Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы творчества в журналистике как система психолог. подходов
Теоретики считают, что образ читателя возникает в сознанииавтора в виде совокупности подразумевающихся черт. Пока же можно только предположить, что автор соотносит данный образ со своими непосредственнымипредставлениями о нем. В этом сложном психологическом образованииаккумулируются знания о читателе, представленные в виде своеобразной модели сдвумя подструктурами: «образ чувствующего читателя» и «образ думающегочитателя».
Если в первом образе отражаютсяэмоционально окрашенные представления об аудитории, то во втором – представления о читателе, способном включиться в мыслительный процесс. Подобныеобразы образуются на основе непосредственных контактов с аудиторией: перепискис читателями, телефонных переговоров, личных встреч и т.д. Субъективные представленияо читателе, таким образом, выступают для автора вторым составляющим еговнутреннего «я». Именно на этой основе создается определенный образ человека, скоторым публицист как с вполне реальным лицом может советоваться, делитьсясобственными мыслями и чувствами и т.п. При этом, так называемый, воображаемыйчитатель может выступить и в роли оппонента, с которым автор ведет заочный спорпо тому или иному вопросу, и в качестве сочувствующего слушателя, и как лицо, кчьему мнению автор апеллирует, наконец, как некий проницательный человек,который может легко догадаться о дальнейшем развитии сюжета. В силу того, что любоежурналистское произведение адресуется не какой-то аморфной группе людей, авполне конкретной читательской аудитории, журналисту необходимо знать ее объективныеи субъективные характеристики. К первым мы относимсоцио-демографические признаки (пол, возраст, сфера деятельности и т.д.), а ко вторым – информационные потребности, интересы и предпочтения. Сейчасжурналисты могут пользоваться результатами различных социологическихисследований, ориентированных на выявление различных характеристик целевойчитательской группы. Подобного рода знания позволяют журналистам при разговорес читателями учитывать их информационные потребности, социокультурные иценностные ориентации, нравственные и моральные представления и т.д. Журналисту необходимо такжезнать, каким образом аудитория осуществляет свою коммуникативную деятельность. Коммуникативная деятельность аудитории осуществляется через предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную фазы. Предкоммуникативная фаза начинается с мотива выбора человеком конкретного издания. Респондентобращается к тому или иному изданию лишь тогда, когда испытывает ясноосознаваемую нужду в получении интересующей его информации. Эта потребностьможет быть обусловлена различными причинами: социальными, духовными,эстетическими и др. Осознанная нужда, приобретя свою «побуждающую» силу,превращается в мотив, включающий в себя не только определенную цель достижения,но и оценочный компонент по восприятию того или иного произведения.Читательский мотив может быть выражен и через систему читательских ожиданий,обусловленных опытом человека. С момента выбора конкретного издания и текста дляознакомления начинается коммуникативнаяфаза. Наданном этапе человек включается в процесс чтения, который, как справедливозамечает Л.И. Беляева, способен «удовлетворить различные потребности:познавательные, эстетические, нравственные и другие. Но удовлетворение ихпроисходит не прямым путем, а на основе переработки знаковой, словеснойинформации, источником которой являются произведения печати». Как утверждают психологи,«восприятие – своеобразное действие, направленное на обследованиевоспринимаемого объекта и на создание его копии». Восприятие может иметь какпроизвольный, так и избирательный характер. В первом случае внимание человекаможет быть рассеянным. Во втором – личность подходит к чтению очерка с четкоосознаваемыми установками, например, может соотносить авторскую позицию ссобственной. Исходя из особенностейчитательского прочтения текста, журналист не должен создавать невыгодных длячитательского восприятия конструкций. Поэтому желательно, чтобы материал былчетко структурирован, чтобы все факты в нем были преподнесены в строгойлогической взаимосвязи, чтобы в своем материале автор не злоупотреблялспециальными терминами и иностранными выражениями. О том, какие мнения, оценки ивыводы выработались у аудитории в процессе чтения очерка, можно выяснить в посткоммуникативной фазе. Именно на этом этапе читатель может включиться в обмен мнениямине только на межличностном уровне, но и выйти на контакт с журналистом. Вовремя подобных контактов с аудиторией автор может получить информацию охарактере своих взаимоотношений с читателем. Он может узнать, какое воздействиеоказало его произведение, что думает читатель по поводу материала, разделяет лион авторскую позицию и т.д.
Date: 2016-06-06; view: 873; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|