Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к проведению семинарских занятий





 

Семинар №1.

Тема: «Государственное управление как социально-историческое и политическое явление».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Ознакомление студентов с этапами становления государства как общественно-исторического и политического явления.

2. Компаративный анализ цивилизационной и формационной парадигм изучения сущности государства.

3. Ознакомление учащихся с формами тестовых заданий.

Литература к теме:

1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Необходимо ознакомить студентов с этапами становления государства как общественно-исторического и политического явления, а также помочь им провести компаративный анализ цивилизационной и формационной парадигм изучения сущности государства.

 

Семинар №2.

Тема: «Государственное управление как система».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Системный подход в общественно-политической науке.

2.Государственное и муниципальное управление как система.

Литература к теме:

1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Необходимо ознакомить студентов с логикой системного подхода в общественных науках современности, а также рассмотреть государственное и муниципальное управление как систему, выделив в ее структуре подсистему государственно-политического и государственно-административного управления.

Семинар №3.

Тема: «теоретические концепции местного самоуправления».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. концепция дихотомия политики и администрирования (В.Вильсон);

2. концепция «new public management»;

3. концепция «good governance».

Литература к теме:

1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить генезис научных концепций о государственном управлении в их политико-исторической последовательности. Для этого знание о каждой из изучаемых концепций целесообразно представить в виде следующей структуры: «факторы возникновения концепции» - «основные положения концепции» - «результаты и последствия внедрения концепции в практику государственного управления».

Семинар №4.

Тема: «Государственная власть: сущность, принципы».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Государственная власть: генезис, факторы институциализации, модели властеосуществления;

2. Разделение государственной власти в демократическом правовом государстве: теория и практика.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить генезис научных концепций о понимании сущности государственной власти, ее источниках, ресурсах, субъектах, объектах, методах. Также необходимо составить комплексное представление обучающихся о принципе разделения властей и его реализации в политико-исторической ретроспективе.

Семинар №5.

Тема: «Институты государственной власти».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Институт государственной власти;

2. институты государственной власти в мире и России (институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институты судопроизводства).

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить сущность институционального подхода в современной науке о государственном управлении. Также целесообразно содействовать осмыслению студентами институциализации главы государства, парламентаризма, исполнительной власти, судопроизводства в современном мире и в Российской Федерации.

Семинар №6.

Тема: «Функционально-структурный анализ в теории и практике государственного управления».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Методика функционально-структурного анализа и диапазон его применимости в теории и практике государственного управления;

2. Алгоритм оптимизации организации государственного управления с помощью функционально-структурного анализа.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить сущность функционально-структурного анализа, а также диапазон эффективности использования данного научного метода в теории и практике государственного управления. Необходимо разобрать алгоритм функционально-структурной оптимизации федеральных органов исполнительной власти в России.

Семинар №7.

Тема: «Исполнительно-распорядительная власть в РФ».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Исполнительно-распорядительная власть: генезис, специфика, функции.

2.Демония исполнительной власти и ее последствия.

2. Система исполнительной власти в современных государствах: статус, факторы.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить сущность исполнительно-распорядительной власти в государстве, специфику ее статуса, функции, а также проблематику бюрократизации исполнительной власти. Необходимо осмыслить тезис о политизации исполнительно-распорядительной власти как одной из главных тенденций развития системы государственного управления в 21 веке.

Семинар №8.

Тема: «Научные основы государственной политики».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Государственная политика: категориальный анализ (public policy – politics).

2. Модели государственной политики.

3. Государственная политика в России: факторы формирования.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить основные термины государственной политики, принципы ее разработки и реализации, модели государственной политики.

Семинар №9.

Тема: «Процесс разработки и реализации государственной политики».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Технологии определения целей государственной политики (на конкретном примере)

2. Технологии формирования и оценки альтернатив государственной политики (на конкретном примере)

3. Технологии анализа и экспертизы государственной политики (на конкретном примере).

4. Программно-целевой и проектный механизмы реализации государственной политики (на конкретном примере)

5. Приоритетные инвестиционные проекты в РФ.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить основные термины государственной политики, принципы ее разработки и реализации, модели государственной политики, а также основные технологии программно-целевого и проектного подходов в государственной политики, применяемые за рубежом и в современной России.

Семинар №10.

Тема: «Теоретические основы местного самоуправления».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.сущность местного самоуправления, его статус в современном государстве.

2.Теоретические школы местного самоуправления.

3.Модели местного самоуправления

4.Европейская хартия о муниципальном самоуправлении.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить сущность и статус местного самоуправления в демократическом правовом социальном государстве, понять содержание научных школ местного самоуправления, изучить англосаксонскую, континентальную и смешанную модели местного самоуправления, а также разобрать принципы Европейской хартии о муниципальном самоуправлении.

Семинар №11.

Тема: «Организация местного самоуправления в России».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1.Контитуционно-правовой статус местного самоуправления в России (ст. 12 Конституции РФ, ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

2.Организационно-правовые основы местного самоуправления в РФ.

3.Финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ.

4.Участие граждан в местном самоуправлении в РФ.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить сущность и статус местного самоуправления в Российской Федерации, понять содержание его организационно-правовых, финансово-экономических, профессионально-кадровых основ, а также механизмы участия местного населения в решении вопросов местного значения.

Семинар №12.

Тема: «Регионализация государственного и муниципального управления».

При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Регионализация, ее факторы, модели, тенденции.

2. Российский федерализм: специфика становления, этапы и их характеристика.

3. Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ.

4. Правовой статус главы субъекта РФ, законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительно-распорядительного органа государственной власти субъекта РФ.

5. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти субъекта РФ.

Литература к теме:

1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007.

Рекомендации к выполнению заданий темы:

Следует помочь студентам осмыслить специфику становления российского федерализма по сравнению со сходными процессами в других государствах в контексте современной теории политической регионалистики.

 

 

3.2 Методические указания по организации внеаудиторнойсамостоятельной работы обучающихся

 

Для самостоятельной работы обучающихся выносятся вопросы, связанные с подготовкой к семинарским занятиям, а также с овладением теоретическим материалом по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления». Самостоятельная работа предусматривает работу с учебной и научной литературой, а так же документами, нормативно-правовыми актами. Для самостоятельной работы выносятся вопросы для подготовки к контрольным работам и проведения текущего контроля знаний обучающихся.

В процессе освоения материала обучающиеся выполняют ряд заданий, представляющих собой следующую классификацию: 1) простые, направленные на закрепление и актуализацию знаний задания; 2)задания, требующие серьезной аналитической работы обучающегося; 3) творческие задания, ставящие целью формирование умений и навыков.

Обучающиеся должны научиться семантически представлять знания с последующей их обработкой с помощью вычислительной техники, развивающихся информационно-коммуникационных технологий, выразившихся в появлении глобальной сети Интернет и системах коммуникации (электронная почта, видеоконференции, онлайн-форумы и т.д.).

Важнейшую часть самостоятельной работы обучающихся составляет работа с материалами вводной лекции и лекций, выданных преподавателем в электронном виде или в виде твердой копии.

Обучающийся выбирает из представленного материала то, что касается объекта исследования изучаемой дисциплины, предмета исследования, а также составляет глоссарий наиболее значимых понятий; устанавливает связь изучаемой дисциплины с другими дисциплинами; выделяет основные инструменты, которые можно использовать в дальнейшей научной, исследовательской и практической деятельности.

Результаты тематической самостоятельной работы могут быть подготовлены в качестве презентации с использованием компьютерной оболочки Power Point или в виде схем, таблиц, подшитых в папку. Этими материалами можно пользоваться при подготовке и сдаче экзамена или зачета по данной дисциплине.

Самостоятельная работа также проводится обучающимися с учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами. Выбор литературы – важная составляющая самостоятельной работы студента. Можно много прочесть,
но сделать работу посредственно, и наоборот - на малом материале
выполнить ее блестяще.

Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: первичное ознакомление и беглое прочтение источника (отсеивается ненужная литература), и глубокое чтение и анализ. Работа проводится по рекомендации преподавателя-консультанта. Чтение научной литературы обязательно сопровождается работой со словарями и текстами лекций.

Отчетными материалами к такой самостоятельной работе могут являться:

1) реферат, объемом не более 8-10 страниц с выделением терминологии по данной дисциплине, определением задач, решаемых данной дисциплиной.

2) библиография источников с краткой аннотацией по каждому источнику (с указанием автора). В аннотации указать: жанр (методическая разработка, тезисы, статья, учебник, монография); предметную тематику (по психологии, философии, экономике, налогам и т.д.), период издания (изданий прошлых лет, новые, новейшие). Рекомендуется познакомиться с работами своих преподавателей, определить их научную школу.

3) Конспект - способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Конспект как отчетная единица выполняется в двух вариантах. Первый вариант - конспект теоретического текста - выполняется с выделением понятий, категорий, законов, принципов, идей, определений, теорий, гипотез, выводов, фактов. Второй вариант - конспект эмпирического текста - выполняется с выделением фактов, событий, ситуаций, дат, статистических данных, конкретных свойств и явлений.

Обучающийся вправе выбрать любые виды (выборочное и сквозное; репродуктивное и продуктивное) и формы конспектирования (выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия).

Указанные отчетные материалы могут засчитываться преподавателем в качестве оценочных единиц.

 

4. Методические указания по организации текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

4.1. Фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

 

1.Базовые понятия системы государственного управления, их содержание и толкование в современной литературе.

2. Государственное управление как система.

4. Государственное управление и менеджмент: соотношение понятий.

5. Государство как общественное явление. Подходы к объяснению сущности государства.

6. Демократическое правовое государство: подходы к осмыслению, признаки.

7. Социальное государство: сущность, виды.

8. Политические партии как институты политической системы: сущность, виды, развитие в России.

9. Негосударственные некоммерческие организации как институты политической системы: сущность, виды, развитие в России.

10. Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества.

11. Демократия: сущность, виды, модели, проблемы обеспечения.

12. Демократический транзит: сущность, проблемы перехода.

13. Государственная власть: сущность, признаки. Субъекты государственной власти в РФ.

14. Государственная власть – государственное управление – администрирование: содержание и соотношение понятий.

15. Основные направления и организационно-правовые формы взаимодействия государства и общественности.

16. Форма правления: сущность, виды, особенность Российской Федерации.

17. Форма политико-территориального устройства: сущность, виды.

18. Политический режим: содержание, виды.

19. Гражданское общество: определение, критерии. Либеральный и консервативный подходы к осмыслению гражданского общества.

20. Цели в государственном управлении.

21. Статус, компетенция, функции, полномочия: содержание и соотношение понятий.

22. Функции в государственном управлении: содержание, классификация. Содержание функционально-структурных реформ системы исполнительной власти в РФ.

23. Определение и признаки государственной власти.

24. Конституционный статус Президента РФ. Его функции и полномочия.

25. Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно установленные функции, полномочия, механизм взаимодействия с другими ветвями власти.

26. Законодательный процесс в РФ: сущность, стадии, виды законов.

27. Статус, компетенция, полномочия, ответственность Правительства РФ. Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г.

28. Механизм политической ответственности Правительства Российской Федерации.

29. Судебная власть: понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти.

30. Прокуратура Российской Федерации. Направления прокурорской деятельности, виды прокурорских решений.

31. Российский федерализм: специфика формирования и проблемы конституционно-правового статуса субъектов РФ.

32. Разграничение государственно-властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.

33. Административная автономия – политическая автономия – суверенитет: сущность и разграничение понятий.

34. Организация деятельности законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

35. Институт президента в субъектах РФ.

36. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ: сущность, функции, модели организации.

37. Система государственного и муниципального управления в г. Москве.

38. Организация государственного управления в Московской области.

39. Институт полномочного представительства Президента РФ: сущность, назначение, статус полномочных представителей.

40. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации: виды, основания для классификации.

41. Управление, самоуправление, саморегулирование: содержание понятий, их сходство и различие.

42. Местное самоуправление: сущность и содержание понятия. Соотношение понятий "местное самоуправление", "местное управление", "муниципальное управление".

43. Теоретические школы местного самоуправления.

44. Бюрократия: содержание понятия. Концепции бюрократии в социально-политической науке.

45. Государственная политика: сущность, цели, виды.

46. Основные этапы государственной политики.

47. Анализ государственной политики: сущность, приемы.

48. Программно-целевой подход к разработке и реализации государственной политики.

49. Управление государственными / муниципальными целевыми программами.

50. Проектный подход к разработке и реализации государственной политики. Приоритетные национальные проекты в РФ.

51. Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ. Функции федеральных министерств, агентств, служб.

52. Административные реформы: причины, содержание, классификация.

53. Цели и направления административных реформ в РФ.

54. Структура и система федеральных органов исполнительной власти в РФ.

55. Концепция предоставления услуг в теории и практике государственного управления.

56. Регламентация деятельности органов государственного управления / муниципального управления.

57. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие и классификация.

58. Муниципальные служащие: понятие, состав, социальный и правовой статус.

59. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: сущность, виды, организационно-правовые формы.

60. Модели местного самоуправления.

61. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах.

62. Земское, городское, дворянское самоуправление в России.

63. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 – ФЗ).

64. Межмуниципальное сотрудничество: сущность, виды, проблемы организации в РФ.

65. Территориальное общественное самоуправление: сущность, основы, проблемы развития.

66. Организационная структура местного самоуправления в РФ (в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 – ФЗ).

Date: 2016-06-06; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию