Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Термины и определения





Пищевая продукция – продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Качество пищевых продуктов – совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Безопасность пищевых продуктов – состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.

Свойства продукции (сырья) – комплекс характеристик (показателей) определяющих ее (его) доброкачественность и физиологическую ценность и др. Может применяться система показателей (единичный, комплексный, интегральный).

Единичный показатель - это показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств (например, вкус, цвет, аромат, влажность, упругость, консистенция, набухаемость и т.п.). Комплексный показатель - показатель, характеризующий несколько свойств продукции, например: пищевая или энергетическая ценность, сбалансированность по аминокислотному составу и т.п.

 

Пищевая ценность пищевого продукта – совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии. Иначе, пищевая ценность пищевого продукта – понятие, интегрально отражающее всю полноту полезных свойств продукта, включая степень обеспечения данным продуктом физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах и энергии. Пищевая ценность пищевого продукта характеризуется химическим составом пищевого продукта с учетом потребления его в общепринятых количествах и его энергетической ценностью. Кроме того, для характеристики пищевой ценности продукта питания используются понятия биологической ценности пищевого белка и биологической эффективности пищевых липидов, входящих в состав продукта.

 

Биологическая ценность — способность компонентов пищевых продуктов обеспечивать формирование пластического резерва организма человека. Биологическая ценность складывается из биологической полноценности и биологической эффективности. Биологическая полноценность – показатель качества пищевого белка, отражающий степень соответствия его аминокислотного состава потребностям организма в аминокислотах для синтеза белка. Биологическая эффективность – показатель качества жировых компонентов пищевых продуктов, отражающий содержание в них полиненасыщенных жирных кислот.

 

Физиологическая ценность (ФЦ) — способность компонентов пищевых продуктов активизировать деятельность основных систем организма. ФЦ обеспечивается физиологически активными веществами.

В зависимости от действия на организм человека физиологически активные вещества можно подразделить на следующие группы:

1. вещества, оказывающие возбуждающее действие нанервную систему человека. К ним относятся алколоиды – никотин, кофеин, теобромин, а также этиловый спирт.

2. вещества, влияющие на сердечно — сосудистую систему. В эту группу входят минеральные вещества, калий, магний, кальций, витамины В1 и РР.

3. вещества, активизирующие пищеварительную систему включают минеральные вещества — натрий, хлор; ферменты, фосфолипиды, витамины, клетчатку, гемицеллюлозы, пектиновые, ароматические вещества, гликозиды, органические вещества, гликозиды, азотистые и безазотистые экстрактивные вещества, хмелевые смолы и кислоты.

 

4. вещества, усиливающие иммунную систему. К ним относятся вещества с выраженным бактерицидным и фунгицидным действием: полифенолы, красящие, ароматические вещества, витамины, витамины В1 и РР, гликозиды, органические кислоты, среди которых наибольшей бактерицидностью выделяются бензойная, салициловая, галловая, лимонная и молочная кислоты.

5. вещества, способствующие выведению из организма вредных веществ: шлаков, токсичных элементов, бактериальных и других ядов. Эта группа представлена пектинами, клетчаткой, некоторыми белками. Необходимо отметить, что вредными считаются вещества, не имеющие ценности для организма человека (например, бактериальные и грибковые токсины), а также полезные вещества, которые оказывают негативное воздействие на организм человека в дозах, превышающих предельно допустимые. (например, железо, цинк, медь и т.п.).

 

Органолептическая ценность (ОЦ) – способность пищевых продуктов воздействовать на органы чувств человека и вызывать определенное восприятие. ОЦ обусловлена совокупностью органолептических показателей, в число которых входят внешний вид, вкус, запах, консистенция, внутреннее строение. Эти показатели обуславливают функциональное назначение, эргономические и эстетические свойства продуктов.

Внешний вид – способность продуктов воздействовать на органы зрения и вызывать совокупность образов. Внешний вид – комплексный показатель, который характеризуется единичными показателями: форма, цвет, состояние поверхности и целостность.Состояние поверхности (гладкая, шероховатая, блестящая, сухая, нелипкая и т.п.) имеет важное значение для многих пищевых продуктов, хотя есть и исключения, например напитки. Целостность пищевых продуктов оценивается по отсутствию повреждений: механических, микробиологических, биологических (повреждения насекомыми, грызунами и птицами). Играет существенную роль для свежих, квашеных и сушеных плодов и овощей, макаронных, сухарных, бараночных, кондитерских, колбасных изделий, сыров, рыбы, мяса. Вкус – впечатление, возникающее при возбуждении вкусовых рецепторов и определяемое как качественно, так и количественно. Вкус пищевых продуктов обусловлен вкусовыми веществами, которые воздействуют на вкусовой аппарат человека и вызывают определенные ощущения. Запах – ощущение, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния, находящихся в полости носа; разновидности запаха — аромат и букет. Аромат — естественный запах, свойственный натуральным продуктам определенного вида (аромат свежих плодов, овощей, пряностей, цветов); букет – запах, формирующийся в процессе определенных технологических операций (при созревании вин, коньяков, при ферментации чая, табака). Консистенция – впечатление, возникающее при возбуждении осязательных анализаторов. Последствие представляет собой чувствительные окончания осязательных нервов, воспринимающие различные ощущения: прикосновения, глубокое осязание мышц и суставов, давление и др. консистенция пищевых продуктов определяется прикосновением, легким надавливанием пальцами, а также при разжевывании. Внутреннее строение – комплексный показатель, характеризующийся структурой продукта, а также различными включениями. Для характеристики многих продуктов применяются термины-синонимы: «вид на разрезе» (колбасы), «рисунок» (сыр), «состояние мякиша» (хлеб).

 

Усвояемость – способность пищевых продуктов вовлекаться в процессы обмена веществ в организме человека. Усвояемость пищевых продуктов характеризуется коэффициентом усвояемости и определяется следующими факторами: состоянием пищевым веществ, соотношением усвояемых, трудноусвояемых и неусвояемых веществ, содержанием воды и ингибирующих веществ, структурой пищевого продукта, состоянием пищеварительной системы организма. Состояние пищевых веществ оказывает существенное влияние на усвояемость, так как от этого зависит атакуемость веществ ферментами желудочного сока. Важно соотношение усвояемых, трудноусвояемых и неусвояемых веществ. К усвояемым веществам относятся сахара, крахмал, водо- и солерастворимые белки, жиры с температурой плавления не выше 32ºС, водорастворимые витамины, минеральные, органические кислоты. Высокое содержание воды способствует растворению водорастворимых веществ, набуханию солее- и спирторастворимых белков. Структура пищевого продукта также оказывает влияние на его усвояемость. Повышенной коэффициентом усвояемости отличаются жидкие продукты, а также продукты с разрушенной клеточной структурой. Состояние пищеварительной системы – фактор усвояемости, не обусловленный свойствами самого продукта. Заболевания желудочно-кишечного тракта, отдельные виды лекарств, а также консерванты могут затруднять усвоение пищи в целом или отдельных компонентов.

 

Энергетическая ценность (калорийность) – способность компонентов пищевых продуктов удовлетворять потребность организма в энергии, освобождаемой из пищевых веществ для обеспечения …
физиологических функций организма. В соответствии с принципом рационального питания суточная потребность человека в энергии колеблется в пределах 2000-5000 ккал в зависимости от возраста, пола, массы тела, места проживания, характера трудовой деятельности и др. факторов. Суточная потребность в энергии взрослого человека составляет примерно 2500 ккал. Энергетические вещества пищевых продуктов представлены жирами, углеводами, белками, которые относятся к основным источникам энергии. Для расчета реальной энергетической ценности необходимо для каждого вещества ввести коэффициенты усвояемости белков, жиров и углеводов, величина которых для разных пищевых продуктов неодинакова. В зависимости от энергетической ценности все пищевые продукты можно разделить на четыре группы: высококалорийные (500-900 ккал/100г)- растительные масла, животные жиры, торты, шоколад и др.; среднекалорийные (100-499ккал/100г)- зерномучные продукты, сушеные плоды, овощи, мясные и рыбные товары; низкокалорийные (5-99ккал/100г.) – свежие и переработанные плоды и овощи; безкалорийные (0 ккал) –питьевая вода, поваренная соль.

Установлено, что при окислении в организме человека 1 г жира выделяет 9,3 ккал (37,7 кДж) энергии; 1 г белков — 4,1 ккал (16,7 кДж); углеводов — 3,75 ккал (15,7 кДж). Определенное количество энергии организм получает также при окислении органических кислот и спирта. Зная химический состав продукта, можно вычислить его энергетическую ценность.

 

Доброкачественность характеризуется органолептическими и химическими показателями (хим.состав), отсутствием токсинов, болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса), яиц глистов, вредных соединений (ртуть, свинец), семян ядовитых растений и посторонних примесей (стекла, металла).

 

Пищевая продукция нового вида – пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной.

 

Специализированная пищевая продукция – пищевая продукция, для которой установлены требования к содержанию и (или) соотношению отдельных веществ или всех веществ и компонентов и (или) изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания в такой пищевой продукции и (или) в состав включены не присутствующие изначально вещества или компоненты (кроме пищевых добавок и ароматизаторов) и (или) изготовитель заявляет об их лечебных и (или) профилактических свойствах, и которая предназначена для целей безопасного употребления этой пищевой продукции отдельными категориями людей.

Обогащенная пищевая продукция – пищевая продукция, в которую добавлены одно или более пищевые и (или) биологически активные вещества и (или) пробиотические микроорганизмы, не присутствующие в ней изначально, либо присутствующие в недостаточном количестве или утерянные в процессе производства (изготовления); при этом гарантированное изготовителем содержание каждого пищевого или биологически активного вещества, использованного для обогащения, доведено до уровня, соответствующего критериям для пищевой продукции – источника пищевого вещества или других отличительных признаков пищевой продукции, а максимальный уровень содержания пищевых и (или) биологически активных веществ в такой продукции не должен превышать верхний безопасный уровень потребления таких веществ при поступлении из всех возможных источников (при наличии таких уровней).

 

Партия пищевой продукции – определенное количество пищевой продукции одного наименования, одинаково упакованной, произведенной (изготовленной) одним изготовителем по одному региональному (межгосударственному) стандарту или национальному стандарту, и (или) стандарту организации, и (или) иным документам изготовителя в определенный промежуток времени, сопровождаемое товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции.

 

Идентификация пищевой продукции – процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента.

Идентификация пищевой продукции проводится следующими методами:

1) по наименованию - путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в настоящем техническом регламенте и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

2) визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в настоящем техническом регламенте и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;

4) аналитическим методом - путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой пищевой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Аналитический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию, визуальным или органолептическим методами

Основные положения

Контроль качества - проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые определены в со­ответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах, регламентах и др.) или технических условиях.

Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемоч­ный контроль по качеству носит выборочный характер, важней­шим элементом которого является отбор проб.

От правильности отбора проб зависит достоверность опре­деления качества всей товарной партии, так как результаты оцен­ки пробы переносятся на всю Проба - минимально допустимая часть тов. партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества по установленным или оговоренным заранее правилам.

Выборка - определенное минимально допустимое количество упакованных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенное для оценки качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

Правила отбора – правила, устанавливающие размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, а также методику отбора.

Различают пробы точечные, объединенные и средние.

Точечнаяпроба (выемка) - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг до кг. Для отбора точечных проб применяют различные приспособления - отборники, щупы.

Объединеннаяпроба - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность - от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимой погрешности).

Исходная проба - установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенная для оценки качества.

Средняя проба - Часть объединенной пробы, выделенная и подготовленная соответствующим образом для проведения ла­бораторных испытаний.

Навеска - часть средней пробы, выделенная для определения отдельных показателей качества товара.

Date: 2016-11-17; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию