Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практических задач и упражнений дляСамостоятельной работы студентов
Подготовил преподаватель: Некрасова И.Н.
г. Балашов 2015 г. Семестр 1. Тема 1.1.3 « Погрешности приближений и вычислений, вычисления с приближенными данными» Форма предоставления изученного материала (по программе самостоятельного изучения с указанием уровней сложности): 1. Решение 2-3 задач. 2. Решение 4-5 задач. Ответы на контрольные вопросы. 3. Решение 6-8 задач. Проверка правильности решения. Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы: 1. Какое число называется приближенным? 2. Что называют абсолютной погрешностью приближения? В каких единицах измеряется абсолютная погрешность? 3. Что называют относительной погрешностью приближения? В каких единицах измеряется относительная погрешность? 4. Что называют границей относительной погрешности? Каково практическое приложение границы относительной погрешности? 5. Какие цифры приближенного числа называются верными? Сомнительными? 6. Перечислите правила действия с приближенными числами.
Упражнения: 1. Измерение электрического напряжения на солнечной батарее проводят с использованием аналого-цифрового преобразователя (АЦП) с относительной погрешностью преобразования 0,25 %. Результат измерения равен 1,25 В. Напряжение на ее выводах должно превышать 1,20 В. Можно ли обосновано утверждать, что солнечная батарея годна к эксплуатации? Ответ подтвердите математическим неравенством.
2. При испытательном нагружении резервуара допустимо отклонение от номинального давления 300 МПа не более 5 %. С какой абсолютной максимально допустимой погрешностью необходимо измерять давление при испытаниях?
3. Число 14,75 найдено с относительной погрешностью 0,5%. Найти абсолютную погрешность округления.
4. Найти абсолютные и относительные погрешности числа e=2 71828182,..., заданного двумя и тремя цифрами после запятой (без округления!) 5. Округлить число x=4,45575650 до шести, пяти и т.д. десятичных знаков и до целого числа.
6. Вычислить верные значащие цифры чисел: а) x = 0,004507; D =0 00006; б) x = 12,396; D =0,03; в) x = 0,037862; D = 0,00712,396.
7. Рёбра прямоугольного параллелепипеда a=4,3см, b=1,6см; c=2,8см измерены с абсолютной погрешностью D=0,1 см. Определить абсолютную и относительную погрешность вычисления его объёма V.
8. При измерении мирового рекорда на дистанции 800 м среди женщин использовался электронный секундомер с относительной инструментальной погрешностью 0,3 %. Время действующего мирового рекорда равно (230,07 ± 0,001) с. Можно ли уверенно утверждать, что время 229,70 с является новым мировым рекордом? Ответ обоснуйте математическим неравенством.
Методические указания: Абсолютная погрешность – это значение, вычисляемое как разность между значением величины, полученным в процессе измерений, и настоящим (действительным) значением данной величины. Абсолютная погрешность вычисляется по следующей формуле: ΔQn =Qn −Q0, где AQn – абсолютная погрешность; Qn – значение некой величины, полученное в процессе измерения; Q0 – значение той же самой величины, принятое за базу сравнения (настоящее значение). Абсолютная погрешность меры – это значение, вычисляемое как разность между числом, являющимся номинальным значением меры, и настоящим (действительным) значением воспроизводимой мерой величины. Относительная погрешность – это число, отражающее степень точности измерения. Относительная погрешность вычисляется по следующей формуле: Q0 – настоящее (действительное) значение измеряемой величины. Относительная погрешность выражается в процентах. Приведенная погрешность – это значение, вычисляемое как отношение значения абсолютной погрешности к нормирующему значению.
Примеры выполнения упражнений: Пример 1. При измерении мирового рекорда на спринтерской дистанции 100 м использовался электронный секундомер с относительной инструментальной погрешностью 0,2 %. Время действующего мирового рекорда равно (8,745 ± 0,001) с. Можно ли уверенно утверждать, что время 8,70 с является новым мировым рекордом? Ответ обоснуйте математическим неравенством. Решение: 1) Найдем абсолютную погрешность измерения времени нового рекорда на дистанции 100 м: где δt – относительная погрешность, 0.2 %; t – значение физической величины, 8.70 с; ∆t – абсолютная погрешность, с. 2) Результат измерения представим в виде интервала: (8.70 ± 0.02) с 3) Сравним результат с действующим рекордом: (8.745 ± 0.001) с 4) Время 8.70 с является новым мировым рекордом, так как выполняется неравенство: (8.745 – 0.001) c > (8.70 + 0.02) c 8.744 c > 8.72 c
Пример 2. Стороны прямоугольника a=3,3см; b=5,2см измерены с абсолютной погрешностью D=0,1см. Найти: а) абсолютную погрешность периметра и площади прямоугольника; б) относительную погрешность периметра. Решение: Периметр прямоугольника и его площадь вычисляются приближённо, т.к. его стороны измерены с некоторой погрешностью: P= 2(a+b)= 2*(3,3+5,2)=17,0 см× S= ab=3,3*5,2=17,16 cм2 Абсолютная погрешность вычисления периметра равна: Теперь вычислим относительные погрешности сторон: Пределы изменения относительной погрешности периметра: (в долях) или (%) Относительная погрешность вычисления площади прямоугольника: Тогда абсолютная погрешность равна:
cм2 Рекомендуемая литература.
1. Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас- сы. — М.: Просвещение, 2015. (Гриф Минобразования и науки РФ). 2. Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Академия, 2014. (Гриф Минобразования и науки РФ). 3. Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике: учеб.пособие для ссузов / М.: Дрофа, 2012. (Гриф Минобразования и науки РФ). 4. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2015. 5. ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru 6. Информационные, тренировочные и контрольные материалы www. fcior.edu. ru Критерии оценки: • ознакомление с условием задачи (анализ условия задачи и его наглядная интерпретация схемой или чертежом), 0,5 балла; • составление плана решения задачи (составление уравнений, связывающих величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны), 1 балл; • подробное решение, 2 балла; • проверка правильности решения (анализ полученного результата или числовой расчет), ответы на контрольные вопросы 1 балл; • задача представлена на контроль в срок, 0,5 балла. Максимальное количество баллов: 5 Оценка выставляется по количеству набранных баллов. 2. Тема 2.1.3 «Степень с действительным показателем»
Форма предоставления изученного материала (по программе самостоятельного изучения с указанием уровней сложности): 1. Решение 3-4 задач. 2. Решение 5-6 задач. Ответы на контрольные вопросы. 3. Решение 7-8 задач. Проверка правильности решения. Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы: 1. Дать определение арифметического корня. 2. Перечислить основные свойства арифметического корня. 3. Дать определение степени с рациональным и действительным показателями, перечислить их свойства.
Упражнения: Упростить выражения и вычислить их, если даны числовые значения параметров: 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. . 7. . Сделать указанную подстановку и результат упростить: 8. . 9. .
Методические указания: Существуют различные типы упражнений на тождественные преобразования выражений. Первый тип упражнений – это упражнения, в которых явно указано то преобразование, которое необходимо выполнить. Второй тип упражнений – это упражнения, в которых явно указано то главное преобразование, которое необходимо выполнить. В таких упражнениях требование обычно сформулировано в одном из видов: упростить выражение, вычислить. При выполнении таких упражнений необходимо прежде всего выявить, какие и в каком порядке необходимо выполнить преобразования, чтобы выражение приняло более компактный вид, чем данное, или получился числовой результат. Третий тип упражнений на тождественные преобразования – это упражнения, в которых требуется доказать справедливость данного равенства. При выполнении таких заданий можно либо левую часть преобразовывать к правой, либо правую к левой, либо одновременно преобразовывать левую и правую части, либо с помощью преобразований установить, что разность левой и правой частей равна нулю. При этом упражнения третьего типа могут быть двух видов: условные тождества (заданы условия, которым должны удовлетворять переменные в выражении) и безусловные (обычные). Перечислим минимум формул, необходимых для преобразований: Формулы сокращенного умножения: ; ; ; ; где а, b, с – любые действительные числа; , где а¹0, х1 и х2 – корни уравнения .
Основное свойство дроби и действия над дробями: , где b¹0, с¹0; ; ; ; . Определение арифметического корня и его свойства: ; , b¹0; ; ; ; , где а, b – неотрицательные числа, nÎN, n³2, mÎN, m³2
Свойства степеней: , nÎN, а¹0; а0=1, а¹0; , а¹0; , а¹0; , а¹0; , а¹0, b¹0; , а¹0, b¹0. Примеры выполнения упражнений: Пример 1. Упростите выражение: . Решение:
.
|