Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система сдержек и противовесов.





1. Президент "сдерживает" Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. (отлагательное вето)

2. Конгресс "сдерживает" Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти.

3. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава.

4. Наконец, Верховный суд "сдерживает" Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Конституция США закрепила положение о том, что все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США. Исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Однако в процессе развития парламентской практики это право было фактически признано за Президентом США и главами исполнительных департаментов. С начала ХХ века законодательный процесс характеризуется возрастанием активности Президента. Он все чаще пользуется правом обращения к Конгрессу с посланиями, направленными на рассмотрение и утверждение парламентом обширной программы законодательных предложений, разработанных в администрации.

Первым, кто официально представил Конгрессу основательную законодательную программу, был Т.Рузвельт. До него подобные программы вносились через спикера Палаты представителей неофициально, т.е. принятые в соответствии с ними законы считались результатом деятельности самого Конгресса.

Дополнение

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но создатели Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента. Далее, остерегаясь "тирании большинства" и "выборного деспотизма", разработчики американской Конституции приняли меры и против "сговора" двух выборных органов, уравновесив демократические, "политические" ветви власти невыборной, а значит, не демократической и "не политической" судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы "сторожем" других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

Полупрезидентская (смешанная, парламентско-президентская) республика в отечественной и зарубежной науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.

Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.


К признакам полупрезидентской республики относят следующие:

o В смешанной республике присутствует должность председателя правительсва;

o Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства);

o Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим;

o Президент не является главой правительства;

o В полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, т.е. сочетает черты парламентской и президентской республики.20

Сегодня для России характерна президентско-парламентская форма правления при которой, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. В-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство в определенной мере ответсвенное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы правления). Именно эти признаки характеризуют Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Статья первая устанавливает элементы формы российского государства. Россия по форме правления является республикой (ее главный признак – выборность и сменяемость главы государства), по государственному территориальному устройству – федерацией и имеет демократический политический режим. 21

Система организации государственной власти в России находится в процессе становления и в настоящее время наиболее близка к полупрезидентской модели республиканской формы правления, нашедшей свое наиболее полное воплощение в конституционном устройстве многих стран Западной Европы и, прежде всего, Франции.


Как отмечает Н. А. Сахаров, полупрезидентская (смешанная) республика характеризуется двумя основными признаками: во-первых, президент не возглавляет систему органов исполнительной власти (правительством руководит премьер-министр), но обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать воздействие на их деятельность, что характерно для президентской республики; во-вторых, такого рода исполнительно-распорядительные полномочия президента ограничиваются властными полномочиями парламента, что характерно для парламентской республики. 22

Признаком, характерным только для полупрезидентской республики является право главы российского государства на роспуск нижней палаты парламента.

Следует отметить, что система «сдержек и противовесов», составляющая суть принципа разделения властей, находит свое проявление в закрепляемых в Конституции РФ 1993 г. государственно-правовых механизмов взаимодействия, взаимного контроля органами государственной власти Российской Федерации.

Конституция не называет главу Российского государства одновременно и главой исполнительной власти. Вместе с тем Основной закон Российского государства закрепляет механизмы, которые позволяют Президенту России оказывать серьезное воздействие на деятельность органов исполнительной власти, что, безусловно, соответствует классическим представлениям полупрезидентской республике. По мнению В. Е. Чиркина, «в большинстве постсоветских стран существуют президентско-парламентарная республика с сильным президентом и, по существу, единоличным лидером. Такая форма правления имеет определенные достоинства, особенно в условиях переходных состояний, при необходимости мобилизации общества на решение первоочередных задач. Впервые это было показано, видимо, на опыте Франции в сложной ситуации 1958 г.23

Следует отметить, что важнейшим средством воздействия Президента России на исполнительную власть в системе «сдержек и противовесов» являются его полномочия по формированию Правительства и федеральных органов исполнительной власти и руководству их деятельностью. В соответствии с п. «а», «б», «в», «г», «д» ст. 83 Конституции России Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; назначает других должностных лиц исполнительной власти. Кроме того, ряд министерств и иных федеральных органов исполнительной власти находятся в прямом ведении Президента Российской Федерации. Как свидетельствует практика деятельности главы Российского государства в области государственного строительства, он самостоятельно, без учета мнения Председателя Правительства России, назначает руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти, а так же утверждает положения об этих органах.


Согласно ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации Президент самостоятельно принимает решение об отставке Правительства. Кроме того, Правительство Российской Федерации всегда слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России после вступления его в должность. Правительство России может прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об его отставке либо не согласиться с решением Государственной Думы, и тогда Правительство будет продолжать свою работу в прежнем составе. Однако, если в течение трех месяцев Государственная Дума выразит повторно недоверие Правительству Российской Федерации, Президент России обязан объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.

Для осуществления руководства деятельностью Правительства глава Российского государства наделяется правом отменять все его постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции (ч. 3 ст. 115), федеральным законам и указам Президента России.

