Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список





 

1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.

2. Зинченко, В.П., Мунипов, В.М. Эргономика: Учебник / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. – М.: Логос, 2001. – 356с.

3. Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие. Ч. 2 / Златин, Павел Андреевич, Крекова, Марина Михайловна, Соколянский, Василий Васильевич; под ред. П.А. Златина; Московский государственный индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. - М.: МГИУ, 2007. – 223с.

4. Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие: допущено УМО.... Ч. 1 / Златин, Павел Андреевич, Крекова, Марина Михайловна, Соколянский, Василий Васильевич; под ред. П.А. Златина; Московский государственный индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. - М.: МГИУ, 2007. – 223с.

5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 307с.

6. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с.

7. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. – М.: Издательство: МГУ, 2004. – 335с.

8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

9. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

10. Психология труда: учеб, для студентов вузов/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 350 с.

11. Ромашов, О. В. Социология труда [Текст]: Учеб. пособие / О. В. Ромашов. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.

12. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.

13. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. – СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.

14. Стадниченко, Л.И. Эргономика: Учебное пособие / Л.И. Стадниченко. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 167 с.

15. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.

 

Глоссарий

 

Адаптация — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптации уровень — психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Возбуждение — процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе.

Деятельность — это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – это индивидуально ориентированная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Индукция нервных процессов — возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в том месте по прекращении раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс.

Иррадиация нервных процессов – способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому.

Концентрация нервных процессов— это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу, где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Надежность профессиональная субъекта труда — это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами.

Надежность функциональная субъекта труда — это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.


Научение — совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.

Нейрон (от греч. neuron - жила, нерв), нервная клетка, нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости. Он способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с др. нейронами или эффекторными органами (мышцы, железы).

Нейроны афферентные – это чувствительные нервные волокна, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образований (рецепторов) в центральную нервную систему.

Нейроны эфферентные – это двигательные нервные волокна, по которым распространяются импульсы, направляющиеся от центральной нервной системы ко всем органам и тканям.

Нервная система человека – совокупность образований: рецепторы, нервы, ганглии, мозг. Осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой.

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации; это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Периферическая нервная система — нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Профессиограмма – это обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией и совершенствования в ней.

Профессиография – 1) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии; 2) объективное исследование, направленное на раскрытие всей сложности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Профессиокарта – это краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей.

Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач.


Профессионализация — это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.

Профессиональная адаптация – это система мероприятий, проводимых в компании с работниками, назначаемыми на должность с целью: обеспечения работников необходимой информацией о целях и задачах предприятия; уменьшения времени на достижение общих стандартов исполнения работы; нейтрализации ощущения неумелости; уменьшения времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия; нацеливания работника на выполнение узловых точек рабочего процесса; развития активного принятия работниками корпоративных ценностей предприятия; соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики.

Профессиональная деформация – это всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер

Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Профессиональная пригодность — совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) – 1) это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессии; 2) это способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности по параметрам производительности, качества труда и надежности.

Профессиональные способности — это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности.

Профессиональный отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью"

Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования.


Психическое выгорание — синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психограмма — 1) полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными; 2) список требований, предъявляемых деятельностью к исполнителю и перечень профессионально важных качеств (ПВК) исполнителя.

Психологическая готовность – это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.

Работоспособность — 1) это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества; 2) потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.

Стресс (эмоциональная напряженность) – это есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Торможение — активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Утомление (эмоциональное напряжение) — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.

Функциональное состояние — 1) это системная реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности; 2) фоновая активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга. Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.

Эмоции – это особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения.







Date: 2016-07-05; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию