Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклоняющиеся поведение





Отклоняющиеся поведение - поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому чего ждет от него общество.

Анемия - это социальная дезорганизация, т. е. такое состояние общества, когда старые социальные нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не сложились. В этом вакууме норм изменяется ролевое поведение, нарушаются привычные способы взаимодействия, происходит конфликт ценностей, а социальные институты изменяют свои функции. Понятие анемии введено французским социологом Э. Дюркгеймом. Состояние дезорганизации (анемии) создает условия для девиации, т. е. отклонения от общепринятых социальных норм поведения. Девиация возникает и в стабильных обществах.

Девиация - это поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применение различных санкций - от пожелания исправления до наказания и изоляции нарушителя. Оценка поведения как девиантного происходит на основе сложившихся норм и ценностей. То, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. В социологии указывается несколько возможных причин девиантного поведения личности.

Причины девиантного поведения личности:

Биологические причины - по мнению части исследователей девиантное поведение передается по наследству (например: существует биологическая врожденная предрасположенность к алкоголизму, наркомании, преступности).

Психологические причины - девиантное поведение связано с психическими отклонениями личности.

Социальные причины - невозможность позитивной самореализации личности. Согласно мнению американского социолога Р. Мертона, причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, т.е. общество, поощряет стремление людей к определенным целям, но ограниченные ресурсы не всегда позволяют добиться этих целей.

В противоположность девиации существует понятие конформизма, которое предполагает согласие человека с целями общества и использование законных способов их достижения.

Если поведение противоречит нормам, ситуация становится неудобной для окружающих, и тогда в действие вступает механизм социального контроля.

Социальный контроль - это предъявление социальным субъектам формальных и неформальных требований, невыполнение которых предполагает применение социальных санкций. Требования основаны на социальных нормах.

Социальный контроль выполняет следующие функции:

Стандартизации поведения - приведение поведения личности в соответствие с нормами.

Стимулирования ожидаемых действий или воздержания от них; функция согласования, упорядочения или пресечения отношений между личностями или между личностью и группой.

Формирования индивидуального и группового самосознания и самооценки.

Помимо социального контроля существует самоконтроль - это сложная система поведения, связанная со способностью личности взглянуть на себя "со стороны", т.е. глазами социального окружения и с точки зрения общепринятой системы ценностей и норм. Нарушение социальных норм часто является причиной социальных конфликтов.

Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности формируются согласно сложившимся обстоятельствам. Социальные общества делятся по следующим признакам:

1) половому; 2) этническому; 3) профессиональному; 4) по количественному показателю; 5) по времени функционирования. Например, по количественному признаку – семья, род, группа, класс. По времени функционирования – долговременные, кратковременные.

Социальные общности подобно социальным организациям зависят от интересов и потребностей общества. Социальные общности могут также служить показателем степени разделения труда в обществе, так как интересы индивидов, которые они выражают, формируются в зависимости от производственных причин и отношения к собственности на средства производства. Социальные общности выполняют в общественных отношениях, кроме определения общественных интересов, важные функции: консультативные, директивные, регулятивные. Социальные общности приобретают наибольшее влияние в демократических обществах. Их требования выражаются в общественном мнении. На основе общественного мнения происходит формирование новой социальной структуры, социальных организаций

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:


1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.

По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

27 Группы и организации управляют жизнью общества, ограничивают и влияют на его поведение. 1) Группа – некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе: а) Первичные группы – семья и друзья б) Вторичные группы – отношения носят обезличенный характер 2) Формальные организации – большие ассоциации людей, действующих на основании неличных связей, созданные для достижения специфических целей. Для координации деятельности организаций существует бюрократия. Это специфическая форма социальных организаций в обществе. Она проявляет тенденцию к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления. Это узкий привилегированный чиновничий административный слой. 3) Добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи. 4) Неравенство и социальная стратификация (термин ввел Сорокин, он подчеркивает упорядочивание социальных слоев, расслоение по какому-либо критерию (богатство, власть, престиж))
Неравенство существует в человеческих обществах любых типов и определяются как различия между группами людей. Различают четыре основных системы стратификации: 1) Рабовладельческая – крайняя форма неравенства. Причины распада: а) Неэффективность труда б) Сопротивление рабов 2) Кастовая. Характерна для Индии 3) Сословная. Часть европейской феодальной системы. Состоят из стратификационных слоев с различными правами и обязанностями. Существуют три сословия: дворянство, духовенство и прочие. 4) Классовая. Признаки классов: а) Не зависят от законодательных и религиозных установок б) Достигается индивидом хотя бы отчасти, а не просто дается при рождении в) Классы связаны с различием в экономическом положении, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами г) Классовая система проявляется в крупномасштабных отношениях безличного характера.
Классы – большие группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что определяет образ жизни, который они ведут. Маркс: группы людей, находящиеся в одинаковых отношениях к средствам производства. Отношения между классами носят характер эксплуатации. Вебер: разделение на классы определяется не только собственностью на средства производства, но и мастерством и квалификацией. Выделяет еще два важных аспекта стратификации: 1) Статус – связан с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Он может быть позитивным и негативным и зависеть от субъективных оценок людьми социальных различий. Статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп. 3)Партия – группа людей, работающих вместе, т.к. имеют общие цели и интересы.


28 Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп. Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек,хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются какмалые. Причина этого состоит в том, что не- посредственное взаимодействие(взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которыеявляются отличи- тельными чертами малой группы, проявляются со значительноменьшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малыегруппы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их членывстречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте.И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается.Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в нейсуществует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа обладает некоторойсамодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемусяокружению. Из этого следует, что далеко не все объединения численностью неболее двадцати человек подпадают под определение малой группы.Формальные и неформальные группы. В организациях существует множество делениймалых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы формальные инеформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которыхпредусмотрено организацией. Люди в таких группах занимают четко предписанныеположения. Неформальные группы возникают в организациях на основе общихинтересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальныегруппы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют своинеписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.Успешное функционирование как формальных, так и неформальных групп совершеннонеобходимо организации.

Групповая динамика включает следующие процессы:


  • сплочение или разобщение групп;
  • процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
  • становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер -член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Семья как социальный институт.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновленииобъединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью завоспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи:репродуктивность, хозяйственно-потребительская, воспитательная,восстановительная. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру вразных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцураспределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождениюи способу наследования имущества. Форма семьи. Термин "родство" означаетсовокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К нимотносятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиесяусыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношенийсуществуют 2 основных типа семейной структуры: нуклеарная семья состоит извзрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семьявключает нуклеарную семью и многих родственников. Форма брака. Брак между 1мужчиной и несколькими женщинами называется полигамией; брак между 1женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще однойформой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькимиженщинами. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которыхрасширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот терминобозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип властисчитается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной семейнойсистеме власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаютсяредко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарнойсемейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающихженщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние ивласть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. Предпочитаемыйпартнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семейили кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правилаэндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Правиловыбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитаютнеолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своихродителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома егородителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство,молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определенияродословной и правил наследования собственности. Наиболее распространеннойявляется родословная по мужской линии, где основные родственные связисуществуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родствоопределяется по женской линии. В нашем обществе нашла распространениесемейная система, основанная на двусторонней родословной. 30 Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядкесоциальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологииизвестны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших стратв высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытымназывается общество, где перемещение из одной страты в другую никакофициально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическаяформа закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которойчеловек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти изсвоей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждыйчеловек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким былоего поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередногорождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основныекасты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочиеи крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаямиили юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами иобязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий,чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократиясчиталась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальнаягруппа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства,занимающую определенное место в системе общественного разделения труда ихарактеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значениикласс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся отдругих доходом, образованием, властью и престижем.Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство,доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменение социальногоположения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную,индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную игоризонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение социальной мобильности былоначато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любойпереход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, чтосоздано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальнойпозиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта изодной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Подвертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которыевозникают при перемещении индивида или социального объекта из одногосоциального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещенийсуществует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двухвидов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов врамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурнымиизменениями

В социальной структуре общества немаловажную роль занимает разделение на страты, символизирующее социальное неравенство или стратификацию. Стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы разделены по званиям, рангам в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом. Она выражает вертикальное расслоение общества, при котором социальные группы, слои выстраиваются в социальном пространстве в иерархическом порядке по какому-либо признаку.

Важнейшим понятием в рассмотрении теории стратификации является термин «страта» – социальный слой, характеризующий неравенство по степени доходов, образованию, престижности работы, участию во властных структурах.

Исходные характеристики стратификации: -в процессе стратификации происходит разделение людей в иерархически оформленные группы, т.е. в высшие и низшие социальные слои, классы, страты; -социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые); • социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремления при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты,потрясения.

П. Сорокин ввел термин «социальная стратификация» в научную работу. Он выделял три основных типа стратификации по трем критериям: • экономическую, разделяющую людей на бедных и богатых по уровню дохода; • политическую, разделяющую людей по принадлежности к власти; • профессиональную, разделяющую людей на представителей разных профессий.

Э. Дюркгейм выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего в результате обучения и профессиональной специализации). Стратификация есть результат разделения труда, поэтому социальное неравенство определяется значимостью для общества. Профессия становится определяющим критерием социального расслоения.

Т. Парсонс дополнил эти признаки стратификации новыми существенными критериями: • «качественные» характеристики, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллектуальные и физические особенности личности); -«ролевые характеристики», определяющиеся набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (должность, уровень знаний, профессиональная подготовка); '«характеристики обладания», выражающие наличие у индивидов и групп собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий.

Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (невладения)собственностью, властью, определенному уровню образования и профессиональной подготовки, половозрастным характеристикам, этническому признаку, социокультурным критериям, политической позиции, занимаемыми людьми социальными статусами и выполняемыми ими ролями

Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый.

Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени:

1) брахманы – жрецы;

2) кшатрии – военная аристократия;

3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

Эта система в Индии была запрещена в 50-х гг. ХХ в., но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

1) духовенство;

2) дворянство;

3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

4) крестьяне.

Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах, выделяя в нем высший, средний и низший классы. При этом доля высшего класса примерно 5-7 %, среднего - 60-80% и низшего класса – 13-35%.
К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа и образования (влиятельные политики, военная элита, крупные бизнесмены, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.
В составсреднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и др.
Благодаря среднему классу общество сохраняет устойчивость и стабильность. Известный философ и историк А. Тойнби назвал современную западную цивилизацию цивилизацией среднего класса.
Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т. д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).
Социологи иногда выделяют определенные слои внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Уорнер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть слоев: 1. высший – высший класс (представители влиятельных и богатых династий); 2. низший – высший класс («новые богатые», не имеющие знатного происхождения); 3. высший - средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры); 4. низший – средний класс (клерки, секретари, служащие – «белые воротнички»); 5. высший – низший класс (рабочие); 6. низший – низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элементы).
Существуют и другие схемы социальной стратификации современного общества: иногда выделяют рабочих в отдельную группу, промежуточную между средним и низшим классом; в других системах рабочих включают в средний класс, но низшую его страту; есть теории, где в рабочем классе выделяют два слоя – верхний и низший, а в среднем – три слоя (высший, средний и низший).

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная структура российского общества претерпела значительную трансформацию. В настоящее время существует несколько моделей социальной структуры российского общества. Рассмотрим некоторые из них.

Отечественный социолог Н. М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:

1) «общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) российский «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;

4) российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) «аутсайдеры», характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их приобретения;

6) «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Ученый А. В. Дмитров, взяв за основу структурирования три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять основных социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:

1) административная элита (правящая элита), состоящая из старой партохозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;

2) рабочий класс, который делится, в свою очередь, по отраслевым и квалификационным признакам;

3) интеллигенция;

4) «новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры;

5) крестьянство.

Академик РАН Т. Н. Заславская на основе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение. Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7 %) является «верхний слой». Он, по мнению Т. Н. Заславской, выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах.

При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную часть его составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие.

Этот слой объединяет около 60 % населения нашей страны..

За базовым следует «нижний слой». Он представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др.

Для них характерен низкий деятельностный потенциал, неспособность адаптироваться к социальным условиям, их удельный вес в структуре населения – 8 %.

Последний слой в классификации Заславской получил название «социальное дно» и составил 5 %.

В него входят преступные и полупреступные элементы, а также личности с асоциальным типом поведения (наркоманы, алкоголики, бродяги и др.).

35 Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
• Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
• Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.[1]
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения
Список лифтов социальной мобильности
• Армия. 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего статуса по той же причине.
• Религиозные организации. Школа и научные организации. Ломоносов.
• Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.
• Искусство. Среди самых известных литераторов Франции 13 % были из рабочей среды.
• Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.
• Экономические организации. Семья и брак.

36/37 Понятие культуры, ее роль в обществе. Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовныхценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средствапроизводства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовныеценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные инеформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная– состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленнымизнаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опытсамостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить вобществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активноусваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяетрамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизньлюдей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей,создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, кодной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры:материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат,развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующиеповедение людей на основе ценностей. Структура культуры: Ценности - социальноодобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценностипредставляют также разделяемые многими людьми представления относительноцелей, к которым нужно стремится. Социальные нормы - образцы правильного,проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер,привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символическийсмысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплексфункционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих изпоколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решениемвластных органов). Культурные универсалии - культурные нормы, ценности,правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо отгеографического положения, исторического времени и общественного устройства.Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды,нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперациятруда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры,функционирующие как единое целое, называют культурными комплексами (примеры:стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие - частьматериальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активноиспользуемая последующими поколениями. Образ жизни - часть культуры,характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждаякультура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которойнеотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливаясвоеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами. Архетипы- структура коллективного бессознательного, обесславливающая определенныепредрасположенности развития индивида. Архетипы - результат историческогоразвития человека и этносов отражающих особенности начального этапаэтногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступнынепосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии,верованиях, социальных нормах и т.д., то есть в культуре. Структура архетипапроявляет себя также в особенностях психической организации индивида: экстраили интровертности мышления, импульсивности или планомерности действий,объективной или этической направленности оценочных суждений, конкретной илииррациональной направленности действий *12.Основные формы культуры. Субкультура. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому онаадресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство,серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура(народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры:1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества(русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельнымсоциальным группам, отражает особые ценности данной части общества).3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующимценностям) 39Социализация личности: основные этапы, агенты и институты. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с однойстороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальнуюсреду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активноговоспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активнойдеятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные частипроцесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессыпсихического и физиологического становления организма). Проводникисоциализации: социальные институты, посредники, культура. Агенты и институтысоциализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучениекультурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализацииявляются учреждения социального образования. Социализация бывает первичная(родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная.Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение отстарых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормамвзамен утерянных или недостаточно усвоенных.Факторы социализации: система образования; среда сверстников, круг друзей;произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство,партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаясяличность. Социализация - это не однонаправленный процесс. Социализацияосуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Подсоциализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальныхустановок соответствующих определенным социальным ролям. Выделяют начальную,охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию. Процессначальной социализации достигает определенной степени завершенности придостижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижениеминтегрального социального статуса. Достижение последнего обычнопредполагает: умение распоряжаться деньгами независимо от других,возможность обеспечивать себя средствами к существованию, проживание отдельноот родителей, самостоятельность в выборе образа жизни. Выделяют первичнуюи вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоениемежличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений. *23.Характеристики основных сфер социализации личности. Основные сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Вдеятельности происходит ориентировка личности в системе социальных связей,знакомство с разными видами деятельности, выбор ведущей для личностидеятельности. В общении переход к диалогическому общению, расширениеконтактов с другими людьми, умение ориентироваться на партнера по общению иболее точно его воспринимать. В самосознании происходит формирование образа“Я” (знание о себе, оценка себя, отношение к себе). 40 Специфика социальных конфликтов.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.

Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликтзатрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.







Date: 2016-05-14; view: 397; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию