Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная власть как особая разновидность социальной власти





ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - разновидность социальной власти, которая обес­печивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посред­ством специально созданной организации - государства В процессе исторического развития обществен­ная жизнь от простейших, примитивных форм с од­нородными, совпадающими интересами людей пе­реходит к этапу, ко­гда она становится все более многообразной и разнород­ной (социально диффе­рен­цируется). На основе возрас­тающих потребно­стей людей возникают новые направле­ния деятель­ности и представляющие их субъекты, инте­ресы ко­торых не только допол­няют друг друга, но пересе­ка­ются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и мно­жатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социаль­ными группами, ме­жду социальными группами и об­ществом в целом.

Обеспечить в этих условиях управляемость ос­новными социальными процесса­ми в масштабах всего общества не могут формы власти, выражаю­щие частные интере­сы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, по­скольку они становятся конфликтующими. В целях обес­печения единства, согласования частных интересов, не­допустимости распада общества и предотвращения столкновений в нем создается и функционирует государ­ствен­ная власть.

В отличие от других видов социальной власти го­судар­ственная власть:

- обеспечивает единство общества в целом, всех со­ставляющих его индивидов и социальных групп;

- является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость основными соци­аль­ными процессами;

- осуществляется посредством особой организа­ции властного управления - государства.

14. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА - про­цесс качественных изменений (смены истори­ческих типов) государственной власти с мо­мента ее возникновения до настоящего времени. С развитием общества, его социальной струк­туры, це­лей, которые оно перед собой ставит, изме­няются содер­жание (аппарат, функции) и формы го­сударства при со­хранении его основного социаль­ного назначения. Качест­венно особенные периоды в развитии государства, соот­ветствующие определен­ным состояниям общества и оди­наковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы раз­вития) государст­ва.

Смена исторических типов государства - процесс зако­номерный и прогрессив­ный, обусловленный об­щим ходом развития общества от первобытных при­митивных форм к развитой человеческой цивилиза­ции. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более слож­ным формам, разработаны два основных и допол­няющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исто­рических типов государств с точки зрения качест­вен­ных изменений в эко­номическом базисе обще­ства, его производст­венных отношениях и классо­вой структуре.

В плане этого подхода последовательное разви­тие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы произ­водственных отношений. Собственни­ками основных средств производства становятся но­вые, все более про­грессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуа­зия, наконец, тру­дящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составля­ют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его над­стройку (общественное сознание, мораль, право, го­сударство, религия, наука); происходит пе­реход к но­вому, более высокому типу общественно-экономиче­ской формации.

Каждой классовой общественно-экономической форма­ции (рабовладельческой, феодальной, капи­талистической, социалистической) соответствует свой од­ноименный тип государства. Главная осо­бенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказы­вает доминирующее влияние на государственную власть. К основным не­достаткам этого подхода можно отнести то, что:

- некоторые, выделенные в качестве общих, этапы про­ходят далеко не все общественные сис­темы (например, в России отсутствовала стадия ра­бовладельческого госу­дарства),

- ряд государственных систем вообще не вписы­вается в предлагаемую схему исторических типов (например, госу­дарства, основанные на так назы­ваемом азиатском спо­собе производства),

- он обосновывает жесткую зависимость государ­ства от экономических факторов, отношений собст­венности, ко­торая не всегда позволяет объяснить особенности от­дельных групп государств

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социо­культурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуренарода, его религии и пра­ва. Цивилизационный подход основан на понятии ци­вили­зации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью куль­турных, религиозных, психологиче­ских, географических и иных характеристик.

Цивилизационный подход отказывается от абсо­лютиза­ции материально-экономических факторов в развитии го­сударства и выводит на первый план факторы социокуль­турные, духовную жизнь обще­ства, идеологию, нравст­венность, религию, полагая, что именно они главным об­разом определяют особенности развития данной общест­венной системы и характерные черты ее государственной власти.

С помощью этого подхода удается, например, объяс­нить, почему страны, имеющие равные стартовые воз­можности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации го­сударственной власти.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе че­ловеческой истории социокультурные факторы, опреде­ляющие лицо общества, формируются у разных наро­дов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возни­кают первичные, древнейшие цивилизации, обладаю­щие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнеки­тайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие пер­вичных цивилиза­ций приводит к формированию особен­ных средневековых цивилизаций - европей­ской, араб­ской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип госу­дарства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизован­ного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно- исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.

15. Правовое государство: развитие учения, понятие, признаки

\\В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Понятие, признаки и содержание функций государства.

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА - выражающие сущность и социальное назначение государственной власти ее основные цели, которые государство осуществляет в процессе властного управления гражданским обществом Социальное назначение государства состоит в обеспе­чении целостности обще­ства, в создании для всех соци­альных групп возможности осуществлять свою жизнедея­тельность в рамках единой социаль­ной системы. Задачи конкретизируют социаль­ное назначение государства при­менительно к различным аспектам управления граж­дан­ским обществом. Они могут меняться в зависимости от конкретно истори­ческих условий, но постоянными оста­ются: поддержание порядка и стабильности, развитие особо важ­ных для общества сфер его жизни, обеспечение внешней безопасности, ор­ганизация взаимоотноше­ний с другими странами. Эти задачи реализуются го­сударством через его функции.

Date: 2016-06-06; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию