Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация: по различ. критериям.
1) в завис-ти от обществ. отнош-ий (отрасль права): гр. право, госуд., угол., администр. И др. 2) какую роль занимает в регулир-ии обществ. отнош-ий: а)регулятивные – рассчитаны на правомерн. повед-е и деят-ть: ГК, дог. к-п.; б)правоохранит. (охранит-ные) – на неправомер. повед-е и деят-ть; в)специализированные – по хар-ру содержания различ-ся на общезакрепительные (закреп. опред. сост-е обществ. отнош-ий: Конст.: «вся власть принадлежит народу», закрепляют принципы правового регулир-я, это конститутивные Н), Н-принципы (определяют начала: «все равны перед з-ном»), Н-определения (дифинитивные, определяют политико-правовые понятия: ст. 14 УК РФ дает опред-е прест-я как понятие), коллизионные Н («столкновение», определяют порядок выбора м/д нормами: «норма нормы», «Н в квадрате»). «А» и «б» называют типичными, т.к. содержат правила поведения и деят-ти; «в» - нетипичные: правил повед-я и деят-ти не содержат). Типичные классифицируют и по др. критериям: 3) в завис-ти от степени обязат-ти (предоставляют ли участникам отнош-ий возмож-ть выбирать): императивные (не позволяют, жестко предписывают опред. вар-т деят-ти или поведения) и диспозитивные («диспозитиус» - лат – «распоряжающийся», позволяют: «право – это наши свободы»). М.б. Н рекомендательные (рекоменд. опред. вар-ты повед-я или дет-ти; рекоменд., но не треб. выполн-я) и поощрительные (поощр. за социально полезную деят-ть; выполнение желат-но, но не обязат-но). 4) в завис-ти от способа воздействия на участников общ. отнош-ий: управомачивающие (права), обязывающие (обяз-ти), запрещающие (запреты). Бланкетная форма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушения, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов. Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций. Казуальное изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, меры наказания или правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений. Абстрактное изложение гипотез и диспозиций - изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщенный термин "юридическое лицо". Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим. Он облегчает понимание правовых норм и пользование ими. Казуистичноеть нельзя понимать как излишне подробное описание элементов нормы. Казуистичность (от слова -казус — случай) — это описание частного случая в качестве общего правила. Казуистичный закон требует, как правило, расширительного толкования.
37. Правовое государство: понятие, признаки и функции. Догадки о том, что государственная власть не должна быть неограниченной, что ее всесилие следует ограничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегреческий философ Платон (428 или 427-348 или 347 до и.э.) писал: Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги1. Однако идея связанности государства правом получает последовательное развитие лишь в XVII-XVIII вв. в трудах европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идее полицейского государства. Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора. Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека перед государственными. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк (1632-1704) особо выделял право собственности. Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности'. Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею. Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право па достойную жизнь, право каждого "быть господином самому себе", свободно избирать жизненные цели и достигать их. Третьим из классических естественных прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: разрешено все. что не запрещено законом. Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т.п.), правовое государство имеет ряд специфических черт: 1) полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: все, что не дозволено власти, ей запрещено. Прежде всего это касается личных прав граждан: тайны переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, права на личную неприкосновенность и т.п. В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность ряда прав, например таких, как право па труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой; 2) реальность прав и свобод, обусловленную тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его. Источник всякого суверенитета, - говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 авг. 1798), - зиждется... в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации. Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав; 3) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как средство обеспечения прав и свобод граждан. Один из авторов теории разделения властей - французский мыслитель Монтескье так обосновывал его необходимость: Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном липе или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для тою. чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем. Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) - обеспечивает их реализацию, а судебная контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения; 4) верховенство права во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом "все. что не запрещено, то разрешено"; 5) взаимную ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством: если она нарушает предписание правовых норм, то в ее отношении применяется государственное принуждение.
38.Источники права: понятие, виды. Особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве. Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнять свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, форма права - это способ выражения государственной вопи, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношения понятий "форма права" и "источник права". Если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: - нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сипа нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права - Великобритании, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключает между собой администрация предприятия и профсоюзы). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права. Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличать нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой стороны, от нормативно-правовых актов. В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключат ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес. Date: 2016-07-05; view: 297; Нарушение авторских прав |