В механизме воздействия Президента на органы исполнительной власти важное место занимает закрепленное п. «б» ст. 83 Конституции РФ право Президента председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что полупрезидентская форма правления предполагает наличие в системе «сдержек и противовесов» правовых механизмов воздействия главы государства на законодательную власть. Наиболее важным из них является механизм роспуска нижней палаты парламента. Процедура роспуска главой Российского государства Государственной Думой закреплена в ст. 109 Конституции РФ. Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации, в течение года после ее избрания, с момента выдвижения ею обвинения против президента России, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а так же в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Эти важные положения Конституции делают Государственную Думу в указанные периоды значительно сильнее, поскольку над ней не висит угроза роспуска.

Необходимо отметить, что для обеспечения самостоятельности всех институтов государственной власти полупрезидентская форма правлениия должна предусматривать не только наличие правовых механизмов воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную и законодательные власти, но и возможности правительства и Федерального собрания оказывать существенное влияние на деятельность главы Российского государства.

Вместе с тем ряд известных ученых критически оценивает заложенный в Конституции баланс властей, предусматривающий усиление позиций Президента за счет ослабления позиций парламента, который в немалой степени зависим от Президента, а также от исполнительной власти, которая, в свою очередь, находится в зависимости от Президента.

Важнейшим средством недопущения чрезмерной концентрации власти в руках президента в системе «сдержек и противовесов» являются правовые механизмы его ответственности перед законодательной властью, которые в демократических правовых государствах связаны прежде всего с закрепляемой в конституциях процедурой досрочного отстранения главы государства от должности парламентом. Конституция Российской Федерации (ст. 93) допускает досрочное отрешение Президента России от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

45.Государство, право и гражданское общество

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества".

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

  1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
  2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.
  3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
  4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

 

46.Понятие и виды форм устройства государства: проблемные аспекты.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

  1. централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);
  2. децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;
  3. смешанные;
  4. региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

  1. наличие самостоятельности у субъектов государства;
  2. союзное государство;
  3. функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;
  4. двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

  1. национально-государственная;
  2. административно-территориальная;
  3. смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

  1. договорные;
  2. конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

  1. отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
  2. совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
  3. добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

 

47.Правоохранительные органы и их место в государственном аппарате современной России.

В аппарате любого государства, в том числе и России, создаются специальные органы, главное назначение которых — осуществление правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятель – это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнение назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в обществе.

К такого рода органам относятся: суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, юстиции, таможенная служба и др.

Эти органы имеют следующие особенности:

1) главное назначение правоохранительных органов — охрана и защита прав и свобод личности, обеспечение правопорядка и законности, борьба с преступностью;

2) правоохранительная деятельность осуществляется путем применения юридических мер воздействияв соответствии с законом;

3) реализация правоохранительной деятельности осуществляется на основе специально установленных процедур.

Среди правоохранительных органов особое место принадлежит прокуратуре.

Прокуратура. Прокуратуре принадлежит значительная роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества. Функции и задачи прокуратуры определены в Законе о Прокуратуре РФ 1992 г., который ныне действует в новой редакции, принятой в 1995 г. Согласно Закону на Прокуратуру РФ возложены:

1) осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами;

2) надзор за исполнением законов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, органами контроля, должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими актов законам;

3) надзор за законностью, оперативно-розыскной деятельностью, органами дознания и предварительного следствия;

5) уголовное преследование;

6) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, главное назначение Прокуратуры РФ — надзор заисполнением законов на территории Российской Федерации.

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене­ральному прокурору РФ. Такое построение органов прокуратуры позволяет им осуществлять надзорные полномочия независимо от каких-либо органов власти и должностных лип. Этот принцип независимости требует определенных ограничений для работников прокуратуры. В частности, прокуроры и следователи не могут быть членами выборных органов государственной власти и местного самоуправления, они не могут быть также членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, и, наконец, они не вправе совмещать свою работу с иной оплачиваемой или безвозмездной работой, кроме преподавательской, научной и творческой.

Независимость прокурорского надзора обеспечивается и тем, что никто без разрешения прокурора не может разглашать материалы проверок и предварительного следствия. Сам прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по поводу материалов находящихся в их производстве дел. Никто не вправе оказывать, какое-либо воздействие (в любой форме) на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ на срок пять лет. Все остальные прокуроры, в том числе прокуроры городов, районов, субъектов РФ, назначаются Генеральным прокурором РФ, а прокуроры субъектов РФ — по согласованию с субъектами.

Действующим законодательством предусмотрены следующие формы деятельности прокуратуры:

1) внесение представлений об устранении нарушений закона;

2) участие в рассмотрении судами дел в качестве государственного
обвинителя при осуществлении уголовного преследования или в порядке
гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан и это нарушение приобрело особое
общественное значение.

Министерство юстиции. Министерство юстиции РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции. Систему министерства возглавляет министр, который назначается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В субъектах РФ действуют министерства юстиции республик, органы юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов.

Министерство непосредственно руководит состоящим при нем Российским федеральным центром судебной экспертизы, Научным центром правовой информации и др.

Организация и деятельность Министерства юстиции РФ регулируется Положением, утвержденным Президентом РФ от 13 октября 2004г. № 1313.

На министерство юстиции возлагаются следующие задачи:

1) организационно-правовое обеспечение реализации судебной реформы в нашей стране;

2) участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, вносимых Правительством РФ в порядке законодательной инициативы в
законодательные органы страны. Министерство может проводить по
поручению Президента РФ экспертизу законов, направленных ему для
подписания;

3) государственная регистрация нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти, которые носят межведомственный характер и затрагивают права, свободы и законные интересы граждан;

4) регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

5) организация системы юридических услуг, в частности, Министерство выдает лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия оказанием юридических услуг (например, лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью);

6) обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров;

7) подбор и подготовка кандидатов в судьи, обеспечение условий для функционирования судов общей юрисдикции и военных судов (ремонт помещений, снабжение канцелярскими принадлежностями, оборудование помещений судов и т.д.);

8) осуществление систематизации законодательства, ведение банка нормативных актов РФ, организация выпуска официальных изданий — кодексов, сборников Законодательства и др.

9) участие в международной охране прав и интересов российских граждан, заключение в этих целях соответствующих соглашений с органами юстиции зарубежных государств и международными организациями.

На Министерство юстиции возложены также задачи проведения правового просвещения граждан и рассмотрения жалоб на работу органов юстиции.

При министре юстиции РФ образуется коллегия, в которую кроме министра, его заместителей и других руководящих работников Министерства

входят видные специалисты в области права. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Министерства. Решения коллегии оформляется приказами (или распоряжениями) министра. Таким образом, министерство юстиции действует на основе единоначалия.

К правоохранительным органам(по мнению Л.П. Рассказова)относят и адвокатуру, которая, однако, не является государственным органом. Адвокатура. В нашей стране адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему государственных органов власти и органов местного самоуправления, созданным для оказания квалифицированной юридической помощи населению и различным организациям, предприятиям и учреждениям (юридическим лицам). Таким образом, адвокатура - это не орган государства, а добровольная, самоуправляющаяся профессиональная организация, которая выполняет правоохранительные, т.е. государственно-значимые функции.

Деятельность адвокатуры регулируется ФЗ от 23 мая 2003 г, «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (с изменениями и дополнениями от 28.10.03.).

Адвокатура оказывает следующие виды юридической помощи:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Для осуществления своей деятельности в адвокатуре необходимо приобрести статус адвоката.

Для осуществления адвокатской деятельности создаются следующие формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Таможенная служба. В Таможенном кодексе РФ принятом 28 мая 2003г. (с изменениями и дополнениями от 29.06.04г.) таможенные органы определены как правоохранительные.

Таможенная служба включает в себя следующие органы:

1. Государственный таможенный комитет РФ;

2. Региональные таможенные управления РФ;

3. Таможни РФ;

4. Таможенные посты РФ.

Основными задачами таможенных органов являются:

1) обеспечение экономической безопасности России и защита ее экономических интересов;

2) контроль за соблюдением законодательства и защита интересов и прав
граждан, предприятий, учреждений, организаций при осуществлении
таможенного дела;

3) соблюдение разрешительного порядка в перемещении товаров и
транспортных средств через границу РФ, в том числе контроль за вывозом
стратегических и других важных для интересов государства материалов,
валютный контроль;

4) борьба с контрабандой, незаконным оборотом через границу наркотических средств, оружия, предметов художественного и исто­рического достояния народов России, а также объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и др.;

5) взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.

В Таможенном кодексе РФ предусмотрены определенные таможенные льготы для дипломатических представителей, членов делегаций иностранных государств, международных неправительственных организаций и др.

Органы таможенной службы вправе привлекать к ответственности за отдельные таможенные правонарушения и вести производство по такого рода делам.

Федеральная служба безопасности. Деятельность ФСБ регулирует федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03 апреля 1995г. (с изменениями и дополнениями от 30.06.03г.).

В ее полномочия входит обеспечение безопасности личности, общества и государства. К основным направлениям деятельности ФСБ относятся: а) контрразведывательная деятельность, б) борьба с преступностью. Поскольку контрразведывательная деятельность не относится к собственно правоохранительной, то рассмотрим деятельность органов безопасности в борьбе с преступностью.

На органы федеральной службы безопасности возложены обязанности борьбы с особо опасными видами преступности — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды. К ведению органов безопасности отнесены также раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп и отдельных лиц, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

Работникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, оружие и специальные средства в тех же случаях, что и работники милиции. Для них установлена защита со стороны государства (правовая и социальная) при исполнении служебных обязанностей и при выходе на пенсию.

В систему органов федеральной службы безопасности входит Фе­деральная служба безопасности РФ, которая является органом ис­полнительной власти и возглавляется директором, имеющим права федерального министра и воинское звание генерала армии. Затем следуют управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ. Они представляют собой территориальные органы безопасности, аналогичные органы существуют в войсках. Органы федеральной службы безопасности образуют единую централизованную систему. В этих органах запрещается создание и деятельность политических партий, других организаций политического характера, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

 

 

48.Соотношение государства и права.







Date: 2016-07-05; view: 1255; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию