Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционная социология Г. Спенсера
1.Общество как социальный организм. 2. Общая теория эволюции. 3. Понятие социальной эволюции. 4. Типология обществ. 1. Английский философ и социолог-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903) - основатель органической школы в социологии. В своем труде «Основания социологии» ученый дает представление об обществе и законах его эволюции. Общество понимается как социальный организм по аналогии с биологическим организмом: роль мозга выполняет правительство, кровообращения – торговля, питания – промышленность и земледелие и т. п. В то же время Спенсер отмечал отличие общества от биологического организма: 1. в обществе часть (индивид) меньше зависит от целого (общества); 2. в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, наоборот, служит благу своих членов; 3. в обществе существует символическая коммуникация и др. 3. Имеется тесная связь учения Спенсера с теорией эволюции Ч. Дарвина. Эволюция для Спенсера – высший закон всего существующего. Он выражается в переходе от простого к сложному, от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастанию порядка). В ходе социальной эволюции нарастает внутренняя дифференциация структуры общества). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая система имеет свои социальные институты («устойчивые структуры социальных действий»); например, регулятивная система опирается на институты социального контроля – домашние институты (семья, родство), политические институты, церемониальные (обряды и традиции) и церковные институты. 3. Приводится классификация обществ на основании степени строгости социального контроля: «военный» и «промышленный» типы общества. В первом типе имеет место сильная централизация и жесткий иерархический порядок власти, строгая дисциплина, сотрудничество людей имеет принудительный характер (принудительная кооперация). Во втором типе общества система управления становится более гибкой, вместо принудительной устанавливается добровольная кооперация, а власть рассматривается как общая воля свободных граждан. Прогресс в обществе представляет собой постепенный переход от военного общества (более низкая ступень социальной эволюции) к промышленному. Со временем концепция «однолинейного» прогресса (непрерывного поступательного движения общества) была заменена Спенсером на теорию более сложной («многолинейной») эволюции, допускающей возможность временной социальной деградации. В своих построениях Спенсер уделял большое внимание конкуренции как механизму совершенствования общества путем «естественного отбора». Однако в обществе, в отличие от природы, побеждает не физически, а интеллектуально и морально сильный индивид. Противник революционных преобразований, Спенсер не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности и «поощрению худших за счет лучших», росту бюрократического аппарата для перераспределения общественных благ. Date: 2016-05-14; view: 343; Нарушение авторских прав |