Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания к проведению семинарских занятий
Семинар №1. Тема: «Государственное управление как социально-историческое и политическое явление». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Ознакомление студентов с этапами становления государства как общественно-исторического и политического явления. 2. Компаративный анализ цивилизационной и формационной парадигм изучения сущности государства. 3. Ознакомление учащихся с формами тестовых заданий. Литература к теме: 1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Необходимо ознакомить студентов с этапами становления государства как общественно-исторического и политического явления, а также помочь им провести компаративный анализ цивилизационной и формационной парадигм изучения сущности государства.
Семинар №2. Тема: «Государственное управление как система». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Системный подход в общественно-политической науке. 2.Государственное и муниципальное управление как система. Литература к теме: 1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Необходимо ознакомить студентов с логикой системного подхода в общественных науках современности, а также рассмотреть государственное и муниципальное управление как систему, выделив в ее структуре подсистему государственно-политического и государственно-административного управления. Семинар №3. Тема: «теоретические концепции местного самоуправления». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. концепция дихотомия политики и администрирования (В.Вильсон); 2. концепция «new public management»; 3. концепция «good governance». Литература к теме: 1. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить генезис научных концепций о государственном управлении в их политико-исторической последовательности. Для этого знание о каждой из изучаемых концепций целесообразно представить в виде следующей структуры: «факторы возникновения концепции» - «основные положения концепции» - «результаты и последствия внедрения концепции в практику государственного управления». Семинар №4. Тема: «Государственная власть: сущность, принципы». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Государственная власть: генезис, факторы институциализации, модели властеосуществления; 2. Разделение государственной власти в демократическом правовом государстве: теория и практика. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить генезис научных концепций о понимании сущности государственной власти, ее источниках, ресурсах, субъектах, объектах, методах. Также необходимо составить комплексное представление обучающихся о принципе разделения властей и его реализации в политико-исторической ретроспективе. Семинар №5. Тема: «Институты государственной власти». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Институт государственной власти; 2. институты государственной власти в мире и России (институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институты судопроизводства). Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить сущность институционального подхода в современной науке о государственном управлении. Также целесообразно содействовать осмыслению студентами институциализации главы государства, парламентаризма, исполнительной власти, судопроизводства в современном мире и в Российской Федерации. Семинар №6. Тема: «Функционально-структурный анализ в теории и практике государственного управления». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Методика функционально-структурного анализа и диапазон его применимости в теории и практике государственного управления; 2. Алгоритм оптимизации организации государственного управления с помощью функционально-структурного анализа. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить сущность функционально-структурного анализа, а также диапазон эффективности использования данного научного метода в теории и практике государственного управления. Необходимо разобрать алгоритм функционально-структурной оптимизации федеральных органов исполнительной власти в России. Семинар №7. Тема: «Исполнительно-распорядительная власть в РФ». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Исполнительно-распорядительная власть: генезис, специфика, функции. 2.Демония исполнительной власти и ее последствия. 2. Система исполнительной власти в современных государствах: статус, факторы. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3.Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить сущность исполнительно-распорядительной власти в государстве, специфику ее статуса, функции, а также проблематику бюрократизации исполнительной власти. Необходимо осмыслить тезис о политизации исполнительно-распорядительной власти как одной из главных тенденций развития системы государственного управления в 21 веке. Семинар №8. Тема: «Научные основы государственной политики». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Государственная политика: категориальный анализ (public policy – politics). 2. Модели государственной политики. 3. Государственная политика в России: факторы формирования. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить основные термины государственной политики, принципы ее разработки и реализации, модели государственной политики. Семинар №9. Тема: «Процесс разработки и реализации государственной политики». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Технологии определения целей государственной политики (на конкретном примере) 2. Технологии формирования и оценки альтернатив государственной политики (на конкретном примере) 3. Технологии анализа и экспертизы государственной политики (на конкретном примере). 4. Программно-целевой и проектный механизмы реализации государственной политики (на конкретном примере) 5. Приоритетные инвестиционные проекты в РФ. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить основные термины государственной политики, принципы ее разработки и реализации, модели государственной политики, а также основные технологии программно-целевого и проектного подходов в государственной политики, применяемые за рубежом и в современной России. Семинар №10. Тема: «Теоретические основы местного самоуправления». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.сущность местного самоуправления, его статус в современном государстве. 2.Теоретические школы местного самоуправления. 3.Модели местного самоуправления 4.Европейская хартия о муниципальном самоуправлении. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить сущность и статус местного самоуправления в демократическом правовом социальном государстве, понять содержание научных школ местного самоуправления, изучить англосаксонскую, континентальную и смешанную модели местного самоуправления, а также разобрать принципы Европейской хартии о муниципальном самоуправлении. Семинар №11. Тема: «Организация местного самоуправления в России». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1.Контитуционно-правовой статус местного самоуправления в России (ст. 12 Конституции РФ, ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 2.Организационно-правовые основы местного самоуправления в РФ. 3.Финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ. 4.Участие граждан в местном самоуправлении в РФ. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить сущность и статус местного самоуправления в Российской Федерации, понять содержание его организационно-правовых, финансово-экономических, профессионально-кадровых основ, а также механизмы участия местного населения в решении вопросов местного значения. Семинар №12. Тема: «Регионализация государственного и муниципального управления». При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Регионализация, ее факторы, модели, тенденции. 2. Российский федерализм: специфика становления, этапы и их характеристика. 3. Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ. 4. Правовой статус главы субъекта РФ, законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительно-распорядительного органа государственной власти субъекта РФ. 5. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти субъекта РФ. Литература к теме: 1.Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. 3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. Рекомендации к выполнению заданий темы: Следует помочь студентам осмыслить специфику становления российского федерализма по сравнению со сходными процессами в других государствах в контексте современной теории политической регионалистики.
3.2 Методические указания по организации внеаудиторнойсамостоятельной работы обучающихся
Для самостоятельной работы обучающихся выносятся вопросы, связанные с подготовкой к семинарским занятиям, а также с овладением теоретическим материалом по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления». Самостоятельная работа предусматривает работу с учебной и научной литературой, а так же документами, нормативно-правовыми актами. Для самостоятельной работы выносятся вопросы для подготовки к контрольным работам и проведения текущего контроля знаний обучающихся. В процессе освоения материала обучающиеся выполняют ряд заданий, представляющих собой следующую классификацию: 1) простые, направленные на закрепление и актуализацию знаний задания; 2)задания, требующие серьезной аналитической работы обучающегося; 3) творческие задания, ставящие целью формирование умений и навыков. Обучающиеся должны научиться семантически представлять знания с последующей их обработкой с помощью вычислительной техники, развивающихся информационно-коммуникационных технологий, выразившихся в появлении глобальной сети Интернет и системах коммуникации (электронная почта, видеоконференции, онлайн-форумы и т.д.). Важнейшую часть самостоятельной работы обучающихся составляет работа с материалами вводной лекции и лекций, выданных преподавателем в электронном виде или в виде твердой копии. Обучающийся выбирает из представленного материала то, что касается объекта исследования изучаемой дисциплины, предмета исследования, а также составляет глоссарий наиболее значимых понятий; устанавливает связь изучаемой дисциплины с другими дисциплинами; выделяет основные инструменты, которые можно использовать в дальнейшей научной, исследовательской и практической деятельности. Результаты тематической самостоятельной работы могут быть подготовлены в качестве презентации с использованием компьютерной оболочки Power Point или в виде схем, таблиц, подшитых в папку. Этими материалами можно пользоваться при подготовке и сдаче экзамена или зачета по данной дисциплине. Самостоятельная работа также проводится обучающимися с учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами. Выбор литературы – важная составляющая самостоятельной работы студента. Можно много прочесть, Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: первичное ознакомление и беглое прочтение источника (отсеивается ненужная литература), и глубокое чтение и анализ. Работа проводится по рекомендации преподавателя-консультанта. Чтение научной литературы обязательно сопровождается работой со словарями и текстами лекций. Отчетными материалами к такой самостоятельной работе могут являться: 1) реферат, объемом не более 8-10 страниц с выделением терминологии по данной дисциплине, определением задач, решаемых данной дисциплиной. 2) библиография источников с краткой аннотацией по каждому источнику (с указанием автора). В аннотации указать: жанр (методическая разработка, тезисы, статья, учебник, монография); предметную тематику (по психологии, философии, экономике, налогам и т.д.), период издания (изданий прошлых лет, новые, новейшие). Рекомендуется познакомиться с работами своих преподавателей, определить их научную школу. 3) Конспект - способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Конспект как отчетная единица выполняется в двух вариантах. Первый вариант - конспект теоретического текста - выполняется с выделением понятий, категорий, законов, принципов, идей, определений, теорий, гипотез, выводов, фактов. Второй вариант - конспект эмпирического текста - выполняется с выделением фактов, событий, ситуаций, дат, статистических данных, конкретных свойств и явлений. Обучающийся вправе выбрать любые виды (выборочное и сквозное; репродуктивное и продуктивное) и формы конспектирования (выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия). Указанные отчетные материалы могут засчитываться преподавателем в качестве оценочных единиц.
4. Методические указания по организации текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 4.1. Фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1.Базовые понятия системы государственного управления, их содержание и толкование в современной литературе. 2. Государственное управление как система. 4. Государственное управление и менеджмент: соотношение понятий. 5. Государство как общественное явление. Подходы к объяснению сущности государства. 6. Демократическое правовое государство: подходы к осмыслению, признаки. 7. Социальное государство: сущность, виды. 8. Политические партии как институты политической системы: сущность, виды, развитие в России. 9. Негосударственные некоммерческие организации как институты политической системы: сущность, виды, развитие в России. 10. Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества. 11. Демократия: сущность, виды, модели, проблемы обеспечения. 12. Демократический транзит: сущность, проблемы перехода. 13. Государственная власть: сущность, признаки. Субъекты государственной власти в РФ. 14. Государственная власть – государственное управление – администрирование: содержание и соотношение понятий. 15. Основные направления и организационно-правовые формы взаимодействия государства и общественности. 16. Форма правления: сущность, виды, особенность Российской Федерации. 17. Форма политико-территориального устройства: сущность, виды. 18. Политический режим: содержание, виды. 19. Гражданское общество: определение, критерии. Либеральный и консервативный подходы к осмыслению гражданского общества. 20. Цели в государственном управлении. 21. Статус, компетенция, функции, полномочия: содержание и соотношение понятий. 22. Функции в государственном управлении: содержание, классификация. Содержание функционально-структурных реформ системы исполнительной власти в РФ. 23. Определение и признаки государственной власти. 24. Конституционный статус Президента РФ. Его функции и полномочия. 25. Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно установленные функции, полномочия, механизм взаимодействия с другими ветвями власти. 26. Законодательный процесс в РФ: сущность, стадии, виды законов. 27. Статус, компетенция, полномочия, ответственность Правительства РФ. Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г. 28. Механизм политической ответственности Правительства Российской Федерации. 29. Судебная власть: понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти. 30. Прокуратура Российской Федерации. Направления прокурорской деятельности, виды прокурорских решений. 31. Российский федерализм: специфика формирования и проблемы конституционно-правового статуса субъектов РФ. 32. Разграничение государственно-властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. 33. Административная автономия – политическая автономия – суверенитет: сущность и разграничение понятий. 34. Организация деятельности законодательной (представительной) власти субъекта РФ. 35. Институт президента в субъектах РФ. 36. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ: сущность, функции, модели организации. 37. Система государственного и муниципального управления в г. Москве. 38. Организация государственного управления в Московской области. 39. Институт полномочного представительства Президента РФ: сущность, назначение, статус полномочных представителей. 40. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации: виды, основания для классификации. 41. Управление, самоуправление, саморегулирование: содержание понятий, их сходство и различие. 42. Местное самоуправление: сущность и содержание понятия. Соотношение понятий "местное самоуправление", "местное управление", "муниципальное управление". 43. Теоретические школы местного самоуправления. 44. Бюрократия: содержание понятия. Концепции бюрократии в социально-политической науке. 45. Государственная политика: сущность, цели, виды. 46. Основные этапы государственной политики. 47. Анализ государственной политики: сущность, приемы. 48. Программно-целевой подход к разработке и реализации государственной политики. 49. Управление государственными / муниципальными целевыми программами. 50. Проектный подход к разработке и реализации государственной политики. Приоритетные национальные проекты в РФ. 51. Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ. Функции федеральных министерств, агентств, служб. 52. Административные реформы: причины, содержание, классификация. 53. Цели и направления административных реформ в РФ. 54. Структура и система федеральных органов исполнительной власти в РФ. 55. Концепция предоставления услуг в теории и практике государственного управления. 56. Регламентация деятельности органов государственного управления / муниципального управления. 57. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие и классификация. 58. Муниципальные служащие: понятие, состав, социальный и правовой статус. 59. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: сущность, виды, организационно-правовые формы. 60. Модели местного самоуправления. 61. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах. 62. Земское, городское, дворянское самоуправление в России. 63. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 – ФЗ). 64. Межмуниципальное сотрудничество: сущность, виды, проблемы организации в РФ. 65. Территориальное общественное самоуправление: сущность, основы, проблемы развития. 66. Организационная структура местного самоуправления в РФ (в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 – ФЗ). Date: 2016-06-06; view: 531; Нарушение авторских прав |