Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетание микроциклов в мезоцикле. Особенности построения мезоциклов





Сочетание микроциклов в мезоцикле Определяется задачами, решение которых необходимо для данного этапа тренировки.В мезоцикле тренировки могут применяться микроциклы направленность которых преимущественно способствует повышению уровня отдельных сторон:общей физической подготовленности; специальной подготовленности; интегральной подготовленности; восстановлению (созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов); параллельному решению всех основных задач. Тренировка высококвалифицированных спортсменов в наиболее напряженные периоды работы характеризуется суммированием нагрузок отдельных микроциклов и прогрессирующим утомлением от одного микроцикла к другому. Эффект от такого построения мезоцикла будет достигнут лишь в том случае, когда после нескольких ударных микроциклов (каждый из которых усугубляет утомление, вызванное предыдущим) следует относительно разгрузочный или восстановительный микроцикл, позволяющий восстановить функциональные возможности спортсмена и обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов. В тренировке юных спортсменов следует так чередовать микроциклы с различной суммарной нагрузкой, чтобы очередной микроцикл с большой или значительной суммарной нагрузкой проводился в условиях восстановления функциональных возможностей спортсмена после предыдущего. Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависят от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, характеризуются: меньшим суммарным объемом работы; иной направленностью и содержанием; меньшей нагрузкой отдельных микроциклов; более щадящим режимом работы. При построении мезоцикла необходимо добиваться строгого соответствия между периодами напряженной работы и периодом относительного восстановления. Подбор микроциклов различных типов, их суммарная нагрузка, особенности сочетания мезоцикле определяются также типом мезоцикла. Построение мезоциклов при тренировке женщин с учетом структуры ОМЦ позволяет обеспечить более высокую суммарную работоспособность спортсменок, создать предпосылки для учебно-тренировочной работы в оптимальном состоянии их организма (при высоком уровне работоспособности и благоприятном психическом состоянии). Построение мезоциклов при тренировке женщин с учетом структуры ОМЦ позволяет обеспечить более высокую суммарную работоспособность спортсменок, создать предпосылки для учебно-тренировочной работы в оптимальном состоянии их организма (при высоком уровне работоспособности и благоприятном психическом состоянии).

 

 

52.Макроцикл. Общая структура макроцикла. Четырех летний макроцикл. Периодизация тренировки в макроцикле (подготовительный, соревновательный, переходный периоды). Макроцикл — это большой тренировочный цикл полугодичного, годичного, многолетнего (например, четырехгодичного) этапа подготовки, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов, микроциклов и трениролвочных занятий. Построение четырехлетнего макроцикла используется при подготовке спортсмена к Олимпийским играм. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Подготовительный период. Общеподготовительный этап. Основные задачи — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель). Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла. Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки. Продолжительность этапов подготовки зависит от – структуры соревновательной дея-ти, подготовленности, системы соревнований, закономерностей различных сторон подготовленности, индивидуальности спортсмена, продолжительности календаря сорев и от материально-технической базы.

 

53.Тренировка в подготовительном периоде. Обще подготовительный и специально-подготовительные этапы. Тренировка в соревновательном периоде, в переходном периоде. Подготовительный период является наиболее продолжительной структурной единицей тренировочного макроцикла. Здесь закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности, совершенствуются двигательные навыки, развиваются специальные физические качества и способности, осу­ществляется психологическая и тактическая подготовка. Общеподготовительный этап подготовительного периода. Основные задачи этапа — повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спор­тивно-технических и психологических качеств. Специально-подготовительный этап подготовительного периода. Тренировка на данном этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. Это достигается увеличением доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно соревновательных. Содержание тренировки предполагает развитие комплексных качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных частей высокой специальной работоспособности. Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно осуществляется параллельно с развити­ем физических качеств и имеет два типа: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариативной техники движений как основы повышения специальной выносливости. Тренировка в соревновательном периоде. Основными задачами соревновательного периода являются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности, и возможно более полное использование его в соревнованиях. Этого достигают применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем основных состязаний. Их количество у квалифицированных спортсменов колеблется в пределах двух-четырех. Тренировка в переходном периоде. К числу основных задач переходного периода относятся полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3—4 до 6—8 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена.


54. Структура многолетней тренировки и факторы ее определяющие. Построение на различных этапах. Структура многолетней тренировки обуславливается многими факторами. В их числе среднее количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты; индивидуальные способности спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства: возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке. Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, из-за индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Тренировочные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-60 мин. они должны сочетаться с занятиями фк и зд. В школе. И носить игровую направленность. Этап предварительной Базовой направленности. Основными задачами является разностороннее развитие функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, устранение недостатков физического развития, создание двигательного потенциала. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. На этом этапе в большей степени техническое совершенствование строится на разнообразных средствах, избранной специализации. Этап специализированной базовой подготовки. В начале этапа основное место продолжает занимать общая и вспомогательная подготовки, применяются упражнения из смежных видов спорта. Во второй половине подготовка более специализирована. Определяется предмет будущей специализации. Основная задача – максимальное использование средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Предполагает достижение максимальных результатов в специализации. Увеличивается средства специальной подготовки, соревновательная практика. Этап сохранения достижений. Характеризуется индивидуальным подходом. Для этого этапа характерно стремление поддержать ранее достигнутый результат, уровень функциональных возможностей при прежнем или меньшем объеме тренировочной работы. Важный фактор поддержания спортивных достижений – тактическая зрелость, зависящая от соревновательного опыта.

55. Спортивный отбор и ориентация. Отбор и ориентация. Спортивный отбор – процесс поиска и распознания наиболее одаренных людей, способных достичь высокие результаты в конкретном виде спорта. Спортивный отбор проводится среди детей детских садов, школ, занимающихся в секциях, клубах и среди спортсменов. Выбор каждым человеком вида спорта в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация – перспективное направление тренировочного процесса, учитывающее индивидуальные особенности спортсмена для максимальной реализации его возможностей. Технология ориентации и отбора едины, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта. Спортивный отбор и ориентация — не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена. Важным является выявление лиц имеющих перспективу достижения высоких результатов, спортивная одаренность складывается из компонентов: идеальные морфологические данные, уникальное сочетание комплекса физических и психических способностей, высокая адаптация к предельным для организма нагрузкам. Такое сочетание встречается редко, поэтому проблема отбора и ориентации очень важна. Отбор на начальных этапах многолетней подготовки. Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Необходимым условием первоначального отбора детей в ДЮСШ является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта. Отбор на этапе спортивного совершенствования. На этой ступени ставится задача выявить спортсменов, способных к достижению высших спортивных результатов, эффективному спортивному совершенствованию как на втором и третьем этапах многолетней подготовки, так и на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в предыдущие годы. На втором этапе многолетнего отбора большое значение приобретает оценка показателей, отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма. Этап высшего спортивного мастерства. Задачей данной ступени отбора является выяснение возможностей спортсмена добиться результатов высокого класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффективно адаптироваться к изменяемым нагрузкам.

56.Общие основы планирования. Перспективное, текущее, оперативное планирование. Последовательное и параллельное планирование. Планирование в спортивной подготовке.Планирование – разработка конкретной системы средств и методов на определенный период спортивной подготовки. Перспективное планирование составляется на большой период подготовки, которые периодически корректируются текущим и оперативным планированием в зависимости от степени и уровня подготовленности спортсмена, команды. За основу планирования берутся учебные программы по видам спорта на этапах многолетней подготовки учрежденные министерствами спорта и туризма, образования и на их основе составляются индивидуальные программы с учетом особенностей и квалификации спортсмена. Учет в спорте осуществляется для сравнительного анализа запланированного и выполненного материала спортивной подготовки, выявления и устранения причин отклонений. Планирование охватывает разработку планов и мероприятий организации и контроля за выполнением тренировочного процесса. Этапы планирования – первый – составление объективных прогнозов дальнейшего развития подготовленности, спорта, дисциплин, второй – определение основного направления планов, проблем, конкретных заданий по основным показателям подготовки. Перспективное планирование – от 2 до 15 лет, занимается составлением планов развития материально технических баз, подготовки кадров, развития науки. Текущее планирование – период до одного года, занимается планированием годичного цикла подготовки и прогноза на текущий год. Оперативное планирование – связано с планированием микроциклов, отдельных занятий, мероприятий. Цели планирования: разработка документов-планов, регламента поведения исполнителей(тренеров, спортсменов, учреждений), реализацией плановых заданий. Последовательный метод планирования предусматривает поэтапную подготовку планов, к нему относится многолетнее планирование и этапное. Параллельный метод планирования используется в относительно часто повторяющихся планах подготовки спортсменов(текущее и оперативное планирование).

57. Основы управления в спортивной тренировке. Основные операции управления (сбор и анализ информации, принятие и реализация решений). Этапное, текущее, оперативное управление. Элементом управления тренировочной и соревновательной деятельности является планирование и учет в спорте, а также контроль за всеми видами подготовленности спортсмена. Цель управления – оптимизация поведения спортсмена, улучшение тренированности и подготовленности, обеспечивающих достижение высокого спортивного результата. Процесс подготовки тренировки осуществляется при активном участии спортсмена и включает 3 группы операций. 1) сбор информации о состоянии спортсмена которые включают показатели физич, технич, психич-й подго-ти спортсмена, реакции различных систем трен и сорев нагрузки. сопоставляются сведения, полученные от спортсмена, от тренера, данные о срочном тренировочном кумулятивном эффекте. 2) анализ информации на основе сопоставления фактических и заданных параметров, разработка вариантов планирования в направлении трен и соревн деятельности. 3) принятие и реализация решений по изменению планирования, подбору средств и методов тренировки, обеспечивающих достижения высоких результатов. Виды управления: этапный, текущий, оперативный. Этапное – направлен на оптимизацию подготовки в течении длительного времени (макроцикл, этап многолетней подготовки). Текущее обеспечивает оптимизацию поведения спортсмена в мезо- микроцикле и тренировочном занятии. Оперативное – реакция организма после определенной нагрузки, отдыха, соревновательной деятельности. Их учитывают при построении программ тренировочных занятий — планировании продолжительности и характера упражнений, интенсивности их выполнения, продолжительности и характера интервалов отдыха). Эффективность управления спортивной тренировкой связана с четким количественным выражением структуры тренированности и соревновательной деятельности, характерной для конкретной дисциплины того или иного вида спорта. Для этого вначале устанавливают модель тренированности и соревновательной деятельности. Затем оценивают функциональные возможности конкретного спортсмена, сопоставляя его индивидуальные данные с модельными, определяют направления в работе и пути достижения заданного эффекта. Далее подбирают средства и методы тренировки, способствующие достижению запланированных результатов, распределяют средства во времени — планируют тренировочный процесс. Завершающими операциями являются поэтапный контроль за эффективностью тренировочного процесса и его коррекция.

 

 

58. Контроль в спортивной тренировке (этапный, текущий, оперативный, углубленный, избирательный, локальный). Педагогический, психический, медико-биологический, комплексный контроль. Цель контроля – оптимизация процессов подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена на основе объективной оценки различных сторон подготовленности и функциональных возможностей системы организма. В соответствии с типом состояний выделяют: Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, является следствием долговременных тренировочных эффектов и результата длительной подготовки в течении ряда лет, макроциклов, периодов. Текущий контроль – направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочного или соревновательного микроцикла. Оперативный контроль – предусматривает оценку оперативного состояния – срочных реакций организма спортсмена на нагрузку в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований. В зависимости от кол-ва задач: углубленный, изберательный, локальный. У глубленный контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса прошедшего этапа. Избирательный контроль проводиться с помощью группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности и работоспособности соревновательной деятельности или учебно-тренировочного занятия. Локальный основан на использовании одного или нескольких показателей оценить относительно узкие стороны двигательных ф-й, возможности отдельных функциональных систем. В зависимости от применения средств и методов контроль может носить педагогический, психический, медико-биологический и комплексный контроль. Педагогический контроль позвол оценивать уровень технико-тактической и физ подготовленности, особенности выступлений в соревах, динамика структуры и содержания тренировочного процесса. Психический контроль связан с изучением личности спортсмена и психического состояния, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности. Медико-биологический Связан с оценкой состояния здоровья спортсмена, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов, механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности. Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение всех видов контроля для всесторонней оценки подготовленности спортсмена, содержание учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельностью.

59. Контроль ФП-ти. Контроль силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей. Контроль скоростных способностей может проводиться в условиях неспецифических и специфических испытаний. Неспецифические для контроля элементарных проявлений, как скрытый период простой двигательной реакции, скорость простого одиночного движения, частота движений. Контроль скорости одиночных движений. Наиболее информативным время выполнения специфических движений или упражнений. Относят время удара по мячу в футболе, броска в баскетболе, гандболе и др.; время выполнения финального движения рукой в метании копья, нанесения укола в фехтовании, удара в боксе и др. Контроль частоты движений основан на выявлении количества движений в единицу времени. При контроле комплексных форм, производимых в сложных движениях, программы тестов органически увязаны с режимами скоростной работы, используемыми в специальных тестах: время реакции на выстрел стартера;.;время пробегания фиксированного расстоя­ия со старта;время пробегания фиксированного участка с хода. Контроль силовых качеств: Оценка максимальной силы –при работе в статическое режиме. Используются различные механические и тензометрические динамографы динамометры, позволяющие оценить максимальную силу разных мышечных групп. При контроле скоростной силы пользуются градиентом силы, определяется как отношение максимально проявляемой силы ко времени ее достижения или как время достижения максимального уровня мышечной силы или заданного уровня силы, например 50, 75 % максимального уровня. В спортивной практике скоростную силу измеряют простыми методами — по времени выполнения движения с заданным сопротивлением, высота прыжка вверх с места и др. Контроль скоростной силы часто проводится с проявлением быстроты и технических возможностей. Для контроля взрывной силы используют тесты, основанные на целостных движениях того или иного вида спорта — рывок штанги; бросок манекена; движение, имитирующее гребок при работе на биокинетической скамье. Силовую выносливость оценивать при выполнении движений имитац характера, близких по форме к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента. Для велосипедистов — это работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления вращению педалей; для бегунов — бег с до­олнительным сопротивлением в лабораторных условиях или на стадионе, бег по стандартной трассе в гору; для борцов — броски манекена в заданном режиме; для боксеров — работа на мешке и др. Контроль гибкости Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой. Контроль активной гибкости осуществляется путем количественной оценки способности спортсменов выполнять упражнения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, достигаемой при использовании внешних сил (помощь партнера, применение отягощений, блочных устройств и др.). Разница между активной и пассивной гибкостью отражает величину резерва для развития активной гибкости. Контроль за развитием координационных способностей, осуществляется по данным комплексных тестов, результаты в которых, требуют от спортсмена высоких координационных способностей. В гимнастике тесты – время удержания равновесия. контролируется способность корректировки положения в пространстве. Для оценки специальной выносливости в циклических видах спорта определяется индекс специальной выносливости. Чем ближе индекс к единице, тем выше выносливость. Для контроля энергетических возможностей используется тредбан или велоэргометр.

60. Контроль технической, тактической, психической подготовленности. Контроль технической подготовленности в различных видах спорта различен. Техническое мастерство оценивается по критериям: 1. Объем техники – кол-во технических приемов используемых как на тренировке, так и на соревнованиях. 2. Эффективность и своевременность применения технических приемов в условиях соревнований. 3. Сравнение техники с эталонными параметрами. 4. Сравнение с техникой других спортсменов различной квалификации. 5. Реализация технической подготовленности. 6. Устойчивость и стабильность выполнения технических приемов к сбивающим факторам внешней и внутренней среды. Оценка технического мастерства: визуально, видео-запись. Контроль тактической подготовленности осуществляется по: 1. Общему объему используемых вариантов тактики. 2. Разносторонности тактики и ее разнообразии. 3. Рациональности тактики, характеризуемой кол-вом технико-тактических действий и приемов, позволяющих получить положительный результат. 4. Эффективность тактики, результативность применения технико-тактических приемов. Контроль психической подготовленности: 1. Объем и степень концентрации внимания в различных соревновательных ситуациях. 2. Возможность аналитической деятельности, сенсомоторных реакций. 3. Стабильность выступления на соревнованиях различного уровня. 4. Личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких результатов. 5. Способность управлять уровнем возбуждения перед и в ходе соревнований. Также контроль может быть этапным (контроль за видами подготовленности на различных этапах спортивной тренировки), текущим (изменение на протяжении мезо- и микроциклов), оперативный контроль (выявление изменений, связанных со срочными реакциями на физические нагрузки в отдельном занятии или соревновании).

 

Date: 2016-06-06; view: 1272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию