Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неокантианство в русской социологии (Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев)
В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства. Представители русского неокантианства, хотя и признавали, что истории присущи закономерности, но сущность последних получала у них идеалистическую трактовку как чисто психологическую. Для них было характерно стремление способствовать прогрессу общества, улучшению условий жизни. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии:
1. Приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения). 2. Критика понятий и языка социологии. 3. Гносеологическое философствование. 4. Акцентирование внимания на проблемах культуры ценностном аспекте человеческого поведения.
Кистяковский выступал за строгое логическое подразделение наук об обществе (разграничение юриспруденции и социологии, исследований социальной действительности и нормативных наук). Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей. А так как общество — психическое явление, его нельзя рассматривать при помощи пространственных категорий, ведь психические процессы очень отличаются от физических процессов и количественно неизмеримы. Общественная эволюция — это сложное понятие. Исследовать его можно только после рассмотрения более простых социальных законов, которые составляют основу данных процессов развития и действуют всегда одинаково. Он выступал против проведения аналогии между обществом и организмом. Он считал, что представители нового течения в социологии должны, в первую очередь, перестать рассматривать социальные явления с точки зрения возможности, а только с точки зрения необходимости и долженствования. Важным для исследователя является обоснование ценности права для практической жизни людей. Социальная дисциплина может быть создана только правом, поэтому Кистяковский отождествляет дисциплинированное общество с обществом, в котором развит правовой порядок. Внутренняя свобода человека достигается благодаря праву, игнорирование же его ведет к власти силы и росту несвободы. Дальнейший путь России Кистяковский видел в признании вместе с абсолютными ценностями также относительных ценностей, а именно, обыденного, но в то же время прочного и нерушимого правопорядка.
.
Социальное действие как первичный элемент социальной жизни Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни. Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером (2.5). Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него»., социальное действие предполагает два основных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (так, если раскрывают зонты, то это не социальные, а просто однотипные действия для защиты от дождя). Любое социальное действие включает в себя следующие основные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) результат. Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и средства социального действия. Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами – элементы, которые оно контролирует. Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т. д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия. Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка. Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М.Вебер, выделивший четыре их типа: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, традиционное действие и аффективное действие (2.5). Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности человека. На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, характер экономических отношений, особенности политической системы и социокультурной среды. Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы: ? субъекты социальной связи (может быть любое количество людей); ? предмет социальной связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь); ? механизм регуляции социальной связи («правила игры»). Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с другом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регуляции (например, если хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных норм, то между смежными предприятиями – уже на правовой основе). На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регламентировано, а у научных работников – допускает значительную степень свободы. Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне, вторые – предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредованные связи. Социальная связь может выступить в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты – это, как правило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни 21 Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других. В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения. Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий. В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества. Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования: Общество охотников и собирателей.Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь. Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных. Аграрное общество.На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества. Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда. Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация – рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения. разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальну (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология. Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное общество» ввел Даниэль Белл. Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу. Основные характеристики постиндустриального общества: · резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека; · смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д. · изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии; · изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций; · ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями); · углубленное распределения труда; · формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров); · сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления); · секуляризация (приобретение светских признаков) религии; · выделение разнообразных социальных институтов. В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И.Масуда. Информационное общество – характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм. В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные. .
22 Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления. Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов. У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Социальный институт характеризуется следующими чертами: 1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения; 2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества; 3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются. Каждый социальный институт имеет: 1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности; 2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам; 3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; 4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами). Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов: 1) связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования); 2) обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики); 3) интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты); 4) поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека. Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Социальный статус бывает: 1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст); 2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы. Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций. Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу. В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу. Важно усвоить следующее: 1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой; 2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди; 3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители; 4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Социальные нормы Социальные нормы - это общие эталоны, модели, стандарты, предписания и пожелания должного поведения, ожидаемого от представителей различных социальных групп и статусов, т.е. исполнителей тех или иных социальных ролей. С помощью социальных норм функционирование людей принимает упорядоченный характер в группах людей, всего общества. Существуют в обществе нормы, которые можно представить в виде их разновидностей:
Существуют и другие виды норм: правила этики (внешний облик, поведение в гостях, разговор), нормы медицины, правила дорожного движения и т.п. Нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни. Некоторые нормы закреплены юридически и существуют как законы, большинство же норм не носит юридического характера, однако, их несоблюдение, затрудняя взаимодействие, влечет за собой применение социальных санкций. Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:
Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность (поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила). Выделяют следующие типы социальных санкций: § формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления); § неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств; § формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь; § неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья. В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым. Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля. Date: 2016-05-14; view: 643; Нарушение авторских прав |