Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б) Искусственные доказательства.
Логические доказательства. Построение доказательств на основе: дедукции – переходе от общих рассуждений к частным, либо индукции – переходе от частных рассуждений к общим. Особое положение рассуждения с дефиницией, когда связь между частным и общим подвергается пересмотру. Логические уловки – неверные рассуждения, которым придана логическая форма (рассуждения со скрытым изъяном). Доводы к пафосу. Угрозы и обещания. Необходимость тщательного отбора говорящим узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего. Доводы к этосу. Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению, их опора на общие для данного этоса (этноса, социальной группы) нравственные представления. Доводы к сопереживанию – коллективное признание определенных позиций. Доводы к отвержению – их коллективное отторжение, неприятие (ведение доказательства от противного). Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) – усиление логических, этических и эмоциональных доказательств. Общие места. Два понимания этого термина: 1) некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам); 2) поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие: – то, что произошло и чего не было; – то, что будет и чего не будет; – то, что может или не может (должно или не должно) произойти; – мера существующих вещей. Тема 5. Диспозиция Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов. Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи. Три подхода к композиции речи. Достижение современной риторики – теория выдвижения (умение правильно структурировать речь, делать ее «выпуклой», выделяя в ней главное). Теория расположения доводов – учение о том, когда следует отступать, когда – наступать, когда – маневрировать. Теория частей ораторской речи (разработана в античности) – выделение неизменных частей любой речи (вступление, заключение и пр.). Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Заголовок. Начало. Финал. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание. Композиция с точки зрения расположения доводов. Доверие аудитории к личности оратора. Три композиционные схемы: амплифицирующая (от лат. amplificatio – расширение); шоковая; стратегия маневра. Композиция с точки зрения частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение: - обращение (зачин) – начальная часть речи, привлекающая внимание слушателей; - именование темы (вступление) – введение аудитории в предмет речи; - повествование – описание истории вопроса, развернутая во времени прелюдия к теме; - описание – синхронный срез ситуации, положение дел на настоящий момент; - доказательство – сосредоточение логических аргументов; - опровержение – разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника; - воззвание – обращение к чувствам, в котором сосредоточены доводы «к человеку»; - заключение – содержит резюме речи.
Тема 6. Элокуция Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции. Принцип усиления выразительности и изобразительности. Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, и неспециальные – атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, и гипонимизация – использование слов более частного значения). Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность. Фигуры прибавления. Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее свойство фигур прибавления – демонстрация неизменности, постоянства овладевшего говорящим чувства. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, что диктует требование осторожности в их использовании. Фигуры убавления. Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее свойство фигур убавления – существование единиц плана содержания без соответствующих единиц плана выражения (речь обращает на себя внимание отсутствием, пропуском каких-либо элементов). Фигуры размещения. Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур размещения – размещение языковых элементов необычным образом. Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле. Тропы сходства: метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры. Тропы смежности, контраста и тождества: метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия. Грамматические тропы. Понятие грамматического тропа. Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе). Фигуры мысли. Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация). Звуковая сторона речи. Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.
Date: 2016-11-17; view: 586; Нарушение авторских прав |