Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система нравственно-эстетических ценностей, являющихся критерием оценок человека и мира в романе: дом, земля, Дон





В «Тихом Доне» действия персонажей во многом обусловлены принадлежностью их к определенной среде, неким поведенческим алгоритмом в конкретной ситуации. С соотношением воли и обстоятельств связаны и такие сюжстообразующие мотивы как неразрешимость конфликтов и поиски своего места в жизни. Связывая не только внешне, но и внутренне Григория с историческими процессами, автор в то же время достигает глубинной реалистичности художественного мира.
Мир природы отражает не только эстетические чувствования героев и автора, но является жизнеопределяющей силой, составляет вместе с миром человеческих страстей единый поток жизни.

Важную роль в композиции романа-эпопеи играют песни, которые дополняют повествование, объединяют его, являясь метафорическими обобщениями.

Субъективированных образов природы, переданных в лучших толстовских традициях, в тексте романа совсем немного. Параллелизм предоставляет достаточно возможностей для воплощения в нем не только психологического состояния персонажей, но и авторских выкладок. Тем более что у Шолохова он представляет собой не прямое сопоставление, но сложную структуру, связанную тонкими намеками и иносказаниями.

Содержательность и количество пейзажных картин в «Тихом Доне» позволяет говорить о потоке образов природы, которые «сливаются в цельный пейзажный фон со своим сюжетом»9. Это является отражением мировосприятия автора, герои которого неотделимы от мира природы, и не только бытуют, но и мыслят себя в нерасторжимом единстве с ним. Это естественно, так как соответствует особенностям их жизни, крестьянского труда. Однако если рассматривать отношение персонажей к природе как одно из средств их характеристики, то здесь можно отметить скрупулезную объективность шолоховского реализма в том плане, что по отношению, например, к рабочим образная система меняется.

Эта близость доходит до полного взаимопроникновения, когда природные явления приобретают человеческие черты, а чувства героя «заменяются» описанием природы. Она может выступать и как действующее начало, влияя на психологическое состояние персонажа, навевая определенные мысли и чувства.

Субъективированных образов природы, переданных в лучших толстовских традициях, в тексте романа совсем немного. Параллелизм предоставляет достаточно возможностей для воплощения в нем не только психологического состояния персонажей, но и авторских выкладок. Тем более что у Шолохова он представляет собой не прямое сопоставление, но сложную структуру, связанную тонкими намеками и иносказаниями.

Содержательность и количество пейзажных картин в «Тихом Доне» позволяет говорить о потоке образов природы, которые «сливаются в цельный пейзажный фон со своим сюжетом»9. Это является отражением мировосприятия автора, герои которого неотделимы от мира природы, и не только бытуют, но и мыслят себя в нерасторжимом единстве с ним. Это естественно, так как соответствует особенностям их жизни, крестьянского труда. Однако если рассматривать отношение персонажей к природе как одно из средств их характеристики, то здесь можно отметить скрупулезную объективность шолоховского реализма в том плане, что по отношению, например, к рабочим образная система меняется.

Эта близость доходит до полного взаимопроникновения, когда природные явления приобретают человеческие черты, а чувства героя «заменяются» описанием природы. Она может выступать и как действующее начало, влияя на психологическое состояние персонажа, навевая определенные мысли и чувства.

Показывая гибель на войне людей и всего старого мира, смерть в ее самых жутких и несправедливых проявлениях, автор в то же время через описание природы утверждает неистребимость всего живого, торжество жизни. Степь же, как образ-символ, является воплощением этих извечных законов бытия.
Образ дороги как символ жизненного пути оформляется в конце первой книги и связан, прежде всего, с судьбою главного героя. Мелехов то отчаянно плутает, пытаясь найти для себя верную тропу, как «метель в степи», то путь его «ясен... как высветленный месяцем шлях» [4, 196]. И старый казак в XIII главе восьмой части так подводит итог жизненного пути Григория: «Хороший казак!.. Всем взял, и ухваткой и всем, а вот непутевый... Сбился со своего шляху\»

Таким образом, пейзаж в «Тихом Доне» при выраженной самостоятельности картин природы связан глубокими психологическими и эпическими параллелями с основным повествованием. Насыщенный символическим смыслом, он является средством выражения философских воззрений автора, авторской позиции.

Во втором параграфе - «Авторский комментарий» — говорится о том, как авторская позиция, философское осмысление событий в «Тихом Доне» находят свое воплощение во внутритекстовых описаниях, которые создают ситуацию непосредственного общения с читателем. Прибегая к ним, автор оценивает изображенное, высказывает свои мысли и чувства, вступая в прямой разговор с адресатом, в роли которого может выступать как читатель, так и персонаж

Комирная:В этой связи отметим ряд работ, в которьк «Судьба человека» рассматривается в сопоставлении с Библией. Сравнивая «Судьбу человека» и «Книгу Иова», А Б. Галкин и вьщеляет связующий мотив - мотив воздаяния за грех. Рассмотрев сюжетные переклички, критик приходит к выводу, что грехи Андрея Соколова - ложная мотивировка, ничуть не объясняющая судьбу человека в целом Грехи Андрея Соколова, по мнению исследователя, «нисколько не воздействуют на его судьбу, иррациональную в своей метафизической основе»." А.Б. Галкин делает справедливый, на наш взгляд, вывод о том, что «проблема судьбы решается у Шолохова сложнее: герой не повержен, не уничтожен судьбой Чтобы ни случилось с человеком, как бы круто ни обошлась с ним судьба, она не в силах отнять у него доброту, любовь и достоинство - свойства, присущие подлинному человеку. Сердце становится источником нравственного света».'' Шолоховская метафора сердца, по мнению ученого, выступает еще и как «метафорическая замена Бога».

Изображая диалектику судьбы и случая, Шолохов сталкивает разноуровневые, разновременные представления об этих категориях, выдвигая на первый план идею личной ответственности, нравственно обусловленного вектора жизненного пути, его исхода, но прибегая при этом и к древним афористически выраженным воззрениям о предопределенности, фатальности, родовой судьбе, которые привносят ощущение таинственности, загадочности, неполной проясненности «последних вопросов», не укладьгоающихся в русло «прописных истин», кажущихся подчас очевидными «кузнецам человеческого счастья», готовым творить земной суд как окончательный и безоговорочный. Писатель же осознает относительность каждой из правд, отстаиваемых противоборствующими сторонами, показывает сложность человеческой натуры, психики, способной совместить новейшие идеи с древнейшими представлениями, и это обусловило прорыв в экзистенциальное измерение, сопрягающееся у Шолохова с историческим, социальным и даже бытовым.

Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений

 

Семья - основа основ народного бытия в мире «Тихого Дона». Естественно, что семейные отношения рассмотрены в романе во всеобъемлющей полноте. Жизненные обстоятельства казацко-крестьянской среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи в России, как раз накануне социальных потрясений и перемен.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю человеческую жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась тут не только в своей самоценности, но непременно как часть общего - семьи, рода. Отношения между родственниками - ближайшими и дальними - важнейшая часть народного быта. Эти отношения четко определялись вековыми обычаями, нарушение которых считалось существенным грехом. Родственное - становилось выше товарищества, влюбленности, деловых взаимоотношений, землячества, соседства и т.д.

Одним из главных героев является Аникушка - сосед и ближайший товарищ Петра и Григория Мелеховых. Вроде бы вскользь, нос большой точностью отмечено в самом начале романа, что Аникушка троюродный брат их обоих [1, c. 126]. В разгар Гражданской войны Аксинья находит приют у своей двоюродной тетки, и та принимает ее беспрекословно и заботливо. Для современного человека такие родственные понятия, как «троюродный брат» или «двоюродная сестра», существуют в быту разве только в виде исключения, но во времена «Тихого Дона» такого рода близость почиталась весьма серьезной.

В казацко-крестьянском кругу родственные отношения учитывались с очень большой точностью. Примеров такого рода можно найти в романе достаточно, вот лишь один из них: Мишка Кошевой проходит в родном хуторе мимо дома старого казака Архипова, три молодые «бабы» белят курень. Буквально мимолетно в тексте отмечено, что это две снохи и одна водворка: то есть две жены братьев Архиповых и одна сестра этих братьев, у которой муж живет в курене тестя [3, c. 291]. Подобного рода тонкости семейных отношений были общепонятны в народном быту.

Необходимо подчеркнуть, что в казачьей семье царила патриархальность. Вспомним некоторые характерные сцены романа.

Пантелей Прокофьевич неоднократно поднимает руку на сыновей, побивал и жену. Он женит Григория на Наталье даже не спрашивая его согласия или мнения. А вот как разговаривает Мирон Коршунов со своим сыном Дмитрием, когда тот просит отца посватать его за купеческую дочку Елизавету Мохову.

Дурак! У Сергея Платоновича капиталу более ста тысячев; купец, а ты?.. Иди-ка отсель, не придуривайся, а то вот шлеей потяну жениха этого!

У нас четырнадцать пар быков, именье вон какое. Опять же он мужик, а мы казаки.

Ступай! - коротко приказал Мирон Григорьевич, не любивший долгих разговоров» [2, c. 224].

В том же тоне объясняется по тому же поводу с самим Мироном Григорьевичем его отец:

 

Цыц! - пристукнул дед Гришака. - Аль мы им не ровня? Он за честь должен принять… Да-с! Поезжай, Мирошка, нечего там! В приданое мельницу нехай дает. Проси! [2, c. 225].

 

Как видно, поступки круты, а тон старших решителен и непререкаем; младшие сносят это терпеливо и сдержанно. Даже горячий и порывистый Григорий. Однако присмотримся ко всем этим случаям со всех сторон и оценим их в общем течении жизни героев «Тихого Дона». Да, Пантелей Прокофьевич вспыльчив, а в гневе буен и грешит рукоприкладством. Однако - и это важно подчеркнуть - в контексте романа он выглядит именно как исключение. Кто еще из героев поднимает руку на жену и детей? Вспомнить некого, кроме Степана Астахова, который жестоко избивает Аксинью. Но то опять-таки исключение, ибо Аксинья изменила мужу, тем самым всенародно опозорив его и его дом. С другой стороны, провинившимся мужьям приходилось тоже не сладко, доставалось им «на орехи» от суровых жен. «Занозистая бабенка» Фрося рассказала как-то Наталье и другим женщинам про измену супруга: «Я давно за ним примечала, а тут пересказывают мне: мол, твой на мельнице с задонской жалмеркой мирошничает… Я туда, они возля просушки». Ее спрашивают товарки:

 

Как же ты, Фроська, казака своего избила?

Не знаешь как? По спине, по голове, по чем пришлось» [2, c. 247].

 

Пантелей Прокофьевич своей отцовской властью женит Григория. Несмотря на то, что невеста ему не мила, он не смеет спорить с отцом, так как опозорил свою семью бесстыдным романом с соседкой. Существует еще одна примечательная деталь: не только отцу покоряется Григорий, но и матери - именно она решила женить младшего сына на Наталье и уговорила мужа.

В критической литературе о «Тихом Доне» бытует мнение, что брак Григория и Натальи - пример патриархального произвола. Но мне кажется, что это суждение вряд ли справедливо потому, что никаких других случаев насильственного заключения брака в романе не наблюдается. Если говорить о Наталье, то она еще до сватовства Григория уже успела отказать трем женихам.

Григорий не выбирал себе невесту, он покорился выбору отца. Но важно отметить, что ему понравилась Наталья, «ее смелые серые глаза», ее очевидная девичья чистота и прелесть. Симпатия у них получилась взаимная. Мирон Григорьевич больше всего из своих детей любил Наталью и, видя ее желание выйти замуж за Григория, уступил ей и дал свое благословение, да и жених ему был тоже люб.

Наиболее полно и гармонично автор показывает семейные отношения в своем произведении, когда описывает сцены семейных советов.

В описании семьи Мелеховых есть по крайней мере четыре семейных совета, посвященных событиям острым и неприятным.

Жизнь Григория и Натальи сначала не заладилась. Близкие не вмешивались, но сочувствие семейства было явно на стороне Натальи. Начало прямому и резкому разговору положил, естественно вспыльчивый и несдержанный Пантелей Прокофьевич. Характерно то, что на семейном совете обсуждались семейные неурядицы, не таясь, в присутствии подростка Дуняшки. И это несомненно была воспитательно-предупредительная мера. Вот, собралась вся семья: родители, брат Петр, Григорий - высказываются все, только Наталья красноречиво молчит [2, c. 263]. Каков бы ни был «сюжет» семейного совета и его исход, подчеркнем, что без него ни одно событие в доме Мелеховых не происходило.

Важнейший совет мелеховской семьи состоялся перед первым приходом красных войск в хутор Татарский. Предстоит принять ответственное решение: отступать или оставаться? Прихода красных боятся все члены семьи, но мнения о том, как поступить, расходятся. В ходе долгих споров, члены семьи приходят к консенсусу: мужчины уезжают. А женщины с детьми остаются сторожить дом и скотину [2, c.297].

При всех домочадцах обсуждают сердечные дела Дуняшки отец и брат. Говорят прямо и с суровой недвусмысленностью, что за любимого Михаила Кошевого ей замуж не выйти, он враг семьи. Сама Дуняша на это слабо возражает или подавленно молчит.

Последний описанный в романе семейный совет Мелеховых происходит в самый разгар Гражданской войны на юге России в июле 1919 года. Впрочем, теперь в мелеховском курене собралась уже не вся семья, а ее обломки. Из мужчин в доме только Пантелей Прокофьевич. Петр погиб, а Григорий воюет где-то далеко на фронте. Повод для обсуждения пустяшный, но крайне неприятный. Белогвардейское Донское правительство выдало Дарье как вдове погибшего казачьего офицера медаль и 500 рублей деньгами. Даже в годы военного разорения сумма эта довольно внушительна. Когда-то все деньги семьи складывались в один котел, а крупные траты обсуждались на семейном совете. Теперь дал трещину и этот незыблемый фундамент: Дарья категорично отказывается внести деньги в общий семейный котел. Между ней и Пантелеем Прокофьевичем происходит тяжелый спор за общим семейным столом:

шолохов тихий дон женский

- Деньги, спрашиваю, куда денешь?

А это уж мое дело. Куда захочу, туда и дену!

То есть как же это так? Деньги-то за Петра тебе выдали?

Выдали их мне, и вам ими не распоряжаться.

Да ты семьянинка или кто?

А вы чего от этой семьянинки хотите, батенька? Деньги забрать?

Не к тому, чтобы все забрать, но Петро-то сын нам был или кто, по-твоему? Мы-то со старухой должны быть в части? [3, c. 341].

 

Примечательно, что никто из других членов семьи не вмешивается в этот спор. Итак, в средней казацко-крестьянской семье Мелеховых все ответственные и сложные дела решались открыто, прямолинейно, даже иногда нелицеприятно, но при этом все крайности, все проблемы находили свое разрешение.

Многообразная и полная жизнь этой семьи не обходилась и без секретничаний. В романе всего описаны три таких случая, которые по-своему характеризуют изображаемый в произведении семейный мир.

Об ухаживаниях Григория за Аксиньей первым узнал отец семейства Мелеховых и сразу понял, что семье грозит позор и неприятности, ведь речь шла не просто о любовной интрижке, а о связи с женой соседа, близкого им человека. Для того, чтобы поговорить с сыном, Пантелей Прокофьевич уходит с ним далеко от дома, на рыбалку. Разговор он начал в несвойственной для себя нерешительной манере, а Григорий при это «густо покраснел, отвернулся» [1, c. 91]. Ясно, что обоим мужчинам стыдно и неловко обсуждать эту тему.

Второй такой случай - разговор Натальи и Дарьи Мелеховой, когда старшая сноха признается, что заболела. Дарье хочется и поделиться с кем-то своим горем, и хочется заочно договориться с Ильиничной, чтобы есть из отдельной посуды, дабы не заразить других домочадцев.

Третий случай - разговор Ильиничны с Натальей, узнавшей, что Григорий вновь сошелся с Аксиньей. Наталья приняла трудное решение и прямо объявляет свекрови: «Буду я с Григорием жить или нет, пока не известно, но родить от него больше не хочу» [3, c. 398]. Опять-таки разговор скрывается от всех домашних, да и Ильинична не решается рассказать о нем ни мужу, ни дочери, лишь надеется на то, что все обойдется.

Как видно, разговоры эти ведутся вне стен дома - в прямом и переносном смысле. Люди как бы стесняются об этом говорить в родном доме и выносить все эти нечистые обстоятельства на семейный совет. В этом - естественное стремление всякого человека оградить свой дом, семью от всего дурного, заразного.

Следует отметить, что главной чертой семейного быта, характерной для шолоховских героев, является полная открытость поступков и суждений.

Что же касается детей, то они в казачье-крестьянской семье считались продолжением рода, казачьего корня. Отсутствие детей в мире «Тихого Дона» считалось величайшим несчастьем, «господним наказанием», хотя прямо об этом вроде бы нигде не говорится. По-видимому, нет детей у Аникушки (его безбородое лицо дразнят «скопцом»); жена его, не отягощая себя домашними заботами, открыто погуливает. Хотя супруги - люди хорошие и добрые - их семью и дом нельзя назвать благополучными с точки зрения норм, принятых в их среде.

Бездетна и Дарья Мелихова. Она на исходе жизни оценивает себя таким вот образом: «У меня - ни сзади, ни спереди никого нету» [3, c. 364]. Вскоре после замужества у Дарьи появляется ребенок, но через какое-то время он умирает. После его смерти она никогда боле не предается воспоминаниям о младенце, живя всегда весело и беспечно. Бездетность ничем не тяготит ее.

Судьбы Дарьи Мелеховой и Аксиньи очень схожи в этом плане. У Астаховой от Степана родился ребенок, который тоже умер, не дожив и до года [1, c. 87].От Григория у нее рождается девочка, названная Татьяной. Но и ей суждено прожить на этом свете всего полтора года.

Бездетность, как отсутствие укоренения семьи, жестоко мстит им обеим. Их отношение к материнству небрежно. Дарья, овдовев, пускается во все «тяжкие», а Аксинья после бегства Григория из дома осенью 1920 года берет его детей к себе, но по возвращении любимого, она оставила обоих, нисколько не заботясь об их судьбе.

Невозможно предвидеть такой поступок у Натальи, Ильиничны, и даже у молодой, еще бездетной Дуняшки. Эти женщины живут, прежде всего, семьей, домом. Они не способны бросить все это ради мужчины, хотя все трое любят глубоко.

Семейные узы в мире героев «Тихого Дона» считались вечными и нерасторжимыми. Понятие «развод» в ту пору не существовало, так ка брак - это «явление божественной воли». Однако в народной казачье-крестьянской нравственности отчетливо наблюдалось существование греха, всеобще осуждаемого. К такому греху относились похождения молодых или неженатых мужчин; похождения, порой довольно откровенные. Интересно, что народная мораль следовала пословице «быль молодцу не в укор ». Например, Мишка Кошевой еще до службы в армии погуливал с «жалмерками», причем абсолютно не скрываясь, но это ему не мешало трогательно ухаживать за Дуняшкой, а та, зная о Мишкиных грехах, относится к ним совершенно хладнокровно.

Не менее показательно в том же смысле отношение Натальи Коршуновой к дурным проделкам Григория, уже ставшего ее женихом. Старик Коршунов очень любил дочь и не слишком симпатизировал жениху; меж ними происходит примечательный диалог

 

Date: 2016-06-06; view: 450; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию