Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционные программы как основа психолого-педагогической работы с подростками с отклоняющимся поведением





Коррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Поле анализа психодиагностической информации следует этап – разработка рекомендаций, программы коррекционной работы с подростками, составление долговременного (или иного) плана. Практическую психодиагностику следует рассматривать в неразрывном единстве с задачами психического и личностного развития подростка или коррекции этого развития. Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации.

Программы коррекции обычно включают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и воспитателем, учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями — в зависимости от того, кто будет работать с подростком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.

Содержание и адресат рекомендаций зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог всегда несет полную ответственность за осуществление рекомендации и конечный результат. Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, учащимсядолжны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

-направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

- способности (общие, специальные, одаренность, талант);

- характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У подростка структура личности еще формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.

При этом может идти работа как с самим подростком, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых он находится.Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность подростка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений

Программа превентивно-коррекционной работыможет иметь разную структуру,но основные ее элементы неизменны:

1. Введение: в этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Необходимо проанализировать педагогические условия, которые сложились на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается. Во введении объясняется название программы, ее основные идеи и принципы.

2. Цели и задачи: в этом разделе указывается основная (главная) цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют ос­новную цель.

3. Основное содержание: Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых полагается реализовывать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления, представляющие относительно самостоятельные части программы.

4. План реализации: один из наиболее сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь замысла, идей программы.

5. Ожидаемые результаты: в этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По сути, главным результатом любой превентивно-коррекционной программы является создание условий, препятствующих распространению отклоняющегося поведения, становление активно отрицательной позиции подростка по отношению к противоправным Действиям. По­казатели этого (новые знания, умения, навыки и т.д.) и должны стать результатами реализации программы.


Концепция реализации превентивно-коррекционных программ предполагает проведение мероприятий, основой которых является сочетание духовного, информационного, эмоционального, личностного и поведенческого компонентов.

Личностный компонентзаключается в осознании себя как личности, формировании адекватной самооценки, развитии позитивной мотивации к достижению личной безопасности. На занятиях этот компонент выражается в виде поощрения к самоуважению и принятию себя как личности, осознанию личной полезности как источника поддержки для других людей.

Информационный компонентпомогает учащимся приобрести знания, имеющие прямое отношение к их личной безопасности и знания, помогающие остановить насилие в отношении других людей.

Информационный компонент в программах для педагогов и родителей включает информирование об особенностях роста и развития детей разного возраста, характеристику возрастных периодов, принципы и методы воспитания, обеспечивающие безопасность детей, знание законов, касающихся детей и подростков, тактику оказания помощи.

Поведенческий компонент позволяет определять и тренировать адекватные типы поведения, учиться обсуждать свои представления, убеждения и действия с семьей, друзьями, сверстниками.

Поведенческий компонент в программах для педагогов и родителей предполагает проведение тренингов но построению доверительных отношений с детьми и подростками, упражнения для развития эмпатии.

Нравственно-этический компонент обеспечивает формирование личностных ценностей. Необходимо воспитывать и развивать с самого раннею возраста осознание ценности каждой личности, ценности жизни и здоровья, ценности уважительных отношений. Дети и подростки учатся понимать и определять, что является важным в их отношениях с друзьями, родными и другими людьми, с которыми им приходится общаться.

Эмоциональный компонентпредполагает включение в занятия упражнений, позволяющих правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать чувства окружающих, проигрывать формы адекватного выражения отрицательных чувств (например; гнева, раздражения,

Типичные недостатки программы:

1. Непонимание сущности программы: за программу выдается либо план ра­боты на определенный период, либо общий замысел без конкретизации того «что» и «как» будет делаться.

2. Неполная структура программы. Часто программа не содержит всех (вышеперечисленных) необходимых разделов. Они могут дополниться, изме­ниться, но они должны быть отражены в программе.

3. Недостаточно продуманное введение. Здесь возможны две крайно­сти:

-введение перегружается статистическими данными (цифрами, процентами);

- введение излишне схематично и безлико.

4. Неточные цели и задачи - встречаются «размытые» цели и задачи:

- путаница понятий «цель» и «задача»

- отсутствие взаимосвязи между целями и задачами

5. Неконструктивное содержание:

- содержание программы недостаточно структурировано

- содержание программы не соответствует целям и задачам

- путаница между методами, формами и условиями работы

6. Проблемы с реализацией. Раздел «План реализации» заменяется планом текущих мероприятий на определенный период, либо вообще отсутст­вует.

7. Формальный характер результатов. Результаты не «вытекают» из целей и задач.

8. Разработка программы «раз и навсегда».Процесс программирова­ния воспринимается, только как процесс разработки и оформления программы как бы «раз и навсегда», без дальнейших уточнений и корректировок по ходу ее реализации. Это в корне неверно.

 







Date: 2016-06-06; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию