Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суть оперативно-исследовательских публицистических текстов
В чем специфика отчета, репортажа и интервью как жанров публицистики? В том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает не оперативное значениес ообщаемой информации, а ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ в отчете, интервью и репортаже – не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно-описательные элементы. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж иинтервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передатьощущение динамики жизни. Взаимно дополняя друг друга,оперативно-исследовательские тексты не просто дают представление об окружающемнас мире, но и позволяют усвоить логику общественного развития, помогают понятьособенности людей как участников социальных процессов. Репортаж
– один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимуществаоперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровыйэлемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самомделе. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическоевоспроизведение времени и пространства. Время в репортаже прерывисто, условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описаниясобытия к его завершению. Основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Природообразующие элементы репортажа: • последовательноевоспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностьюдействия во времени и пространстве; • наглядность –создание образной картины происходящего путем использования предметного описаниядеталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и репликдействующих лиц; • предельнаядокументальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, нитворческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне); • образнаяаналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публициствыступает как исследователь; • эмоциональноокрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительнуюубедительность; • активная рольличности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазамирассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зренияне автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста винтервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляетсяжурналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемымавтором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемомувопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда –косвенно) и позицию корреспондента. Формы интервью различны:беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие всущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрениясобеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике,создать его психологический портрет. В основе текста лежит высказываниесобеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Некогда отчет относили к сугубо информационным материалам. Сегодня некоторые специалистывключают его в число жанров аналитических. Современный отчетвидоизменился, но сохраняет свои родовые жанровые признаки. Какие? • В основе лежитмаксимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемомавтором; • повествованиеограничено определенными пространственно-временными рамками, охватывающимиописываемое событие. Это не означает, что публицист не может раздвинуть границысвоего рассказа, но такое расширение выглядит как намеренное вкрапливаниедополнительных эпизодов в описание хода события; • существеннымсодержательным элементом отчета является детализация события, изложениеподробностей. Причем в качестве детали и подробности выступают не предметныеописания вещи или ситуации, а, как правило, реплики действующих лиц; • стремясь эмоционально воздействовать на аудиторию, автор не обязан приглушать формальные приемы «самовыражения» (они, как известно, все равно очевидны в структуре повествования,в отборе деталей, в индивидуальных особенностях письма). Побуждение аудитории кактивному восприятию текста отчета связано с прямой демонстрацией собственнойпозиции. Разумеется, отчет какжанр более строг в сравнении с репортажем или интервью (главная его задача –предельно объективное изложение происходящего), но в этих границах публицист необязательно выступает бесстрастным информатором. Лексическая и смысловаяэкспрессия отчету не противопоказаны.
|