Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





1. Философия России сформировалась значительно позднее, чем философия Запада, поэтому процесс развития отечественной философской традиции имеет несколько иную периодизацию. При подготовке ответа на первый вопрос следует уяснить, прежде всего, специфические черты русской мысли: неразрывную связь с православием, критику западной философии за рационализм, приоритетность онтологических проблем перед гносеологическими, увлечение проблемами философско-историческими, включение нравственности в число критериев истины.

Далее следует обратить внимание на периодизацию философии России:

· Становление философии (X-XVIII в.в.)

· Философия Просвещения конец XVIII- начало XIX в.в.

· Философия славянофилов и западников 30-50-е годы XIX в

· Философия политического радикализма 50-70-е годы XIX в

· Систематический период конец XIX- начало XX в.

· Философия русского зарубежья (20-40-е годы XX в.) и параллельное существование марксистско-ленинской философии в СССР (20-80-е гг. XX в.).

· Современная философия России.

Необходимо изучить основных представителей в каждом из периодов, выяснить специфику проблематики философии каждого периода. Русская философия предстает как многообразие философских доктрин, школ и традиций.

2. Второй вопрос семинара посвящен философским взглядам славянофилов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья Аксаковы) и западников (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), необходимо уяснить противоположность их взглядов в решении философских проблем (бытия, человека, познания и будущего России), а также влияние их идей на последующую мысль России.

Славянофильство выходит за рамки только философии и претендует на оригинальное объяснение судьбы России и ее место в мире. Ядро философии славянофильства – идея православия. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином “цельном знании”. Монархия – как идеальная форма правления. Крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и гармоничное начало.

При изучении славянофильской традиции рекомендуется следующий план:

- антропология славянофилов – учение о целостности человека;

- теория познания славянофилов – концепция “цельного знания”;

- социальная философия славянофилов – принципы общинности и соборности;

- философия истории славянофилов;

- эволюция славянофильства: раннее славянофильство, почвенничество

(А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский), позднее славянофильство (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).

В полемике со славянофильством складывается противоположная интеллектуальная традиция в объяснении судьбы и проблем России. Основные представители этого направления ориентируются на западную цивилизацию, критикуя православие и акцентируя внимание на личностном начале. В сфере познания они последовательно ориентируются на науку, в особенности - на естествознание. Итогом обсуждения данного вопроса должно стать указание на принципиальную незавершенность этого судьбоносного спора для современной России.

3. Третий вопрос следует рассматривать, исходя из имеющихся знаний по первым двум вопросам, выяснить основных представителей материализма в России, а также посмотреть процесс развития материалистической традиции от метафизического материализма (М.В.Ломоносов) к диалектическому (В.И.Ленин). Истоки философского материализма берут свое начало еще в русском свободомыслии и вольнодумстве. Первые попытки построения в нашей стране развернутых систем философского материализма можно отнести к XVIII в. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Свои зрелые формы философский материализм в России получает только в XIX – XX в.в., его наиболее крупными представителями являются Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

4. Четвертый вопрос представляет огромный интерес, так как именно в религиозной философии возникли первые целостные системы в России (В.С.Соловьев) и именно религиозная философия в XX веке оказала влияние на философию Запада (Н.А.Бердяев). Необходимо выяснить сущность основных религиозно-философских направлений: «философии всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие), «философии общего дела» (Н.Ф.Федоров), интуитивизма (Н.О. Лосский), «философии права» (П.И.Новгородцев, И.А.Ильин, Н.Н.Алексеев). С учетом юридической направленности образования, рекомендуется обратить особое внимание на философско-правовые концепции в трудах русских мыслителей.

Главные достижения русской философской мысли рубежа XIX-XX в.в. связаны с явлением, получившим название религиозно-философского Ренессанса. Это эпоха взлета в области литературы, живописи, науки, философии. Русская философия этого периода, подобно русской литературе XIX в., может считаться классикой национальной философской традиции.

При подготовке этого вопроса рекомендуется придерживаться следующего плана:

- исторические, социальные и теоретические предпосылки возникновения религиозно-философского Ренессанса;

- влияние В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского на формирование “нового религиозного сознания”;

- религиозные идеалы “нового религиозного сознания”;

- основные представители Ренессанса (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев);

- значение религиозно-философского Ренессанса для развития русской культуры.

Контрольные вопросы и задания

 

1. На чем основана концепция самобытности русского народа?

2. Каковы истоки и основные периоды развития философского материализма в России?

3. Способна ли русская философия внести вклад в разрешении кризиса современной западной культуры?

4. Философия «общего дела» Н.Федорова – это миф или реальность?

5. В чем состояла суть спора западников и славянофилов?

6. В каком направлении шло развитие идей русского марксизма?

 

 

Date: 2016-11-17; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию