Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина мира народной жизни в первом томе романа, изображение ее особого уклада, сочетание элементов реализма и поэтичности





Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Категория пространства «Тихого Дона» – тема достаточно сложная, объемная, но в то же время очень значимая и необходимая для понимания сути авторского замысла. Ведущая роль пространства в структуре, жанровой специфике эпопеи, системе образов, типологии конфликтов очевидна. Ученые пытаются найти разные подходы в решении пространственно- го вопроса: одни предлагают рассматривать пространство в тесной связи с движением сюже- та; другие говорят о космосе Шолохова, обнаруживая мифологическую основу пространства. «Человек у Шолохова, – пишет Н. Муравьева, – включен во время и вечность и принад- лежит одновременно трем мирам: космическому, историческому и экзистенциальному… Подобная картина мира требует и особых пространственно-временных отношений…» [2, 67]. Эта особенность, по Н. Муравьевой, заключается в том, что «человек должен жить в совпа- дающих мирах» [2, 67], не противоречащих друг другу. Автор утверждает, что каждая из трех картин мира имеет свою пространственно-временную структуру. Космическому, или природному времени соответствует бескрайнее пространство степи, открытое в космос – че- ловек в этом мире землепашец, хлебороб, он дитя природы. Пространство хутора и станицы подчинено времени историческому – человек живет по законам социального мироустройст- ва. Такое пространство Н. Муравьева называет «ограниченным». Экзистенциальное время, или личностное, протекает в «точечном» пространстве дома – человек во власти внутренних противоречий, цель его жизни заключается в их преодолении. Автор статьи включает в шо- лоховское мироздание еще так называемое «пограничное» пространство дороги – «простран- ство, где проявляет себя как социальное, так и личностное» [2, 68]. Отправляясь на войну (историческое время), герои Шолохова в дороге размышляют о смысле жизни, разгадывают душевные тайны (личностное время). Однако, как отмечает Н. Муравьева, так должно быть в идеале, а у Шолохова этого нет. История вносит свои коррективы в размеренное течение жизни: война отрывает человека от дома, от земли, заставляя надолго забыть о своем истин- ном предназначении. Следовательно, «совпадения миров не происходит…, и в этом причина трагизма шолоховского героя» [2, 67]

Более обстоятельную характеристику пространству «Тихого Дона» дает другая иссле- довательница Кононова С. А. Ее работа в основном носит лингвистический характер. Однако некоторые наблюдения автора важны для нашего исследования. Кононова, рассматривая специфику шолоховского понимания пространства, отмечает: «Пространство в шолоховском тексте векторно направлено вверх к облакам, солнцу и недосягаемым звездам – и вниз, к земле, а также в глубь земли, где совершается процесс сотворения жизни; пространство рас- крыто во все стороны света и простирается до дальней нитки горизонта, до синеющих в дымке сторожевых курганов, оно заполнено воздушной средой, обволакивающей рельефы местности» [5, 66]. Иными словами, перед нами горизонтально-вертикальное устройство пространства «Тихого Дона».

Вообще, говоря о пространстве «Тихого Дона» в целом, исследователи отмечают прин- ципиальную значимость картины Мелеховского двора в самом начале романа: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону… На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях… С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу» (Тих. Дон, 1, I). Уже с первых строк Шолохов конструирует своеобразную модель мира, центром которого является дом, двор. Мелеховский двор оказывается вписанным в пространство хутора, в пространство ис- тории; он организует жизнь семьи Мелеховых, символизирует стабильность, почитание тра- диций. Все в этом мире гармонично, подчинено законам жизни, быта, законам природы

Комирная: Е.В Пономарева отмечает, что «объектом авторского внимания в рассказах становится не просто частная ситуация. Диапазон идеи гораздо шире. Жизнь обычного рядового человека выводится в большой социальный мир и, соотносясь с объективными законами природы, с категориями вечности, приобретает огромный обобщающий смысл»."

 

Эпическая тональность проникает в текст с использованием фольклорных элементов, которые Шолохов мастерски вплетает в ткань реалистического романа. При этом они творчески перерабатываются автором, наполняются дополнительным содержанием в соответствии с поставленными художественными задачами. Ведущее место среди них занимают старинные казачьи песни. Это не случайно, так как песня является связующим звеном всей истории казачества С ее помощью автор соотносит прошлое со временем, изображенным в романе, что так же насыщает произведение эпической полнотой ощущения исторического процесса, движения жизни.

Тихий Дон» настолько тесно приближается к народной поэтике, что возможно даже прямое сопоставление авторских эпитетов, образов-метафор с фольклорными. Эта внутренняя народность, проявляющаяся на уровне художественной структуры произведения, создает ощущение причастности к судьбе всего казачества, которое сквозит со страниц романа.

Шолохов не только приводит тексты песен, но и показывает обстоятельства и особенности их исполнения, а также восприятия. Глубокая связь душевного состояния героя с общими чаяниями народа, выражаясь через восприятие им и само содержание песни, развивает внутреннюю эмоциональную масштабность произведения.

 

Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом.

Все вышеперечисленное позволяет говорить об эпической тональности «Тихого Дона» как о характерной черте авторского сознания, определяющей восприятие произведения и отнесение его к жанру романа-эпопеи.

В начале романа преобладает описательная подача времени. Автор отражает народные представления, оперируя не отвлеченными категориями, цифровым исчислением, но вполне определенными понятиями: зима, лето, сенокос, Рождество, жатва и т.д. Указание на время суток при этом нередко носит поэтический характер.

Во второй части главы начинают обретать своеобразную временную вводку, что намечает хронологическую последовательность событий. Еще большее значение сюжетообразующая хронология приобретает при изображении военных событий.

Указания дат с описанием общей обстановки, элементами документализации являются одним из самых открытых проявлений автора в тексте «Тихого Дона». Организуя таким образом повествование, он не только передает динамику событий, но и обозначает свое место по отношению к ним. Даты даются с различной степенью точности, которая подчеркивает их достоверность, особенно если они привязаны к конкретным событиям, имевшим место в истории первой мировой войны, революции, восстания. Возрастает и частотность указания дат, вплоть до нескольких на одной странице. Автор в такие моменты уподобляется хронописцу. События даются в сжатой, почти что документальной форме. Это передаст их стремительность, значимость не только для главных героев романа, но для широких народных масс.

Специфика художественного времени определяется и субъективным восприятием событий тем или иным персонажем, его самоосознанием в этом времени. Изображение ощущения времени персонажами делает его чувственно осязаемым для читателя.

В повествовании находит место и авторское ощущение движения времени, воплощаемое в образной поэтической форме. С этих позиций уже само название романа содержит временную составляющую, соотносящуюся с его содержанием и эпической тональностью. С упоминанием реки, символизирующей вечное движение, в роман вливается поток времени. А эпитет «тихий» - неспешный, размеренный, величественный - отсылает к эпической полноте произведения.

Река у Шолохова как символ движения времени олицетворяет общее течение жизни, бесконечность бытия, состоящего из многих конечных судеб вливающихся в одну - судьбу страны и мира.

Таким образом, используя описанные приемы, Шолохов сумел тонко передать сущность мирного и военного периодов жизни, характерное для их восприятия казаками, которое перекликается с философским осмыслением автором движения времени, воплощенным в образе-символе реки.

 

Date: 2016-06-06; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию