, гуманитарных, технических и других направлений науки, техники и культуры по образовательно-профессиональным программами всех уровней; проводит фундаментальные и прикладные научные исследования; является ведущим научно-методическим центром; оказывает содействие распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения; имеет развитую инфраструктуру научных и научно-производственных предприятий и учреждений, высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности.

2. Академия – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по образовательно-профессиональным программам всех уровней в отдельно определенной области знаний или производства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в определенной сфере деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

3. Институт – высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, который осуществляет подготовку специалистов по образовательно-профессиональным программам всех уровней в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную и научно-производственную деятельность, имеет высокий кадровый и материально-технический потенциал.

4. Консерватория (музыкальная академия) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов (музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин) по образовательно-профессиональным программам всех уровней в области культуры и искусства, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Сейчас в Украине функционирует 339 высших учебных заведений, среди которых 141 университет, 63 академии, 135 институтов, консерваторий (музыкальных академий), в том числе 235 – государственной формы собственности и 104 – других форм собственности, где обучается 1,8 млн. студентов, или в расчете на 10 тысяч населения – 470 чел.

Начиная с 90-х годов прошлого века, система высшего образования Украины базируется на двухстепенном образовании. Законом Украины «Об образовании» было начато обеспечение подготовки специалистов образовательно-квалификационных уровней «бакалавр» и «магистр», вместе с сохранением подготовки специалистов образовательно-квалификационных уровней «младший специалист» и «специалист», что присущее предыдущей системе. Сейчас в соответствии с Болонской декларацией подготовка специалистов уровня «специалист» отменяется и в высшей школе остаются лишь программы «бакалавра» и «магистра». Учебные заведения, которые готовят младшего специалиста (техникумы, училища), выводят из системы высшей школы. Программы подготовки младших специалистов отделены от системы подготовки «бакалавр - магистр (специалист) - доктор». Но все выпускники этих учреждений (техникумов и колледжей) имеют право на продолжение обучения по программам бакалавра в любом университете, а затем могут учиться по программам магистра.

Некоторые техникумы и колледжи находятся в составе университетов. Это создает условия для интегрированных программ. В таких случаях период обучения для выпускников техникумов и колледжей, которые уже имеют уровень младшего специалиста, может быть сокращен до 3-4 лет.

В Украине сформирована система последипломного образования (повышение квалификации, переподготовка, второе высшее образование), которое насчитывает 563 учреждения и рассматривается в современном обществе как основная составляющая системы непрерывного образования. Много университетов также предлагают программы последипломного образования.

Ступенчатая система высшего образования призвана обеспечить:

— глубокие знания и возможности удовлетворения разнообразных культурно-образовательных нужд граждан и общества (общеобразовательную, общекультурную, профессиональную, научную подготовку специалистов разных уровней и областей знаний);

— повышение социальной значимости, престижа знаний и социальной защиты лиц при условиях частого изменения требований экономики и рынка труда;

— фундаментальность знаний выпускников высшей школы и ее интеграцию в мировую систему образования.

Итак, в Украине существует бинарная система учебных заведений - гармоническое объединение двухстепенной структуры высшего академического образования (базовое и полное высшее образование) и профессиональной подготовки по двухуровневой структуре – бакалавра и магистра. Это является гарантией адаптации национальной системы высшего образования к нуждам общества, которое динамично изменяется, а также реализации идеи создания системы образования в течение всей жизни.

В период интенсивного развития системы высшего образования в Украине большое значение приобретает управление высшими учебными заведениями – деятельность, направленная на разработку и реализацию решений, организацию контроля и анализа результатов на основе достоверной информации.

Управление высшим образованием в Украине осуществляется государственными органами управления и органами общественного самоуправления на основе законов, постановлений Верховной Рады, приказов, распоряжений Президента, Кабинета Министров, достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта.

К государственным органам управления образованием в Украине относятся: Министерство образования и науки Украины; министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения; Высшая аттестационная комиссия Украины; Министерство образования Автономной Республики Крым; местные органы государственной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием.

1. Министерство образования и науки Украины. Оно является центральным органом государственной исполнительной власти, который осуществляет руководство в сфере образования. Принимает участие в определении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, разрабатывает программы развития образования, государственные стандарты образования; устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету; определяет минимальные нормативы материально-технического, финансового обеспечения учебных заведений; осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением государственных стандартов образования, государственное инспектирование; обеспечивает связь с учебными заведениями, государственными органами других стран по вопросам, которые принадлежат к его компетенции; проводит аккредитацию высших и профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты; формирует и размещает государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием; разрабатывает условия приема в учебные заведения; обеспечивает выпуск учебников, пособий, методической литературы; разрабатывает проекты положений об учебных заведениях, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины; организовывает аттестацию педагогических и научно-педагогических работников по присвоению им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий; вместе с другими министерствами, которым подчинены учебные заведения, Министерством образования Автономной Республики Крым реализует государственную политику в области образования, осуществляет контроль за ее практическим воплощением, соблюдением актов законодательства об образовании во всех учебных заведениях независимо от форм собственности и подчинения; осуществляет руководство государственными учебными заведениями.

2. Министерства и ведомства, которым подчинены учебные заведения. Они принимают участие в осуществлении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, в проведении государственного инспектирования и аккредитации учебных заведений; выполняют контрольные функции по соблюдению требований по качеству образования, обеспечивают связь с учебными заведениями и государственными органами других стран по вопросам, которые принадлежат к их компетенции, организовывают внедрение в практику достижений науки и передового опыта.

3. Высшая аттестационная комиссия Украины. Организовывает и проводит аттестацию научных и научно-педагогических кадров, руководит работой по присвоению научных степеней, ученого звания старшего научного сотрудника.

4. Местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. Они осуществляют государственную политику в области образования в пределах их компетенции: устанавливают с учетом определенных Министерством образования и науки Украины минимальных нормативов объемы бюджетного финансирования учебных заведений, учреждений, организаций системы образования, являющихся коммунальной собственностью, и обеспечивают финансирование расходов на их содержание; обеспечивают развитие сети учебных заведений и учреждений, организаций системы образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают условия для их воспитания, обучения и работы в соответствии с нормативами материально-технического и финансового обеспечения; организовывают учет детей дошкольного возраста, контролируют выполнение требований обучения детей в учебных заведениях; решают в установленном порядке вопросы, связанные с опекой и заботой о несовершеннолетних, которые остались без заботы родителей, детей-сирот, защиту их прав, предоставление материальной и другой помощи; создают надлежащие условия по месту проживания для воспитания детей, молодежи, развития способностей, удовлетворение их интересов; обеспечивают в сельской местности регулярный бесплатный подвоз к месту обучения и домой детям дошкольного возраста, учеников и педагогических работников; организовывают профессиональное консультирование молодежи и продуктивную работу учеников; определяют нужды, объемы и разрабатывают предложения относительно государственного заказа на подготовку кадров для региона.

Местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются органы управления образованием, деятельность которых направляется на: управление учебными заведениями, являющимися коммунальной собственностью; организацию учебно-методического обеспечения учебных заведений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовку и аттестацию в порядке, установленном Министерством образования и науки Украины; координацию действий педагогических, производственных коллективов, семьи, общественности по вопросам обучения и воспитания детей; определение нужд, разработка предложений по государственного контракта формирования регионального заказа на педагогические кадры, заключение договоров на их подготовку; контроль за соблюдением требований к содержанию, уровням и объемам образования, аттестацию учебных заведений, которые является коммунальной собственностью.

Органами общественного самоуправления в образовании являются: общее собрание (конференция) коллектива учебного заведения; районная, областная конференция педагогических работников, съезд работников образования Автономной Республики Крым; Всеукраинский съезд работников образования. Они вносят предложения по формированию государственной политики в области образования, решают в пределах своих полномочий вопросы учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений.

Date: 2016-11-17; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию