Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 методы исследования





Способ решения исследовательской задачи в науке принято называть методом. Выбор метода исследования определяется поставленной задачей. Для решения каждой из задач требуются особые методы. От выбора метода познавательной деятельности зависит достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании.

Теоретические и эмпирические исследования осуществляются соответственно теоретическими и эмпирическими методами.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, выделяют методы теоретического исследования; методы эмпирического исследования; методы обработки эмпирических данных.

Методы теоретического исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся разнообразные виды анализа и обработки научных текстов.

Методы эмпирического исследования – это методы сбора первичных данных, репрезентативной информации о фактах, событиях, состояниях. Краткие характеристики теоретических и эмпирических методов исследования даны в Словаре по курсу «Научно- исследовательская работа» (см. с. 149–168 данного пособия).

Методы сбора первичной информации

Опросные методы исследования:

· анкетирование;

· интервью (беседа).

Неопросные методы:

· наблюдение;

· анализ документов (в том числе биографический метод);

· эксперимент;

· изучение случая (кейс-стади).

Опросные методы

Анкетные опросы: экспресс-опрос, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.

Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью. Будем придерживаться расширенной трактовки опроса.

В некоторых ситуациях метод опроса оказывается основным, а иногда – единственным способом получения необходимой информации. Например, когда необходима информация о потребностях, интересах, мотивации, мнениях и оценках (отношениях). Кроме того, метод опроса применяется в качестве контрольного (дополнительного) метода, т. е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемого явления и перепроверки данных, полученных другими методами.

Опрос предусматривает:

1) устное или письменное обращение к определённой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов;

3) теоретическую интерпретацию полученных данных.

Успех опроса во многом зависит от качества вопросов. Следует избегать двусмысленных, неопределённых, неясных или наводящих формулировок и использовать подходящую лексику.

Опрос – это систематизированный сбор информации по изучаемой проблеме в том смысле, что полученные результаты должны быть не только точными, но и типовыми, а кроме того, иметь возможность применить к ним статистические оценки их надёжности и достоверности.

Универсальность метода опроса имеет два измерения – тематическую широту (спрашивать можно обо всём) и широту социального представительства (опрашивать можно всех – пенсионеров, инвалидов, молодёжь и т. д.; тех, кто является клиентами службы, и тех, кто таковым не является).

Искусство применения опросного метода состоит в том, чтобы знать, о чём именно спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что полученным результатам можно верить. Кроме того, следует знать, кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли эту информацию получить, не прибегая к опросу.

Существуют две большие разновидности опроса – анкетирование и интервью. В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой или индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе, в целевых аудиториях – посетители или клиенты социального учреждения, пациенты поликлиники и т. д.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылается по почте); прессовая (публикуется в газете или журнале).

Можно классифицировать опросы и по другим основаниям: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные; з) массовый опрос (для неспециалистов исследуемой области) и экспертный опрос (для специалистов исследуемой области).

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство – вопросник, т. е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов, адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответов[14, с. 76].

Специалист подбирает нужный метод опроса для решения исследовательской проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Анкетирование – это вопросно-ответная форма организации текста.

 







Date: 2016-06-07; view: 1023; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию